(от лат. ministro — служу, управляю)
центральный орган государственного управления. Впервые М. были образованы в Западной Европе в 16—17 вв.
В дореволюционной России М. образовались со вступлением на престол Александра I; член Негласного комитета (См. Негласный комитет)Н. Н. Новосильцевым был подготовлен проект учреждения М., допускающий временное сочетание единоначалия с коллегиальностью. Манифестом от 8 сентября 1802 были учреждены должности министров (внутренних дел, юстиции, финансов, коммерции, народного просвещения, военно-сухопутных сил, военно-морских сил и иностранных дел). Сохранившиеся до того времени Коллегиибыли расписаны между министрами, при которых для сношения с коллегиями были первоначально учреждены только канцелярии («департаменты»). В одних случаях в состав М. вошла одна коллегия (Военная, Адмиралтейская, Коммерции), в других — по нескольку коллегий. Министры входили в состав Сената и Комитета министров (См. Комитет министров) и имели право личного доклада царю. С июня 1803 руководство отдельными отраслями управления в отдельных М. полностью сосредоточивается в М. (например, М. внутренних дел). В 1810 последовало более чёткое распределение дел между М.; министры по должности стали членами Государственного совета (См. Государственный совет). Разработанное М. М. Сперанским (См. Сперанский) «Общее учреждение министерств» (25 июня 1811) завершило министерскую реформу: определило окончательно единоначалие как основной организационный принцип организации и деятельности М., установило единообразие их структуры, делопроизводства и отчётности, систему взаимоотношений их структурных частей внутри М., а также с другими учреждениями и т. п. Каждое М. возглавлялось министром, который имел заместителя (товарищ министра); министр и его заместитель назначались царём. При министре был совещательный орган из начальников структурных частей М. — совет министра (впоследствии — Совет министерства), а для связи со всеми структурными частями — канцелярия министра (М.). Исполнительный аппарат каждого М. состоял из департаментов (от 1 до 9). В состав М. входили и т. н. «особенные установления» (особые канцелярии для важных и секретных дел), учёные комитеты, вспомогательные учреждения финансового, технического и другого специального назначения. Внутри М. была установлена бюрократическая соподчинённость чиновников и крайняя бюрократическая централизация: вся полнота власти и окончательное решение большинства дел принадлежали только министрам. М. управляли подчинёнными им местными учреждениями с помощью циркуляров и распоряжений (в гражданских учреждениях) и приказов (в военных); проводили ревизии подчинённых учреждений, обязанных ежегодно представлять в М. отчёты, разного рода ведомости и т. д. Министры подавали ежегодные финансовые отчёты в министерство финансов и Государственный совет, а о «видах и предприятиях к усовершенствованию» — царю. С разрешения царя министр мог входить в Государственный совет с представлениями об изменении, отмене старых законов и принятии новых. Разработанные в М. и специальных комиссиях (комитетах) законопроекты утверждались царём в Государственном совете или сразу после обсуждения — в Комитете министров, в других высших комитетах и во время личных докладов министров царю, установившихся регулярно с 20-х гг. 19 в. После 1811 «Общее учреждение министерств» было распространено на большинство М. К 1861 существовало 9 М. Усложнение задач управления государством породило чёткое разграничение функций не только в центре, но и на местах. М. с их местными органами составили отдельные ведомства со своими административными порядками, штатом чиновников, бюджетом, а иногда даже ведомственным территориальным делением, не совпадавшим с общим административным делением (ведомственные округа). С течением времени в министерской организации произошли изменения: увеличилось число товарищей министров, усложнилась внутренняя организация М. и т. д. В 60—70-х гг. 19 в. значительно расширился круг вопросов, решаемых органами М., а также начальниками отдельных их структурных частей. В связи с этим в ряде М. отдельные департаменты были преобразованы в главные управления и управления, появились отделы, имевшие иную организацию, чем департаменты. Возросло число совещательных советов и комитетов, в состав которых привлекались представители буржуазии и буржуазной интеллигенции. К концу 19 в. особенно усложнилась организация министерства внутренних дел — основного карательного органа самодержавия, заведовавшего администрацией, полицией, жандармерией и политическим сыском (с 1880), цензурой и пр. Несмотря на все эти перемены, в организации М. до 1917 сохранились основные принципы, заложенные «Общим учреждением министерств» 1311. К 1917 в России существовало 12 М. После свержения самодержавия в 1917 все М. подвергались в большей или меньшей степени реорганизации: было упразднено министерство императорского двора, отдельные структурные части министерства внутренних дел и министерства юстиции; в некоторых М. созданы новые структурные части; проведена известная демократизация ведомств. Со 2 марта по 25 октябрь 1917 сменилось четыре состава министров буржуазного Временного правительства (См. Временное правительство). Великая Октябрьская социалистическая революция ликвидировала все М. помещичье-буржуазной России.
М. в дореволюционной России (1802—1917, по старому стилю): внутренних дел (1802—1917); военное (1802—1917, до 1808 — военно-сухопутных сил); морское (1802—1917, до 1815 — морских сил); иностранных дел (1802—1917); финансов (1802—1917); народного просвещения (1802—1917; в 1817—1824 — духовных дел и народного просвещения); коммерции (1802—10); путей сообщения (1865—1917; в 1809—10 — Главное управление водяных и сухопутных сообщений; в 1810—32 — Главное управление путей сообщения; в 1832—65 — Главное управление путей сообщения и публичных зданий); императорского двора и уделов (1826—1917; в 1852—56 разделено на М. императорского двора и М. уделов; с 16 марта по 25 октября 1917 — Главное управление уделов): земледелия (1915—17; в 1837—94 — М. государственных имуществ; в 1894—1905 — М. земледелия и государственных имуществ; в 1905—15 — Главное управление землеустройства и земледелия); полиции (1810—19): почт и телеграфов (1865—68; 1880—81; 5 мая — 25 октября 1917); юстиции (1802—1917); торговли и промышленности (1905—17); труда (5 мая — 25 октября 1917): продовольствия (5 мая — 25 октября 1917); вероисповеданий (5 августа — 25 октября 1917); государственного призрения (5 мая — 25 октября 1917).
Лит.: Ерошкин Н. П., История государственных учреждений дореволюционной России, 2 изд., М., 1968; Справочник по истории дореволюционной России, М., 1971, с. 176—97.
Н. П. Ерошкин.
В СССР М. — центральный орган государственного управления, осуществляющий руководство определённой отраслью народного хозяйства, социально-культурного строительства и административно-политической деятельности. Важнейшая часть сов. государственного аппарата. Главная задача каждого хозяйственного М. — обеспечение всемерного развития порученной ему отрасли как составной части народного хозяйства СССР, высоких темпов развития производства и производительности труда, выполнения заданий государственного плана и строгого соблюдения государственной дисциплины, рационального использования капитальных вложений и повышения их эффективности и т. д. Плановое руководство отраслью М. про водит на научной основе с учётом требований комплексного развития всего народного хозяйства СССР в целом, союзных республик и отдельных экономических районов. Правовое положение М. определяется Конституцией СССР и конституциями союзных и автономных республик, Общим положением о министерствах СССР 1967 (СП СССР, 1967, № 17, ст. 116), положениями об отдельных М. и др.
Советское М. — преемники народных комиссариатов (См. Народный комиссариат), созданных в первые же дни после победы Октябрьской революции 1917. Законом от 15 марта 1946 «О преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР и Советов Народных Комиссаров союзных и автономных республик в Советы Министров союзных и автономных республик» наркоматы были преобразованы в М.
В соответствии с Конституцией СССР, М. образуются Верховным Советом СССР, Верховными Советами союзных и автономных республик. Деятельность М. объединяется и направляется Советом Министров (См. Совет министров)СССР, Советами Министров союзных и автономных республик. М. СССР подразделяются на общесоюзные (руководят порученной им отраслью на всей территории СССР, непосредственно или через создаваемые ими органы) и союзно-республиканские (руководят соответствующими отраслями через одноимённые М. союзных республик).
На 1 января 1974 в СССР насчитывалось 29 общесоюзных и 31 союзно-республиканских М. СССР, большинство из них — хозяйственные М., руководящие различными отраслями народного хозяйства СССР.
К общесоюзным относятся М.: авиационной промышленности; автомобильной промышленности; внешней торговли; газовой промышленности; гражданской авиации; машиностроения; машиностроения для животноводства и кормопроизводства; машиностроения для лёгкой и пищевой промышленности и бытовых приборов; медицинской промышленности; морского флота; нефтяной промышленности; оборонной промышленности; общего машиностроения; приборостроения, средств автоматизации и систем управления; путей сообщения; радиопромышленности; среднего машиностроения; станкостроительной и инструментальной промышленности; строительного, дорожного и коммунального машиностроения; строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности; судостроительной промышленности; тракторного и с.-х. машиностроения; транспортного строительства; тяжёлого, энергетического и транспортного машиностроения; химического и нефтяного машиностроения; химической промышленности; целлюлозно-бумажной промышленности; электронной промышленности; электротехнической промышленности.
К союзно-республиканским относятся М.: внутренних дел; высшего и среднего специального образования; геологии; заготовок; здравоохранения; иностранных дел; культуры; лёгкой промышленности; лесной и деревообрабатывающей промышленности; мелиорации и водного хозяйства; монтажных и специальных строительных работ; мясной и молочной промышленности; нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности; обороны; пищевой промышленности; промышленного строительства; промышленности строительных материалов; просвещения; рыбного хозяйства; связи; сельского строительства; сельского хозяйства; строительства; строительства предприятий тяжёлой индустрии; торговли; угольной промышленности; финансов; цветной металлургии; чёрной металлургии; энергетики и электрификации; юстиции.
М. СССР решает все вопросы по соответствующим отрасли в пределах предоставленных ему прав. Решение отдельных вопросов, входящих в его компетенцию, М. может передавать одноимённым М. союзных республик, а также предприятиям, организациям и учреждениям союзного подчинения. В союзных республиках также существуют два вида М.: союзно-республиканские (находятся в подчинении как Совета Министров союзных республик, так и одноимённого союзно-республиканского М. СССР) и республиканские (подчиняются только Совету Министров союзной республики). Например, в РСФСР образованы следующие республиканские М.: автомобильного транспорта; бытового обслуживания населения; жилищно-гражданского строительства; жилищно-коммунального хозяйства; местной промышленности; речного флота; социального обеспечения; строительства и эксплуатации автомобильных дорог; топливной промышленности.
М. возглавляется министром, который назначается Верховным Советом по представлению председателя Совета Министров (в период между сессиями Верховного Совета назначение министров и освобождение их от должности производится Президиумом Верховного Совета, с последующим утверждением Верховным Советом), заместители министра назначаются Советом Министров.
Министр СССР несёт персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на М.; в пределах компетенции М. он издаёт приказы и инструкции, руководствуясь при этом действующими законами, постановлениями и распоряжениями Совета Министров СССР. Приказы и инструкции, а также указания министра обязательны для одноимённых М. союзных республик, предприятий, организаций и учреждений системы М. Для рассмотрения и решения основных вопросов деятельности М. образуется коллегия (под председательством министра), в состав которой входят заместитель министра (по должности) и члены коллегии, утверждаемые Советом Министров. Важную роль в деятельности М. играет научно-технический (научный) совет, состоящий из крупных учёных и высококвалифицированных специалистов данной отрасли, новаторов производства и представителей научно-технических обществ и других организаций.
Для рассмотрения хозяйственных споров между входящими в его систему предприятиями, организациями и учреждениями М. образует арбитраж, положение о котором утверждается министром (см. также Государственный арбитраж).
В своей деятельности М. руководствуются курсом КПСС на развитие демократических начал в управлении, на создание условий для проявления инициативы и активного участия трудящихся и их общественных организаций в работе по совершенствованию государственного управления, ускорению экономического и социального развития, наиболее полному использованию имеющихся резервов. Эта работа требует постоянного укрепления государственной дисциплины и социалистической законности. Успех работы М. в значительной мере зависит от правильного сочетания коллегиальности в обсуждении и решении всех вопросов с единоначалием, установлением точной ответственности должностных лиц за состояние дел на порученном участке работы и выполнение конкретных заданий.
Важнейшее значение для повышения роли М. в системе органов советского государственного управления имели решения Сентябрьского (1965) пленума ЦК КПСС по вопросам дальнейшего улучшения управления промышленностью и строительством. Пленум признал необходимым восстановить на качественно новой основе отраслевой принцип управления народным хозяйством через М., отказавшись от действовавшего с 1957 территориального принципа управления через совнархозы.
Организационная работа М. направлена на совершенствование структуры управления, стиля и методов руководства, внедрение научной организации управления с применением электронно-вычислительной техники и других современных технических средств. Во многих М. созданы отраслевые автоматизированные системы управления, которые в дальнейшем будут объединены в единую общегосударственную автоматизированную систему управления.
В зарубежных социалистических странах М. образуются, как правило, высшими органами государственной власти. М. возглавляет единоличный руководитель — министр, входящий в состав правительства; он назначается на должность высшим органом государственной власти и несёт перед ним ответственность за свою деятельность. В республиках с единоличным президентом (председателем) изменения в составе правительства производятся президентом с последующим утверждением высшим органом государственной власти. При министре, как правило, образуется коллегия, в состав которой наряду с министром входят заместительминистра и отдельные руководящие работники М. В ЧССР в 1968 в М. введена должность государственного секретаря, являющегося как бы соруководителем федерального М. (он входит наряду с министром в состав правительства). Если министр является гражданином одной из республик, входящих в состав ЧССР, то государственный секретарь должен быть гражданином другой республики. Этим обеспечивается пропорциональное представительство Чехии и Словакии в союзном правительстве. На Кубе образование М., а также назначение и освобождение от должности министров осуществляются декретом президента. В некоторых зарубежных социалистических странах министры при вступлении в должность приносят присягу в верности народу и государству. В Югославии система М. была упразднена в 1953, вместо М. созданы федеральные государственные и союзные секретариаты, функции которых близки к функциям М. других социалистических государств.
В. Н. Ершов.
В буржуазных государствах М. осуществляют исполнительную деятельность и руководят отдельными отраслями управления. Глава М. — обычно деятель, входящий в состав правительства. В некоторых странах М. образуются на основании актов высших законодательных органов (например, в США) или главы государства (например, во Франции), в некоторых странах (например, в Великобритании) — на основе законов или актов правительства. Число М. и распределение компетенции между ними определяются практически главой правительства или главой исполнительной власти (премьер-министром, президентом). М. как органы управления появились в западно-европейских странах в 16—17 вв. Министр, которому поручалось руководство отраслью управления, направлял деятельность М. по указанию назначившего его монарха и нёс ответственность непосредственно перед ним. С установлением в ряде стран конституционной монархии и развитием Парламентаризмасложился институт ответственности министров перед парламентом. В период домонополистического капитализма деятельность М. ограничивалась, как правило вопросами внешней политики, руководства армией, полицией, средствами связи, сбором налогов. В период монополистического капитализма с ростом буржуазной государственной машины и усилением исполнительной власти число М. в буржуазных государствах постоянно увеличивается, усложняется их структура и расширяются функции.
После 2-й мировой войны 1939—45 наряду с традиционными М. были образованы М. в сфере регулирования экономики, здравоохранения и социального обеспечения, по проблемам идеологии и пропаганды. Важнейшую роль играют М., осуществляющие руководство вооруженными силами, а также выполняющие охранительные функции (М. обороны, внутренних дел, юстиции). Растёт число М., осуществляющих идеологические и социальные функции буржуазного государства (информации, культуры, образования). Вместо одного М. иностранных дел в ряде государств образуется целая система внешнеполитических М., значительное место в деятельности которых занимают проблемы внешнеэкономических связей. В 60-х — начале 70-х гг. 20 в. в большинстве стран система М. перестроена на основе т. н. функциональной специализации. М. можно классифицировать по сфере деятельности (например, М. федеральные и отдельных штатов в США), по функциям (общей компетенции, отраслевые и т. д.), по принципам построения (внутренняя структура). Одна из характерных черт персонала М. — деление на несменяемых профессиональных чиновников и т. н. политических администраторов, смещаемых при смене правительства (как правило, это глава М. — министр, государственный секретарь в США и т. д.). Министр назначается и смещается главой исполнительной власти или правительства (президентом в США и Франции, премьер-министром в Великобритании и т. д.). В некоторых государствах (например, в Великобритании) министр должен быть членом парламента, во Франции, напротив, — депутатский мандат несовместим с министерским постом. В республике президентского типа (например, в США) министр не может быть членом законодательного органа. Роль высших слоёв постоянного профессионального чиновничества М. в принятии важных политических решений, в законодательном процессе и в осуществлении судебных функций (т. н. административная юстиция) постоянно возрастает.
Внутренняя структура М. чрезвычайно разнообразна даже в пределах одной страны. Она зависит от размера М., объёма и характера его деятельности. М. имеют центральный аппарат, иногда также региональный и местный аппарат в отдельных частях страны. При М. существуют различные вспомогательные органы (совещательные и консультативные комитеты, межведомственные координационные управления, автономные специализированных организаций и т. д.).
В эпоху государственно-монополистического капитализма М. — важные организационно-правовые каналы в центральном аппарате управления, с помощью которых обеспечивается соединение силы монополий с силой государства в единый механизм путём создания смешанных органов, непосредственного привлечения бизнесменов к работе М. и др. Однако в развитых капиталистических странах, где происходит процесс усиления личной власти главы государства или правительства, важнейшие вопросы управления изымаются из компетенции М. и решаются главой исполнительной власти и его аппаратом.
Лит.: Административное право, М., 1970, с. 69—84, 132—41; Конституционный механизм диктатуры монополий, М., 1964.
Н. С. Крылова.
МИНИСТЕ́РСТВО, -а, ср.
1. Центральное правительственное учреждение, ведающее какой-н. отраслью управления. М. финансов.
2. собир. При парламентаризме: министры данного правительства. Смена министерства. Кризис министерства.
| прил. министерский, -ая, -ое.
-а, ср.
1.
Центральный орган государственного управления, ведающий отдельной отраслью хозяйства или управления.
Министерство культуры. Министерство финансов.
2.
Правительство, состав министров данного правительства в системе буржуазного парламентаризма.
Смена министерства. Падение министерства.
3. разг. устар.
Время нахождения министра или правительства у власти.
Нашим профессором стал опять Штейнман, которого мы слушали на втором курсе. Это было время министерства кн. Ширинского-Шихматова. Пыпин, Мои заметки.
МИНИСТЕ́РСТВО, министерства, ср. (дорев. и загр.).
1. Центральное правительственное учреждение, ведающее отдельной отраслью государственного управления. Министрество труда. Служить в министерстве иностранных дел.
|| Здание, где помещается это ведомство (разг.).
2. Правительство, состав министров какого-нибудь правительства (называемые обычно по имени премьера или по названию партии). Смена министерства. Падение министерства. Министерство Пуанкаре. Министрество народного фронта.
3. Период, время управления какого-нибудь министра или правительства в целом.
ср.
Центральный орган государственного управления, ведающий отдельной отраслью хозяйствования.
МИНИСТЕРСТВО (от лат. ministro - служу - управляю), в большинстве государств центральный орган государственного управления, ведающий отдельной отраслью хозяйства или управления. В России первые министерства были образованы в 1802. В 1946 название "министерство" было введено в СССР (ранее - наркоматы).
ср. ministry;
department военное министерство ≈ Ministry of Defence (в Англии);
Defence Department (в США) министерство почт ≈ post-office министерство здравоохранения ≈ Ministry of Health министерство иностранных дел ≈ Ministry of Foreign Affairs (Россия), State Department (США), Foreign Office (Англия) министерство внутренних дел ≈ Ministry of Internal Affairs (Россия), Department of the Interior (США), Home Office (Англия)с. ministry, office;
department амер.;
Министерство внутренних дел Ministry of Internal Affairs;
Home Office (в Англии);
Department of the Interior (в США);
Министерство иностранных дел Ministry of Foreign Affairs;
Foreign Office (в Англии);
Department of State, State Department (в США);
Министерство торговли Ministry of Trade;
Board of Trade (в Англии).
department амер., office
министерство с Ministerium n 1, pl -ri|en Министерство обороны Verteidigungsministerium n Министерство иностранных дел Ministerium für auswärtige An|gelegenheiten, Außenministerium n; das Auswärtige Amt (ФРГ) Министерство внутренних дел Ministerium für innere An|gelegenheiten, Innenministerium n Министерство финансов Finanzministerium n Министерство путей сообщения Verkehrsministerium n; Ministerium für Eisenbahnverkehr Министерство торговли Handelsministerium n Министерство юстиции Justizministerium n Министерство просвещения Ministerium für Bildungswesen министерство экономики Wirtschaftsministerium n Министерство здравоохранения Ministerium für Gesundheitswesen Министерство связи Ministerium für Post- und Fernmeldewesen
с
Ministerium n, pl -rien
Министерство обороны — Verteidigungsministerium n
Министерство иностранных дел — Ministerium für auswärtige Angelegenheiten, Außenministerium n; das Auswärtige Amt(ФРГ)
Министерство внутренних дел — Ministerium für innere Angelegenheiten, Innenministerium n
Министерство финансов — Finanzministerium n
Министерство путей сообщения — Verkehrsministerium n; Ministerium für Eisenbahnverkehr
Министерство торговли — Handelsministerium n
Министерство юстиции — Justizministerium n
Министерство просвещения — Ministerium für Bildungswesen
министерство экономики — Wirtschaftsministerium n
Министерство здравоохранения — Ministerium für Gesundheitswesen
Министерство связи — Ministerium für Post- und Fernmeldewesen
министерствоMinisterium
с.
ministère m
Министерство иностранных дел — Ministère des Affaires Etrangères
Министерство внешней торговли — Ministère du Commerce Extérieur
Министерство культуры — Ministère de la Culture
Министерство здравоохранения — Ministère de la Santé publique
изменение в составе министерства — remaniement ministériel
с.
ministerio m
министе́рство вну́тренних дел — Ministerio del Interior; уст. Ministerio de Gobernación
министе́рство иностра́нных дел — Ministerio de Asuntos (Relaciones) Exteriores, Ministerio de Negocios Extranjeros; Ministerio de Estado(в Испании и некоторых странах Латинской Америки); Cancillería f (Лат. Ам.)
министе́рство просвеще́ния — Ministerio de Instrucción Pública
министе́рство фина́нсов — Ministerio de Hacienda
министе́рство вне́шней торго́вли — Ministerio de Comercio Exterior
министе́рство культу́ры — Ministerio de Cultura
министе́рство здравоохране́ния — Ministerio de Sanidad
министе́рство се́льского хозя́йства — Ministerio de Agricultura
министе́рство социа́льного обеспе́чения — Ministerio de Seguridad Social
министе́рство юсти́ции — Ministerio de Justicia
кри́зис министе́рства — crisis ministerial
с.
1)ministero m
министерство финансов — il ministero delle finanze
2)собир.(министры) gabinetto m dei ministri, ministero m, compagine f ministeriale
смена министерства — cambio di guardia ministeriale
кризис министерства — crisi ministeriale
部
(от лат. ministro - служу, управляю) -родовое название наиболее важных центральных органов государственного управления, входящих в структуру правительства. Первые М. были образованы в Западной Европе в XVI-XVD вв. В России учреждены в 1802 г. В некоторых странах М. образуются на основе актов высших законодательных органов (например, в США), или главы государства (например, во Франции), в некоторых странах - на основе законов или актов правительства. Число М. и распределение компетенции между ними определяются практически главой правительства или главой исполнительной власти (премьер-министром, президентом). М. можно классифицировать по сфере деятельности (например, М. федеральные и субъектов федерации), по функциям (общей компетенции, отраслевые и т.д.), по принципам построения (внутренняя структура). Например, министерства промышленности и торговли относятся к отраслевым, а министерства экономики, финансов, обороны, культуры - к функциональным.
(лат. minist-го - служу, управляю)
родовое название наиболее важных центральных органов государственного управления. входящих в структуру правительства. Впервые были образованы в Западной Европе в XVI-XVII вв. В России первые 7 М. были учреждены в 1802 г. В некоторых странах М. образуются на основе актов высших законодательных органов (например, США) или главы государства (например, во Франции), в некоторых странах - на основе законов или актов правительства. Число М. и распределение компетенции между ними определяются главой правительства или главой исполнительной власти (премьер-министром. президентом). М. можно классифицировать по сфере деятельности (например, М. федеральные и субъектов федерации), по функциям (общей компетенции. отраслевые и т.д.), по принципам построения(внутренняя структура).
М. состоит из руководства (министр. его заместители, коллегия М.) и аппарата. М. вместе с подчиненными ему органами на местах, предприятиями, учреждениями составляет систему М.
В РФ М. существуют не только на федеральном уровне, но и в республиках в составе РФ, а также в некоторых других субъектах РФ. В отдельных отраслях управления(оборона.иностранные дела и др.) могут существовать только федеральные М. В других отраслях, которых большинство (культура, здравоохранение. внутренние дела.управление государственным имуществом и др.), действуют как федеральные М., так и М. субъектов РФ.
Многие федеральные М. имеют свои органы на местах: в одних М. это органы централизованного подчинения (например, в системе Министерства обороны), в других - эти органы находятся в так называемом двойном подчинении, т.е. кроме отраслевого подчинения еще и в подчинении местных органов, например, в системе Министерства образования, Министерства культуры и др.
Федеральные М. образуются указами Президента РФ, Задачи, функции, права и обязанности М. регламентируются в положениях, которые утверждаются указами Президента РФ либо постановлениями Правительства РФ.
Указом Президента РФ от 30 апреля 1998 г. № 483 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" был утвержден следующий перечень федеральных М.: Министерство РФ по атомной энергии: Министерство внутренних дел РФ: Министерство государственного имущества РФ; Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерство РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунально-му хозяйству; Министерство здравоохранения РФ; Министерство иностранных дел РФ: Министерство культуры РФ; Министерство науки и технологий РФ: Министерство обороны РФ; Министерство региональной и национальной политики РФ; Министерство общего и профессионального образования РФ:
Министерство природных ресурсов РФ;
Министерство промышленности и торговли РФ: Министерство путей сообщения РФ: Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ; Министерство топлива и энергетики РФ; Министерство транспорта РФ; Министерство труда и социального развития РФ: Министерство финансов РФ; Министерство экономики РФ: Министерство юстиции РФ.
В соответствии с ФКЗ от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" федеральные М. подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач. Однако руководство деятельностью отдельных М. (обороны, внутренних дел, иностранных дел, по чрезвычайным ситуациям) осуществляет непосредственно Президент РФ, в то время как Правительство может лишь координировать их деятельность.
М. в рамках своих полномочий издает приказы, инструкции и иные подзаконные нормативные акты.Все М. в РФ являются юридическими лицами.
МИНИСТЕ́РСТВО -а; ср.
1. чего. Центральный орган государственного управления, ведающий отдельной отраслью хозяйства или управления. М. культуры. М. финансов.
2. чьё. Разг. О деятельности конкретного министра. Во времена министерства кого-л.
3. О составе всего правительства. Падение министерства партии радикалов. Смена министерства.
* * *
министе́рство(от лат. ministro — служу, управляю), в большинстве государств центральный орган государственного управления, ведающий отдельной отраслью хозяйства или управления. В России первые министерства были образованы в 1802. В 1946 название «министерство» было введено в СССР (ранее — наркоматы).
* * *
МИНИСТЕРСТВОМИНИСТЕ́РСТВО (лат. ministro — управляю), центральный орган государственного управления, ведающий отдельной отраслью хозяйства или управления, и входящий в структуру правительства(см. ПРАВИТЕЛЬСТВО). Министерства появились в Западной Европе в 16—17 веках, в России были учреждены в 1802 году. В 1917—1946 годах министерства назывались народными комиссариатами. Министерство возглавляется министром, который является членом правительства. Конституционное право отдельных стран по-разному регулирует порядок образования новых и упразднения (реорганизации) существующих министерств. Полномочия по управлению министерствами относятся к компетенции главы государства или главы правительства, реже парламента. Правовой основой деятельности министерств служат законы о правительстве, специальные акты об организации, задачах и компетенции отдельных министерств, принимаемые главой государства, главой правительства или парламентом.
Министром называют руководителя центрального органа государственного управления, входящего в структуру правительства или должностное лицо, возведенное в ранг министра (министр без портфеля). Обычно министр является членом правительства. Во многих странах министры делятся на категории. Например, в Великобритании существуют министры, возглавляющие отраслевые министерства, министры без портфеля, государственные министры, являющиеся фактически заместителями глав министерств, младшие министры — парламентские секретари, обеспечивающие, связь министров с парламентом. Роль министров в парламентарных республиках и президентских республиках различается. В парламентарных государствах посты министров занимают, как правило, профессиональные политики, а в президентских республиках профессиональные администраторы (кадровые чиновники) или специалисты в профильной сфере. При парламентской форме правления назначение и смещение министра производит председатель правительства, в республиках президентского типа — это прерогатива главы государства. Согласно Конституции Российской Федерации федеральные министры назначаются и освобождаются от должности президентом по предложению председателя правительства. Конституция запрещает совмещение министерского поста с мандатом депутата Государственной Думы Российской Федерации.
department амер., office
с.
ministero m