Большая Советская энциклопедия

    (от Суб... и Доминанта)

    в музыке, одна из трёх гармонических функций (см. Функции ладовые);также аккорд, расположенный квинтой ниже тоники (обозначение — S). Основа субдоминантовых аккордов — IV ступень лада, которая и сама называется С. Субдоминантовую функцию выполняют также аккорды, строящиеся на II и VI ступенях. Из-за присутствия в составе С. основного звука тоники тяготение С. в тонику менее остро, чем доминанты. Последование С. и доминанты делает ладовое тяготение максимально определённым. Тональность, тоникой которой является С. основной, называется субдоминантовой.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. субдомина́нта;
    2. субдомина́нты;
    3. субдомина́нты;
    4. субдомина́нт;
    5. субдомина́нте;
    6. субдомина́нтам;
    7. субдомина́нту;
    8. субдомина́нты;
    9. субдомина́нтой;
    10. субдомина́нтою;
    11. субдомина́нтами;
    12. субдомина́нте;
    13. субдомина́нтах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ушакова

    СУБДОМИНА́НТА, субдоминанты, жен. (от лат. sub-под и dominans-господствующий) (муз.). Нижняя доминанта, четвертая ступень диатонической гаммы.

  5. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  6. Толковый словарь Ефремовой

    ж.

    Четвертая ступень диатонической гаммы и аккорд, построенный на этой ступени; нижняя доминанта.

  7. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  8. Большой энциклопедический словарь

    СУБДОМИНАНТА - в музыке - одна из трех основных тональных функций. Основа аккордов - IV ступень лада, которая и сама называется субдоминантой; функцию субдоминанты выполняют также аккорды на II и VI ступенях.

  9. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  10. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    жен.;
    муз. subdominant

  11. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  12. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    ж. муз.

    sous-dominante f (pl sous-dominantes)

  13. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  14. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    ж. муз.

    subdominante f

  15. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  16. Энциклопедический словарь

    субдомина́нта

    (от суб... и доминанта), одна из трёх основных тональных функций. Основа аккордов — IV ступень лада, которая и сама называется субдоминантой; функцию субдоминанты выполняют также аккорды на II и VI ступенях. В отличие от доминанты, тяготение субдоминанты в тонику носит специфический, «смягчённый» характер.

    * * *

    СУБДОМИНАНТА

    СУБДОМИНА́НТА, в музыке — одна из трех основных тональных функций(см. ФУНКЦИИ ТОНАЛЬНЫЕ). Основа аккордов — IV ступень лада(см. ЛАД), которая и сама называется субдоминантой; функцию субдоминанты выполняют также аккорды на II и VI ступенях.

  17. Источник: Энциклопедический словарь



  18. Музыкальная энциклопедия

    (от лат. sub - под и доминанта; франц. sousdominante, нем. Subdominante, Unterdominante) - название IV ступени гаммы; в учении о гармонии также назв. аккордов, строящихся на этой ступени, и функции, объединяющей аккорды IV, II, низкой II, VI ступеней. С. обозначается буквой S (этот знак, так же как D и Т, предложен X. Риманом). Значение аккордов С. в тонально- функциональной системе гармонии определяется характером их отношения к аккорду тоники (Т). Осн. тон С. не содержится ни в тонич. трезвучии, ни в обертоновом ряде от тонич. звука лада. Осн. тон T входит в состав аккорда С. и в оберто-новый ряд от IV ступени гаммы. По Риману, движение гармонии (от Т) к трезвучию С. сходно с переменой центра тяготения (поэтому С. тяготеет в T менее остро, чем D), что вызывает необходимость укрепления данной тональности; отсюда понимание С. как "аккорда конфликта" (Риман). Последующее введение аккорда D восстанавливает остроту тяготения к T и тем самым укрепляет тональность. Оборот S - T, не имеющий характера возвращения от производного элемента к порождающему его, не обладает таким сильным ощущением завершённости гармонич. развития, "заключительности", как оборот D - T (см. Плагальная каденция). Понятие С. и соответствующий термин предложены Ж. Ф. Рамо ("Новая система теории музыки", 1726, гл. 7), к-рый трактовал S, D и T, как три основания лада (mode): "три фундаментальных звука, к-рые образуют лад", в чём усматривают зачатки функциональной теории гармонич. тональности.

    Литература: Rameau J. Ph., Nouveau systиme de musique thйorique..., P., 1726. См. также лит. при статьях Гармония, Гармоническая функция, Звуковая система, Мажоро-минор, Тональность.Ю. Н. Холопов.

  19. Источник: Музыкальная энциклопедия



  20. Большой Энциклопедический словарь

    СУБДОМИНАНТА
    СУБДОМИНАНТА - в музыке - одна из трех основных тональных функций. Основа аккордов - IV ступень лада, которая и сама называется субдоминантой; функцию субдоминанты выполняют также аккорды на II и VI ступенях.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  21. Источник: