Словарь Брокгауза и Ефрона

    (барон Wolf, чаще Wolff) — знаменитый немецкий философ; род. в 1679 г. в Бреславле, в семье простого ремесленника; изучал в Йене сначала богословие, потом математику и философию. Примечания его к сочинению Чирнгаузена (Tschirnhausen) "Medicina mentis" обратили на себя внимание Лейбница. Вскоре (1703) появился первый самостоятельный труд В.: "De philosophia practica universali, methodo mathematica conscripta", доставивший ему право читать лекции по математике и философии в лейпцигском университете. Вслед за тем В. напечатал несколько сочинений по разным отделам математики, прославивших его далеко за пределами Германии. Вторжение Карла XII в Саксонию (1706) вынудило В. оставить Лейпциг; в 1707 г. он был приглашен, по рекомендации Лейбница, на кафедру математики и естествознания в Галле. Завистники и противники его учения, в особенности партия богословов, с фанатиком Иоахимом Ланге во главе, обвинила В. в вероотступничестве и лжеучительстве. Поводом к тому послужила его речь: "De philosophia Sinensium morali" и учение его о свободе. Вследствие прямого доноса, Фридрих Вильгельм I (1723) повелел отрешить В. от должности. Кроме того, В. должен был, под страхом смертной казни, оставить в 24 часа Лейпциг и в 2 дня — пределы Пруссии. Изгнанный философ был радушно принят в Касселе и получил кафедру при марбургском университете. Гонение оказало даже услугу В., так как теперь спор о его философской системе сделался всеобщим и вся Германия распалась на два лагеря — приверженцев и противников учения В. Из-за границы он получил множество лестных предложений, но отклонил их. Между тем процесс В. разбирался особо назначенной для того, заседавшей в Берлине комиссией, которая не нашла в учении В. ничего предосудительного. Это благоприятное решение, в связи с восшествием на престол Фридриха II, очень ценившего В., позволило последнему вернуться, и вскоре он был назначен вице-канцлером университета в Галле и профессором естественного и международного права.

    Ср. Zeller, "W.'s Vertreibung aus Halle", в "Vortrage und Abhandlungen" (т. I, 2 изд., Лейпциг, 1875).

    В 1743 году В. назначен канцлером университета, а в 1745 году возведен в имперское баронское достоинство. умер в 1754 году.

    Заслуги В. не в великих или блестящих открытиях в области философии, а в систематизации ее метода, на которую В. первый обратил внимание. Строго математический метод, примененный В. в преподавании философии, внес порядок, ясность и точность в науку философии и имел благотворное влияние, дисциплинируя умы слушателей. С другой стороны, философия В. не свободна от крупных недостатков: она отличается чрезвычайной сухостью и односторонностью. Задаваясь преимущественно популяризацией гипотез и идей Лейбница, В. ослаблял категоричность теорий его учителя, что в особенности отразилось на его изложении Лейбницева учения о монадах. Вскоре полный одушевления критицизм Канта окончательно устранил и заставил позабыть сухую догматику В. Но для своего времени трезвая и широко распространенная философия В. оказала громадную услугу, как противовес в борьбе с пиетизмом и мистицизмом. Количество сочинений В. и захватываемая ими область чрезвычайно значительны. В. разрабатывал все отрасли математических и философских наук в двойном ряде сочинений: подробно — на латинском и сокращенно на немецком языке, и, кроме того, много писал по отдельным вопросам физики, математики и философии. Одни систематические сочинения его по главным отделам философии занимают 22 т. in 4°.

    Ср. "Christian W.'s eigene Lebensbeschreibung", изд. Вуттке (Лейпциг, 1841); Ludovici, "Sammlung und Ausz üge der sammtlic hen Streitschriften wegen der Wolfschen Philosophie u. s. w." (Лейпциг, 1737); его же, "Ausf ührlicher Entwurf einer vollstä ndigen Historie der Wolffschen Philosophie u. s. w." (Лейпциг, 1737); Hartmann, "Anleitung zur Historie der Leibniz-Wolffschen Philosophie" (Лейпциг, 1737). В русском переводе имеется: "Разумные мысли о силах человеческого разума и их исправном употреблении в познании правды" (перевод с латинского в 1753 году Б. М., СПб., 1765); "Вольфианская экспериментальная физика с немецкого подлинника на латинском языке сокращенная, с которого на российский язык перевел Михайло Ломоносов. Императорской академии наук член и химии профессор. В Санкт-Петербурге при Императорской академии наук, 1746 г." (перевод сделан Ломоносовым с латинского сокращения Тиммига; издан по распоряжению сената, 2 изд., СПб., 1760 г., с приложением физико-математических статей самого Ломоносова).

