Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Клод Адриан Helvetius) — французский философ (1715-1771), получил юридическое образование, служил при дворе королевы. Под влиянием Вольтера он задумал поэму "Sur le bonheur", которую затем бросил и окончил лишь незадолго до своей смерти; увлекшись "Esprit des lois" Монтескье, он решился написать книгу о разуме "Livre de l'esprit", появившуюся в 1758 г. и доставившую ему знаменитость. Она вскоре была запрещена во Франции, но была переведена в Англии, Германии и Италии. Совершив путешествие в Англию и Германию, где в Берлине был гостем Фридриха II, Г. занялся дальнейшим изложением своих взглядов в книге "de l'Homme, de ses facult és intellectuelles et de son Education". Эта книга вышла после смерти Г., в 1773 г. Как в частной, так и в общественной жизни, по свидетельству Мармонтеля, Г. отличался самыми симпатичными качествами. Он принадлежит к школе сенсуалистов, но не сказал в этом направлении ничего нового. Деятельность разума, рассматривать ли его как способность думать или как собрание идей, во всяком случае сводится к суждению, т. е. к сравнению наших ощущений, следовательно, к чувствованию: juger, c'est sentir. Человек стоит выше животных в умственном отношении только благодаря особенно благоприятной организации его тела. Если отнять от разума воспоминание о фактах и об идеях других людей — науку, то разум каждого явится собранием новых для данного человека идей, достоинство которых измеряется не количеством и степенью новизны, а той пользой или удовольствием, которые они приносят людям. Польза (для отдельных лиц, для общества и народа, наконец для всех людей) есть единственное мерило оценки как идей, так и поступков. Добродетель — желание счастья ближнего; предмет добродетели — общественное благо; честность — привычка к поступкам, полезным для нации. Все обычаи, даже самые отвратительные и на первый взгляд несогласные с добродетелью, имеют первоначальной целью общественное благо. Единственный способ сделать людей добродетельными — это связать их личный интерес с интересом общественным; это — задача моралистов и законодателей, ибо люди не родятся ни добрыми, ни злыми, а только одаренными физической чувствительностью (sensibilit é), которая порождает в них любовь к приятному и отвращение к страданию. Природа одарила людей степенью внимания, достаточной, чтобы достигнуть большого умственного развития; но для этого нужно побороть стремление к покою, прирожденное человеку, а побудить его к тому могут только страсти и отвращение к скуке. Последнее является главным двигателем в те эпохи, когда великие страсти связаны обычаем или законами. Источник страстей есть физическая чувствительность (sensibilit é): следовательно, он одинаков у всех людей. Итак, от природы все люди равно одарены всем необходимым, чтобы стать гениальными. Отчего же так мало гениев? Потому что гений есть продукт условий, при которых он вырос, — а очень малое число людей бывает поставлено в такие семейные, общественные, национальные и наконец исторические условия, при которых образуются гении. Это — положительная сторона учения Гельвеция, из которой вытекает целый ряд отрицаний, повторенных Г., в более резкой форме, в другом его сочинении, "de l'Homme". Здесь Г. нападает на правительство и духовенство, оставляющие народ в невежестве, плодом чего являются пороки и несчастье. В "Po è me sur le Bonheur" Г. задается вопросом, в чем заключается счастье. Не находя прочного счастья ни в удовольствиях любви, ни в удовлетворении честолюбия, ни в богатстве, ни в стоицизме, он видит его только в любви к науке и искусствам. Философия Г. была в свое время очень популярна, между прочим и в России, где ею до крайности увлекалась образованная молодежь, как можно видеть из написанного Радищевым " Жития Ф. И. Ушакова" (изд. Бартеневым в его сборнике "Осьмнадцатый век").

    Э. Р.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Helvétius)

    Клод Адриан (31.1.1715, Париж, — 26.12.1771, там же), французский философ-материалист, идеолог революционной французской буржуазии 18 в. Родился в семье придворного врача, окончил иезуитский коллеж. До 1751 был генеральным откупщиком. Сблизившись с Ш. Л. Монтескье и Вольтером, с 1751 посвятил себя научным занятиям. Одно из главных соч. Г. — «Об уме» (1758; рус. пер. 1917, 1938) — было запрещено и сожжено.

    Г. утверждал, что мир материален, бесконечен во времени и пространстве, находится в постоянном движении, что мышление и ощущение являются свойствами материи, возникшими как её наиболее сложные образования; Г. одним из первых среди французских материалистов 18 в. преодолел непоследовательность теории познания английского философа Дж. Локка, придав его сенсуализму открыто материалистический характер; Г. был противником Агностицизма. Подверг резкой критике идеи существования бога, сотворения мира, бессмертия души; однако не вышел за пределы метафизического мышления, оставив нерешенной проблему самодвижения, абсолютизируя значение законов механики, сводя мышление к его чувственной основе.

    Критик теологического воззрения на общественную жизнь, Г. объяснял её без помощи сверхъестественных сил, не выходя, однако, за пределы идеалистического понимания истории. Г. начинал изучение общественных явлений с изолированного индивида, признавая сознание и страсти человека главной движущей силой общественного развития. Г. критиковал учение о врождённом неравенстве интеллектуальных способностей людей, а различия их психического и морального склада объяснял прежде всего особенностями среды, в которой они воспитывались. Подвергнув критике религиозную и спиритуалистическую этику, основанную на признании врождённости моральных чувств и представлений, Г. доказывал опытное происхождение нравственных представлений, их обусловленность интересами индивида. Этот индивидуализм Г. пытался сочетать с общественным интересом, который в действительности был идеализированным классовым интересом буржуазии.

    Г. выдвинул требование полной ликвидации феодальных отношений и феодальной собственности. Считая республиканскую форму правления непригодной для больших государств, он был сторонником просвещённого абсолютизма, в понятие которого вкладывал буржуазно-демократическое содержание.

    Деятельность Г. сыграла значительную роль в идеологической подготовке французской буржуазной революции конца 18 в., в идейной подготовке утопического социализма начала 19 в. и развитии философской мысли.

    Соч.: Œuvres complètes, v. 1—14, P., 1795; в рус. пер. — Счастье. Поэма, М., 1936; О человеке, его умственных способностях и его воспитании, М., 1938.

    Лит.: Плеханов Г. В., Очерки по истории материализма, Избр. философские соч., т. 2, М., 1956; Вороницын И. П., К. А. Гельвеций, М., 1934; Момджян Х. Н., Философия Гельвеция, М., 1955; Силин М. А., К. А. Гельвеций — выдающийся французский философ-материалист 18 в., М., 1958; Шишкин А. Ф., Из истории этических учений, М., 1959, гл. 4; Keim A., Helvétius, sa vie et son œuvre. P., 1907; Grossman M., The philosophy of Helvetius..., N. Y., 1926; Horowitz I. L., Claude Helvetius..., N. Y., 1954.

    Х. Н. Момджян.

    К. А. Гельвеций.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Современная энциклопедия

    ГЕЛЬВЕЦИЙ (Helvetius) Клод Адриан (1715 - 71), французский философ. Утверждал, что мир материален и бесконечен во времени и пространстве. Считал сознание и страсти человека главной движущей силой общественного развития. Сторонник учения о решающей роли среды в формировании личности. Доказывал опытное происхождение нравственных представлений, их обусловленность интересами индивида. Основные сочинения: "Об уме" (1758), "О человеке" (1773, посмертно).

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Философская энциклопедия

    ГЕЛЬВЕЦИЙ

    (Helvetius) Клод Адриан (1715—1771) — фр. философ-материалист, литератор. Испытал значительное влияние труда Дж. Локка «Опыты о человеческом разумении», идеи Вольтера, Ш.Л. Монтескье, Ж.Л.Л. Бюффона. Считал мир материальным, бесконечным во времени, пребывающим в постоянном движении; ощущение и мышление — свойствами материи. Доказывал опытное происхождение нравственных представлений, их обусловленность интересами индивида; был сторонником природного равенства людей. В объяснении истории также исходил из отдельного индивида, признавая при этом страсти и интересы (материальную выгоду) человека главной движущей силой общественного развития. Сторонник просвещенного абсолютизма. Сыграл значительную роль в идеологической подготовке Французской революции 1789 и идейной подготовке утопического социализма нач. 19 в. Основное произведение «Об уме» (1758) было позднее запрещено и сожжено по распоряжению парламента как представляющее опасность для гос-ва и религии.

  7. Источник: Философская энциклопедия



  8. Советская историческая энциклопедия

    (Helvétius), Клод Адриан (I. 1715 - 26.XII.1771) - франц. философ-материалист, идеолог революц. буржуазии 18 в. Родился в Париже, в семье придворного врача. Окончил иезуитский коллеж. В 1738-51 занимал должность ген. откупщика. С 1751 Г. всецело посвятил себя науч. занятиям. Большое значение в формировании взглядов Г. имело его общение с Вольтером, Ш. Л. Монтескьё, Д. Дидро, П. А. Гольбахом и др. франц. мыслителями 18 в. В 1758 им была завершена работа над книгой "Об уме" ("De l'Esprit", 1758), направленной против основ феод. порядка, феод.-религ. идеологии и католич. церкви. Книга вызвала яростные нападки реакц. кругов, была запрещена и в 1759 публично сожжена. Осн. идеи этой книги были развиты и обоснованы Г. в его произв. "О человеке, его умств. способностях и его воспитании" ("De l'Homme, de ses facultés intellectuelles et de son éducation", 1773), завершенном в 1767. Опасаясь преследований, Г. не опубликовал свой новый труд, до конца дней своих работая над его совершенствованием. После смерти Г. книга "О человеке" была издана в Лондоне в 1773 усилиями рус. посланника в Гааге кн. Д. А. Голицына.

    Г. выступал с критикой учения о врожденном неравенстве интеллектуальных способностей людей, к-рое использовалось для увековечения феод.-сословного неравенства. Он утверждал, что все люди от рождения имеют равные умственные задатки, а различия их психич. и морального склада объяснял, прежде всего, особенностями среды, в к-рой они воспитывались. Отвергая эгалитаризм Ж. Ж. Руссо и расходясь с физиократами (считавшими, что гос-во не должно вмешиваться в экономич. отношения), Г. полагал, что гос-во обязано добиваться смягчения чрезмерного неравенства в распределении собственности. Доказывая неисчерпаемые возможности человеческого интеллекта в познании материального мира, Г. подверг острой критике религ.-идеалистич. идеи существования бога, сотворения мира, бессмертия души и др. Гл. внимание в своей науч. деятельности Г. обращал на изучение обществ. жизни, морали, на раскрытие сил, движущих, по его мнению, человеком и обществом. Отвергая сверхъестеств. силы в природе и обществе, Г. искал разгадку тайн обществ. жизни в обыденных устремлениях людей, направленных на самосохранение и приумножение своих материальных благ.

    Деятельность Г. сыграла значит. роль в идейной подготовке франц. бурж. революции конца 18 в. Не являясь сторонником социализма (Г. выступал за сохранение собственности как основы обществ. строя и деления общества на классы), Г., однако, своим учением о решающей роли личного интереса в обществ. развитии и необходимости гармонич. сочетания личных и обществ. интересов и т. д. внес существ. вклад в идейную подготовку утопич. социализма 1-й пол. 19 в.

    Соч.: Oeuvres complètes, t. 1-3, L., 1776; Oeuvres complètes, v. 1-14, P., 1795 (со вступ. ст. (Saint - Lambert)); Notes de la main, P., 1907; в рус. пер.: Об уме (De L'Esprit), П., 1917, и М., 1938; О человеке, его умственных способностях и его воспитании, М., 1938; Счастье, М., 1936.

    Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2, с. 144-45; их же, Немецкая идеология, там же, т. 3, с. 232, 409, 411-12; Ленин В. И., О значении воинствующего материализма, Соч., 4 изд., т. 33, с. 201-10; Плеханов Г. В., Очерки по истории материализма. Избр. филос. соч., т. 2, М., 1956; Данелиа С., Опыт исследования теории нравственности Гельвеция, ч. 1, Тб., 1922; Троицкий А., Этич. взгляды Гельвеция, "Труды Института Красной профессуры", т. 1, М.-П., 1923; Вороницын И. П., К. А. Гельвеций, М., 1934; Момджян Х. Н., Философия Гельвеция, М., 1955; Силин М. A., К. А. Гельвеций - выдающийся франц. философ-материалист XVIII в., М., 1958; Damiron J. P., Mémoire sur Helvétius, P., 1853; Keim A., Helvétius, sa vie et son oeuvre, P., 1907; Garaudy R., Contribution а la théorie matérialiste de la connaissance, P., 1953; Horowitz I. R., Claude Helvétius, N. Y., 1954.

    X. H. Момджян. Москва.

  9. Источник: Советская историческая энциклопедия