Хабиболла (1808, Шираз, — 1854, Тегеран), иранский поэт. Родился в семье литератора. Писал стихи и на арабском языке. Сохранилось около. 22 тыс. его стихов. Написал также прозаические произведения «Книга рассеянного». В Диван К. входят главным образом касыды (См. Касыда). Панегирики его гиперболичны. К. — представитель литературного направления базгашт («возвращение») (см. Иран, раздел Литература). Виртуозно владел поэтической техникой, вводил неологизмы, допускал необычные употребления слов, нарушение метра.
Соч.: Диван-е-хаким-е Каани-йе-Ширази. Ред. и предисл. Мохаммеда Махджуба, Тегеран, 1336 с. г. х. (1957).
Лит.: Бертельс Е. Э., Автобиография Каани, «Докл. АН СССР, сер. В», 1927; Kubičkova V., Qaani, poete persane du XIX siecle, Prague, 1954.
КААНИ (1807—1853) — персидский поэт Хабибуллах Фариси, первоначально выступавший под именем Хабиб. Р. в Ширазе; лишившись отца (поэт Голшен), детство провел в тяжелых материальных условиях. Рано проявившийся поэтический талант обеспечил ему поддержку губернатора Фарса, к-рому он подносил касыды (см.), что позволило ему в результате упорного труда завершить свое образование. В дальнейшем К. делает блестящую карьеру поэта при дворе в Тегеране. Произведения К. типичны для придворного поэта классической эпохи: это
1. мастерские оды-касыды, посвященные принцам и вельможам каджарского двора;
2. сатиры личного характера, граничащие с порнографией, и
3. его «Кетаб-е Перишан» (Книга Смятенного) — проза со стихами в стиле «Гулистана» Саади (см.).
К. является достойным эпигоном классического направления. Музыкальность стиха, композиционное мастерство в сочетании эротических, гедонических и др. мотивов заставляют порой забывать о неоригинальности последних, столетиями звучавших в устах лучших мастеров классической эпохи и затасканных их подражателями. На рубеже старой и нарождающейся новой Персии — К. в своем творчестве всецело в прошлом. Это конечно естественно для поэта, идеологически представлявшего те аристократические феодальные круги персидского каджарского общества, к-рые, еще сохраняя внешне свое первенствующее положение, внутренне уже пережили себя и цеплялись за старые формы жизни.Библиография:
Бертельс Е., Очерк истории персидской литературы, Л., 1928; Чайкин К. И., Краткий очерк новейшей персидской литературы, М., 1928. Browne E., Literary History of Persia, v. IV (Pers. Lit. in Modern Times), London, 1920—1925.
Каани
(1808—1854 гг.) поэтВсегда на свете было зло презренно,
И лишь в борьбе с насильем зло священно.