(от Суб... и Доминанта)
в музыке, одна из трёх гармонических функций (см. Функции ладовые);также аккорд, расположенный квинтой ниже тоники (обозначение — S). Основа субдоминантовых аккордов — IV ступень лада, которая и сама называется С. Субдоминантовую функцию выполняют также аккорды, строящиеся на II и VI ступенях. Из-за присутствия в составе С. основного звука тоники тяготение С. в тонику менее остро, чем доминанты. Последование С. и доминанты делает ладовое тяготение максимально определённым. Тональность, тоникой которой является С. основной, называется субдоминантовой.
СУБДОМИНА́НТА, субдоминанты, жен. (от лат. sub-под и dominans-господствующий) (муз.). Нижняя доминанта, четвертая ступень диатонической гаммы.
ж.
Четвертая ступень диатонической гаммы и аккорд, построенный на этой ступени; нижняя доминанта.
СУБДОМИНАНТА - в музыке - одна из трех основных тональных функций. Основа аккордов - IV ступень лада, которая и сама называется субдоминантой; функцию субдоминанты выполняют также аккорды на II и VI ступенях.
жен.;
муз. subdominant
ж. муз.
sous-dominante f (pl sous-dominantes)
ж. муз.
subdominante f
субдомина́нта
(от суб... и доминанта), одна из трёх основных тональных функций. Основа аккордов — IV ступень лада, которая и сама называется субдоминантой; функцию субдоминанты выполняют также аккорды на II и VI ступенях. В отличие от доминанты, тяготение субдоминанты в тонику носит специфический, «смягчённый» характер.
* * *
СУБДОМИНАНТАСУБДОМИНА́НТА, в музыке — одна из трех основных тональных функций(см. ФУНКЦИИ ТОНАЛЬНЫЕ). Основа аккордов — IV ступень лада(см. ЛАД), которая и сама называется субдоминантой; функцию субдоминанты выполняют также аккорды на II и VI ступенях.
(от лат. sub - под и доминанта; франц. sousdominante, нем. Subdominante, Unterdominante) - название IV ступени гаммы; в учении о гармонии также назв. аккордов, строящихся на этой ступени, и функции, объединяющей аккорды IV, II, низкой II, VI ступеней. С. обозначается буквой S (этот знак, так же как D и Т, предложен X. Риманом). Значение аккордов С. в тонально- функциональной системе гармонии определяется характером их отношения к аккорду тоники (Т). Осн. тон С. не содержится ни в тонич. трезвучии, ни в обертоновом ряде от тонич. звука лада. Осн. тон T входит в состав аккорда С. и в оберто-новый ряд от IV ступени гаммы. По Риману, движение гармонии (от Т) к трезвучию С. сходно с переменой центра тяготения (поэтому С. тяготеет в T менее остро, чем D), что вызывает необходимость укрепления данной тональности; отсюда понимание С. как "аккорда конфликта" (Риман). Последующее введение аккорда D восстанавливает остроту тяготения к T и тем самым укрепляет тональность. Оборот S - T, не имеющий характера возвращения от производного элемента к порождающему его, не обладает таким сильным ощущением завершённости гармонич. развития, "заключительности", как оборот D - T (см. Плагальная каденция). Понятие С. и соответствующий термин предложены Ж. Ф. Рамо ("Новая система теории музыки", 1726, гл. 7), к-рый трактовал S, D и T, как три основания лада (mode): "три фундаментальных звука, к-рые образуют лад", в чём усматривают зачатки функциональной теории гармонич. тональности.
Литература: Rameau J. Ph., Nouveau systиme de musique thйorique..., P., 1726. См. также лит. при статьях Гармония, Гармоническая функция, Звуковая система, Мажоро-минор, Тональность.Ю. Н. Холопов.Большой Энциклопедический словарь. 2000.