«Министерство»

Министерство в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Министерство»

Источники

  1. Большая Советская энциклопедия
  2. Словарь форм слова
  3. Толковый словарь Ожегова
  4. Малый академический словарь
  5. Толковый словарь Ушакова
  6. Толковый словарь Ефремовой
  7. Большой энциклопедический словарь
  8. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  9. Англо-русский словарь технических терминов
  10. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  11. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  12. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  13. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  14. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  15. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  16. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение
  17. Энциклопедический словарь экономики и права
  18. Энциклопедия юриста
  19. Энциклопедический словарь
  20. Русско-английский политехнический словарь
  21. Dictionnaire technique russo-italien
  22. Юридическая энциклопедия
  23. Словарь юридических международно-правовых терминов
  24. Словарь бизнес-терминов
  25. Русско-шведский бизнес-словарь
  26. Тезаурус русской деловой лексики
  27. Большой Энциклопедический словарь

    Большая Советская энциклопедия

    (от лат. ministro — служу, управляю)

    центральный орган государственного управления. Впервые М. были образованы в Западной Европе в 16—17 вв.

    В дореволюционной России М. образовались со вступлением на престол Александра I; член Негласного комитета (См. Негласный комитет)Н. Н. Новосильцевым был подготовлен проект учреждения М., допускающий временное сочетание единоначалия с коллегиальностью. Манифестом от 8 сентября 1802 были учреждены должности министров (внутренних дел, юстиции, финансов, коммерции, народного просвещения, военно-сухопутных сил, военно-морских сил и иностранных дел). Сохранившиеся до того времени Коллегиибыли расписаны между министрами, при которых для сношения с коллегиями были первоначально учреждены только канцелярии («департаменты»). В одних случаях в состав М. вошла одна коллегия (Военная, Адмиралтейская, Коммерции), в других — по нескольку коллегий. Министры входили в состав Сената и Комитета министров (См. Комитет министров) и имели право личного доклада царю. С июня 1803 руководство отдельными отраслями управления в отдельных М. полностью сосредоточивается в М. (например, М. внутренних дел). В 1810 последовало более чёткое распределение дел между М.; министры по должности стали членами Государственного совета (См. Государственный совет). Разработанное М. М. Сперанским (См. Сперанский) «Общее учреждение министерств» (25 июня 1811) завершило министерскую реформу: определило окончательно единоначалие как основной организационный принцип организации и деятельности М., установило единообразие их структуры, делопроизводства и отчётности, систему взаимоотношений их структурных частей внутри М., а также с другими учреждениями и т. п. Каждое М. возглавлялось министром, который имел заместителя (товарищ министра); министр и его заместитель назначались царём. При министре был совещательный орган из начальников структурных частей М. — совет министра (впоследствии — Совет министерства), а для связи со всеми структурными частями — канцелярия министра (М.). Исполнительный аппарат каждого М. состоял из департаментов (от 1 до 9). В состав М. входили и т. н. «особенные установления» (особые канцелярии для важных и секретных дел), учёные комитеты, вспомогательные учреждения финансового, технического и другого специального назначения. Внутри М. была установлена бюрократическая соподчинённость чиновников и крайняя бюрократическая централизация: вся полнота власти и окончательное решение большинства дел принадлежали только министрам. М. управляли подчинёнными им местными учреждениями с помощью циркуляров и распоряжений (в гражданских учреждениях) и приказов (в военных); проводили ревизии подчинённых учреждений, обязанных ежегодно представлять в М. отчёты, разного рода ведомости и т. д. Министры подавали ежегодные финансовые отчёты в министерство финансов и Государственный совет, а о «видах и предприятиях к усовершенствованию» — царю. С разрешения царя министр мог входить в Государственный совет с представлениями об изменении, отмене старых законов и принятии новых. Разработанные в М. и специальных комиссиях (комитетах) законопроекты утверждались царём в Государственном совете или сразу после обсуждения — в Комитете министров, в других высших комитетах и во время личных докладов министров царю, установившихся регулярно с 20-х гг. 19 в. После 1811 «Общее учреждение министерств» было распространено на большинство М. К 1861 существовало 9 М. Усложнение задач управления государством породило чёткое разграничение функций не только в центре, но и на местах. М. с их местными органами составили отдельные ведомства со своими административными порядками, штатом чиновников, бюджетом, а иногда даже ведомственным территориальным делением, не совпадавшим с общим административным делением (ведомственные округа). С течением времени в министерской организации произошли изменения: увеличилось число товарищей министров, усложнилась внутренняя организация М. и т. д. В 60—70-х гг. 19 в. значительно расширился круг вопросов, решаемых органами М., а также начальниками отдельных их структурных частей. В связи с этим в ряде М. отдельные департаменты были преобразованы в главные управления и управления, появились отделы, имевшие иную организацию, чем департаменты. Возросло число совещательных советов и комитетов, в состав которых привлекались представители буржуазии и буржуазной интеллигенции. К концу 19 в. особенно усложнилась организация министерства внутренних дел — основного карательного органа самодержавия, заведовавшего администрацией, полицией, жандармерией и политическим сыском (с 1880), цензурой и пр. Несмотря на все эти перемены, в организации М. до 1917 сохранились основные принципы, заложенные «Общим учреждением министерств» 1311. К 1917 в России существовало 12 М. После свержения самодержавия в 1917 все М. подвергались в большей или меньшей степени реорганизации: было упразднено министерство императорского двора, отдельные структурные части министерства внутренних дел и министерства юстиции; в некоторых М. созданы новые структурные части; проведена известная демократизация ведомств. Со 2 марта по 25 октябрь 1917 сменилось четыре состава министров буржуазного Временного правительства (См. Временное правительство). Великая Октябрьская социалистическая революция ликвидировала все М. помещичье-буржуазной России.

    М. в дореволюционной России (1802—1917, по старому стилю): внутренних дел (1802—1917); военное (1802—1917, до 1808 — военно-сухопутных сил); морское (1802—1917, до 1815 — морских сил); иностранных дел (1802—1917); финансов (1802—1917); народного просвещения (1802—1917; в 1817—1824 — духовных дел и народного просвещения); коммерции (1802—10); путей сообщения (1865—1917; в 1809—10 — Главное управление водяных и сухопутных сообщений; в 1810—32 — Главное управление путей сообщения; в 1832—65 — Главное управление путей сообщения и публичных зданий); императорского двора и уделов (1826—1917; в 1852—56 разделено на М. императорского двора и М. уделов; с 16 марта по 25 октября 1917 — Главное управление уделов): земледелия (1915—17; в 1837—94 — М. государственных имуществ; в 1894—1905 — М. земледелия и государственных имуществ; в 1905—15 — Главное управление землеустройства и земледелия); полиции (1810—19): почт и телеграфов (1865—68; 1880—81; 5 мая — 25 октября 1917); юстиции (1802—1917); торговли и промышленности (1905—17); труда (5 мая — 25 октября 1917): продовольствия (5 мая — 25 октября 1917); вероисповеданий (5 августа — 25 октября 1917); государственного призрения (5 мая — 25 октября 1917).

    Лит.: Ерошкин Н. П., История государственных учреждений дореволюционной России, 2 изд., М., 1968; Справочник по истории дореволюционной России, М., 1971, с. 176—97.

    Н. П. Ерошкин.

    В СССР М. — центральный орган государственного управления, осуществляющий руководство определённой отраслью народного хозяйства, социально-культурного строительства и административно-политической деятельности. Важнейшая часть сов. государственного аппарата. Главная задача каждого хозяйственного М. — обеспечение всемерного развития порученной ему отрасли как составной части народного хозяйства СССР, высоких темпов развития производства и производительности труда, выполнения заданий государственного плана и строгого соблюдения государственной дисциплины, рационального использования капитальных вложений и повышения их эффективности и т. д. Плановое руководство отраслью М. про водит на научной основе с учётом требований комплексного развития всего народного хозяйства СССР в целом, союзных республик и отдельных экономических районов. Правовое положение М. определяется Конституцией СССР и конституциями союзных и автономных республик, Общим положением о министерствах СССР 1967 (СП СССР, 1967, № 17, ст. 116), положениями об отдельных М. и др.

    Советское М. — преемники народных комиссариатов (См. Народный комиссариат), созданных в первые же дни после победы Октябрьской революции 1917. Законом от 15 марта 1946 «О преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР и Советов Народных Комиссаров союзных и автономных республик в Советы Министров союзных и автономных республик» наркоматы были преобразованы в М.

    В соответствии с Конституцией СССР, М. образуются Верховным Советом СССР, Верховными Советами союзных и автономных республик. Деятельность М. объединяется и направляется Советом Министров (См. Совет министров)СССР, Советами Министров союзных и автономных республик. М. СССР подразделяются на общесоюзные (руководят порученной им отраслью на всей территории СССР, непосредственно или через создаваемые ими органы) и союзно-республиканские (руководят соответствующими отраслями через одноимённые М. союзных республик).

    На 1 января 1974 в СССР насчитывалось 29 общесоюзных и 31 союзно-республиканских М. СССР, большинство из них — хозяйственные М., руководящие различными отраслями народного хозяйства СССР.

    К общесоюзным относятся М.: авиационной промышленности; автомобильной промышленности; внешней торговли; газовой промышленности; гражданской авиации; машиностроения; машиностроения для животноводства и кормопроизводства; машиностроения для лёгкой и пищевой промышленности и бытовых приборов; медицинской промышленности; морского флота; нефтяной промышленности; оборонной промышленности; общего машиностроения; приборостроения, средств автоматизации и систем управления; путей сообщения; радиопромышленности; среднего машиностроения; станкостроительной и инструментальной промышленности; строительного, дорожного и коммунального машиностроения; строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности; судостроительной промышленности; тракторного и с.-х. машиностроения; транспортного строительства; тяжёлого, энергетического и транспортного машиностроения; химического и нефтяного машиностроения; химической промышленности; целлюлозно-бумажной промышленности; электронной промышленности; электротехнической промышленности.

    К союзно-республиканским относятся М.: внутренних дел; высшего и среднего специального образования; геологии; заготовок; здравоохранения; иностранных дел; культуры; лёгкой промышленности; лесной и деревообрабатывающей промышленности; мелиорации и водного хозяйства; монтажных и специальных строительных работ; мясной и молочной промышленности; нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности; обороны; пищевой промышленности; промышленного строительства; промышленности строительных материалов; просвещения; рыбного хозяйства; связи; сельского строительства; сельского хозяйства; строительства; строительства предприятий тяжёлой индустрии; торговли; угольной промышленности; финансов; цветной металлургии; чёрной металлургии; энергетики и электрификации; юстиции.

    М. СССР решает все вопросы по соответствующим отрасли в пределах предоставленных ему прав. Решение отдельных вопросов, входящих в его компетенцию, М. может передавать одноимённым М. союзных республик, а также предприятиям, организациям и учреждениям союзного подчинения. В союзных республиках также существуют два вида М.: союзно-республиканские (находятся в подчинении как Совета Министров союзных республик, так и одноимённого союзно-республиканского М. СССР) и республиканские (подчиняются только Совету Министров союзной республики). Например, в РСФСР образованы следующие республиканские М.: автомобильного транспорта; бытового обслуживания населения; жилищно-гражданского строительства; жилищно-коммунального хозяйства; местной промышленности; речного флота; социального обеспечения; строительства и эксплуатации автомобильных дорог; топливной промышленности.

    М. возглавляется министром, который назначается Верховным Советом по представлению председателя Совета Министров (в период между сессиями Верховного Совета назначение министров и освобождение их от должности производится Президиумом Верховного Совета, с последующим утверждением Верховным Советом), заместители министра назначаются Советом Министров.

    Министр СССР несёт персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на М.; в пределах компетенции М. он издаёт приказы и инструкции, руководствуясь при этом действующими законами, постановлениями и распоряжениями Совета Министров СССР. Приказы и инструкции, а также указания министра обязательны для одноимённых М. союзных республик, предприятий, организаций и учреждений системы М. Для рассмотрения и решения основных вопросов деятельности М. образуется коллегия (под председательством министра), в состав которой входят заместитель министра (по должности) и члены коллегии, утверждаемые Советом Министров. Важную роль в деятельности М. играет научно-технический (научный) совет, состоящий из крупных учёных и высококвалифицированных специалистов данной отрасли, новаторов производства и представителей научно-технических обществ и других организаций.

    Для рассмотрения хозяйственных споров между входящими в его систему предприятиями, организациями и учреждениями М. образует арбитраж, положение о котором утверждается министром (см. также Государственный арбитраж).

    В своей деятельности М. руководствуются курсом КПСС на развитие демократических начал в управлении, на создание условий для проявления инициативы и активного участия трудящихся и их общественных организаций в работе по совершенствованию государственного управления, ускорению экономического и социального развития, наиболее полному использованию имеющихся резервов. Эта работа требует постоянного укрепления государственной дисциплины и социалистической законности. Успех работы М. в значительной мере зависит от правильного сочетания коллегиальности в обсуждении и решении всех вопросов с единоначалием, установлением точной ответственности должностных лиц за состояние дел на порученном участке работы и выполнение конкретных заданий.

    Важнейшее значение для повышения роли М. в системе органов советского государственного управления имели решения Сентябрьского (1965) пленума ЦК КПСС по вопросам дальнейшего улучшения управления промышленностью и строительством. Пленум признал необходимым восстановить на качественно новой основе отраслевой принцип управления народным хозяйством через М., отказавшись от действовавшего с 1957 территориального принципа управления через совнархозы.

    Организационная работа М. направлена на совершенствование структуры управления, стиля и методов руководства, внедрение научной организации управления с применением электронно-вычислительной техники и других современных технических средств. Во многих М. созданы отраслевые автоматизированные системы управления, которые в дальнейшем будут объединены в единую общегосударственную автоматизированную систему управления.

    В зарубежных социалистических странах М. образуются, как правило, высшими органами государственной власти. М. возглавляет единоличный руководитель — министр, входящий в состав правительства; он назначается на должность высшим органом государственной власти и несёт перед ним ответственность за свою деятельность. В республиках с единоличным президентом (председателем) изменения в составе правительства производятся президентом с последующим утверждением высшим органом государственной власти. При министре, как правило, образуется коллегия, в состав которой наряду с министром входят заместительминистра и отдельные руководящие работники М. В ЧССР в 1968 в М. введена должность государственного секретаря, являющегося как бы соруководителем федерального М. (он входит наряду с министром в состав правительства). Если министр является гражданином одной из республик, входящих в состав ЧССР, то государственный секретарь должен быть гражданином другой республики. Этим обеспечивается пропорциональное представительство Чехии и Словакии в союзном правительстве. На Кубе образование М., а также назначение и освобождение от должности министров осуществляются декретом президента. В некоторых зарубежных социалистических странах министры при вступлении в должность приносят присягу в верности народу и государству. В Югославии система М. была упразднена в 1953, вместо М. созданы федеральные государственные и союзные секретариаты, функции которых близки к функциям М. других социалистических государств.

    В. Н. Ершов.

    В буржуазных государствах М. осуществляют исполнительную деятельность и руководят отдельными отраслями управления. Глава М. — обычно деятель, входящий в состав правительства. В некоторых странах М. образуются на основании актов высших законодательных органов (например, в США) или главы государства (например, во Франции), в некоторых странах (например, в Великобритании) — на основе законов или актов правительства. Число М. и распределение компетенции между ними определяются практически главой правительства или главой исполнительной власти (премьер-министром, президентом). М. как органы управления появились в западно-европейских странах в 16—17 вв. Министр, которому поручалось руководство отраслью управления, направлял деятельность М. по указанию назначившего его монарха и нёс ответственность непосредственно перед ним. С установлением в ряде стран конституционной монархии и развитием Парламентаризмасложился институт ответственности министров перед парламентом. В период домонополистического капитализма деятельность М. ограничивалась, как правило вопросами внешней политики, руководства армией, полицией, средствами связи, сбором налогов. В период монополистического капитализма с ростом буржуазной государственной машины и усилением исполнительной власти число М. в буржуазных государствах постоянно увеличивается, усложняется их структура и расширяются функции.

    После 2-й мировой войны 1939—45 наряду с традиционными М. были образованы М. в сфере регулирования экономики, здравоохранения и социального обеспечения, по проблемам идеологии и пропаганды. Важнейшую роль играют М., осуществляющие руководство вооруженными силами, а также выполняющие охранительные функции (М. обороны, внутренних дел, юстиции). Растёт число М., осуществляющих идеологические и социальные функции буржуазного государства (информации, культуры, образования). Вместо одного М. иностранных дел в ряде государств образуется целая система внешнеполитических М., значительное место в деятельности которых занимают проблемы внешнеэкономических связей. В 60-х — начале 70-х гг. 20 в. в большинстве стран система М. перестроена на основе т. н. функциональной специализации. М. можно классифицировать по сфере деятельности (например, М. федеральные и отдельных штатов в США), по функциям (общей компетенции, отраслевые и т. д.), по принципам построения (внутренняя структура). Одна из характерных черт персонала М. — деление на несменяемых профессиональных чиновников и т. н. политических администраторов, смещаемых при смене правительства (как правило, это глава М. — министр, государственный секретарь в США и т. д.). Министр назначается и смещается главой исполнительной власти или правительства (президентом в США и Франции, премьер-министром в Великобритании и т. д.). В некоторых государствах (например, в Великобритании) министр должен быть членом парламента, во Франции, напротив, — депутатский мандат несовместим с министерским постом. В республике президентского типа (например, в США) министр не может быть членом законодательного органа. Роль высших слоёв постоянного профессионального чиновничества М. в принятии важных политических решений, в законодательном процессе и в осуществлении судебных функций (т. н. административная юстиция) постоянно возрастает.

    Внутренняя структура М. чрезвычайно разнообразна даже в пределах одной страны. Она зависит от размера М., объёма и характера его деятельности. М. имеют центральный аппарат, иногда также региональный и местный аппарат в отдельных частях страны. При М. существуют различные вспомогательные органы (совещательные и консультативные комитеты, межведомственные координационные управления, автономные специализированных организаций и т. д.).

    В эпоху государственно-монополистического капитализма М. — важные организационно-правовые каналы в центральном аппарате управления, с помощью которых обеспечивается соединение силы монополий с силой государства в единый механизм путём создания смешанных органов, непосредственного привлечения бизнесменов к работе М. и др. Однако в развитых капиталистических странах, где происходит процесс усиления личной власти главы государства или правительства, важнейшие вопросы управления изымаются из компетенции М. и решаются главой исполнительной власти и его аппаратом.

    Лит.: Административное право, М., 1970, с. 69—84, 132—41; Конституционный механизм диктатуры монополий, М., 1964.

    Н. С. Крылова.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. министе́рство;
    2. министе́рства;
    3. министе́рства;
    4. министе́рств;
    5. министе́рству;
    6. министе́рствам;
    7. министе́рство;
    8. министе́рства;
    9. министе́рством;
    10. министе́рствами;
    11. министе́рстве;
    12. министе́рствах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ожегова

    МИНИСТЕ́РСТВО, -а, ср.

    1. Центральное правительственное учреждение, ведающее какой-н. отраслью управления. М. финансов.

    2. собир. При парламентаризме: министры данного правительства. Смена министерства. Кризис министерства.

    | прил. министерский, -ая, -ое.

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    , ср.

    1.

    Центральный орган государственного управления, ведающий отдельной отраслью хозяйства или управления.

    Министерство культуры. Министерство финансов.

    2.

    Правительство, состав министров данного правительства в системе буржуазного парламентаризма.

    Смена министерства. Падение министерства.

    3. разг. устар.

    Время нахождения министра или правительства у власти.

    Нашим профессором стал опять Штейнман, которого мы слушали на втором курсе. Это было время министерства кн. Ширинского-Шихматова. Пыпин, Мои заметки.

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    МИНИСТЕ́РСТВО, министерства, ср. (дорев. и загр.).

    1. Центральное правительственное учреждение, ведающее отдельной отраслью государственного управления. Министрество труда. Служить в министерстве иностранных дел.

    || Здание, где помещается это ведомство (разг.).

    2. Правительство, состав министров какого-нибудь правительства (называемые обычно по имени премьера или по названию партии). Смена министерства. Падение министерства. Министерство Пуанкаре. Министрество народного фронта.

    3. Период, время управления какого-нибудь министра или правительства в целом.

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    ср.

    Центральный орган государственного управления, ведающий отдельной отраслью хозяйствования.

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой энциклопедический словарь

    МИНИСТЕРСТВО (от лат. ministro - служу - управляю), в большинстве государств центральный орган государственного управления, ведающий отдельной отраслью хозяйства или управления. В России первые министерства были образованы в 1802. В 1946 название "министерство" было введено в СССР (ранее - наркоматы).

  13. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  14. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    ср. ministry;
    department военное министерство ≈ Ministry of Defence (в Англии);
    Defence Department (в США) министерство почт ≈ post-office министерство здравоохранения ≈ Ministry of Health министерство иностранных дел ≈ Ministry of Foreign Affairs (Россия), State Department (США), Foreign Office (Англия) министерство внутренних дел ≈ Ministry of Internal Affairs (Россия), Department of the Interior (США), Home Office (Англия)с. ministry, office;
    department амер.;
    Министерство внутренних дел Ministry of Internal Affairs;
    Home Office (в Англии);
    Department of the Interior (в США);
    Министерство иностранных дел Ministry of Foreign Affairs;
    Foreign Office (в Англии);
    Department of State, State Department (в США);
    Министерство торговли Ministry of Trade;
    Board of Trade (в Англии).

  15. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  16. Англо-русский словарь технических терминов

    department амер., office

  17. Источник: Англо-русский словарь технических терминов



  18. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    министерство с Ministerium n 1, pl -ri|en Министерство обороны Verteidigungsministerium n Министерство иностранных дел Ministerium für auswärtige An|gelegenheiten, Außenministerium n; das Auswärtige Amt (ФРГ) Министерство внутренних дел Ministerium für innere An|gelegenheiten, Innenministerium n Министерство финансов Finanzministerium n Министерство путей сообщения Verkehrsministerium n; Ministerium für Eisenbahnverkehr Министерство торговли Handelsministerium n Министерство юстиции Justizministerium n Министерство просвещения Ministerium für Bildungswesen министерство экономики Wirtschaftsministerium n Министерство здравоохранения Ministerium für Gesundheitswesen Министерство связи Ministerium für Post- und Fernmeldewesen

  19. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  20. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    с

    Ministerium n, pl -rien

    Министерство обороны — Verteidigungsministerium n

    Министерство иностранных дел — Ministerium für auswärtige Angelegenheiten, Außenministerium n; das Auswärtige Amt(ФРГ)

    Министерство внутренних дел — Ministerium für innere Angelegenheiten, Innenministerium n

    Министерство финансов — Finanzministerium n

    Министерство путей сообщения — Verkehrsministerium n; Ministerium für Eisenbahnverkehr

    Министерство торговли — Handelsministerium n

    Министерство юстиции — Justizministerium n

    Министерство просвещения — Ministerium für Bildungswesen

    министерство экономики — Wirtschaftsministerium n

    Министерство здравоохранения — Ministerium für Gesundheitswesen

    Министерство связи — Ministerium für Post- und Fernmeldewesen

  21. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  22. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    министерствоMinisterium

  23. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  24. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    с.

    ministère m

    Министерство иностранных дел — Ministère des Affaires Etrangères

    Министерство внешней торговли — Ministère du Commerce Extérieur

    Министерство культуры — Ministère de la Culture

    Министерство здравоохранения — Ministère de la Santé publique

    изменение в составе министерства — remaniement ministériel

  25. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  26. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    с.

    ministerio m

    министе́рство вну́тренних дел — Ministerio del Interior; уст. Ministerio de Gobernación

    министе́рство иностра́нных дел — Ministerio de Asuntos (Relaciones) Exteriores, Ministerio de Negocios Extranjeros; Ministerio de Estado(в Испании и некоторых странах Латинской Америки); Cancillería f (Лат. Ам.)

    министе́рство просвеще́ния — Ministerio de Instrucción Pública

    министе́рство фина́нсов — Ministerio de Hacienda

    министе́рство вне́шней торго́вли — Ministerio de Comercio Exterior

    министе́рство культу́ры — Ministerio de Cultura

    министе́рство здравоохране́ния — Ministerio de Sanidad

    министе́рство се́льского хозя́йства — Ministerio de Agricultura

    министе́рство социа́льного обеспе́чения — Ministerio de Seguridad Social

    министе́рство юсти́ции — Ministerio de Justicia

    кри́зис министе́рства — crisis ministerial

  27. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  28. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    с.

    1)ministero m

    министерство финансов — il ministero delle finanze

    2)собир.(министры) gabinetto m dei ministri, ministero m, compagine f ministeriale

    смена министерства — cambio di guardia ministeriale

    кризис министерства — crisi ministeriale

  29. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  30. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение

  31. Источник: Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение



  32. Энциклопедический словарь экономики и права

    (от лат. ministro - служу, управляю) -родовое название наиболее важных центральных органов государственного управления, входящих в структуру правительства. Первые М. были образованы в Западной Европе в XVI-XVD вв. В России учреждены в 1802 г. В некоторых странах М. образуются на основе актов высших законодательных органов (например, в США), или главы государства (например, во Франции), в некоторых странах - на основе законов или актов правительства. Число М. и распределение компетенции между ними определяются практически главой правительства или главой исполнительной власти (премьер-министром, президентом). М. можно классифицировать по сфере деятельности (например, М. федеральные и субъектов федерации), по функциям (общей компетенции, отраслевые и т.д.), по принципам построения (внутренняя структура). Например, министерства промышленности и торговли относятся к отраслевым, а министерства экономики, финансов, обороны, культуры - к функциональным.

  33. Источник: Энциклопедический словарь экономики и права



  34. Энциклопедия юриста

    (лат. minist-го - служу, управляю)

    родовое название наиболее важных центральных органов государственного управления. входящих в структуру правительства. Впервые были образованы в Западной Европе в XVI-XVII вв. В России первые 7 М. были учреждены в 1802 г. В некоторых странах М. образуются на основе актов высших законодательных органов (например, США) или главы государства (например, во Франции), в некоторых странах - на основе законов или актов правительства. Число М. и распределение компетенции между ними определяются главой правительства или главой исполнительной власти (премьер-министром. президентом). М. можно классифицировать по сфере деятельности (например, М. федеральные и субъектов федерации), по функциям (общей компетенции. отраслевые и т.д.), по принципам построения(внутренняя структура).

    М. состоит из руководства (министр. его заместители, коллегия М.) и аппарата. М. вместе с подчиненными ему органами на местах, предприятиями, учреждениями составляет систему М.

    В РФ М. существуют не только на федеральном уровне, но и в республиках в составе РФ, а также в некоторых других субъектах РФ. В отдельных отраслях управления(оборона.иностранные дела и др.) могут существовать только федеральные М. В других отраслях, которых большинство (культура, здравоохранение. внутренние дела.управление государственным имуществом и др.), действуют как федеральные М., так и М. субъектов РФ.

    Многие федеральные М. имеют свои органы на местах: в одних М. это органы централизованного подчинения (например, в системе Министерства обороны), в других - эти органы находятся в так называемом двойном подчинении, т.е. кроме отраслевого подчинения еще и в подчинении местных органов, например, в системе Министерства образования, Министерства культуры и др.

    Федеральные М. образуются указами Президента РФ, Задачи, функции, права и обязанности М. регламентируются в положениях, которые утверждаются указами Президента РФ либо постановлениями Правительства РФ.

    Указом Президента РФ от 30 апреля 1998 г. № 483 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" был утвержден следующий перечень федеральных М.: Министерство РФ по атомной энергии: Министерство внутренних дел РФ: Министерство государственного имущества РФ; Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерство РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунально-му хозяйству; Министерство здравоохранения РФ; Министерство иностранных дел РФ: Министерство культуры РФ; Министерство науки и технологий РФ: Министерство обороны РФ; Министерство региональной и национальной политики РФ; Министерство общего и профессионального образования РФ:

    Министерство природных ресурсов РФ;

    Министерство промышленности и торговли РФ: Министерство путей сообщения РФ: Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ; Министерство топлива и энергетики РФ; Министерство транспорта РФ; Министерство труда и социального развития РФ: Министерство финансов РФ; Министерство экономики РФ: Министерство юстиции РФ.

    В соответствии с ФКЗ от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" федеральные М. подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач. Однако руководство деятельностью отдельных М. (обороны, внутренних дел, иностранных дел, по чрезвычайным ситуациям) осуществляет непосредственно Президент РФ, в то время как Правительство может лишь координировать их деятельность.

    М. в рамках своих полномочий издает приказы, инструкции и иные подзаконные нормативные акты.Все М. в РФ являются юридическими лицами.

  35. Источник: Энциклопедия юриста



  36. Энциклопедический словарь

    МИНИСТЕ́РСТВО -а; ср.

    1. чего. Центральный орган государственного управления, ведающий отдельной отраслью хозяйства или управления. М. культуры. М. финансов.

    2. чьё. Разг. О деятельности конкретного министра. Во времена министерства кого-л.

    3. О составе всего правительства. Падение министерства партии радикалов. Смена министерства.

    * * *

    министе́рство

    (от лат. ministro — служу, управляю), в большинстве государств центральный орган государственного управления, ведающий отдельной отраслью хозяйства или управления. В России первые министерства были образованы в 1802. В 1946 название «министерство» было введено в СССР (ранее — наркоматы).

    * * *

    МИНИСТЕРСТВО

    МИНИСТЕ́РСТВО (лат. ministro — управляю), центральный орган государственного управления, ведающий отдельной отраслью хозяйства или управления, и входящий в структуру правительства(см. ПРАВИТЕЛЬСТВО). Министерства появились в Западной Европе в 16—17 веках, в России были учреждены в 1802 году. В 1917—1946 годах министерства назывались народными комиссариатами. Министерство возглавляется министром, который является членом правительства. Конституционное право отдельных стран по-разному регулирует порядок образования новых и упразднения (реорганизации) существующих министерств. Полномочия по управлению министерствами относятся к компетенции главы государства или главы правительства, реже парламента. Правовой основой деятельности министерств служат законы о правительстве, специальные акты об организации, задачах и компетенции отдельных министерств, принимаемые главой государства, главой правительства или парламентом.

    Министром называют руководителя центрального органа государственного управления, входящего в структуру правительства или должностное лицо, возведенное в ранг министра (министр без портфеля). Обычно министр является членом правительства. Во многих странах министры делятся на категории. Например, в Великобритании существуют министры, возглавляющие отраслевые министерства, министры без портфеля, государственные министры, являющиеся фактически заместителями глав министерств, младшие министры — парламентские секретари, обеспечивающие, связь министров с парламентом. Роль министров в парламентарных республиках и президентских республиках различается. В парламентарных государствах посты министров занимают, как правило, профессиональные политики, а в президентских республиках профессиональные администраторы (кадровые чиновники) или специалисты в профильной сфере. При парламентской форме правления назначение и смещение министра производит председатель правительства, в республиках президентского типа — это прерогатива главы государства. Согласно Конституции Российской Федерации федеральные министры назначаются и освобождаются от должности президентом по предложению председателя правительства. Конституция запрещает совмещение министерского поста с мандатом депутата Государственной Думы Российской Федерации.

  37. Источник: Энциклопедический словарь



  38. Русско-английский политехнический словарь

    department амер., office

  39. Источник: Русско-английский политехнический словарь



  40. Dictionnaire technique russo-italien

    с.

    ministero m

  41. Источник: Dictionnaire technique russo-italien



  42. Юридическая энциклопедия

  43. Источник: Юридическая энциклопедия



  44. Словарь юридических международно-правовых терминов

  45. Источник: Словарь юридических международно-правовых терминов



  46. Словарь бизнес-терминов

  47. Источник:



  48. Русско-шведский бизнес-словарь

  49. Источник:



  50. Тезаурус русской деловой лексики

  51. Источник:



  52. Большой Энциклопедический словарь

  53. Источник: