Большая Советская энциклопедия

    Хабиболла (1808, Шираз, — 1854, Тегеран), иранский поэт. Родился в семье литератора. Писал стихи и на арабском языке. Сохранилось около. 22 тыс. его стихов. Написал также прозаические произведения «Книга рассеянного». В Диван К. входят главным образом касыды (См. Касыда). Панегирики его гиперболичны. К. — представитель литературного направления базгашт («возвращение») (см. Иран, раздел Литература). Виртуозно владел поэтической техникой, вводил неологизмы, допускал необычные употребления слов, нарушение метра.

    Соч.: Диван-е-хаким-е Каани-йе-Ширази. Ред. и предисл. Мохаммеда Махджуба, Тегеран, 1336 с. г. х. (1957).

    Лит.: Бертельс Е. Э., Автобиография Каани, «Докл. АН СССР, сер. В», 1927; Kubičkova V., Qaani, poete persane du XIX siecle, Prague, 1954.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Литературная энциклопедия

    Каани

    КААНИ (1807—1853) — персидский поэт Хабибуллах Фариси, первоначально выступавший под именем Хабиб. Р. в Ширазе; лишившись отца (поэт Голшен), детство провел в тяжелых материальных условиях. Рано проявившийся поэтический талант обеспечил ему поддержку губернатора Фарса, к-рому он подносил касыды (см.), что позволило ему в результате упорного труда завершить свое образование. В дальнейшем К. делает блестящую карьеру поэта при дворе в Тегеране. Произведения К. типичны для придворного поэта классической эпохи: это

    1. мастерские оды-касыды, посвященные принцам и вельможам каджарского двора;

    2. сатиры личного характера, граничащие с порнографией, и

    3. его «Кетаб-е Перишан» (Книга Смятенного) — проза со стихами в стиле «Гулистана» Саади (см.).

    К. является достойным эпигоном классического направления. Музыкальность стиха, композиционное мастерство в сочетании эротических, гедонических и др. мотивов заставляют порой забывать о неоригинальности последних, столетиями звучавших в устах лучших мастеров классической эпохи и затасканных их подражателями. На рубеже старой и нарождающейся новой Персии — К. в своем творчестве всецело в прошлом. Это конечно естественно для поэта, идеологически представлявшего те аристократические феодальные круги персидского каджарского общества, к-рые, еще сохраняя внешне свое первенствующее положение, внутренне уже пережили себя и цеплялись за старые формы жизни.Библиография:

    Бертельс Е., Очерк истории персидской литературы, Л., 1928; Чайкин К. И., Краткий очерк новейшей персидской литературы, М., 1928. Browne E., Literary History of Persia, v. IV (Pers. Lit. in Modern Times), London, 1920—1925.

  3. Источник: Литературная энциклопедия



  4. Сводная энциклопедия афоризмов

    Каани

    (1808—1854 гг.) поэтВсегда на свете было зло презренно,

    И лишь в борьбе с насильем зло священно.

  5. Источник: Сводная энциклопедия афоризмов