Словарь Брокгауза и Ефрона

    лучший из портретистов времен имп. Екатерины II. Сын малоросса-священника, род. 1735 или 1736 г., умер в 1822 г., по всей вероятности в Киеве. Начальные познания в рисовании получил от своего отца, занимавшегося гравированием картинок к духовным книгам, отдельных религиозных эстампов и академических тезисов, а потом учился в СПб. у Антропова и в новоучрежденной акд. худож., где его наставниками в живописи были Дж. Валериани и Лагрене. Уже в 1762 г. пользовался некоторой известностью. В 1769 г., за портреты адъюнкт -профессора Г. Козлова и его жены, признан назначенным в академики, а на следующий затем год, за портрет А. Ф. Кокоринова, возведен в академики. С 1779 г. был преподавателем в портретном классе акд. худ. и, в этом качестве, имел влияние на развитие многих русских живописцев, между прочим П. И. Соколова, В. Боровиковского и Г. Угрюмова. В 1780 г. стал заседать в академическом совете. В 1788 г., по расстроенному здоровью, вышел в отставку, но в 1807 г. снова занял место в совете. Огромный талант Л. высоко ценили его современники, как ценят и до сей поры любители искусства; он пользовался уважением Екатерины II, Павла I, Александра I, их приближенных и всего образованного общества, и постоянно был завален заказами; временем наибольшей его славы была Екатерининская эпоха, дух которой как нельзя лучше выражали его красивые, нередко парадные и всегда схожие портреты. Кисть Л. необыкновенно сочна, нежна и тщательна, колорит жив и приятен, постановка фигур и подбор аксессуаров в его портретах живописны, особенно искусно воспроизводил он кружева, шелк, бархат и другие ткани. Из его произведений, рассеянных по имп. дворцам, музеям и аристократическим домам, более других известны: портрет Екатерины II, во весь рост, в виде законодательницы, приносящей свой покой в жертву для общего покоя (в Имп. публичной библиотеке, в СПб.), шесть портретов воспитанниц 1-го выпуска Смольного института (в большом петергофск. дворце), портреты Александра I в детстве, играющего с вел. кн. Константином Павловичем (в гатчинск. дворце), вел. княжны Александры Павловны (в Романовск. галерее Зимн. дворца), отца художника (в моск. публичн. муз.), купца Сезамова (там же), архитектора А. Ф. Кокоринова (в муз. акд. худ.), А. П. Протасовой (там же) и гр. П. А. Зубова (там же). Третьяковская галерея в Москве владеет 24-мя произведениями Л.

