Большая Советская энциклопедия

    I

    Салтыко́в

    Алексей Александрович (р. 13.5.1934, Москва), советский кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1964). В 1959 окончил режиссёрский факультет ВГИКа. Первые фильмы — «Ребята с нашего двора» (1959), «Друг мой, Колька!» (1961, совместно с А. Н. Миттой) и «Бей, барабан!» (1962). Затем С. обращается к судьбам людей и к жизненным ситуациям, отмеченным повышенным драматизмом и открытым проявлением социальных страстей. Крупнейшая работа — фильм «Председатель» (1965); в центре картины образ современного положительного героя, коммуниста, председателя колхоза. О русской деревне в годы фашистской оккупации и послевоенного восстановления рассказывают картины «Бабье царство» (1968) и «Возврата нет» (1974). Эти фильмы, так же как фильм «Сибирячка» (1972, о секретаре райкома партии), отличают интересно раскрытые женские характеры. В 1970 поставил фильм «Директор», в котором воссоздана подлинная биография одного из строителей советской промышленности, в 1971 — «И был вечер, и было утро...» — о революционных моряках Балтийского флота.

    II

    Салтыко́в («Кривой»)

    Михаил Глебович (ум. до 1621), политический и государственный деятель России конца 16 — начала 17 вв., боярин с 1601. В 1600—01 участвовал в переговорах с польским посольством канцлера Л. Сапеги, в 1601—02 руководил ответным русским посольством в Польшу. Активный участник заговора против Лжедмитрия I (См. Лжедмитрий I), но после воцарения В. И. Шуйского (см. Шуйские) был удалён из Москвы, получив назначение воеводой в Ивангород, затем в Орешек. В 1609 бежал в Тушино, где стал во главе наиболее пропольской группы русских феодалов. Возглавил посольство русской знати к Сигизмунду III под Смоленск, которое заключило договор об избрании Владислава IV Ваза русским царём (февраль 1610). С осени 1610 С. — помощник польского коменданта в Москве А. Гонсевского. Добивался от патриарха Гермогена осуждения первого ополчения. В октябре 1611 руководил (вместе с князем Ю. Н. Трубецким) русским посольством в Польшу с требованием присылки новых польских войск и отпуска Владислава в Москву. В Россию после этого С. уже не вернулся. От Сигизмунда III С. получил в Смоленском воеводстве крупные земельные владения.

    Лит.: Платонов С. Ф., Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI—XVII вв., М., 1937.

    III

    Салтыко́в

    Михаил Евграфович, Салтыков-Щедрин (настоящая фамилия — Салтыков; псевдоним Н. Щедрин) [15(27).1.1826, с. Спас-Угол, ныне Калязинский район Калининской области, — 28.4 (10.5).1889, Петербург], русский писатель. Отец — из старинного дворянского рода, мать — из семьи богатого московского купца. Детские годы С. прошли в усадьбе отца, в обстановке крепостнического быта, описанного им впоследствии в «Пошехонской старине». Воспитывался в московском Дворянском институте (1836—38) и Александровском (бывшем Царскосельском) лицее (1838—44). Здесь начал писать и печатать стихи. По окончании лицея служил в канцелярии Военного министерства (1844—48). В 40-х гг. сблизился с передовым кружком петербургской молодёжи — петрашевцами (См. Петрашевцы), пережил увлечение утопическим социализмом Ш. Фурье и Сен-Симона.

    Первые повести С. «Противоречия» (1847) и «Запутанное дело» (1848), исполненные острой социальной проблематики и написанные в духе «натуральной школы» (См. Натуральная школа), вызвали недовольство властей: в апреле 1848 С. был арестован, а затем выслан на службу в Вятку за «... вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, потрясших уже всю Западную Европу и ниспровергших власти и общественное спокойствие» (слова Николая I о повестях С. — цитата по книге: Макашин С., Салтыков-Щедрин. Биография, т. 1, 1951, с. 293). В Вятке С. был назначен старшим чиновником особых поручений при губернаторе, с 1850 — советником губернского правления. Из многочисленных служебных разъездов по Вятской и смежным губерниям С. вынес богатый запас наблюдений над крестьянской жизнью и провинциальным чиновным миром. Смерть Николая I и новый правительственный курс после поражения в Крымской войне 1853—56 принесли С. в конце 1855 свободу. Вернувшись в Петербург в обстановке наступившего общественного подъёма, он сразу же возобновляет литературную работу, прерванную почти восьмилетним «вятским пленом». В программной статье «Стихотворения Кольцова» (1856) С. декларирует требования к писателям: возвышать общественно-практическую роль литературы, заниматься «исследованием» современности, социальных вопросов и прежде всего коренных нужд народной жизни. Статья была запрещена цензурой, но заявленную в ней программу С. художественно воплощает в «Губернских очерках» (1856—57), изданных от имени «надворного советника Н. Щедрина» (псевдоним, почти заменивший в сознании современников подлинное имя автора). Русская жизнь последних лет крепостного строя отразилась в первой книге С. необычайно широко и остроконтрастно: резко отрицательно по отношению к крепостничеству, чиновной администрации; скептически — к «талантливым натурам» («лишним людям») из дворянско-помещичьей интеллигенции; с любовью и надеждой — к народному крестьянскому миру. Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов высоко оценили «дух правды» этого произведения, сильного в изображении социальной среды и социальной психологии. Очерки имели огромный успех и сразу создали автору громкое писательское имя.

    Однако в это время С. ещё не решался оставить государственную службу. К тому же он полагал тогда, что само правительство, заявившее о новом либеральном курсе, способно осуществить далеко идущие прогрессивные преобразования, и хотел участвовать в них непосредственно. В 1856—58 он служит чиновником особых поручений в министерстве внутренних дел, участвует в подготовке крестьянской реформы. В 1858—62 С. — вице-губернатор в Рязани, затем в Твери. Как администратор (крепостники прозвали его «Вице-Робеспьером») С. возбудил десятки судебных преследований против помещиков-преступников, удалил со службы многих взяточников и воров. В начале 1862, вероятно, по негласному предложению властей, С. вышел «по болезни» в отставку. Жизнь и служба в провинции дали ему много материала для творчества. Вместе с тем нахождение на высоких постах губернской администрации развеяло либерально-просветительские иллюзии С., веру в возможность прогрессивного «общественного служения» на поприще государственной службы.

    В годы вице-губернаторства С. продолжал печатать (с 1860 преимущественно в «Современнике») рассказы, очерки, пьесы, сцены. Некоторые из них примыкали к «Губернским очеркам», образуя вместе с ними «крутогорский цикл», другие предназначались для начатых, но распавшихся циклов — об «умирающих» и «глуповцах». Оба цикла объединялись мыслью об исторической обречённости самодержавно-крепостнического строя. Большинство этих очерков и сцен вошло в книги «Невинные рассказы» и «Сатиры в прозе» (обе — 1863). Уйдя со службы, С. предпринял попытку издания своего журнала «Русская правда», задуманного для объединения «всех сил прогресса», но правительство не разрешило этого. После ареста Чернышевского и 8-месячной приостановки «Современника» С. вошёл (по приглашению Н. А. Некрасова) в редакцию этого журнала, где вёл большую писательскую и редакторскую работу. Его ежемесячные обозрения «Наша общественная жизнь» остались выдающимся памятником русской публицистики и литературной критики 60-х гг. В 1864 в ходе полемики с журналом «Русское слово» и «почвенническими» журналами братьев Достоевских «Время» и «Эпоха» С. оказался в известной изоляции внутри руководства «Современника» и вышел из его редакции (не прекращая тем не менее принципиально авторского сотрудничества) и возвратился на государственную службу. Однако традиции «Современника», традиции Чернышевского и Добролюбова С. чтил до конца своих дней.

    В 1865—68 С. возглавил Казённые палаты в Пензе, Туле, Рязани. Наблюдения, вынесенные из этой последней службы, легли в основу «Писем из провинции» и отчасти «Признаков времени» (оба — 1869) — широких художественно-публицистических картин первого десятилетия пореформенной России.

    В 1868 повелением царя С. был уволен в окончательную отставку с запрещением занимать какую-либо должность на государственной службе. Тогда же он принял приглашение Некрасова стать участником обновленного журнала «Отечественные записки», призванного заменить закрытый в 1866 «Современник». Шестнадцать лет работы С. в «Отечественных записках», ставших главной литературной трибуной русской демократии 70—80-х гг., образуют центральную главу в биографии писателя. После смерти Некрасова С. возглавил редакцию журнала.

    70—80-е гг. — время высших творческих достижений С. Он пишет «Историю одного города» (1869—70) — горькую и гневную книгу, раскрывшую национальному самосознанию «трагическую истину русской жизни», книгу, подготовленную циклами очерков о «Глупове» и «глуповцах» (1861—62) и «Помпадурами и помпадуршами» (1863—74). Затем следуют «Господа ташкентцы» (1869—72) и «Дневник провинциала в Петербурге» (1872), воссоздающие «господство хищничества» периода российского грюндерства; «Благонамеренные речи» (1872—76) и «Убежище Монрепо» (1878—79) — классические картины рождения капиталистической России, прихода Колупаевых и Разуваевых; «Господа Головлёвы» (1875—80) — одна из величайших, но и самых мрачных книг русской литературы; цикл «В среде умеренности и аккуратности» («Господа Молчалины», 1874—80), где дана глубокая трактовка в новых исторических условиях «молчалинства», как одной из социально-психологических язв русского быта.

    В 1875—76 С. лечился за границей. Впоследствии он ездил туда в 1880, 1881, 1883 и 1885. Реакционно-буржуазную Европу он изобразил в книге «За рубежом» (1880—1881). В 80-е гг. сила сугубо критического искусства С. достигла вершины в обличении политической реакции. Борьбе с ней посвящена неистовая в своём сарказме «Современная идиллия» (1877—81), «Письма к тётеньке» (1881—82), «Пошехонские рассказы» (1883—84). В 1884 правительство запретило издание «Отечественных записок». Закрытие журнала С. пережил тяжело. Он вынужден был печататься в чуждых ему по направлению органах либералов — в журнале «Вестник Европы» и газете «Русские ведомости». Несмотря на свирепую реакцию и тяжёлую болезнь, С. создал в последние годы такие шедевры, как «Сказки» (1882—86), в которых сжато отражены почти все главные темы его творчества; исполненные глубокого философского историзма «Мелочи жизни» (1886—87) и, наконец, широкое эпическое полотно крепостной России — «Пошехонскую старину» (1887—1889).

    Творчество С., проникнутое духом освободительных и социалистических идей, демократизма и открытой борьбы с самодержавно-крепостническим помещичье-буржуазным строем, имело важное значение для русского общества, способствовало воспитанию политического сознания и гражданского протеста, обогатило русскую литературу произведениями высокой художественной и публицистической ценности. Связанное преемственно-исторически с традициями передовой русской литературы (А. Н. Радищев, В. Г. Белинский, Н. В. Гоголь, А. И. Герцен), а также с традициями великих сатириков Возрождения и Просвещения (Ф. Рабле, М. Сервантес, Дж. Свифт), творчество С. вместе с тем стало новым, глубоко оригинальным явлением искусства русского критического Реализма. Главные особенности творческого метода С. — художественное «исследование» не индивидуально-личной, но общественной сферы человека, сращённость эстетической системы писателя с прямыми суждениями и оценками, исполненными демократического протеста и открытой пропаганды новых отношений человека к миру — отношений социальной правды и справедливости. К особенностям сатирической поэтики С. принадлежат: эзоповский язык, т. е. совокупность семантических, синтаксических и других приёмов, придающих художественным элементам двузначность, когда за прямым смыслом таится второй план; искусство гротеска и интегрированные или собирательные образы как средство типизации («иванушки», «глуповцы», «пёстрые люди» и др.). Вместе с тем художник-реалист в полной мере обладал методом психологического анализа, искусством создавать правдивые образы, мир живых людей («Иудушка», «Дерунов», галерея рабов в «Пошехонской старине» и др.). К щедринским образам часто обращался в своей публицистике В. И. Ленин. Традиции С. нашли продолжение в творчестве А. П. Чехова (темы «пёстрых людей» и «мелочей жизни») и М. Горького (ранние фельетоны, «Сказки», «Жизнь Клима Самгина»). Некоторые произведения С. инсценированы для театра и поставлены в кино (фильм «Иудушка Головлёв», 1934).

    В г. Кирове открыт мемориальный музей (1968) в доме, где писатель жил в годы вятской ссылки.

    Соч.: Полное собр. соч. и писем, т. 1—20, М. — Л., 1933—41; Собр. соч. и писем в 20 тт., т. 1—17—, М., 1965—75 (издание продолжается).

    Лит.: Денисюк Н., Критическая литература о произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина, в. 1—5, М., 1905; М. Е. Салтыков-Щедрин в русской критике. [Вступ. ст. и прим. М. С. Горячкиной], М., 1959; М. Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников. [Предисл. и коммент. С. А. Макашина], М., 1957; Эльсберг Я. Е., Стиль Щедрина, М,, 1940; Макашин С. А., Салтыков-Щедрин. Биография, т. 1, 2 изд., М., 1951; его же, Салтыков-Щедрин на рубеже 1850—1860 годов, М., 1972; Кирпотин В. Я., Философские и эстетические взгляды Салтыкова-Щедрина, М., 1957; Покусаев Е. И., Революционная сатира Салтыкова-Щедрина, М., 1963; Яковлев Н. В., «Пошехонская старина» М. Е. Салтыкова-Щедрина, М., 1958; Жук А., Сатирический роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия», Саратов, 1958; Бушмин А. С., Сатира Салтыкова-Щедрина, М. — Л., 1959; его же, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л., 1970; Прозоров В., О художественном мышлении писателя-сатирика, Саратов, 1965; Турков А., Салтыков-Щедрин, 2 изд., М., 1965; Мысляков В., Искусство сатирического повествования, Саратов, 1966; Николаев Д. Н., «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина, в кн.: Три шедевра русской классики, М., 1971; Добровольский Л. М., Лавров В. М., М. Е. Салтыков-Щедрин в печати, Л., 1949; Добровольский Л. М., Библиография литературы о М. Е. Салтыкове-Щедрине. 1848—1917, М. — Л., 1961; Библиография литературы о М. Е. Салтыкове-Щедрине. 1918—1965. Сост. В. Н. Баскаков, М. — Л., 1966.

    С. А. Макашин.

    М. Е. Салтыков.

    «Сказки для детей изрядного возраста». Литографированное нелегальное издание 1884.

    Органчик («История одного города»). Илл. Кукрыниксов. 1937.

    IV

    Салтыко́в

    Николай Иванович [31.10 (11.11).1736 — 16(28).5.1816, Петербург], русский генерал-фельдмаршал (1796), граф (1790), князь (1814). С 1748 служил в гвардии, участвовал в Семилетней войне 1756—63, с 1758 обер-квартирмейстер действующей армии. В 1763—68 командовал отрядом в Польше, в 1769—70 участвовал в русско-турецкой войне 1768—74. Будучи опытным, хладнокровным и ловким царедворцем, С. в 1773 был назначен попечителем наследника престола Павла вместо Н. И. Панина (см. Панины) и одновременно вице-президентом Военной коллегии; с 1783 был воспитателем великих князей Александра и Константина Павловичей. С 1788 исполняющий обязанности президента, а в 1796—1802 президент Военной коллегии. С марта 1812 по май 1816 председатель Государственного совета и председатель Кабинета министров.

    V

    Салтыко́в

    Петр Семенович [1698 — 26.12.1772 (6.1.1773), Марфино, ныне Мытищинского района Московской области], русский полководец, генерал-фельдмаршал (1759), граф (1733). Сын генерала С. А. Салтыкова, родственника императрицы Анны Ивановны по матери. В 1714 поступил солдатом в гвардию и был отправлен для обучения морскому делу во Францию, где пробыл до начала 30-х гг. В 1734 участвовал в походе в Польшу против Станислава Лещинского (См. Лещинский). В 1740 генерал-адъютант. Участвовал в русско-шведской войне 1741—43, затем командовал украинской ландмилицией. Во время Семилетней войны 1756—63 был главнокомандующим русской армией в 1759—60 и 1762 и одержал блестящие победы над прусской армией при Пальциге и в Кунерсдорфском сражении 1759 (См. Кунерсдорфское сражение 1759). Смещен с должности главнокомандующего в 1760 из-за разногласий с австрийским командованием и Высшим военным советом в Петербурге. В 1764—71 главноначальствующий и генерал-губернатор Москвы. Был обвинён в нераспорядительности во время чумной эпидемии в Москве в 1770—71 и уволен в отставку.

    VI

    Салтыко́в

    Федор Степанович [ум. 2(13).8.1715], русский государственный деятель. В 1697—1700 обучался морскому делу в Голландии и Англии. По возвращении руководил строительством военных судов. В 1711 послан за границу для покупки кораблей. Из Англии С. направил Петру I (в 1713 и 1714) 2 записки с проектами разносторонних реформ: развития в кратчайшие сроки образования (в том числе женского), книгопечатания, библиотек, строительства мануфактур и расширения торговли, поиска северного морского пути в Индию и Китай, освоения Средней Азии и Сибири и др. («Пропозиции» 1891).

    Лит.: Павлов-Сильванский Н., Проекты реформ в записках современников Петра Великого, СПБ, 1897.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Современная энциклопедия

    САЛТЫКОВ Петр Семенович (1698 - 1772/73), полководец, генерал-фельдмаршал (1759), граф (1733). В Семилетнюю войну 1756 - 63 главнокомандующий российской армией (1759 - 60 и с 1762), одержал победы при Пальциге и в Кунерсдорфском сражении (1759). В 1764 - 71 главнокомандующий в Москве, руководил борьбой с эпидемией чумы (1770 - 71).

  3. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  4. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  5. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  6. Литературная энциклопедия

    Салтыко́в


    • Салтыко́в (Салтыко́в-Щедри́н)

    Михаил Евграфович (настоящая фамилия Салтыков, псевдоним Н. Щедрин; 1826, с. Спас-Угол Калязинского у. Тверской губ. – 1889, Санкт-Петербург), русский прозаик, публицист, критик. «Решительное влечение к литературе» почувствовал в период учебы в Царскосельском (Александровском) лицее, где начал писать стихи (частично опубл. в 1841—45). В 1844—68 гг. состоял на государственной службе, но не прекращал занятий литературой, за исключением периода Вятской ссылки (1848—55), куда был отправлен за первые повести, в которых силён элемент социальной критики: «Противоречия» (1847), «Запутанное дело» (1848).

    М. Е. Салтыков-Щедрин. Портрет работы И. Крамского. 1879 г.

    М. Е. Салтыков-Щедрин. Портрет работы И. Крамского. 1879 г.

    В цикле «Губернские очерки» (1856—57) повествование ведётся от имени надворного советника Николая Щедрина, именем которого подписаны очерки (с этого времени пользовался литературным псевдонимом Н. Щедрин). Широкая популярность «Губернских очерков» объяснялась не только их художественными достоинствами, но и соответствием духу времени и социально-политическим упованиям русского общества. Чиновные взяточники, мошенники, вымогатели пёстрой толпой проходят перед читателями, цикл венчается картиной похорон и знаменательной фразой: «“Прошлые времена” хоронят!»

    Во второй пол. 1850-х —1860-е гг. главный объект внимания Салтыкова – жизнь провинциальная, чиновничья в частности. В 1857—70 гг. написаны произведения, объединённые в сборники «Невинные рассказы» и «Сатиры в прозе» (первоначально печатались в основном в «Современнике»); цикл «Письма о провинции» и др. В эти годы начинается и публикация очерков, составивших цикл «Помпадуры и помпадурши» (1863—74), где сатирически показаны характерные признаки властителей-помпадуров: невежественность, легкомысленная страсть к разрушению и сластолюбие. Радикальный критик В. А. Зайцев бранной формулой «ругающийся вице-губернатор» определил беспримерное положение Салтыкова в общественно-литературной жизни России: чиновник, занимавший высокие государственные посты (вице-губернатор в Рязани и Твери, председатель Казённой палаты в Пензе, Туле и Рязани), он в своих литературных произведениях был самым ярким обличителем царивших на Руси беспорядков.

    Иллюстрация к «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина. Художник Л. Ройтер

    Иллюстрация к «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина. Художник Л. Ройтер

    В 1868 г., уйдя в отставку, Салтыков стал одним из соредакторов журнала «Отечественные записки», а в 1878 г. был официально утверждён его редактором. Возглавлял отдел беллетристики, сам был его активнейшим автором: всё, что Салтыков написал в 1868—84 гг., опубликовано в «Отечественных записках».

    В очерках, написанных в Твери в нач. 1860-х гг., впервые появляется город Глупов, прообразом которого послужили не только Тверь, Вятка или Рязань, но вся Россия. В сатирической хронике «История одного города» (1869—70) Глупов стал главным действующим лицом. Материал для сатирических обобщений Салтыков черпал из российской истории. Условность временных границ (1731–1825) подчёркнута числом градоначальников – 22: столько самодержцев было на Руси с Ивана Грозного и до Александра II, правившего в 1860-е гг. Текст насыщен «историческими совмещениями и проекциями» (С. А. Макашин), убеждающими, что это сатира не историческая (упрёк А. С. Суворина), а «совершенно обыкновенная». Лейтмотив «Истории» – беззаконие и произвол как принципы внутренней политики и общественной жизни. «Безумие» власти подчёркнуто гротесковыми образами безголовых правителей. Брудастый-Органчик, с «неким особливым устройством» вместо головы, исполнявшим только две пьески: «Не потерплю!» и «Разорю!». Майор Прыщ, обладатель фаршированной головы, которая была съедена предводителем дворянства, одержимым «гастрономической тоской». «Короткоголовый» статский советник Иванов, то ли умерший от натуги, силясь постичь очередной сенатский указ, то ли уволенный в отставку «за то, что голова его вследствие постепенного присыхания мозгов перешла в зачаточное состояние». Кульминация этого ряда – «идиот» Угрюм-Бурчеев, задумавший втиснуть в прямую линию «весь видимый и невидимый мир». «Систематический бред» Угрюм-Бурчеева был сатирическим обобщением теории и практики тоталитаризма – от утопий Т. Мора до аракчеевских поселений и современных Салтыкову социальных теорий. Он оказался также невольным и страшным пророчеством – предвестием тоталитарных режимов 20 в. Два праздника в году – весной и осенью, которые отличаются от будней «только усиленным упражнением в маршировке»; «серая солдатская шинель» вместо неба и шпионы в каждом доме. Эта щедринская антиутопия предшествует знаменитым антиутопиям 20 в.

    Многогранный художественный талант Салтыкова проявился не только в сатирически заострённых формах. В социально-психологическом романе «Господа Головлёвы» (1875—80) показана «история умертвий» дворянской семьи. Не являясь сторонником революции, Салтыков признавал обречённость существовавших социальных институтов – семьи, собственности, государства. Главный герой романа Порфирий Владимирович Головлёв (прозванный Иудушкой) во имя бессмысленного обогащения презрел ближайшие родственные связи: предал братьев, сыновей, мать. Этот образ с потрясающей силой воплощал мысль о кризисе общественных устоев. Возможность выхода Салтыков видел в индивидуальном и коллективном прозрении, он верил в социальную действенность таких этических категорий, как стыд и совесть, и, стремясь донести свои идеи до читателей, показывал пробуждение сознания героев. Один из финальных эпизодов «Истории одного города» связан с появлением у глуповцев стыда, уничтожившего их страх перед «идиотом» Угрюм-Бурчеевым. Появлением стыда заканчивается программный роман «Современная идиллия» (1877–83). Пробуждением «одичалой совести» Иудушки, удивившим современников Салтыкова, венчается и роман «Господа Головлёвы».

    В жанровом отношении Салтыков, называвший себя «летописцем минуты» и связанный условиями журнальной работы, отдавал предпочтение малым формам, которые изначально или ретроспективно объединял в циклы (из очерков выросли романы «Господа Головлёвы», «Современная идиллия»). Требования журналистской оперативности определяли активное обращение к публицистике и к художественно-публицистическим циклам: «Недоконченные беседы» (1873—84), «За рубежом» (1881), «Письма к тётеньке» (1881—82), «Мелочи жизни» (1886—87). В центре внимания писателя исследование того, как социально-политические условия влияют на психологию и поведение рядового, «среднего» человека – либерального интеллигента.

    Закрытие в 1884 г. «Отечественных записок» сказалось на манере Салтыкова, «утратившего юмор». Произведения этих лет, опубликованные в основном в «Вестнике Европы» и «Русских ведомостях», в большинстве своём лишены искромётного смеха, в них преобладает трагический элемент, но в художественном отношении это знаменовало новый виток творческой эволюции Салтыкова, что особенно заметно в цикле «Сказок». Первые сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Пропала совесть» (все – 1869) гротескны и исполнены комизма. В поздних сказках 1885—86 гг. преобладает трагическая интонация, они насыщены философскими мотивами, религиозной символикой и по жанру тяготеют к преданию или притче: «Дурак», «Баран-непомнящий», «Христова ночь», «Рождественская сказка».

    В последнем своём произведении – хронике «Пошехонская старина» (1887—89), возвращавшей к временам крепостничества, Салтыков, как и в «Господах Головлёвых», использовал некоторые автобиографические элементы, но не воспроизводил жизнь и нравы своей семьи, о чём предупреждал читателей: «Автобиографического элемента в моём настоящем труде очень мало; он представляет собой просто-напросто свод жизненных наблюдений, где чужое перемешано с своим, а в то же время дано место и вымыслу». Салтыков не фотографировал действительность, но обобщал жизненные явления и реалии, в т. ч. события и факты, имевшие отношение к его собственной биографии. В 1889 г. задумал произведение, от которого сохранился только небольшой эскиз. По воспоминаниям современников, Салтыков намеревался напомнить русскому обществу забытые им слова – «совесть, отечество, человечество».

  7. Источник: Литературная энциклопедия



  8. Советская историческая энциклопедия

    1

    .

    ("Кривой"), Михаил Глебович (ум. до 1621) - политич. и гос. деятель России кон. 16 - нач. 17 вв., боярин с 1601. Участник Земского собора, выбравшего царем Бориса Годунова (1598). В 1600-01 участвовал в переговорах с польским посольством канцлера Л. Сапеги, в 1601-02 руководил ответным рус. посольством в Польшу. Активный участник заговора против Лжедмитрия I, но после воцарения В. И. Шуйского был удален из Москвы, получив назначение воеводой в Ивангород, затем в Орешек. В 1609 бежал из Орешка в Тушино, где стал во главе наиболее пропольской группы рус. феодалов. Возглавил посольство рус. знати к Сигизмунду III под Смоленск, к-рое заключило договор об избрании Владислава IV Ваза рус. царем (февр. 1610). С осени 1610 С. - помощник польского коменданта в Москве А. Гонсевского. Добивался от патриарха Гермогена осуждения первого ополчения. В окт. 1611 руководил (вместе с кн. IO. Н. Трубецким) рус. посольством в Польшу с требованием присылки новых польских войск и отпуска Владислава в Москву. В Россию после этого С. уже не вернулся. От Сигизмунда III С. получил в Смоленском воеводстве крупные зем. владения.

    Лит.: Платонов С. Ф., Очерки по истории Смуты в Москов. гос-ве XVI-XVII вв., М., 1937; Шепелев И. С., Освободит. и клас. борьба в Рус. гос-ве в 1608-1610, Пятигорск, 1957.

    В. Д. Назаров. Москва.

    2

    .

    (Салтыков-Щедрин), Михаил Евграфович (псевд. - Н. Щедрин) (15(27).I.1826 - 28.IV(10.V).1889) - рус. писатель. Род. в с. Спас-Угол Тверской губ. в дворянской семье. Окончил Царскосельский лицей (1844). Изучил философию Г. Гегеля и Л. Фейербаха, произв. утопистов-социалистов А. К. Сен-Симона, Ш. Фурье, В. Консидерана, интересовался историей, политич. экономией. Особенно значительным было влияние на формирование мировоззрения С. рус. лит-ры, критической мысли В. Г. Белинского и А. И. Герцена. С. сблизился с М. В. Петрашевским, кружок к-рого посещал в 1845-47. После опубликования повестей "Противоречия" (1847) и "Запутанное дело" (1848) был арестован и отправлен на обязат. службу в Вятку (1848-55). Идейное развитие С., получившего широкую известность антикрепостнич. "Губернскими очерками" (1856-57), шло в русле революционно-демократич. мировоззрения. Убедившись в полной бесполезности чиновничьей службы для целей социального прогресса (вице-губернатор в Рязани и Твери, 1858-61, и др.), С. целиком ушел в обществ.-лит. деятельность. В течение десятилетий С. (вместе с Н. А. Некрасовым) был последовательным продолжателем традиций Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, снискав славу гениального сатирика, глубокого мыслителя - публициста и лит. критика, организатора молодых творч. сил в "Современнике" (1862-64) и "Отечественных записках" (1868-84). Не будучи профессионалом-историком, С. не создал законченную концепцию русской истории. Роль С. в развитии исторической науки состояла прежде всего в том, что он, обладая солидными историч. познаниями, с необычайной глубиной рассмотрел нек-рые из гл. проблем рус. истории, своим творчеством формировал науч. критерии в оценке истории. Воодушевляющей идеей С. была идея историч. прогресса. С. в принципе верил в возможность и победу нар. революции в России. Но историч. опыт освободит. движения убеждал его, что крест. массы к революции не готовы. Гл. задачу своей эпохи С. видел в том, чтобы разъяснить народу подлинные причины его страданий, помочь осознать истинные масштабы зла и свои собств. силы активного творца истории. Проблема ликвидации царизма стояла в центре внимания С.

    С. был противником государственной школы и историков славянофильского направления (см. Славянофилы). Считая руководящей целью науки установление внутр. закономерности историч. развития, С. отвергал позитивизм и эмпиризм, но ценил историч. док-т, был постоянным читателем "Русского архива", "Русской старины", многочисл. историч. сборников, публикаций. Сотрудничая в "Отечеств. записках" с теоретиками народничества (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский и др.), С. идейно сближался с ними, хотя отрицал концепцию об особом пути развития России. С. критиковал слабые стороны утопич. социализма, во взглядах Фурье и Чернышевского отметил уклонение от подлинного историзма, поспешное и слишком детальное "усчитывание" примет историч. будущего ("Наша общественная жизнь", "Письма о провинции"). С. правильно понял осн. историч. тенденцию эпохи: замену помещичьего закрепощения - закрепощением "чумазовским", т.е. капиталистическим. В художеств. и публицистич. соч. С. глубоко исследуются крепостное право, разные стороны помещичьего хозяйствования ("Губернские очерки", "Господа Головлевы", "Пошехонская старина"); различные формы росс. капитализма ("Убежище Монрепо", "Благонамеренные речи", "За рубежом", "Мелочи жизни"); правительств. политика, чиновничество ("История одного города", "Помпадуры и помпадурши", "Господа ташкентцы"); политич. двоедушие либерализма ("Дневник провинциала в Петербурге", "Современная идиллия", "Письма к тетеньке", "Сказки"). "...Невозможно понять историю России во второй половине XIX века, - заявлял М. Горький, - без помощи Щедрина" ("История рус. лит-ры", Архив А. М. Горького, (т. 1),1939, с. 274).

    С. умер в Петербурге, похоронен на Волковом кладбище.

    Соч.: Полн. собр. соч., т. 1-20, М., 1933-41; Собр. соч. в 20 тт., т. 1-6, М., 1965-68 -.

    Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд. (см. Справочный том, ч. 2, с. 236); Семевский В. И., Крепостное право и крест. реформа в произв. М. Салтыкова, П., 1917;Макашин С. A., Салтыков-Щедрин. Биография, 2 изд., т. 1, М., 1951; Кирпотин В. Я., M. E. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество, М., 1955; Бушмин А. С., Сатира Салтыкова-Щедрина, М.-Л., 1959; Левита Р. Я., Обществ.-экономич. взгляды M. E. Салтыкова-Щедрина, Калуга, 1961; Покусаев Е. И., Революц. сатира Салтыкова-Щедрина, М., 1963; Турков A., Салтыков-Щедрин, 2 изд., М., 1965; Добровольский Л. М. и Лавров В. М., Библиография M. E. Салтыкова-Щедрина, т. 1, Л., 1949; Добровольский Л. М., Библиография лит-ры о М. Е. Салтыкове-Щедрине. 1848-1917, М.-Л., 1961; Баскаков В. Н., Библиография лит-ры о M. E. Салтыкове-Щедрине. 1918-1965, М.-Л., 1966.

    Е. И. Покусаев. Саратов.

    3

    .

    Николай Иванович (31.X.1736 - 16.V.1816) - рус. воен. и гос. деятель, ген.-фельдмаршал (1796), князь (1814). Службу начал в 1748 в гвардии. Участвовал в Семилетней войне 1756-63, в 1762 произведен в ген.-майоры. Участвовал во взятии Хотина (1769) во время рус.-тур. войны 1768-74. С 1773 - ген.-аншеф, вице-президент Воен. коллегии и попечитель наследника Павла Петровича. С 1783 - гл. воспитатель вел. князей Константина Павловича и Александра Павловича. С 1788 - и. о. президента Воен. коллегии. В 1790 получил титул графа. В 1796-1802 - президент Воен. коллегии, затем по болезни уволен в отставку. В 1807 руководил к-том земского войска (ополчением). В 1812-16 - пред. Гос. совета и К-та министров. Опытный и хладнокровный царедворец, С. стоял, как правило, вне придворной борьбы и умел сохранять влияние при разл. правлениях.

    Лит.: Свиньин П., Записки о жизни ген.-фельдм. Н. И. Салтыкова, СПБ, 1818.

    4

    .

    Петр Семенович (1698 - 26.XII.1772) - рус. воен. деятель, ген.-фельдмаршал (1759), граф (1733). В 1714 отправлен для обучения мор. делу во Францию, где оставался до нач. 30-х гг. В 1734 - ген.-майор, участвовал в воен. действиях в Польше, а затем в рус.-швед. войне 1741-43. В 1754 - ген.-аншеф. В нач. Семилетней войны 1756-63 командовал Укр. ландмилиционными полками. В 1759 назначен главнокомандующим рус. армией и показал себя выдающимся военачальником, одержав победы над прус. армией при Пальциге и Кунерсдорфе. В 1760 из-за разногласий с австр. командованием и Петерб. конференцией (Высш. воен. совет) был отстранен от командования. С 1764 - моск. ген.-губернатор. После чумного бунта 1771 обвинен в нераспорядительности и уволен в отставку.

    5

    .

    Федор Степанович (ум. 2.VIII.1715) - рус. гос. деятель. В 1697-1700 обучался мор. делу в Голландии и Англии. По возвращении руководил строительством воен. судов. В 1711 послан за границу для покупки кораблей. Из Англии С. направил Петру I (в 1713 и 1714) 2 записки с проектами разносторонних реформ: развитие в кратчайшие сроки образования (в т. ч. женского), книгопечатания, библиотек, строительство мануфактур и расширение торговли, поиски сев. мор. пути в Индию и Китай, освоение Ср. Азии и Сибири и др. (см. Пропозиции Федора Салтыкова, СПБ, б. г.).

    Лит.: Павлов-Сильванский Н., Проекты реформ в записках современников Петра Великого, СПБ, 1897; Иконников В., Один из образоват. проектов времени Петра Великого, в сб.: Чтения в Историч. об-ве Нестора летописца, кн. 7, К., 1893; История рус. экономич. мысли, т. 1, ч. 1, М., 1955.

  9. Источник: Советская историческая энциклопедия