    Имя Вольфа тесно связано с историей зарождения петербургской академии наук. Первое известие о намерениях Петра I основать в России академию находится в переписи В., с которым государь советовался по этому предмету (см. изданные академией наук "Briefe von Christian Wolff aus den Jahren 1719—1753", СПб., 1860). Замечательно, что, по мнению В., для России было бы легче и полезнее основать вместо академии университет, так как, писал он в 1723 г. Блюментросту, скорее можно отыскать способных наставников, чем ученых, приобретших известность своими трудами; если же настаивать на учреждении именно академии, то может то же случиться, что случилось уже с берлинской, которая в ученом мире известна только по имени. Но это предложение В. не встретило сочувствия в Петербурге, откуда усердно приглашали самого В. занять место во вновь учреждаемой академии. Переписка об этом длилась довольно долго, но тем не менее кончилась неудачно. В. постоянно уклонялся от этого предложения под разными предлогами; из одного письма его прямо видно, что он опасался найти в России условия еще менее благоприятные для свободного исследования, чем в Германии. Когда В. решительно отказался приехать в Петербург, то его просили содействовать приглашению других ученых. Поручение это было выполнено им с величайшей добросовестностью. Благодаря его непосредственному и весьма деятельному содействию, приглашены были в академию такие силы, как Николай и Даниил Бернулли, Герман, Бильфингер, которые с первых же годов существования академии поставили ее наряду с западноевропейскими учреждениями этого рода. Эти несомненные и немаловажные заслуги давали ему особые права на звание почетного члена академии. В истории русского просвещения должно еще быть отмечено имя Вольфа, как учителя Ломоносова, который в бытность свою за границей доставил ему немало хлопот. Впоследствии Ломоносов руководствовался сочинениями В. при преподавании, перевел его физику, а в своем риторическом учебнике ("Краткое руководство к красноречию", СПб., 1748) заимствовал у него параграфы "о сопряжении простых идей" и об "изобретении доводов".

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Вольф (Wolff) Христиан (Кристиан) (24.1.1679, Бреславль, ‒ 9.4.1754, Галле), немецкий философ, представитель рационализма. Профессор математики и философии в Галле (1706‒23 и с 1740) и Марбурге (1723‒40), где в числе его слушателей был М. В. Ломоносов. В. выступил главным образом как популяризатор и систематизатор идей Г. Лейбница, на основе которых стремился разработать единую и всеобъемлющую систему знания. В. считал, что физика изучает тела ‒ «простые субстанции», движение которых объясняется механической причинностью, пневматология ‒ деятельность духов, математика ‒ величины вещей, этика, естественное право и политика ‒ волю как свойство души. Задача «первой философии» (или «онтологии») ‒ постижение всеобщей связи всех духовных и телесных сущностей, которую В. понимал как предустановленную богом целесообразность сущего. Сведя прекрасное к рассудочному самонаблюдению чувственных восприятий, В. дал толчок разработке эстетики (его учеником, в частности, был А. Баумгартен). Психологию В. делил на эмпирическую и рациональную: первая рассматривает душу со стороны её связи с телом, вторая же занимается неизменной, бессмертной душой. В. был сторонником просвещённого абсолютизма. Последователь Г. Гроция, отстаивал теорию естественного права; В. принадлежит ряд трудов по международному публичному праву, философия В. и его школы господствовала в немецких университетах вплоть до появления «критической философии» Канта и получила распространение также в других странах. Сочинения В., написанные на немецком языке, во многом определили немецкую философскую терминологию.

    Соч. в рус. пер.: Разумные мысли о силах человеческого разума и их исправном употреблении в познании правды, СПБ, 1765.

    Лит.: История философии, т. 3, М., 1943, с. 13‒16; Utitz Е., Chr. Wolff, Halle, 1929; Campo М., Chr. Wolff e il razionalismo precritico, v. 1‒2, Mil., 1939; Schöffler Н., Deutsches Geistesleben zwischen Reformation und Aufklärung von М. Opitz zu Chr. Wolff., 2 Aufl., Fr./M., 1956.

    Б. С. Раббот.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Психологический словарь

    Вольф (Wolff) Христиан (24.01.1679 - 9.04.1754) - немецкий философ, популяризатор и систематизатор философии Г.В. Лейбница -. Профессор философии в Галле (1706 - 23 гг.), в Марбурге, снова в Галле (с 1740&nbs

  5. Источник: Психологический словарь



  6. Философская энциклопедия

    ВОЛЬФ Христиан

    (Wolf, Wolff), (24 января 1679 – 9 апреля 1754) – нем. философ, популяризатор и систематизатор идеалистич. философии Лейбница. Проф. философии в Галле (1706–23), Марбурге, где в числе его слушателей был М. В. Ломоносов (1736–39), и снова в Галле (с 1740). В. был сторонником просвещ. абсолютизма, защищал в умеренной форме исходные положения теории естественного права, отстаивал абстрактные гуманистич. идеалы. Свою философию В. рассматривал как средство достижения "всеобщего блаженства людей", а ее главную задачу видел в выяснении первичной основы существования всех творений ("Логика, или Разумные мысли о силах человеческого рассудка" – "Logika, oder Vernünftige Gedanken von den Kräften des menschlichen Verstandes", 1712, рус. пер., СПБ, 1765), к-рую он находил в боге – "самостоятельном существе", обладающем абсолютным могуществом и разумом. Природу В. считал произведением бога ("Разумные мысли о боге, мире и душе человека, а также о всех вещах вообще" – "Vernünftige Gedanken von Gott, der Welt und der Seele des Menschen, auch allen Dingen überhaupt", 1720). В. стремился разработать всеобъемлющую систему знания. Положив в ее основу указанный теологич. принцип и формальные критерии достоверности различных истин, он считал, что физика изучает тела – "простые субстанции" (phaenomena substantiata), движение и пространств. отношения к-рых объясняются механич. причинностью; пневматология изучает деятельность духов ("Разумные мысли о действиях природы" – "Physica", Tl 1 – "Vernünftige Gedanken von Wirkung der Natur", 1723), математика – величины вещей, этика, естеств. право и политика – волю как свойство души ("Философия морали, или Этика" – "Philosophie moralis, sive Ethica", pt l–5, 1750–53; "Политика, или Разумные мысли об общественной жизни людей" – "Politik, oder Vernünftige Gedanken von dem gesellschaftlichen Leben des Menschen", 1721). Всеобщей связью всех духовных и телесных сущностей и ее основанием занимается философия, к-рую В. называл мировой мудростью ("Первая философия, или Онтология" – "Philosophia prima, sive Ontologia", 1730).

    В. дал толчок разработке эстетики (в частности, его учеником А. Баумгартеном), сведя прекрасное к рассудочному самонаблюдению чувств. восприятий. Психологию В. делил на эмпирическую и рациональную. Первая рассматривает душу со стороны ее связи с телом ("Эмпирическая психология" – "Psychologie empirica", 1732); вторая же занимается неизменной, бессмертной душой ("Рациональная психология" – "Psychologie rationalis", 1734). Соединение тела и души В. объяснял "непонятным чудом", сводя психич. явления к особым способностям души. Выхолащивая диалектич. элементы философии Лейбница и объясняя всеобщую связь и гармонию подчинением каждой вещи внешней, идущей от бога цели, т.е. придерживаясь принципов метафизики, телеологии, В. крайне формализовал все логич. понятия, отрицая противоречия в вещах и в мысли ("Рациональная философия, или Логика" – "Philosophia rationalis, sive Logica", 1728), за что его высмеивал и критиковал Ф. Энгельс (см. "Диалектика природы", 1955, с. 7, 24, 174). Наряду с рационалистич. методом демонстрации как достоверным путем познания истины В. отстаивал значение индукции, опытного знания в конкретных науках.

    Т.о., геометрически изложенная система В. была эклектична и, по существу, дуалистична: "естественная теология", тесно переплетаясь с телеологией, сочеталась в системе В. (особенно в физике) с рядом принципов механич. материализма.

    В. сыграл значит. роль в распространении естеств.-научных знаний (математики, физики, химии, ботаники, агрономии и т.д. ) в 18 в. Составляя свои сочинения и лекции не только на латинском, но и на нем. яз., В. основал большую филос. школу, идеи к-рой в 18 в. проникли также и в Россию.

    Соч.: Eigene Lebensbeschreibung, Lpz., 1841; Briefwechsel zwischen Leibniz und Ch. Wolff, Halle, 1860; Волфиянская экспериментальная физика. С немецкого подлинника на латинском языке сокращенная, с которого на российский язык перевел Михайло Ломоносов, 2 изд., СПБ, 1760.

    Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, М., 1955, с. 615; Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, М., 1955, с. 112; т. 2, М., 1955, с. 73; Шпет Г. Г., История, как проблема логики, ч. 1. М., 1916; Ρiсh1еr Н., Über С h. Wolffs Ontologie, Lpz., 1910; Baumann J., Wolffsche Begriffsbestimmungen, Lpz., 1910; Utitz E., Ch. Wolff, Halle, 1929; Frauendienst W., Ch. Wolff als Staatsdenker, В., 1927; Joesten К., Ch. Wolffs Grundlegung der praktischen Philosophie, Lpz., 1931; Campo M., Ch. Wolff e il razionalismo precritico, Milano, 1939; Wundt M., Ch. Wolff und die deutsche Aufklärung, [Stuttgart–В., 1941]; Müh1pfоrdt G., Christian Wolff, ein Enzyklopädist der deutschen Aufklärung, в кн.: Jahrbuch für Geschichte der deutschslawischen Beziehungen..., Bd 1, Halle (Saale), 1956; Schöffler H., Deutsches Geistesleben zwischen Reformation und Aufklärung, 2 Aufl., Frankf./M., [1956].

    Б. Раббот. Москва.

  7. Источник: Философская энциклопедия



  8. Энциклопедический словарь

    ВОЛЬФ Христиан

    ВОЛЬФ (Wolff) Христиан (Кристиан) (1679—1754), немецкий философ, представитель рационализма(см. РАЦИОНАЛИЗМ (в философии)), популяризатор и систематизатор идей Лейбница(см. ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм), иностранный почетный член Петербургской АН (1725). Философия Вольфа и его школы господствовала в немецких университетах вплоть до появления «критической философии» И. Канта(см. КАНТ Иммануил).

    * * *

    ВОЛЬФ (Wolff) Христиан (24 января 1679, Бреслау — 9 апреля 1754, Галле), немецкий философ, представитель раннего Просвещения(см. ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение)), последователь и популяризатор философии Лейбница(см. ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм).

    Определение философии и классификация наук

    Философия или метафизика определяется Вольфом как рациональная наука о возможном, т. е. обо всем, что может мыслиться логически непротиворечиво. Поэтому в качестве пропедевтики ей должна предшествовать логика — наука о формах и законах правильного мышления. В состав метафизики входят четыре науки: первая философия или онтология(см. ОНТОЛОГИЯ) (наука о первых основаниях сущего вообще и человеческого познания); психология или пневматология (эмпирическая и рациональная наука о душе); рациональная космология (учение о мире в целом); естественная теология (рациональное учение о Боге, его бытии, сущности и т. д.).

    За метафизикой в качестве ее прикладных частей следуют теоретические науки об общих свойствах и законах пространственно-временного мира, о связях и движении его тел, их действующих и целевых причинах (физика, механика, телеология), а также эмпирические науки, изучающие более конкретные свойства, формы движения и т. д. (астрономия, геология, ботаника, биология, физиология и др.). К прикладной части метафизики Вольф относит также практическую философию, где рассматривается способность желания, проблема свобода воли, общие основания морали и права, принципы и законы общественной и гражданской жизни людей. Чистую часть практической философии образуют этика, политика и экономика, которые объединяются понятием естественного права, а в ее эмпирическую или экспериментальную часть входят частные науки о конкретных формах и способах хозяйственной и трудовой, гражданской и политической деятельности и т. п. Изложение последних в форме систематических «разумных мыслей» зачастую имело у Вольфа характер педантичного пересказа плоских истин, банальных правил обыденной жизни и здравого смысла, назидательных примеров и поучений. Впрочем, в условиях отсталой Германии с ее полуфеодальными порядками, господством сословных и религиозных предрассудков подобное философствование оказалось позитивным явлением и имело определенное просветительское значение.

    Основы вольфианской метафизики

    В онтологии — исходной и важнейшей части системы метафизики — рассматриваются первые основания бытия и познания, каковыми служат закон противоречия и достаточного основания. Первый выступает не только логическим законом мышления, но наделяется онтологическим статусом основания всего сущего или «нечто вообще», которое существует независимо от того, является ли оно действительным или только возможным. Второй закон призван служить познанию оснований и причин действительного существования вещей и условий перехода от возможного к действительному миру, на деле же он выступает в роли способа содержательной конкретизации абстрактных определений сущего или средства придания «разумным мыслям» видимости эмпирически значимых положений. И хотя Вольф пытается свести последние также к форме необходимых истин, якобы аналитически вытекающих из первых оснований бытия и познания, тем не менее, соответствие «истин разума» и «истин факта» достигается у него посредством неправомерной апелляции к конкретным примерам или понятиям обыденного и научного опыта, которые остаются лишь эмпирической иллюстрацией к «разумным мыслям». Соответственно и единство между законом противоречия и достаточного основания, равно как и связь возможного и действительного миров осуществляется им сугубо внешним и искусственным, механическим и эклектическим образом, по существу сохраняя между ними дуалистическую противоположность. Единственным основанием их связи и соответствия друг другу выступает в конечном итоге догматический постулат бытия Бога, который не только мыслит, выбирает и творит действительный мир как «лучший» из возможных, но и оказывается единственным и подлинным «первым основанием» системы метафизики.

    Космология

    Указанный дуализм и догматизм пронизывает и все последующие части вольфовской метафизики, где общие определения сущего получают лишь более конкретные характеристики в зависимости от их принадлежности к учению о мире или душе. В космологии Вольф конструирует искусственную логически-идеализованную модель пространственно-временного мира, подчиненного законам механического движения и образующего неизменную и внешним образом упорядоченную структуру мира в целом. Отказываясь от понятия монады как живой и саморазвивающейся субстанции, а также принципа универсальной взаимосвязи, Вольф не может обосновать возможность перехода от простых и необходимых элементов к составным и случайным вещам действительного мира и сталкивается с угрозой абсолютного детерминизма и фатализма.

    Психологические и теологические воззрения

    Аналогичная угроза возникает перед ним и в психологии, где он не может совместить рациональное понимание души как простой, бестелесной и внутренне деятельной сущности с ее эмпирическим рассмотрением, связывающим ее деятельность с телесными органами человека и воздействием на них вещей внешнего мира. Для преодоления этой трудности Вольф прибегает к понятию предустановленной гармонии, однако трактуя ее в духе теории психофизического параллелизма, он фактически приходит к отрицанию роли чувственного познания, а главное — возможности свободы воли и нравственности ответственности человека. Случайность и свобода оказываются всего лишь следствием недостатка знания и исключительно субъективной иллюзией ограниченного человеческого рассудка. Эти и другие неизбежные импликации рационалистических построений Вольфа послужили для ортодоксальных пиетистов(см. ПИЕТИЗМ) основанием для его обвинения в фатализме и безбожии, в оправдании безнравственных поступков и т. п. и повлекли за собой его изгнание из Галле в 1723. И хотя Вольф затратил немало усилий доказывая, что его рациональная теология и телеология вполне соответствуют истинам Откровения, а его философия далека от фатализма и атеизма и служит прославлению Божественной мудрости, тем не менее, ее подчеркнутый рационализм и понимание Бога как разумного «изобретателя» всего сущего, явно противоречило принципам традиционной религии, вере в чудеса и т. д.

    Политические взгляды

    Государственно-правовые и политические воззрения Вольфа носили весьма осторожный и умеренно-консервативный характер: он выступал сторонником естественного права, просвещенной монархии и благодетельного деспотизма, целью которых должно быть спокойствие в государстве, благополучие и счастье всех граждан и т. д.

    Значение философии Вольфа

    В многочисленных трудах, изданных на немецком и латинском языках, Вольф пытался создать систематизированный компендиум философских и научных знаний или «Разумных мыслей о Боге, мире, человеческой душе и всех вещах вообще», т. е. построить единую и завершенную систему метафизики, основанную на ясных понятиях и строгих правилах логически доказательного мышления. Считая высшей задачей философии достижение пользы и блага людей, их умственного и нравственного совершенства, вел активную научную и педагогическую деятельность, внеся заметный вклад в распространение в Германии просветительских идей, естественнонаучных и философских знаний, в развитие светской национальной системы образования, немецкой философской терминологии и т. д. Пользовался широкой популярностью в Европе, был членом пяти крупнейших академий, в том числе и в России, где его идеи благодаря деятельности М. Ломоносова(см. ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич), Ф. Прокоповича(см. ПРОКОПОВИЧ Феофан) и других учеников сыграли важную роль в развитии российской культуры, становлении академической науки и университетского образования.

    Общий рационалистический и оптимистический пафос вольфовской философии, присущая ей уверенность в возможности познания, усовершенствования общества и человека и т. д. объясняют то огромное, хотя и противоречивое влияние, какое она оказала на весь ход просветительского движения в Германии и историю философской мысли. Причем для развития последней несомненное эвристическое значение имела сама внутренняя противоречивость философии Вольфа, ее непреодолимый теоретический и методологический дуализм, догматическая необоснованность исходных установок и принципов и т. п. Все это привело не только к разложению вольфовской школы(см. ВОЛЬФОВСКАЯ ШКОЛА), но и вызвало острейшую полемику по поводу традиционной рационалистической метафизики вообще, важнейшим результатом которой стало возникновение критической философии Канта.

  9. Источник: Энциклопедический словарь