    А. С — в.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Левицкий Дмитрий Григорьевич [около 1735, Киев (?), 4(16).4.1822, Петербург], русский живописец-портретист. Учился у отца, украинского гравёра Г. К. Левицкого (Носа), и А. П. Антропова (с 1758). Возможно, участвовал вместе с отцом росписи Андреевского собора в Киеве (175255). Около 1758 переехал в Петербург. 1770-е начало 1780-х гг. период расцвета творчества Л. Уже в портрете А. Ф. Кокоринова (176970, Русский музей, Ленинград), за который художник получил звание академика, Л. выступает мастером парадного портрета, добивающимся эффектности композиции, интенсивности и тонального единства цветовых оттенков, выразительности позы и жестов. В этом и др. произведениях (портреты: Н. А. Сеземова, 1770; П. А. Демидова, 1773; оба в Третьяковской галерее) общая торжественность в традициях позднего барокко часто сочетается с неожиданными чертами естественности и обыденности; трезвая зоркость во взгляде на модель, идущая от мастеров украинского портрета 1718 вв. и Антропова, соотносится с острым восприятием материальности аксессуаров. В серии парадных портретов воспитанниц Смольного института (около 177376, Русский музей) Л. создал галерею образов изящных, кокетливых девушек, музицирующих, танцующих и разыгрывающих пасторальные сцены. За театральным маскарадом он сумел увидеть свежесть чувств и живость характеров. Эту серию отличает изысканная декоративность колорита (с богатством взаимопроникающих золотисто-палевых, оливково-зелёных, розовых, чёрных и серебристо-серых оттенков) и известная плоскостность пространственного решения, не нарушающая, однако, рельефности фигур. Углублённостью и многообразием индивидуальных характеристик, сдержанностью художественных средств отмечены интимные портреты Л.; они лишены внешних атрибутов и исполнены в свободной пастозной манере, создающей ощущение живой плоти (Д. Дидро, 177374, Музей искусства и истории, Женева; Н. А. Львова, 17731774, Литературный музей, Москва; М. А. Дьяковой, 1778; священника, возможно отца, 1779; Я. Е. Сиверса, 1779; все три в Третьяковской галерее; И. М. Долгорукого, 1782, Киевский музей русского искусства). С начала 1780-х гг. в творчестве Л. сказывается влияние классицизма; в портретах Урсулы Мнишек (1782, Третьяковская галерея), Екатерины II (1783, Русский музей; варианты 1780-х гг. и 1790) тонкая нюансировка сменяется локальностью цвета, возрастает чёткая определённость объёмов, появляется заглаженность письма. В последнем портрете (его программа была разработана Н. А. Львовым) воплощено отвлечённое представление о «мудрой монархии», господствовавшее в круге Г. Р. Державина, к которому Л. был близок. Со 2-й половины 1780-х гг., в период нарастающей неудовлетворённости Л. рационалистическими идеалами просветителей, его работы утрачивают прежнюю целостность и гармоничность, характеристики моделей становятся несколько внешними (портреты: дочери Агаши в русском народном костюме, 1785, Третьяковская галерея; В. И. и М. А. Митрофановых, 1790-е гг., Русский музей). Однако и в поздние годы Л. создаёт ряд высокохудожественных произведений (портреты: дочерей А. И. Воронцова, около 1790, Русский музей; неизвестного со сфинксом, 1790-е гг., собрание Гиршман, Париж). После 1800 из-за болезни глаз Л. почти не работал. Творчество Л. одно из лучших проявлений русской художественной культуры 2-й половины 18 в., его преподавательская деятельность (в 177187 он возглавлял портретный класс АХ) оказали значительное влияние на формирование целого поколения русских портретистов (В. Л. Боровиковского; учеников Л. П. С. Дрождина, Е. Д. Камеженкова, Л. С. Миропольского и др.).

    Лит.: [Дягилев С. П.], Русская живопись в XVIII веке, т. 1. Д. Г. Левицкий, СПБ. 1902; Гершензон-Чегодаева Н. М., Д. Г. Левицкий, М., 1964.

    Т. В. Алексеева.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ЛЕВИЦКИЙ Дмитрий Григорьевич (ок. 1735-1822) - российский живописец. В композиционно эффектных парадных портретах торжественность сочетается с жизненностью образов, красочным богатством ("Кокоринов", 1769-70, серия портретов воспитанниц Смольного института, 1772-76); углубленно-индивидуальны по характеристикам, сдержанны по цвету интимные портреты ("М. А. Дьякова-Львова", 1778). В поздний период Левицкий отчасти воспринял влияние классицизма ("Екатерина II", 1783).

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    Леви́цкий Дмитрий Григорьевич

    (около 1735 — 1822), российский живописец. В композиционно эффектных парадных портретах торжественность сочетается с жизненной полнокровностью образов, красочным богатством («Кокоринов», 1769—70, серия портретов воспитанниц Смольного института, 1773—1776); углублённо-индивидуальны по характеристикам, сдержанны по цвету интимные портреты («М. А. Дьякова», 1778). В поздний период Левицкий отчасти воспринял влияние классицизма («Екатерина II», 1783).

    * * *

    ЛЕВИЦКИЙ Дмитрий Григорьевич

    ЛЕВИ́ЦКИЙ Дмитрий Григорьевич (ок. 1735—1822), русский живописец. В композиционно эффектных парадных портретах торжественность сочетается с жизненностью образов, красочным богатством («Кокоринов», 1769—70, серия портретов воспитанниц Смольного института, 1772—76); углубленно-индивидуальны по характеристикам, сдержанны по цвету интимные портреты («М. А. Дьякова-Львова», 1778). В поздний период Левицкий отчасти воспринял влияние классицизма(см. КЛАССИЦИЗМ) («Екатерина II», 1783).

    * * *

    ЛЕВИ́ЦКИЙ Дмитрий Григорьевич [май 1735, Киев (?) — 4 (16) апреля 1822, Петербург], русский художник. По происхождению украинец. Наряду с Ф. С. Рокотовым(см. РОКОТОВ Федор Степанович) и В. Л. Боровиковским(см. БОРОВИКОВСКИЙ Владимир Лукич) — один из крупнейших российских живописцев-портретистов 18 в.

    Отец будущего мастера Григорий Кириллович Нос (изменивший фамилию на «Левицкий») — священник села Маячка (Полтавская область Украины) и один из выдающихся граверов украинского барокко(см. БАРОККО) [известны его иллюстрации к «Апостолу» и «Евангелию» (оба издания — 1737) и другие религиозные и светские композиции, в том числе гравированные портреты] — был и первым учителем сына Дмитрия. Приехав в Петербург около 1758, Левицкий-младший учился у А. П. Антропова(см. АНТРОПОВ Алексей Петрович). В юности писал иконы; в 1762 в качестве подмастерья при Антропове участвовал в декоративно-живописном оформлении Москвы по случаю коронации Екатерины II.

    Первые портреты

    Первая достоверная из сохранившихся его работ — портрет архитектора А. Ф. Кокоринова, за который Левицкому было присвоено звание академика (1769—70, Русский музей); стандарты парадного портрета века Просвещения(см. ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение)), с плодами трудов (в данном случае — чертеж здания Академии художеств), на которые гордо указывает герой образа, освоены тут уверенно и мастеровито. Та же схема использована в портретах А. М. Голицына (1772) и П. А. Демидова (1773; оба — в Третьяковской галерее); последний привлекает не только своей «домашней» непринужденностью, но и совершенством колорита, виртуозной передачей шелков и атласа костюма в излюбленной Левицким гамме серебристых и красноватых тонов. Выразительный образ делового человека из низов создан в портрете Н. А. Сеземова, богатого откупщика из крепостных (1770, там же).

    Лучшие работы художника

    В 1771—87 мастер руководил портретным классом Академии художеств. Вершину его искусства составляет серия портретов воспитанниц Смольного института(см. СМОЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ), «смолянок», — Ф. С. Ржевской и Н. М. Давыдовой, Е. И. Нелидовой, Е. Н. Хрущовой и Е. Н. Хованской, А. П. Левшиной, Н. С. Борщовой, Е. И. Молчановой, Г. И. Алимовой (1772—76, все — Русский музей). В характерной для эпохи манере классицистическая риторика поз, жестов, атрибутов сочетается тут с чувствительностью рококо, с зыбкой стихией душевной жизни. Смолянки, представленные в рост — в одиночку, реже попарно — музицируют, танцуют, общаются друг с другом, разыгрывая перед зрителем лукавый живописный театр. Успеху «представления» способствует изысканная гармония оливковых, розовых, палевых, серебристых и черных тонов.

    К числу лучших работ Левицкого принадлежат также камерные, погрудные, еще более непринужденные портреты Д. Дидро (1773—74, Музей искусства и истории, Женева), М. А. Дьяковой-Львовой (1778), У. Мнишек (1782; оба — в Третьяковской галерее). Напротив, портрет Екатерины II как законодательницы, представленной в античном храме богини Правосудия (1783, Русский музей и др. варианты), торжественен и аллегоричен, выражая тот же идеал просвещенной монархии, который воспевал Г. Р. Державин(см. ДЕРЖАВИН Гаврила Романович) [описывая волшебное явление «Фелицы», «богини или жрицы», которая подобна «мечте стоящей»; писатель в своем «Видении мурзы» (1783—84) вдохновляется картиной Левицкого].

    Камерный портрет Н. И. Новикова, герой которого как бы обращается к зрителю с философской проповедью [1797 (?), Третьяковская галерея], несомненно, связан с масонскими убеждениями художника (к концу 1790-х он стал членом ложи «Умирающий сфинкс»). Последняя датированная работа мастера — портрет брата, священника Петра Левицкого (1812, там же). Спад мастерства в позднем творчестве художника был обусловлен прогрессирующей слепотой.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: