Большая Советская энциклопедия

    виджнянавадины, последователи одной из двух крупнейших (наряду с мадхьямикой (См. Мадхьямика)) религиозно-философских школ Буддизма махаяны. Основные идеи учения Й. появляются в 3 в. н. э. Виднейшими представителями Й. считаются: Асанга (4 в. н. э.) — основные соч. «Йога-чарьябхуми», «Махаяна сампариграха» и «Абхидхармасамуччая» — и Васубандху (5 в. н. э.) — основные соч. «Вьякхьяюкти», «Вимшика», «Трамшика». Расцвет школы относится к 6—8 вв. н. э., когда создаются комментарии на соч. Асанги и Васубандху (труды Стхирамати и Дхармапалы) и когда протекает деятельность крупнейших буддийских логиков Дигнаги и Дхармакирти, соч. которых сохранились главным образом в тибетских, монг. и отчасти кит. переводах.

    Конкретизируя общее положение буддизма о единственности реальности и ценности психического бытия личности, Й. развивают идею исключительной значимости чистого сознания (виджняны), отвлечённого от всякого содержания. Пребывание в этом сознании, составляющее цель человеческих стремлений, есть бодхи (буквально «просветление»), или Нирвана; как средство её достижения у Й. особенно культивировалась Йога. Одновременно в школе Й. была распространена концепция алая виджняны («сокровищницы сознания», буквально «накопленного сознания»), своеобразного всесознания, абсолютного сознания, имеющего природу Будды и выступающего как бы в качестве общей основы для всякого эмпирического, индивидуального сознания.

    Й. внесли большой вклад в развитие неаристотелевской логики, создав самостоятельную её отрасль — так называемую буддийскую логику с совершенно оригинальной разработкой проблем дихотомической классификации категорий, построения фигур силлогизма и др.

    Лит.: Щербатской Ф. И., Теория познания и логика по учению позднейших буддистов, ч. 1—2, СПБ, 1903—09; Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956, с. 534—51; Stcherbatsky Th., Buddhist logic, v. 1—2, Leningrad, 1930—32; Wolff E., Zur Lehre vom Bewußtsein (Vijnanavada) bei den späteren Buddhisten, Hdlb., 1930 (Diss.); Takukasu J., The Essentials of Buddhist philosophy, Honolulu, 1947.

    В. П. Лугина.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ЙОГАЧАРЫ (виджнянавадины) - последователи одной из двух основных школ буддизма - махаяны. Главные представители: Асанга (4 в.), Васубандху (5 в.), логики Дигнага (6 в.) и Дхармакирти (7-8 вв.). Конкретизируя идею буддизма о единственной реальности психического бытия личности, йогачары развили концепцию исключительной значимости чистого сознания (виджняны), отвлеченного от всякого содержания. Пребывание в этом состоянии, составляющее цель человеческих стремлений, есть бодхи (букв. - просветление), или нирвана, одно из главных средств достижения которой - практика йоги.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Философская энциклопедия

    ЙОГАЧА́РЫ

    (виджнянавада) – последователи религ.-филос. школы в сев. буддизме (махаяне). Осн. идеи школы появляются впервые в сер. 2 в. в трактате "Сандхинирмочанасутра". Филос. система школы Й. была разработана мыслителем Асангой (4–5 вв. н.э.) в трактатах "Йогачарьябхуми", "Махаянасампариграха" и "Абхидхармасамуч-чая". Брат Асанги, философ Васубандху, систематизировал положения школы в своих соч. "Вьякхьяюкти", "Вимшика" и "Тримшика". Из среды Й. вышли виджнянавадины – последователи логики, система к-рых отличалась от "философского" направления Асанги и Васубандху и была разработана основателем буддийской логики Дигнагой (5 в. н.э.) и Дхармакирти (конец 6 в. н.э.). Буддийская логика, разработанная Дхармакирти, получила широкое распространение и породила многочисл. науч. лит-ру на тибетском и монгольском языках. В Китае философия Й. стала известной благодаря переводам Парамартхи (546 н.э.) и Сюань-чжуана (ок. 650 н.э.).

    Й. утверждали примат сознания и отрицали реальность внешнего мира. Дхармы, элементы бытия, не имеют самостоят. реальности; они реальны как проявления сознания. Й. "философского" направления выдвинули учение о "сокровищнице сознания", т.е. потоке состояний сознания, своего рода субстрате сознания, на к-ром отпечатываются прошлые впечатления, весь прежний опыт индивида. Согласно учению Й., существуют три вида реальности: воображаемый, зависимый (в к-ром явления наблюдаются в их причинной связи) и истинно-сущее, абсолют – чистое сознание, имманентное проявленному миру. Как и в др. буддийских школах, средством познания абсолюта признавалось йогич. знание (см. Йога).

    Лит.: Васильев В., Буддизм, его догматы, история и литература, ч. 1, СПБ, 1857; Щербатской Ф. И., Теория познания и логика по учению позднейших буддистов, ч. 1–2, СПБ, 1903–1909; Ρозенберг О. О., Введение в изучение буддизма по японским и китайским источникам, ч. 2, П., 1918; Stcherbatsky Th., Buddhist logic, v. 1–2, Leningrad, 1930–32; Wolff В., Zur Lehre vom Bewußtsein (Vijñānavāda) bei den späteren Buddhisten, Hdlb., 1930 (Diss.); Takukasu J., The Essentials of Buddhist Philosophy, Honolulu, 1947.

    Ю. Рерих. Москва.

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Энциклопедический словарь

    йогача́ры

    (виджнянавадины), последователи одной из двух основных школ буддизма — махаяны. Главные представители: Асанга (IV в.), Васубандху (V в.), логики Дигнага (VI в.) и Дхармакирти (VII—VIII вв.). Конкретизируя идею буддизма о единственной реальности психического бытия личности, йогачары развили концепцию исключительной значимости чистого сознания (виджняны), отвлечённого от всякого содержания. Пребывание в этом состоянии, составляющее цель человеческих стремлений, есть бодхи (буквально — просветление), или нирвана, одно из главных средств достижения которой — практика йоги.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: