Большая Советская энциклопедия

    Александр Матвеевич [11(23).8.1878, Томск,—27.3.1933, Москва], советский языковед. Специалист в области теории грамматики (преимущественно синтаксиса) и методики сё преподавания. Окончил Московский университет (1906). Профессор 1-го МГУ (1921—24), Высшего литературно-художественного института имени В. Я. Брюсова (1921—24), 2-го МГУ (1926—32). Представитель русской формально-грамматической школы; разрабатывал учение о формах языка, его грамматических средствах, типах значений; исследовал природу и функции интонации, взаимодействие грамматических и неграмматических языковых средств, условия их функционального сближения и взаимной компенсации и др. Основные труды: «Русский синтаксис в научном освещении» (1914, 7 изд. 1956), «Интонация и грамматика» (1928), сборники «Методика родного языка, лингвистика, стилистика, поэтика» (1925), «Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики» (1930). Работы «Школьная и научная грамматика» (1914), «Синтаксис в школе» (1915), «Наш язык» (в. 1—3, 1922—27) направлены на сокращение разрыва школьной грамматики с грамматической теорией.

    Лит.: Бернштейн С. И., Основные понятия грамматики в освещении А. М. Пешковского, в кн.: Пешковский А. М., Русский синтаксис в научном освещении, 6 изд., М., 1938; Белов А. И., А. М. Пешковский как лингвист и методист, М., 1958 (лит.).

    И. Н. Кручинина.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Литературная энциклопедия

    Пешко́вский

    Александр Матвеевич (1878, Томск – 1933, Москва), русский лингвист, методист. По окончании Московского ун-та, где его учителем был Ф Ф. Фортунатов, занимается преподаванием рус. языка в гимназии, и это на всю жизнь определило его научные и педагогические интересы, хотя в 1918 г. он становится университетским профессором. Из учительского опыта выросла главная книга Пешковского «Русский синтаксис в научном освещении» (1914), написанная для «сплошь 14–15-летней аудитории», но оценённая А. А. Шахматовым как «ценнейшее научное пособие». В ней внимание к языковой форме, усвоенное в ун-те, сочетается с присущим именно Пешковскому чувством грамматического реализма.

    Его синтаксис начинается с формы слова, а завершается понятием сказуемости, в котором и заключается существо предложения. Каждый новый сюжет Пешковский начинает с приглашения читателя к наблюдению над языковыми фактами. Подводя его к заключениям, он придумывает остроумные и доказательные эксперименты. Интересно использует в своих построениях «отрицательный материал» – ошибки (никто не напишет: ключот замка, зато часто пишут ключ отзамка, значит, предлог относится к существительному, а не к глаголу). Он расширяет представления о языковой форме и доказывает, что к ней относится и интонация. Пешковский вводит понятие «обособление второстепенных членов», никем не замеченное. Своеобразное методическое приложение к «Синтаксису» (уже для преподавателей) – книга Пешковского «Школьная и научная грамматика» (1914). Интересно, что при переиздании обеих книг Пешковский вносил изменения, сообщая читателям «о переменах во взглядах автора».

    Создавал Пешковский и учебники для младших школьников – «Наш язык» (1922), «Первые уроки русского языка» (1928—31). Публикации Пешковского, напр. работы, составившие «Сборник статей» (1925), посвящены преподаванию грамматики и правописания, теории слова, различиям стиха и прозы, фонетики и фонетической транскрипции.

  3. Источник: Литературная энциклопедия