Большая Советская энциклопедия

    Владимир Васильевич [р. 23.7.1919, с. Воронцово-Александровское, ныне г. Зеленокумск Ставропольского края], советский учёный в области горного дела, член-корреспондент АН СССР (1966). Член КПСС с 1943. Окончил Московский горный институт (1941). С 1949 преподаёт в Московском горном институте (с 1958 профессор, с 1962 ректор). По инициативе Р. разработаны и внедрены новые учебные программы подготовки горных инженеров для горнодобывающей промышленности в СССР. Основные труды по теории и практике открытой разработки месторождений, физике горных пород и процессов. Создал метод геометрического анализа карьерных полей и проектирования режима горных разработок. Почётный доктор Фрейбергской горной академии (ГДР) и Мишкольского университета тяжёлой промышленности (ВНР). Награжден 3 орденами, а также медалями.

    Соч.: Основы проектирования карьеров, М., 1958 (совместно с Е. Ф. Шешко); Основы физики горных пород, 3 изд., М., 1973 (совместно с Г. Я. Новиком); Процессы открытых горных работ, 2 изд., М., 1974.

    Лит.: Владимир Васильевич Ржевский, М., 1969 (АН СССР. Материалы к биобиблиографии ученых СССР. Сер. технических наук. Горное дело, в. 12).

    В. А. Боярский.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Литературная энциклопедия

    Ржевский

    РЖЕВСКИЙ Алексей Андреевич (1737—1804) — популярный в XVIII в. лирический поэт, член Российской академии, видный масон. Происходил из старинного дворянского рода. Его кратковременная литературная деятельность (1759—1763) носит отпечаток аристократического дилетантства. Блестящая придворная карьера в царствование Екатерины II заглушила в Р. писателя: за всю последующую жизнь он написал всего несколько од и две трагедии: «Прелеста» и «Смердий» (ставились на сцене, напечатаны не были).

    Поэтическое наследие Р. отличается богатством жанров: он писал оды — торжественные и анакреонтические, элегии, идиллии, стансы, сонеты, эклоги, басни, притчи и т. д. По своему литературному направлению Р. примыкал к группе Сумарокова и на первом этапе своего творчества сильно ему подражал. Оды Р., посвященные императорам, царствования к-рых он пережил, шаблонны; лучшие его произведения — стансы и элегии. В них преобладают мотивы неразделенной и тоскующей любви и грусти о непостоянстве и суете всего земного. Лирика Р. всегда соединена с дидактикой и является отголоском его масонских взглядов. Проповедь рационалистической добродетели, умеренности и внутреннего самоусовершенствования сочетается с признанием неизбежности желаний и страстей; истинное блаженство дает лишь душевное спокойствие, доступное человеку на всех без различия ступенях социальной лестницы; конечное успокоение и свободу дает смерть.

    Внутренняя сосредоточенность некоторой части лирики Р. выгодно выделяет ее на бравурном фоне торжественной поэзии его эпохи; однако образами и красками она не богата. Идейная опустошенность привела Р. к преобладанию в его творчестве формы над содержанием. Р. внес в поэзию ряд сложных литературных приемов: стихотворение-период, построенное по типу загадки, стихотворение, читаемое с разным расположением строк, ода из односложных слов и т. п. подчеркнутые ухищрения стиля.

    Стихотворения Р. печатались в журн. «Трудолюбивая пчела» и «Ежемесячные сочинения» (1759), «Полезное увеселение» (1760—1762) и «Свободные часы» (1763); отдельным собранием изданы не были.Библиография:

    I. Русский биографический словарь, т. Рейтерн — Рольцберг, СПБ, 1913 (статья без подписи); Гуковский Гр., Ржевский, в его книге: Русская поэзия XVIII в., Л., 1927 (Вопросы поэтики, вып. X).

    II. Венгеров С. А., Русская поэзия, вып. VI, СПБ, 1897.

  3. Источник: Литературная энциклопедия