Словарь Брокгауза и Ефрона

    см. Раскол.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    одна из двух основных разновидностей (наряду с поповщиной) русского Раскола или старообрядчества. Б. отрицала православную церковь, церковную организацию и священство, часть беспоповцев не признавала царя и царской власти, хотя принципиально не отвергала самодержавия. Возникла в конце 17 в. Центром Б. была Выгорецкая (Выговская) пустынь в Карелии. Главное догматическое сочинение Б. «Поморские ответы» (1722, изд. 1911). Постепенно Б. разделилась на множество толков и течений: наиболее значительный из них: поморский, федосеевский, филипповский, названные либо по имени их основателей, либо по районам возникновения и отличавшиеся друг от друга, чаще всего, различным пониманием богословских вопросов.

    С середины 18 в. характер Б. изменился, её центрами стали крупные города (Москва, Петербург, Саратов, Тверь и др.), а опорной базой — растущая буржуазия. С 1771 главным центром Б. стала организация федосеевцев в Москве. В неё входили приходившие в город крестьяне, рабочие, ремесленники, торговцы, владельцы мануфактур. Пёстрый социальный состав предопределил среди беспоповцев острую идеологическую борьбу, усиливавшуюся с ростом капиталистических отношений. В массе беспоповцев антифеодальный протест всё чаще стал переплетаться с антибуржуазными выступлениями. В конце 18 в. в Б. возник крайний толк бегунов (странников), не признававших частной собственности, сословности, отрицавших жизнь в городе. В период Октябрьской революции организации беспоповцев заняли откровенно антисоветские позиции. В СССР осталось незначительное количество общин, исповедующих Б.

    Лит.: Никольский Н. М., История русской церкви, 2 изд., М.— Л., 1931; Церковь в истории России (IX в.— 1917 г.), М., 1967.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. беспопо́вщина;
    2. беспопо́вщины;
    3. беспопо́вщины;
    4. беспопо́вщин;
    5. беспопо́вщине;
    6. беспопо́вщинам;
    7. беспопо́вщину;
    8. беспопо́вщины;
    9. беспопо́вщиной;
    10. беспопо́вщиною;
    11. беспопо́вщинами;
    12. беспопо́вщине;
    13. беспопо́вщинах.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Даля

    жен. множество толков раскольничьих, не признающих вовсе нынешнего священства, утверждая, что со времени исправления церковных книг настало царство антихриста; это же изуверное убеждение прилагают они и к гражданской власти и порядку; это поморцы, спасовщина, нетовщина и пр. Староверы, вернее старообрядцы, не уклоняются в догматах от православия, а привязаны только к старым церковным книгам и обрядам и ко всему, что таким почитают, напр. двуперстное сложение, осьмиконечный крест, трикратное возглашение аллилуйя, писание и чтение церковных слов по-старинному, одноголосное и гнусливое пение и пр. Из них образовалась церковь Единоверческая или Благословенная. За ними следуют толки поповщины, ищущие также в обрядах существенного различия, но принимающие рукоположение, священство и таинства, требуя только исправления попа по-своему и отречения его от обрядов господствующей церкви; посему эти толки охотно принимают преступных и беглых попов и называются также беглопоповщиною. Затем идет беспоповщина, до 50 мелких толков (к которым, частию, переходит ныне и поповщина, по затруднительности добывать попов), которые доводят привязанность свою к обрядливости, почитаемой ими древнею, до крайних пределов нетерпимости, проклиная все прочее и признавая всякое духовное и гражданское начальство (православное) за орудие антихриста: по их мнению, седьмой фиал апокалипсический пролился на землю, благодать взята на небо, царство антихриста настало. Далее следуют уже не расколы, а ереси, потому что спор идет уже не о обрядах, а о догматах; их три разряда: духовные, созерцательные и нехристиане. Духовные: духоборцы, иконоборцы, молоканы; созерцательные: христовщина, хлысты, шелопуты, скопцы; нехристиане: субботники или жиды. Беспоповщинный, беспоповщинский, к беспоповщине принадлежащий, относящийся

  7. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  8. Толковый словарь Ефремовой

    ж.

    Одно из основных течений старообрядчества, возникшее в конце XVII в., не признающее священников как духовных пастырей и некоторых таинств.

  9. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  10. Философская энциклопедия

    БЕСПОПО́ВЩИНА

    одно из гл. разветвлений в старообрядчестве, в свою очередь дробящееся на ряд мелких сект – толков. Возникло во 2-й пол. 17 в. Первоначально Б. развивалась на сев. окраинах России, преим. среди крестьян, спасавшихся бегством от крепостничества. Это предопределило развитие в Б. критич. истолкования христ. догматов, признание необязательности религ. обрядности, церк. организации и духовенства (отсюда и название "Б."). Для беспоповцев характерны хилиастич. представления о тысячелетнем царстве Христа (см. Хилиазм), требования строгого аскетизма, в частности безбрачия. Нек-рые беспоповцы усматривали в царской власти земное воплощение антихриста, отказывались от подчинения властям.

    Важнейшими толками Б. являются: федосеевский (возник в конце 17 в.), поморский, аристовский, филипповский и др. Идеология Б. изменялась и дифференцировалась под влиянием социального расслоения. Уже в гл. догматич. соч. крупнейшей орг-ции беспоповцев – Выговской общины – "Поморских ответах" (1722, изд. 1911) содержится отход от осн. принципов Б., одобрение деятельности Петра I и обещание почитать власти. Умеренное бурж. течение Б., получившее название "поморское", признавало браки, допускало общение с властями, но вместе с тем критиковало догматич. способ доказательств. В писаниях поморцев (Г. Скачкова и др.) религ. форма постепенно включала в себя элементы бурж. рационализма.

    К сер. 18 в. относится расцвет полемич. лит-ры Б., в к-рой чисто догматич. вопросы отходили на второй план, уступая место вопросам устройства обществ. и частного быта и отношения к властям, напр. вопрос о том, надо ли видеть в совр. правительстве "царство антихриста" или считать, что антихрист еще не явился, и т.д. В Москве в 1771 была создана Преображенская община ("Преображенское кладбище"), ставшая общеросс. центром федосеевского толка. В нач. 19 в. демократич. часть ее возглавлялась беглым крепостным С. С. Гнусиным (Михаил Васильев), к-рый в своих писаниях "Пандекты" выступал с обличениями корыстолюбия богачей и отрицанием сословного строя.

    Развитие города вело к быстрому социальному расслоению Б. Богачи вступали в поморские организации. Демократич. круги пополняли филипповские, аристовские, кондратьевские и др. организации, в к-рых антикрепостнич. протест сочетался с отрицанием городской жизни. Из демократич. течений особое значение получило бегунство (странничество), гл. обр. в среде крестьянства, преим. сев. губерний, Верхнего Поволжья, Сибири. Представители этого толка осуждали принцип частной собственности и стяжательства, отстаивали идею всеобщего равенства, призывали покидать города и переселяться в "пустыню", укрываясь от властей. Они враждебно относились к крепостнич. гос-ву и ко всем признакам личной зависимости от него (паспортам и т.д.). Этот толк получил широкое распространение к сер. 19 в.

    Связи Б. с социальными движениями в пореформ. время значительно ослабли. В капиталистич. эпоху Б. не имела развития. В период после Октябрьской революции беспоповцы выступали против политики Сов. власти. В настоящее время существует неск. общин беспоповцев во главе с Высшим старообрядч. советом. В своих выступлениях беспоповцы присоединяются к движению за укрепление мира. Однако, признавая Сов. гос-во, они призывают верующих подчиняться ему лишь как "божьему установлению". Их проповеди "всеобщей любви" и обществ. пассивности наносят прямой вред коммунистич. воспитанию. Борьба с Б. является одним из важнейших участков атеистич. работы.

    Лит.: Дружинин В. Г., Писания русских старообрядцев. Перечень списков, составленных по печатным описаниям рукописных собраний, СПБ, 1912 (наиболее полная библиография рукописных источников); Пругавин А. С., Раскол – сектантство. Материалы для изучения религиозно-бытовых движений русского народа, вып. 1 – Библиография старообрядчества и его разветвлений, М., 1887; Смирнов П. С., Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII века, СПБ, 1909; Πятницкий И. К., Секта странников и ее значение в расколе, 2 изд., СПБ, 1912; Любомиров П. Г., Выговское общежительство. Историч. очерк, М. – Саратов, 1924; Никольский Η. Μ., История русской церкви, [М.], 1931; Рындзюнский П. Г., Старообрядческая организация в условиях развития промышленного капитализма, в кн.: Вопр. истории, религии и атеизма. Сб. статей, [вып. 1], M., 1950.

    П. Рындзюнский. Москва.

  11. Источник: Философская энциклопедия



  12. Энциклопедический словарь

    БЕСПОПО́ВЩИНА -ы; ж. Одно из основных течений старообрядчества, не признающее священников как духовных пастырей и некоторые таинства. Беспоповщина возникла в конце 17 в.; наставники беспоповцев избираются из мирян; признаются два церковных таинства: крещение и исповедь.

  13. Источник: Энциклопедический словарь



  14. Советская историческая энциклопедия

    одна из двух осн. разновидностей (наряду с поповщиной) старообрядчества. Зародилась в кон. 17 в. на С. и С.-З. Европ. России, в р-нах усиленной крест. колонизации, гл. центром Б. являлась старообрядч. община на р. Выге в Карелии (Выговская пустынь). Б. отрицала православную, церковь, церк. орг-цию и священство. Часть Б. не признавала царя и поставленные им власти, хотя принципиально не отвергала систему самодержавия, выдвигала требование аскетизма, в т. ч. безбрачия. В период феодализма Б. в нек-рой мере была связана с нар. движением, несмотря на крайнюю консервативность своей догматики. Гл. догматич. соч. Б. - "Поморские ответы" (1722, изд. 1911). Постепенно Б. разделялась на большое число мелких толков и течений; в нек-рых своих разветвлениях она смыкалась с сектантством. Умеренный толк получил назв. поморского; он широко распространялся гл. обр. в кругах гор. буржуазии. На рубеже 17-18 вв. в спорах с выговцами в сев.-зап. крае образовался федосеевскии толк, а в кон. 30-х гг. 18 в. в окрестностях Выговской пустыни - толк филипповский. С сер. 18 в. характер. Б. начал изменяться. Ее опорными пунктами стали крупные города (Москва, Петербург, Саратов, Тверь, Ярославль, города Урала и Сибири) с растущей буржуазией, оказывавшей Б. материальную и организац поддержку. Гл. центром Б., получившим общеросс. значение, стала орг-ция федосеевцев в Преображенской слободе в Москве, оформившаяся в 1771. Она, как и др. аналогичные общины, наполнялась приходившими в город крестьянами, рабочими и ремесленниками, владельцами мануфактур. Промышленники использовали орг-ции Б. как центры сосредоточения капиталов для кредита, как средство для получения дешевой и всесторонне зависимой от них рабочей силы. Демократич. элементы Б. видели в общинах средство для временного укрытия в городе, для получения работы, а иногда и небольшой материальной поддержки. Противоречивый социальный состав беспоповцев предопределил среди них острую идеологич. борьбу, к-рая усиливалась с ростом капи-талистич. отношений. В массе беспоповцев антифеод. протест все больше сочетался с антибурж. выступлениями. Представитель крест.-плебейских кругов моск. Б. 1-й четв. 19 в. С. Гнусин (Михаил Васильев) обличал бурж. верхушку Преображенской общины в соглашениях с властями, в чрезмерном самообогащении и требовал уравнивания в правах всех беспоповцев. На почве недовольства бурж. верхушкой Б. в кон. 18 в. возник толк бегунов (странников), не признававший частную собственность и сословность, отрицавший жизнь в городе и соглашение с властями. Бегунство широко распространилось в 1-й пол. 19 в. в Верхнем Поволжье, на Севере и в Сибири. В период развитого капитализма и рабочего движения Б. утратила всякие черты демократизма. В 60-70-х гг. нек-рые крупные капиталисты пытались оживить пропаганду Б., но на нее откликались отдельные отсталые и оторванные от клас. борьбы рабочие и крестьяне. В период Окт. революции орг-ции беспоповцев заняли открыто контрреволюц. позиции. В СССР существует незначит. количество беспоповщинских общин. Б. является одним из вреднейших религ. пережитков в сознании людей.

    Лит.: Пругавин А. С., Раскол-сектантство, в. 1, M., 1887; Дружинин В. Г., Писания рус старообрядцев. Перечень списков, сост. по печатным описаниям рукописных собраний, СПБ, 1912; Смирнов Р. С., Споры и разделения в рус. расколе в 1-й четв. XVIII в., СПБ, 1909; его же, История рус. раскола старообрядства, 2 изд., СПБ, 1895; Любомиров Р. Г., Выговское общежительство, M. - Саратов, 1924; Никольский Н. M., История рус. церкви, 2 изд., М.-Л., 1931; Рындзюнский Р. G., Старообрядческая орг-ция в условиях развития пром. капитализма, в кн.: ВИРА, (т. 1), M., 1950; Бонч-Бруевич В. Д., О религии, религ. сектантстве и церкви, Избр. соч., т. 1, M., 1959.

    П. Г. Рындзюнский. Москва.

  15. Источник: Советская историческая энциклопедия



  16. Толковый словарь Даля

  17. Источник: