Большая Советская энциклопедия

    в социалистических государствах одно из проявлений непосредственной демократии, означающее участие граждан в правотворчестве. В отличие от всенародного опроса (референдума), В. о. не является формой утверждения закона, решения вопроса, а носит консультативный характер. Замечания, пожелания и предложения по опубликованному законопроекту, высказанные гражданами в порядке В. о., учитываются законодательными органами в целях совершенствования законодательства. В СССР практика проведения В. о. получает всё большее развитие как один из путей совершенствования социалистической демократии и привлечения советских граждан к правотворческой деятельности общества.

    Широкое В. о. в СССР было проведено, например, по проектам законов о государственной пенсии 1956, Основ земельного законодательства 1968, Основ водного законодательства 1970 и др.

    Лит.: Коток В. Ф., Референдум в системе социалистической демократии, М., 1964

    В. В. Кравченко.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение

    全民讨论

  3. Источник: Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение



  4. Энциклопедический словарь экономики и права

    - в ряде бывших и ныне существующих социалистических государств - одна из форм "непосредственной демократии", означающая участие граждан и их организаций в правотворчестве путем направления замечаний, пожеланий и предложений по вынесенному на В.о. законопроекту в соответствующий законодательный орган, который формально должен их учитывать при доработке законопроекта.

  5. Источник: Энциклопедический словарь экономики и права



  6. Энциклопедия юриста

    один из конституционно-правовых институтов непосредственной демократии,, суть которого заключается в

    обсуждении всем населением проектов решений государственных органов (органов местного самоуправления), а также важных вопросов жизни государства или территории.

    В.о.с точки зрения территориальных масштабов могут быть: общенациональными. т.е. собственно всенародными (проводятся на всей территории государства), региональными (на уровне субъекта федерации или административной области) и местными (по вопросам жизни муниципального образования).

    Участие в В.о. - сугубо добровольное дело гражданина. Оно может осуществляться в письменной (направление по почте или передача лично компетентному органу своих предложений по обсуждаемому вопросу) или в устной форме - обращением в компетентные органы, в СМИ. Граждане могут реализовать свое право на участие в В.о. и на собрании, митинге. В этом случае их коллективно выработанные мнения, оценки передаются в виде решений и резолюций в компетентные органы или СМИ.

    В.о. относятся к консультативным формам непосредственной демократии, поскольку высказываемые в ходе В.о. позиции не имеют формально обязывающего значения для органов, которым предстоит принимать решение, закон, хотя и подлежат учету, если нашли поддержку у больших групп участников В.о.

    Практика В.о. важнейших законопроектов ранее была широко распространена в законотворчестве нашей страны. В 1922 г. таким образом был обсужден вопрос об образовании СССР. В 20-х гг. В.о. подвергся проект Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР. В 70-80-х гг. всенародно обсуждался ряд проектов ОГЗ - земельного, водного, о труде, о браке и семье, о недрах, о здравоохранении, проектов законов о государственном предприятии. кооперации, о собственности и др. Однако такие обсуждения обычно превращались в формальную процедуру.

    В демократических государствах гораздо больщее внимание уделяется всенародному голосованию (ре^ерекбуж!/). Это объясняется тем, что при В.о. не существует гарантий и механизма учета поступающих замечаний и предложений граждан, что открывает возможность для различного рода манипуляций с "мнением народа". Кроме того, считается, что общество и без проведения специальных массовых кампаний может довести свое мнение до демократического законодателя через различные политические и общественные организации, СМИ, лоббистские структуры. В Конституции РФ ничего не говорится об

    институте В.о. Однако упоминание о нем есть в ряде новых конституций стран СНГ, сохранивших некоторые советские традиции (Узбекистана 1992 г., Кыргыз-стана 1993 г., Беларуси 1994 г.). Сохранился он и в законодательстве РФ. Например, действующий Регламент ГД предусматривает, что она может вынести на В.о. законопроект, принятый палатой в первом чтении.

    Авакьян С А., Пиголкин А.С.

  7. Источник: Энциклопедия юриста