(почётное прозвище; буквально — блистательный, доблестный; собственное имя — Цуругул)
(1581—1636), монгольский князь. Его владения находились в центре Халхи (руины дворца — на З. от Улан-Батора по р. Тола). Покровительствовал буддийской красношапочной секте Сакья. На скалах около озера Тухум-Нор сохранились 2 высеченные надписи: в одной содержатся лирические стихи Ц.-Т., в другой — текст поклонения богам, точная дата (1624) и указание на его авторство. Существует гипотеза, что Ц.-Т. вступил в союз с чахарским Лэгдэн-ханом для совместно борьбы против маньчжурских завоевателей. Был изгнан из Халхи. Ушёл со своим войском в район Кукунора, где скоро вмешался в борьбу тибетского светского владыки, выступавшего против далай-ламы и панчен-ламы, возглавлявших желтошапочную секту Гэлуг-ба. В поддержку далай-ламы выступил ойратский князь Гуши-хан, в столкновении с которым Ц.-Т. погиб.
Лит.: Владимирцов Б. Я., Надписи на скалах халхаского Цокту-тайджи, «Изв. АН СССР», 1926, т. 20, № 13—14, 1927, т. 21, № 3—4.
(почетное прозвище; собственное имя - Цуругул) - монгольский князь (1580-1637). Его владения находились в центре Халхи (руины дворца - на З. от Улан-Батора по р. Тола). Покровительствовал буддийской красношапочной секте Сакья. На скалах около оз. Тухум-Нор сохранились две высеченные надписи: в одной содержатся лирич. стихи Ц.-Т., в другой - текст поклонения богам, точная дата (1624) и указание на его авторство. Существует гипотеза, что Ц.-Т. вступил в союз с чахарским Лэгдэн-ханом для совм. борьбы против маньчжурских завоевателей. Был изгнан из Халхи. Ушел со своим войском в р-н Кукунора, где скоро вмешался в борьбу тибетского светского владыки, выступившего против Далай-ламы и Панчен-ламы, возглавлявших желтошапочную секту Гэлуг-ба. В поддержку Далай-ламы выступил ойратский князь Гуши-хан, в столкновении с к-рым и погиб Ц.-Т.
Лит.: Владимирцов Б. Я., Надписи на скалах халхаского Цокту-тайдши, "Известия АН СССР", 1926, т. 20, No 13-14; 1927, т. 21, No 3-4.
H. П. Шастина. Москва.