см. Эгоизм.
(франц. altruisme, от лат. alter — другой)
нравственный принцип поведения, означающий способность бескорыстно жертвовать собственными интересами в пользу интересов другого человека. Термин введён в этику французским философом О. Контом как противоположный по смыслу Эгоизму. Принцип А. восходит к древневосточным нравственным представлениям, формулируется в христианстве («возлюби ближнего своего, как самого себя»), а в 17—18 вв. становится компонентом многих этических учений (Шефтсбери, Хатчесон, А. Смит, Ж. Руссо и др.). В истории морального сознания человечества принцип А. имел двоякое значение. С одной стороны, начиная с эпохи разложения первобытных общин, он выражал нормы взаимопомощи в рамках личных взаимоотношений индивидов, противодействуя влиянию частнособственнических интересов и др. общественных тенденций, разделяющих людей, формировал сознание людей в духе бескорыстного служения друг другу. А. сохранил это значение вплоть до буржуазного общества, где распространяется на область частной благотворительности и личных услуг. С другой стороны, всякая попытка представить принцип А. как путь преобразования антагонистического общества на внеэгоистических началах в конечном счёте вела к идеологическому лицемерию, скрывала антагонизм классовых отношений. В условиях социализма принцип А. сохраняет значение главным образом в области личных взаимоотношений между людьми, оказываясь недостаточным там, где люди служат «...не их "ближним", а "дальним", т. е. всему обществу в целом...» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 39, с. 22).
О. Г. Дробницкий.
АЛЬТРУИ́ЗМ, -а, муж. (книжн.). Готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами.
| прил. альтруистический, -ая, -ое.
-а, м.
Бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать для других своими личными интересами; противоп. эгоизм.
[франц. altruisme]
(противоп. эгоизму) — забота о других, служение другим
Ср. Она должна же понимать, что любовь к детям для себя есть не альтруизм, а чистейшее себялюбие, что детей только испортишь, держа при себе слишком долго...
Боборыкин. Поумнел. 4.
Ср. Ты потрясен? И это что-нибудь — твое, личное, не чужое, а свое горе... не альтруистическое, — добавил он с горькой усмешкой...
П. Боборыкин. Распад. 4.
Ср. Altruisme (autrui — alter huic, другой, чужой), альтруизм.
См. самолюб никому не люб.
АЛЬТРУИ́ЗМ, альтруизма, мн. нет, муж. (от лат. alter - другой) (книжн.). Стремление к деятельности на пользу других, желание принести пользу ближнему, отсутствие себялюбия; ант. эгоизм.
м.
Бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать собственными интересами нередко во вред себе.
Ant:
эгоизм
АЛЬТРУИЗМ (франц. altruisme - от лат. alter - другой), бескорыстная забота о благе др. людей. Термин введен О. Контом как противоположный по смыслу термину "эгоизм".
АЛЬТРУИЗМ (французское altruisme, от латинского alter - другой), бескорыстная забота о благе других людей. Термин введен О. Контом как противоположный по смыслу термину "эгоизм".
сексуальный (франц. altruisme от лат. alter - другой), нравственный принцип поведения, предписывающий человеку подавление эгоистических тенденций в сфере сексуальных отношений, бескорыстное "служение ближнему", готовность отдать приоритет интересам своего партнёра. Является залогом гармонии половой жизни при обеспечении принципа "обратной связи", когда альтруистические действия одного партнёра фиксируются вторым и вызывают потребность в таком же поведении с его стороны. Сермин введён в этику французским философом О. Контом, который положил данный принцип в основу предложенной им этической системы. Согласно взглядам Конта, этическое усовершенствование общества может быть осуществлено путём воспитания и развития в людях альтруизма, который должен противодействовать их природному эгоизму и снижать его уровень. В основу этой этической системы положено представление об изначальной эгоистической природе человека, которую можно преодолеть "моральным усовершенствованием". Сущность альтруизма формулируется в христианстве идиомой "возлюби ближнего своего, как самого себя".
Врачебная практика свидетельствует, что сексуальный эгоизм зачастую определяет дисгармоничность сексуальной жизни партнёрской пары и в итоге может приводить к невротическим реакциям и временным сексуальным расстройствам. В связи с этим одной из актуальных задач полового воспитания и просвещения является пропаганда и внедрение в сознание человека принципов сексуального альтруизма, который предполагает знание особенностей и предпочтений партнёра в целях обеспечения принципа "больше дать, чем взять", что обеспечивает гармоничность интимных отношений в паре.
муж. altruism, unselfishnessальтру|изм - м. altruism, unselfishness;
~ист м. altruist;
~истический altruistic, unselfish.
альтруизм м Altruismus m неизм.; Selbstlosigkeit f
м
Altruismus m неизм.; Selbstlosigkeit f
м.
altruisme m
м.
altruísmo m
м. книжн.
altruismo
АЛЬТРУИЗМ, принцип поведения, направленный на благосостояние или интересы другого лица. Слово было изобретено французским философом Огюстом Контом на основе итальянского слова «altrui», что значит «другие». В биологии этот термин используется для описания поведения животного, когда его действия способствуют выживанию или размножению другой особи за счет его собственных интересов. Большинство проявлений альтруизма у животных замечено в родственных сообществах или у молодняка, т.е. особей, имеющих общие гены. По сути, поступая так, животное обеспечивает бессмертие своего рода.
(фр. altruisme от лат. alter — другой) — нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо (удовлетворение интересов) др. людей. Термин «А.» был введен О. Контом для фиксации понятия, противоположного понятию «эгоизм»; вслед за Контом это понятие активно использовалось Г. Спенсером. В 19 в. под влиянием утилитаризма А. понимался как ограничение личного интереса ради общего, а в некоторых интерпретациях именно общественного интереса. Как требование, предъявляемое к отношениям между людьми, А. шире принципа уважения, запрещающего отношение к другому как к средству достижения собственных целей, и принципа справедливости, запрещающего ущемление интересов другого и обязывающего воздавать другим по заслугам. В своем существенном содержании принцип А. был воплощен в заповеди любви. Принципом А. не исчерпывается христианская заповедь милосердия, впервые встречающаяся в Пятикнижии и принятая в христианстве в качестве основополагающего нравственного закона. В новоевропейской философии милосердие начинает трактоваться именно в духе А., а содействие благу другого рассматривается как основа морали вообще. В эпоху Просвещения, в учениях А. Шефтсбери, Ф. Хатчесона, А. Смита, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Гердера, И.В. Гёте и др., в 19 в. в учениях Л. Шопенгауэра и B.C. Соловьева благожелательности как принципу человеческих взаимоотношений, в которых благо другого является приоритетным к личному благу, придается исключительное значение.
В 19 и нач. 20 в. А. как нравственный принцип стал предметом критики христианских, в особенности православных, мыслителей, полагавших, что новоевропейский А. неприемлем как человекоугодие, при котором забываются Бог и обязанность человека угождать Богу и выполнять все его заповеди (К.Н. Леонтьев). Христианская критика А. была обусловлена тем, что концепция А. вырастает из традиций европейского гуманизма, из стремления понять добродетели человека секуляризованного, а нравственность — как выражение потребностей и интересов человека, включенного в отношения с др. людьми, в общественные связи. В качестве нравственного принципа А. отвергался и как «учение буржуазно-демократической морали» (Н.А. Бердяев), как абстрактный и формальный принцип. Однако Соловьев трактовал А. именновдухе заповеди любви, распространяя ее на отношение как к др. людям, так и к др. народам. В марксизме А. отвергался как иллюзия, как идеологическое средство, призванное оправдать капиталистическую эксплуатацию. Ф. Ницше отвергал А. как одно из выражений «морали рабов».
Во втор. пол. 20 в. философско-этическая проблематика, связанная с А., получила развитие в исследованиях помогающего, или шире — «просоциального», поведения, в которых А. анализируется в контексте практических отношений между людьми, на материале различных форм солидарности, благодеяния, благотворительности и т.д. Эта проблема переосмысливается также в контексте этики заботы (К. Гиллиган, Н. Ноддингс). Достижения эволюционной генетики позволили представителям социобиологии (Р. Триверс, Э. Уилсон) показать биологические предпосылки А. и функциональную неопределенность того, что принято считать «личным интересом». Однако действительная проблема, отраженная в дилемме «А. — эгоизм», заключается в противоречии не частного и общего интересов, а моего и чужого интересов. Как видно из определения А., речь идет о содействии не общему интересу, а именно интересу др. человека как возможно равного и непременно как ближнего, и уточняется, что А. необходимо отличать от коллективизма как принципа, ориентирующего человека на благо сообщества (группы). Такое определение нуждается в нормативной и прагматической спецификации; в частности, относительно того, кто судит о благе другого, в особенности когда другой не может считаться в полной мере суверенным и судить о том, что составляет его действительный интерес.
АЛЬТРУИЗМ (фр. altruisme, лат. alter - другой) - моральный принцип, основанный на признании естественной связанности людей через врожденное чувство симпатии. При этом в другом, наделяемом статусом этической доминанты всего моего существования, видится воплощение общечеловеческого. А. отказывается от внутренней самооценки субъекта в попытке выйти за пределы эгоизма, безусловным этическим абсолютом которого являлся «единственно я сам». Нравственность обеспечивается оценкой извне, а потому А. вынуждает человека смотреть на собственные действия с точки зрения беспристрастного очевидца, что приравнивается суду совести. С позиции А. понятие долга естественно следует из чувств врожденной симпатии между людьми. Понятие А. введено Контом, как обобщение принципа «жить ради других», существенного для морали буддизма и христианства, позднее развитого английской этикой 18 в. (А. Шефтсбери, Ф. Хатчесон, Смит) и идеями французского Просвещения (Руссо). Идея особой самоценности, направленности на другого через сопереживание полнее всего была развита Шопенгауэром. С точки зрения самого Конта, следует различать инстинктивный А., объединяющий животных в род, и человеческий А., зарождающийся в условиях цивилизации и переходящий в спонтанное врожденное чувство. Ницше ставил вопрос о преодолении А. как уравнивающего чувства стада. Фрейд трактовал А. как невротическую компенсацию вытесненного первоначального эгоизма. Позднее возникают попытки устранить этическую оппозицию «А. - эгоизм» через рассмотрение другого как уникального Я, подобного моему.
АЛЬТРУИ́ЗМ -а; м. [франц. altruisme от лат. altrer - другой]. Бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать для других своими личными интересами (противоп.: эгои́зм).
* * *
альтруи́зм(франц. altruisme, от лат. alter — другой), бескорыстная забота о благе других людей. Термин введён О. Контом как противоположный по смыслу термину «эгоизм».
* * *
АЛЬТРУИЗМАЛЬТРУИ́ЗМ (франц. altruisme, от лат. alter — другой), бескорыстная забота о благе др. людей. Термин введен О. Контом как противоположный по смыслу термину «эгоизм».
- англ. altruism; нем. Altruismus. 1. Бескорыстная самоотверженная забота о благе других людей в противоположность эгоизму. 2. По Э. Дюрк-гейму - обществ, состояние, при к-ром индивид полностью поглощается группой и не имеет собственных целей, отличающихся от целей группы; исполнение долга и следование групповым нормам считаются наивысшими ценностями. см. САМОУБИЙСТВО АЛЬТРУИСТИЧЕСКОЕ.
(ALTRUISM) Альтруизм, обычно противопоставляемый эгоизму и индивидуализму, представляет собой принцип бескорыстного отношения к нуждам и интересам других. Согласно Э. Дюркгейму, альтруистическое самоубийство, то есть самоубийство в интересах группы, есть результат сильного коллективного давления и социального одобрения. Более современная постановка вопроса о превосходстве альтруизма над эгоизмом характерна для теорий обмена и взаимности, а также рационального выбора теории. См. также: Обмена теория.
- самоотверженность, сознательное и добровольное служение людям, желание помогать другим, способствовать их счастью на основе мотива любви, преданности, верности, взаимопомощи, сочувствия, сострадания. В нек-рых случаях (при уходе за тяжелобольными, умирающими и т. п.) альтруист проявляет полное самопожертвование, самоограничение, отказывается от счастья, своих интересов и желаний. Противоположен эгоизму (см.), индивидуализму, предпочтению личных интересов. А. как добродетель составлял одно из важных требований в религиозной морали (буддизме, христианстве); как моральный принцип в стоицизме, в англ. этике XVIII в. (А. Шефтсбери, Д. Юм и др.), в этике Г. Лейбница, И. Канта, Л. Фейербаха. В современной социологии отношение альтруизм - эгоизм рассматривается как неразрешимая антиномия, свойственная человеческой природе. В эмпирич. социологич. и соц.-психологич. исследованиях человеческое поведение тестируется на способность к А., к-рый выступает как: 1) критерий нравственности поведения (Дж. Райт - Англия) и 2) высший этап нравственного развития личности (Л. Кольберг, Т. Лайкона - США). В современной социологии много эмпирич. исследований А. и "помогающего поведения" (helping behaviour). Иногда они трактуются как альтернатива эгоистической морали и различн. формам соц. переустройства об-ва. Лит.: Berk R.A. Collective behaviour. Brown, 1979; Rushton J.Ph. Altruism, socialization and society. Prentice-Hall, 1980; Margolis H. Selfishness, altruism and rationality. Chicago, 1984; Bedchoc S. Problem of altruism. Oxford, 1986. JI.B. Коновалова
- англ. altruism; нем. Altruismus. 1. Бескорыстная самоотверженная забота о благе других людей в противоположность эгоизму. 2. По Э. Дюркгейму - обществ, состояние, при к-ром индивид полностью поглощается группой и не имеет собственных целей, отличающихся от целей группы; исполнение долга и следование групповым нормам считаются наивысшими ценностями. См. САМОУБИЙСТВО АЛЬТРУИСТИЧЕСКОЕ.
(фр. altruisme, лат. alter - другой) - моральный принцип, основанный на признании естественной связанности людей через врожденное чувство симпатии. При этом в другом, наделяемом статусом этической доминанты всего моего существования, видится воплощение общечеловеческого. А. отказывается от внутренней самооценки субъекта в попытке выйти за пределы эгоизма, безусловным этическим абсолютом которого являлся "единственно я сам". Нравственность обеспечивается оценкой извне, а потому А. вынуждает человека смотреть на собственные действия с точки зрения беспристрастного очевидца, что приравнивается к суду совести. С позиции А. понятие долга естественно следует из чувств врожденной симпатии между людьми.
Понятие "А." введено Контом как обобщение принципа "жить ради других", существенного для морали буддизма и христианства, позднее развитого английской этикой 18 в. (А. Шефтсбери, Ф. Хатчесон, А.Смит) и идеями французского Просвещения (Ж.-Ж.Руссо). Идея особой самоценности, направленности на другого через сопереживание полнее всего была развита А.Шопенгауэром. С точки зрения самого Конта, следует различать инстинктивный А., объединяющий животных в род, и человеческий А., зарождающийся в условиях цивилизации и переходящий в спонтанное врожденное чувство. Ницше ставил вопрос о преодолении А. как уравнивающего чувства стада. З.Фрейд трактовал А. как невротическую компенсацию вытесненного первоначального эгоизма. Позднее возникают попытки устранить этическую оппозицию "А. - эгоизм" через рассмотрение Другого как уникального Я, подобного моему.
Д.В. Майборода