Словарь Брокгауза и Ефрона

    Фриц (Thaulow) — норвежский живописец-пейзажист, род. в Христиании, в 1847 г., получил образование в Копенгагенской академии худ., где его главным наставником был маринист К.-Ф. Зёренсен, а потом занимался в Карлсруэ у Г.-Ф. Гуде. Явившись в 1880 г. в Париж он долго не мог добиться приема своих картин в Парижский салон пока, наконец, его зимние виды в скандинавском отделе Всемирной выставки 1889 г. не выдвинули его вперед как одного из самых даровитых новаторов ландшафтной живописи, бросивших реалистически воспроизводить или идеализировать природу и устремившихся передавать прежде всего производимое ею настроение. После успеха своего на упомянутой выставке Т. посетил Англию и Италию и затем поселился в Нормандии. Работая масляными красками, а иногда и пастелью, он берет для своих картин очень простые сюжеты: дневные и вечерние виды укромных деревенских уголков Норвегии со стоячими прудами и тихо струящимися речками, со скромными домиками, покрытыми снегом, и с немногими человеческими фигурами или же виды парижских улиц и пустынных закоулков в городках и селах Нормандии, но выказывает при этом вместе с широкой, виртуозною техникой удивительно тонкое чувство природы. Особенно поэтичны его зимние и осенние пейзажи, полные света и воздуха. К наиболее интересным произведениям Т. принадлежат: "Февральский вечер в Норвегии" (нах. в мюнхенск. нов. пинакотеке), "Ветлы", "Сумерки в деревне" ("Le Village bleu"), "Снежная метель в Норвегии", "Буря", "Октябрьский дождь в Норвегии", "Нормандская ферма", "Пароходы на Сене", "Ноктюрн" и друг.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Thaulow)

    Фритс (20.10.1847, Кристиания, ныне Осло, — 5.11.1906, Волендам, Нидерланды), норвежский живописец, график и писатель по вопросам искусства. Учился в АХ в Копенгагене (1870—72), в Карлсруэ (1872—75) и в конце 1870-х гг. в Париже. Вместе с Э. Вереншёллем и К. Крогом в конце 19 в. возглавил движение за национальную самобытность норвежского искусства. Испытал воздействие французского Импрессионизма. Писал городские пейзажи и сельские зимние виды, с особой тонкостью запечатлевая освещенные солнцем снега, стынущие реки, ясное зимнее небо.

    Соч.: I Kamp og i Fest, Kristiania, 1908.

    Лит.: Østvedt E., F. Thaulow. Mannen og verket, Oslo, 1951.

    Ф. Таулов. «Замерзающая река». 1895 (?). Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.