Большая Советская энциклопедия

    I

    Абовя́н

    Хачатур (1805 — 1848), армянский писатель, просветитель-демократ, основоположник новой армянской литературы и нового литературного языка, педагог, этнограф. Родился в селе Канакер близ Эривани (Еревана) в знатной, но разорившейся семье. Учился в Эчмиадзине, затем в Тифлисе в семинарии Нерсесян (1824—26). Окончил Дерптский (ныне Тартуский) университет в 1836. Вернувшись на родину с тем чтобы посвятить себя педагогической деятельности, А. встретил враждебное отношение со стороны реакционного армянского духовенства и царского чиновничества, т. к. он выступил против догматизма и формализма в школьном обучении. С 1837 был смотрителем тифлисского уездного училища; в 1843 перевёлся на такую же должность в Ереван. 2(14) апреля 1848 А. ушёл из дома и пропал без вести.

    Творчество А. имело огромное значение для национальной литературы. Он писал романы, рассказы, очерки, пьесы, научно-художественные сочинения, стихи, басни. Он был и первым армянским детским писателем. А. выступил в то время, когда армянская литература была проникнута религиозным духом, когда клерикалы стремились искусственно оживить омертвевший древне-армянский язык грабар. Произведения А., направленные против феодальной и церковной идеологии, написаны на современном языке — ашхарабар, понятном народу. Они проникнуты демократизмом. В знаменитом произведении «Раны Армении» (1841, изд. 1858), заложившем основу светского народного романа, А. рисовал освободительную борьбу армянского народа в период русско-иранской войны 1826—28. Он показал тяжкие страдания армян под властью Иранских поработителей. Основная идея романа, оказавшего большое влияние на широкие слои армянского общества, — утверждение чувства национального достоинства, патриотизма и ненависти к угнетателям. Герой романа — Агаси воплощает свободолюбивый дух народа, его волю к борьбе с иноземными завоевателями. Отдать жизнь, но родины своей не отдавать врагу — таков девиз Агаси и его боевых друзей-партизан. Залог национального, политического и культурного возрождения своей родины А. видел в укреплении дружбы русского и армянского народов. В романе переплетены элементы романтизма и реализма, повествование перебивается лирическими и публицистическими отступлениями.

    А. написал научно-художественные произведения «Открытие Америки», «Книгу рассказов», сборник басен «Развлечения на досуге» (опубл. 1864), цикл «Баяти» (опубл. 1864). Он переводил на армянский язык произведения Гомера, В. Гёте, Ф. Шиллера, Н. М. Карамзина, И. А. Крылова и др.

    А. — основоположник новой армянской демократической педагогики. Выступал против средневековой клерикально-схоластической системы воспитания и обучения. Боролся за светское всестороннее (умственное, нравственное, трудовое, физическое) воспитание, за доступность школы и бесплатное обучение для неимущих, за равное образование мальчиков и девочек. Из педагогических сочинений А. выделяются: книга для чтения «Предтропье» (1838), учебник грамматики русского и армянского языков и роман «История Тиграна, или Нравственное наставление для армянских детей» (впервые напечатан в 1941). А. первый в Армении занимался научной этнографией, изучал быт и обычаи крестьян родного селения Канакер, жителей Еревана, а также собирал и изучал армянский, азербайджанский и курдский фольклор.

    Соч.: В рус. пер.: Избр., М., 1948; Раны Армении, Ер.—М., 1948; то же, Ер., 1955.

    Лит.: Абов Г., Хачатур Абовян. Жизнь и творчество. Ер., 1948; Сантросян М., Хачатур Абовян — выдающийся армянский педагог, М., 1957.

    Х. Абовян.

    II

    Абовя́н

    город, центр Абовянского района Армянской ССР. Расположен в 17 км к С.-В. от Еревана, на высоте 1360 м над уровнем моря. Железнодорожная станция на линии Ереван — Севан. 14 тыс. жителей (1968). Радиотехническая промышленность. Строятся (1969) заводы полупроводниковых приборов, биохимических препаратов. Мебельная фабрика, завод железобетонных конструкций, комбинат строительных изделий. В А. мясомолочный и овощеводческий совхоз, снабжающий продуктами и овощами Ереван. Город образован в 1963 на месте села Элар; назван по имени армянского писателя-просветителя Х. Абовяна. В 6 кмот А. — курорт Арзни.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    АБОВЯН (до 1963 с. Элар) - город в Армении. Железнодорожная станция. 58,7 тыс. жителей (1990). Заводы: биохимических препаратов, железобетонных конструкций и др.; мебельная фабрика. Назван по имени Х. Абовяна. Близ Абовяна - курорт Арзни.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Современная энциклопедия

    АБОВЯН Хачатур (1809 - 48), армянский писатель, просветитель-демократ, основоположник новой армянской литературы и нового литературного языка, педагог, этнограф. Основные произведения - первый армянский светский роман "Раны Армении" (1841, опубликован 1858) об освободительной борьбе армян во время русско-иранской войны 1826 - 28. Книга для чтения "Предтропье" (1838), "Книга рассказов", сборник басен (опубликован в 1864).

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Литературная энциклопедия

    Абовя́н

    Хачатур (1809, с. Канакер близ Еревана – 1848, место гибели и захоронения неизвестно), армянский писатель, педагог, просветитель, этнограф. Основоположник новой армянской литературы и создатель нового литературного языка. Перу Абовяна принадлежат романы, рассказы, очерки, стихи, басни, научно-художественные сочинения; он стал автором первых литературных произведений на армянском языке для детей.

    Окончив в 1826 г. армянскую духовную школу Нерсисяна, Абовян намеревался получить дальнейшее образование в ун-те г. Дерпта (ныне Тарту, Эстония), но принят в него не был. Занимаясь самообразованием по специально составленной для него программе, Абовян сумел овладеть русским и несколькими европейскими языками, обрести разносторонние знания в гуманитарной сфере и в области естественных наук. Желая поделиться этим багажом с соотечественниками, Абовян возвращается на Кавказ и начинает педагогическую деятельность. Преподавал в Тифлисе и Ереване, создал частное училище. Последние годы провёл в одиночестве; в феврале 1848 г. исчез: одни говорили, что правительство сослало его в Сибирь, другие утверждали, что он погребён в Ереване, в том саду, где теперь сооружён Дворец книги.

    Первое произведение Абовяна – «Раны Армении» («Верк Айастани», 1841, опубл. в 1858) – стало образцом нового светского армянского романа. В нём отражена борьба армянского народа за своё освобождение в период Русско-персидской войны 1826–28 гг. «Болью и стоном армянского народа полна книга до краёв», – писал позднее классик армянской литературы О. Туманян.

    Известность получили научно-художественные произведения Абовяна: «Открытие Америки», «Развлечение на досуге», трактат «Нахашавих», который произвёл переворот в армянской педагогической мысли.

  7. Источник: Литературная энциклопедия



  8. Философская энциклопедия

    АБОВЯН

    Хачатур (1805–48) – арм. писатель и педагог, просветитель-демократ, основоположник новой арм. лит-ры. Род. в с. Канакер (близ Еревана). Учился в Эчмиадзинском монастыре, в 1824 поступил в семинарию "Нерсесян" (Тифлис). Находясь при Дерптском (ныне Тартуском, Эст. ССР) ун-те (с 1830), приобрел основат. знания в области лит-ры, философии, в естеств. и история, науках. В 1836 А. вернулся в Закавказье, встретив здесь враждебное отношение со стороны реакционного духовенства и охранителей казенной науки. В 1837 А. стал смотрителем уездного училища в Тифлисе, в 1843 переведен на такую же должность в Ереван, где работал вплоть до своего трагического исчезновения: 2(14) апр. 1848 А. пропал без вести.

    Творчество А. направлено против феод. и церк. идеологии. В первом арм. светском романе "Раны Армении" (1841, изд. 1858) А. заговорил с народом на понятном ему языке (ашхарабаре) о национальном достоинстве, о величии простых человеческих чувств. А. мечтал о таком обществе, где упразднятся эксплуатация и порабощение народа, где каждый будет хозяином своего труда, где в отношениях между людьми будет господствовать "естественный закон". Однако идеалы А. утопичны: путь социальных преобразований он видел в просвещении народа, в его моральном совершенствовании. Не отвергая полностью божеств, вмешательства в исторический процесс, А. подчеркивал решающую роль народа в истории; он утверждал, что, как величие дуба-великана зависит от той благодарной почвы, на к-рой он рос, так и величие личности определяется поддержкой ее народом. "Велик народ, он является действительно героическим вершителем великих дел" ("Архив X. Абовяна", т. 2, 1948, с. 63). А. отвергал религ. трактовку морали как результата божеств, откровения или провидения. Этика А., отрицающая христианскую заповедь о непротивлении злу и основанная на проповеди любви человека к человеку, допускает применение "сабли и оружия", если того требуют интересы освобождения народа.

    Филос. воззрения А. противоречивы. Считая бога безличным разумным началом, сообщившим миру первый толчок, А., однако, усматривал высший источник всех жизненных благ во всемогущей природе. В противоположность религ. идее о "бренности" и "греховности" материального мира, А. прославлял любовь ко всему земному; небесную, "потустороннюю" жизнь он признавал лишь плодом фантазии. А. отрицал самостоят, существование души человека, считая, что способность мыслить развивается по мере физич. совершенствования человека. "Зачем говорить, что человек – это образ божий, имеет в себе его дух святой? – писал А. – На самом деле в только что родившемся человеке мы, ничего не видим, кроме куска мяса. Лишь с годами он понемногу научается ходить, говорить, а затем уже у него появляются память и мысль" (Полное собр. соч., на арм. яз., т. 3, с. 171).

    Задачи познания, науки А. видел "...в том, чтобы познать названия, формы, цвета, состояния, цели, материалы, действия всего того, что мы видим и слышим" (там же, т. 5, с. 55). Для того чтобы познать смысл предметов и бесконечных явлений природы, надо сначала чувственно выявить их, а затем мыслью понять их порядок (см. тамже, с. 53). Рассматривая суждение как форму мысли, отображающую свойства и связи предметов действительности, А. писал: "Когда человек обращает свой взор на окружающий мир, в его мыслях возникает множество суждений, т.е. он видит, каковы предметы, каковы их формы, цвета, материал и т.д." (там же, с. 155). Понятие, по А., "...содержит в себе цельную мысль и как таковое оно является результатом суждений и умозаключений" (там же). А. требовал ничего не принимать на веру, все проверять опытом, разумом (см. тамже, с. 107). А. высказал ряд интересных положений о связи языка и мышления. Он отвергал религиозно-идеалистич. измышления о том, что язык дан богом. С помощью языка "человек выражает свое внутреннее духовное состояние... Без языка ни личность, ни народ не в состоянии передавать свои мысли и чувства другим, а в особенности последующему поколению" (там же, с. 45). Критикуя религ.-схоластич. церк. лит-ру, А. утверждал, что "литература должна быть отражением реальных жизненных отношений и соответствовать идеям, чувствам, думам и чаяниям народа" (там же, т. 7, с. 391). Свои передовые эстетич. принципы А. воплотил в романе "Раны Армении", многочисл. стихотворениях, баснях и т.д. Как педагог А. отстаивал принцип гармонич. развития ребенка, требовал введения всеобщего обучения. Работы А. содержат богатый этнографич. материал.

    АБОВЯН

    Соч. в рус. пер.: Раны Армении. Скорбь патриота, Ереван, 1955; Избранное, М., 1948; Стихотворения, Ереван, 1948.

    Лит.: Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 754–61; История философии, т. 2, М., 1957, с. 416–17, библиография, с. 679; Абов Г. А., Хачатур Абовян. Жизнь, творчество, Ереван, 1948; Хачатурян А. Б., Великий армянский просветитель-демократ X. Абовян и передовая русская культура, "Вопр. философии", 1953, No 5; Сантросян М. А., Хачатур Абовян – выдающийся армянский педагог, М., 1957.

    В. Севян. Ереван.

  9. Источник: Философская энциклопедия



  10. Энциклопедический словарь

    Абовя́н

    (до 1963 село Элар), город в Армении. Железнодорожная станция 58,7 тыс. жителей (1990). Заводы: биохимических препаратов, железобетонных конструкций и др.; мебельная фабрика. Назван по имени X. Абовяна. Близ Абовяна — курорт Арзни.

  11. Источник: Энциклопедический словарь



  12. Советская историческая энциклопедия

    Хачатур (1805-48) - арм. просветитель-демократ, писатель и педагог, основоположник новой арм. лит-ры и нового лит. языка. Род. в крест. семье в с. Канакер (ныне предместье Еревана). Учился при Эчмиадзинском монастыре, в Нерсесяновской семинарии в Тифлисе и в 1830-36 - в Дерптском ун-те. С 1837 до конца жизни работал педагогом и инспектором уездного училища в Тифлисе, с 1843 - в Ереване.

    Богатое лит. творчество А. (романы, рассказы, стихи, пьесы, науч. статьи, учебники и т. д.) проникнуто передовыми демократич. идеями. А. выступал против феод.-крепостнич. порядков и реакц.-клерикальной идеологии, за развитие экономики, просвещения и культуры. Он был убежденным сторонником рус. ориентации и горячим поборником дружбы народов. Вершиной художеств. творчества А. является роман "Раны Армении" (1836-40, 1-е изд. 1856), в к-ром изображена борьба арм. народа против иран. ига и события, связанные с присоединением Армении к России. Написанный простым, понятным народу языком, проникнутый патриотизмом и демократич. идеями, роман стал основой новой арм. лит-ры и имел большое культурное и обществ. значение. А. собрал значит. материал по фольклору, этнографии и истории народов Закавказья и написал по этим вопросам ряд ценных науч. статей. Просветит. деятельность А. вызвала жестокие преследования со стороны арм. клерикалов и царских чиновников. Систематич. травля довела А. до трагич. гибели: 2 апр. 1848 он ушел из дома и не вернулся, видимо, покончив жизнь самоубийством. Большинство произв. А. были опубл. только после его смерти и оказали огромное влияние на развитие прогрессивной арм. лит-ры.

    ббл.:

    абовян Х конец

    М. Г. Нерсисян. Ереван.

  13. Источник: Советская историческая энциклопедия



  14. Большой Энциклопедический словарь

  15. Источник: