Словарь Брокгауза и Ефрона

    римский поэт, подражатель Вергилию; жил в I в. после Р. X.; родился, как видно из одной эпиграммы Марциала (I, 62, 77), в Падуе, посвятил свою эпическую поэму Веспасиану и умер, как заключает Додвель из некоторых намеков Квинтилиана, в 88 г. после Р. X. Единственное уцелевшее произведение В. Ф. — его неоконченная эпическая поэма в 8 книгах о походе Аргонавтов: "Argonauticon libri octo", написанная по плану Аполлона Родосского, поэта Александрийской эпохи; латинский автор местами дословно передает подлинник, местами дополняет его, вводя новые лица, развивая отдельные положения. Так, например, упуская из виду географические подробности поэмы Аполлона Родосского, В. Ф. развивает в романтическом духе эпизод пребывания Язона в Колхиде. В первой книжке прощание Язона и убийство его родителей служат поэту предлогом для риторических приемов изложения. Особенно подробно рассказано пребывание аргонавтов в Лемносе и вообще приключения героев до прибытия их во владения Аета. Восьмая книжка обрывается просьбой Медеи о том, чтобы Язон взял ее с собой, возвращаясь домой.

    "Argonauticon" — одно из тех произведений, которые пользуются большой известностью, но которые очень мало читают. Основываясь на замечании Квинтилиана: "Multum in Valerio Flacco nuper amisimus" (X, I), старейшие латинисты, как Скалигер, Гензиус, Вейхерт, ставили очень высоко поэтический талант В. Ф.; даже один из новейших филологов, Вагнер, считает его вторым эпическим поэтом после Вергилия. Но несомненно, что беспристрастный критик не найдет в "Argonauticon" ничего такого, что бы превышало посредственность. Поэма В. Ф. свидетельствует о трудолюбии и учености автора; ему удается иногда приблизиться к Вергилию, которому он всегда подражает, по изяществу стиха, но он совершенно лишен вдохновения и оригинальности своего образца. Поэма В. Ф. была неизвестна в Средние века. Впервые в 1416 г., во время Констанцского собора, Поджио Брочилионе открыл в С.-Галльском монастыре рукопись первых трех и начала четвертой книги. "Editio princeps" сделано было (очень небрежно) в 1472 г. в Болонье Уго Ругериусом и Д. Бертахусом. Затем появилось много хороших изданий в Италии и Голландии; из них лучшее Петруса Бурмануса в Лейдене (4 изд., 1724). Из новейших изданий самое удобное для чтения — французское издание Лемера (Париж, 8 томов, 1824 г.). 8 книга издана отдельно, с критическими замечаниями, Вейхертом, в 1818 г. Имеются переводы В. Ф. на немецкий, английский и итальянский языки.

    З. В.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Valerius Flaccus Setinus Balbus)

    (г. рождения неизвестен — умер около 90), римский поэт. В стиле «Энеиды» Вергилия переработал латинский перевод поэмы Аполлония Родосского «Аргонавтика», внеся в неё свою трактовку некоторых эпизодов и упоминание об экспедиции в Британию империю Веспасиана, которому посвящено произведение. От поэмы В. ф. дошло неполных 8 книг; она обрывается на рассказе о том, как аргонавты достигли Дуная. В ней интересные сведения о народах, живших по берегам Чёрного моря.

    Соч.: Argonauticon libri VIII, ed. О. Kramer, Lipsiae, 1913; в рус. пер. — [Фрагменты], «Вестник древней истории», 1949, № 2, с. 340—51.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Античные писатели

    Валерий Флакк, Гай; Valerius Flaccus, Gaius, I в. н. э., римский поэт. Произведение В.Ф., мифологическая эпопея Аргонавтика (Argonautica) в 8 книгах, созданная между 70 и 95 гг. н. э. и посвященная императору Веспасиану. Последняя книга обрывается на половине, в других присутствуют пробелы. Трудно установить, то ли смерть не позволила поэту закончить произведение, то ли поэма сохранилась не полностью.. В.Ф., как до него Варрон Атацинский, повторил сюжет эпоса Аполлония Родосского. Его вдохновили на это войны императора Веспасиана и прежде всего завоевание Британии, которое — как некогда поход аргонавтов — открывало новые морские пути. Книга I описывает приготовления к путешествию, кн. II–V рассказывают о богатом приключениями плавании до Колхиды (перечисляя почти все известные из более ранних авторов события), в кн. VI Юнона и Венера разжигают в сердце Медеи любовь к Ясону, истории которой посвящена кн. VII, наконец, в кн. VIII, мы читаем о добыче Золотого Руна и бегстве аргонавтов. Эпопея прерывается на драматичной сцене, когда в устье Дуная беглецов настигает погоня во главе с братом Медеи, который в угрожающем тоне требует от Ясона выдачи колдуньи. По отношению к своему образцу, Аргонавтикам Аполлония Родосского, В.Ф. выказал большую самостоятельность, здесь даже можно говорить о творческом подходе к теме. Он ввел сцены, неизвестные греческим поэтам, такие как война Эета с братом Персом, или рассказ о смерти родителей Ясона. Он расширил фабулу, например, вставляя легенду о правлении женщин на острове Лемнос или историю Гиласа. Зато в других местах он произвел значительные сокращения. Поэма В.Ф. не так перенасыщена географическими сведениями, как произведение ученого александрийского поэта Аполлония. В композиции прослеживается влияние Вергилия, у которого В.Ф. заимствовал морализаторскую тенденцию. В отличие от своих образцов, В.Ф. отказался от композиционной цельности и последовательности действия в пользу усиления психологических мотивов. На его эпопею непосредственное влияние оказала современная ему риторика: герои получают советы и произносят длинные речи. Язык изысканный, порой нарочито неясный, а затем вновь красочный, как у других современных поэтов (Лукан, Сенека). В стихосложении видно влияние Овидия. В.Ф. получил признание Квинтиллиана, который выражал сожаления по поводу его преждевременной смерти, но кроме этого он не возбудил большого к себе интереса. Некоторые реминисценции поэмы В.Ф. мы находим у Стация.

  5. Источник: Античные писатели