Большая Советская энциклопедия

    Мамин-Сибиряк (псевдоним; настоящая фамилия Мамин) Дмитрий Наркисович [25.10(6.11).1852, Висимо-Шайтанский завод, ныне Висим Свердловской области, ‒ 2(15).11.1912, Петербург], русский писатель. Родился в семье священника. Учился в Пермской духовной семинарии (1868‒1872). В 1872 поступил на ветеринарный факультет Петербургской медико-хирургической академии; не окончив её, перешёл на юридический факультет Петербургского университета. В 1877 был вынужден из-за материальной необеспеченности оставить университет и уехать на Урал, где находился до 1891. Затем жил в Петербурге и Царском Селе. Начал печататься в 1875. Известность писателю принёс цикл романов преимущественно из горнозаводской жизни: «Приваловские миллионы» (1883), «Горное гнездо» (1884), «Дикое счастье» (1884, первоначальное название «Жилка»), «Три конца» (1890), «Золото» (1892), «Хлеб» (1895), а также циклы очерков, рассказов и повестей ‒ «Уральские рассказы» (т. 1‒2, 1888‒89; т. 3 ‒ 1899, т. 4 ‒ 1901), «Сибирские рассказы» и др. Произведения М.-С. представляют собой сатирическую летопись буржуазного хищничества и огромную по своим масштабам эпопею народной жизни. Его романы отличаются многоплановостью и сложностью композиционных форм, правдивым изображением буржуазного быта, вниманием к жизни рабочей массы и особенно к сложным процессам формирования самосознания рабочих. Мировоззрение и талант писателя складывались под воздействием демократической философии и революционного движения 60‒80-х годов. В историю русской литературы он вошёл как выдающийся писатель-реалист, певец героического труда рабочего человека. М.-С. писал в различных жанрах; ему принадлежат также драматические произведения, легенды, исторические повести и автобиографические произведения (роман «Черты из жизни Пепко», 1894, «Из далёкого прошлого», 1902). Некоторые произведения М.-С. отмечены чертами натурализма. Глубоким пониманием детской психологии отличаются рассказы и сказки М.-С. о детях и для детей: «Алёнушкины сказки» (1894‒96), рассказы «Емеля-охотник» (1884), «Зимовье на Студёной» (1892), «Серая шейка» (1893) и др.

    Художественный талант М.-С. высоко ценили И. С. Лесков. А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн. Как о своём друге и учителе говорил о писателе М. Горький. Глубоко значимы ленинские слова о творчестве М.-С.: «В произведениях этого писателя рельефно выступает особый быт Урала, близкий к дореформенному, с бесправием, темнотой и приниженностью привязанного к заводам населения, с „добросовестным ребяческим развратом” „господ”; с отсутствием того среднего слоя людей (разночинцев, интеллигенции), который так характерен для капиталистического развития всех стран, не исключая и России» (Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 3, с. 488, прим.).

    Соч.: Полное собрание сочинений [Вступительная статья П. В. Быкова], т, 1‒12, П.,1915‒17; Собрание сочинений [Вступительная статья и примечания Е. А. Боголюбова], т. 1‒12, Свердловск, 1948 ‒ 51; Собрание сочинений [Вступительная статья Ф. Гладкова], т. 1‒8, М., 1953‒1955; Собрание сочинений [Вступительная статья Ф. Гладкова, А. Груздева], т. 1‒10, М., 1958.

    Лит.: Боголюбов Е. А., Творчество Д. Н. Мамина-Сибиряка, в. 1‒4, Пермь, 1944; Кремянская Н. И., Д. Н. Мамин-Сибиряк как детский писатель, Свердловск, 1952; Д. Н. Мамин-Сибиряк. Сто лет со дня рождения. 1852‒1952, Свердловск, 1953; Груздев А. И., Д. Н. Мамин-Сибиряк. Критико-биографический очерк, М., 1958; Д. Н. Мамин-Сибиряк в воспоминаниях современников, Свердловск, 1962; Удинцев Б. Д., Боголюбов К. В., Певец Урала, Свердловск, 1969.

    А. И. Груздев.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    МАМИН-СИБИРЯК (наст. фам. Мамин) Дмитрий Наркисович (1852-1912) - русский писатель. Романы "Приваловские миллионы" (1883), "Горное гнездо" (1884), "Золото" (1892) реалистически изображают горнозаводскую жизнь Урала и Сибири 2-й пол. 19 в.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Ма́мин-Сибиря́к Дмитрий Наркисович

    настоящая фамилия Мамин (1852—1912), русский писатель. Один из родоначальников так называемого социологического романа: «Приваловские миллионы» (1883), «Горное гнездо» (1884), «Золото» (1892), где изображает, часто сатирически, горнозаводскую жизнь Урала и Сибири второй половины XIX в. Произведения для детей («Алёнушкины сказки», 1896, и др.).

    * * *

    МАМИН-СИБИРЯК Дмитрий Наркисович

    МА́МИН-СИБИРЯ́К (наст. фам. Мамин) Дмитрий Наркисович [25 октября (6 ноября) 1852, Висимо-Шайтанский завод на Урале, ныне Свердловская обл. — 2 (15) ноября 1912, Петербург], русский писатель.

    Родился в семье заводского священника. Учился в Висимской начальной школе. В 1868 окончил Екатеринбургское духовное училище, в 1871 — Пермскую семинарию. В эти годы активно участвовал в кружке передовых семинаристов, где познакомился с идеями Н. Г. Чернышевского(см. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович), Н. А. Добролюбова(см. ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович), А. И. Герцена(см. ГЕРЦЕН Александр Иванович), с естественнонаучными концепциями Ч. Дарвина(см. ДАРВИН Чарлз Роберт), К. Фохта(см. ФОХТ Карл), И. М. Сеченова(см. СЕЧЕНОВ Иван Михайлович). Увлечение идеями дарвинизма предопределило выбор учебного заведения: в 1872 будущий писатель поступил на ветеринарное отделение Петербургской медико-хирургической академии, затем перевелся на медицинское отделение, но в 1876, резко поменяв профиль, выдержал экзамены для поступления на юридический факультет Петербургского университета, однако в связи с материальными проблемами и обострившимся туберкулезом, курса не окончил. В Петербурге опубликовал несколько незрелых рассказов и очерков, позже выпустил роман «В водовороте страстей», мелодраматичную историю из жизни рабочих, написанную исключительно ради заработка.

    В 1878, вернувшись на Урал, обосновался в Екатеринбурге; занимался самообразованием, изучал историю, экономику, этнографию Урала; работая журналистом, писал злободневные репортажи о старообрядческих общинах, разбойниках и крупных промышленниках для популярных литературно-публицистических петербургских журналов. Первые рассказы, которые считаются непосредственным началом его писательского пути, появились в печати в 1872, это была серия очерков «От Урала до Москвы» (1881—1882), опубликованных в московской газете «Русские ведомости».(см. РУССКИЕ ВЕДОМОСТИ) Затем в журнале «Дело»(см. ДЕЛО (журнал)) вышли его очерки «В камнях», рассказы «На рубеже Азии», «В худых душах» и др. Многие произведения были подписаны псевдонимом «Д. Сибиряк». Злободневные и талантливые зарисовки уральской жизни, крестьянского быта были благосклонно приняты представителями столичной интеллигенции.

    Первый крупный литературный успех выпал на роман «Приваловские миллионы» (1883), напечатанный в журнале «Дело». Его главный герой, идеалист Сергей Привалов, стремится получить свое наследство, чтобы бороться против эксплуатации труда рабочих, восстановить историческую справедливость, отдав свои миллионы на усовершенствование крестьянского быта. Однако прогрессивные идеи так и остаются красивыми несбыточными словами, воплотить в жизнь свою утопию Привалову не удается. Особое звучание в романе приобретают споры героев о путях развития России, об идеалах народничества, о соотношении традиционных народных ценностей и бурных экономических преобразований. В этом романе писатель сумел отразить глубинные изменения, происходившее в патриархальном крестьянском укладе в конце 19 в., процесс ломки общественного сознания, норм права. морали. Он одним из первых в русской литературе обратил внимание на новый тип выходящего на историческую арену героя-промышленника.

    В том же 1883 в журнале «Отечественные записки»(см. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЗАПИСКИ) были напечатаны повести «Золотуха» и «Бойцы», получившие высокую оценку М. Е. Салтыкова-Щедрина. В 1884 увидели свет еще два романа, принадлежащие к «уральскому циклу»: «Горное гнездо» и «Дикое счастье». Действие романа «На улице» (1886), задумывавшегося как продолжение «Горного гнезда», было перенесено в Петербург, в центре сюжета оказалась судьба газетного предприятия. В следующем романе «Именинник» (1888) отчетливо прозвучала тема трагедии интеллигенции. В 1888—1889-х гг. писатель работал над сборником «Сибирские рассказы». Социально заостренные произведения писателя отличает мрачный колорит и драматизм, возникающее из-за ощущения зависимости человека от внешних факторов, несвободы личности в изменяющемся мире.

    В 1891 окончательно перебрался в Петербург. К этому времени творчество Мамина-Сибиряка рассматривалось уже как яркое литературное явление, в столице он вошел в круг писателей реалистического направления (В. Г. Короленко, А. П. Чехов, позднее — И. А. Бунин, М. Горький, А. И. Куприн), сотрудничал с журналами «Отечественные записки» и «Русская мысль»,(см. РУССКАЯ МЫСЛЬ (журнал)) принимал активное участие в деятельности Союза русских писателей и Литературного фонда. Петербургский период был омрачен личной трагедией: при родах скончалась вторая жена писателя Мария Абрамова. Несмотря на это, Мамин-Сибиряк продолжал активно работать: в 1891—1892-х гг. появились яркие исторические повести «Братья Гордеевы» и «Охонины брови» (посвящена Пугачевскому бунту на Урале), роман о золотодобытчиках «Золото» (1892), цикл романов об интеллигенции: «Весенние грозы» (1893), «Без названия» (1894), «Ранние всходы» (1896), «Падающие звезды» (1899)) сборники рассказов «Ноктюрн» (1899), «Золотая муха» (1903), «Черты из жизни Пепко» (блестящий роман-воспоминание о своей петербургской юности). В эти же годы опубликовал книги для детей: сборники рассказов «Детские тени», «Аленушкины сказки», ставшие признанной классикой детской литературы.

    В советское время в произведениях Мамина-Сибиряка литературоведы и критики подчеркивали остро социальный «классовый» характер его произведений, критику капитализма, буржуазного хищничества. При этом художественные особенности стиля и коллизии нравственного характера оставались вне поля зрения исследователей. Издавались только отдельные романы, созвучные советской идеологии, тогда как многие талантливые произведения, интересные прежде всего яркими этнографическими деталями, рельефными народными образами, колоритным русским языком оставались в тени.

    Многие произведения писателя, обладая высокой степенью сценичности, были удачно экранизированы («Приваловские миллионы», «Во власти золота», «Горное гнездо»).

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Энциклопедический словарь псевдонимов

    (наст. фам. Мамин; 1852–1912) – рус. писатель. Род. в семье священника. Учился в духовном уч-ще. Не окончив курса в мед. – хирургич. академии, поступил на юридич. ф-т Петерб. ун-та. Из-за материальной необеспеченности и расстроенного здоровья был вынужден оставить ун-т. Печататься начал в студенч. гг. Автор романов «Приваловские миллионы» (1883), «Горное гнездо» (1884), «Золото» (1892), где реалистически изображена горнозаводская жизнь Урала и Сибири II-й пол. ХIХ в.

  7. Источник: Энциклопедический словарь псевдонимов



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: