«Выставки всемирные»

Выставки всемирные в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Выставки всемирные»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    международные выставки, организуемые с целью показа разносторонней деятельности народов в области экономики, науки, техники, культуры и искусства. Различаются В. в. универсальные (демонстрация достижений в различных областях человеческой деятельности) и специализированные (показ достижений в какой-либо одной конкретной сфере деятельности). Первой В. в. была международная промышленная выставка в Лондоне в 1851. Строго определённой периодичности В. в. не имели и устраивались с промежутками от 2 до 7 лет. На первых В. в. в основном демонстрировались успехи промышленности, в дальнейшем их тематика расширялась. С ростом популярности В. в. постепенно увеличивалось число стран-участников, количество и ассортимент экспонатов (в том числе крупных машин, транспортных средств и др.); если на первых В. в. все экспонаты сосредоточивались в одном большом здании (например, «Хрустальный дворец» в Лондоне), то с 1878 (на В. в. в Париже) практикуется постройка различных павильонов. Всего с 1851 по 1970 было организовано 39 универсальных В. в.: в Нью-Йорке (1853, 1939), Париже (1855, 1867, 1878, 1889, 1890, 1900, 1937), Лондоне (1862, 1886, 1908), Вене (1873), Филадельфии (1876, 1926), Сиднее (1879), Мельбурне (1880), Чикаго (1893, 1933, 1934), Брюсселе (1897, 1910, 1935, 1958), Буффало (1901), Глазго (1901), Сент-Луисе (1904), Льеже (1909), Генте (1913), Сан-Франциско (1915), Гётеборге (1923), Уэмбли (1924/25), Барселоне (1926), Антверпене (1930). Порт-о-Пренсе (1948), Сиэтле (1962), Монреале (1967), Осаке (1970). В. в. обычно проводятся под определённым девизом, который определяет основную тему выставки, например, первая В. в. в Лондоне имела девиз «Пусть все народы работают совместно над великим делом — совершенствования человечества»; в Нью-Йорке (1939) — «Миру завтрашнего дня», в Брюсселе (1958) — «Человек и прогресс», в Монреале (1967) — «Земля людей», в Осаке (1970) — «Прогресс и гармония для человечества». Каждая страна-участница экспонатами раскрывает девиз В. в. сообразно своему общественному строю и экономическим возможностям.

    Первая попытка регламентировать организацию В. в. осуществлена в 1912, когда в Берлине делегаты 14 стран подписали соглашение о правилах организации и системе наград В. в. Однако 1-я мировая война 1914—18 помешала ратифицировать это соглашение. В 1928 Конвенция о международных выставках, подписанная в Париже представителями 35 государств (в том числе СССР), регламентировала порядок организации В. в. В соответствии с Конвенцией образован постоянный орган — Международное бюро выставок (МБВ). Высшим органом МБВ является Административный совет, при котором имеются 4 комиссии — Классификационная, Регламентационная, Административно-бюджетная и Комиссия по выпуску бюллетеня и рекламе. Местопребывание МБВ — Париж. В 1970 участниками Конвенции являлись 34 страны: Австрия, Бельгия, Болгария, БССР, Великобритания, Венгрия, Гаити, Греция, Дания, Израиль, Италия, Канада, Ливан, Марокко, Монако, Нигерия, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, СССР, США, Танзания, Тунис, УССР, Финляндия, Франция, ФРГ, Чехословакия, Швейцария, Швеция, Япония.

    Начиная с 1851 Россия неоднократно участвовала в В. в.: в Лондоне (1851, 1862), в Париже (1867, 1890) и др. Со времени своего образования Советское государство приняло участие в 5 В. в.: в Париже (1937), в Нью-Йорке (1939), Брюсселе (1958), Монреале (1967) и в Осаке (1970). На В. в. в Париже, которая совпала с 20-летием Советской власти, были продемонстрированы огромные масштабы социалистического строительства в СССР. На В. в. в Нью-Йорке советская экспозиция была разработана на тему: «Будущее принадлежит социализму». В советском павильоне были широко показаны достижения народов СССР в выполнении пятилетних планов. На В. в. в Брюсселе посетители получили представление о достижениях СССР в области экономики, науки, культуры и повышения благосостояния советских людей. Павильон СССР был признан одним из лучших и за экспозицию в целом удостоен высшей награды — Золотой звезды. В. в. в Монреале совпала с 50-летием Советского государства. Главная идея советской экспозиции — показать преимущество социалистического строя. Первая В. в., организованная в Азии (Осака), по времени проведения совпала с празднованием 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. Основные темы советского павильона — «Ленин — создатель социалистического государства», «Развитие идей Ленина в наши дни», «Гармоническое развитие личности в социалистическом государстве».

    Д. М. Серов.

    Архитектура выставок. Павильоны и сооружения В. в. сами стали экспонатами, демонстрирующими достижения архитектуры и строительной техники, а также оформительского искусства (См. Оформительское искусство), нередко определяя основные тенденции их развития на многие годы вперёд. Громадное число экспонатов (для размещения и удобного осмотра которых требуется обширное, хорошо освещённое внутреннее пространство), большой поток посетителей, необходимость быстрого строительства и демонтажа павильонов приводили к поискам новых архитектурных форм и технических приёмов. Огромное здание (длина 503 м) павильона 1-й Всемирной выставки в Лондоне в 1851 (так называемый «Хрустальный дворец», инженер Дж. Пакстон), построенное всего за 6 месяцев благодаря применению ажурного сборного каркаса из стандартных металлических (главным образом чугунных) деталей и рам ограждения с заполнением из стекла, по своему облику резко отличалось от традиционной ордерной архитектуры. Постепенно складываются организационные принципы показа экспонатов; например, на В. в. в Чикаго в 1893 наряду с главным павильоном, где были представлены все государства, участвующие в выставке, построили тематические (по отраслям промышленности) и национальные павильоны; в одном месте были сгруппированы павильоны страны — организатора В. в. (павильоны отдельных штатов США). Огромные размеры экспозиций В. в. вызвали необходимость создания мест для отдыха (впервые на парижской В. в. в 1878). Для покрытия огромных затрат по организации В. в. и для извлечения доходов устраивались платные зрелища и развлечения. Собственно выставочная зона и зона отдыха и развлечений вместе с озеленением, фонтанами, бассейнами образовали сложный комплекс (эту структуру в основных чертах сохранили все В. в.), планировка которого обычно имела регулярные черты. Вслед за строительством на парижской В. в. 1889 так называемой Эйфелевой башни (инженер А. Г. Эйфель), предназначавшейся лишь для демонстрации достижений французской строительной техники и создания высотной доминанты в ансамбле выставки, возникает традиция создания сооружений, символизирующих девиз В. в. (например, так называемый «Атомиум» в виде увеличенной в 165 миллиардов раз молекулы железа, архитектор А. Ватеркейн, инженер А. Падюар, на В. в. в Брюсселе в 1958). Для павильонов В. в. 2-й половины 19 в. характерен разрыв между новаторским инженерным решением сооружений, в которых использовались металл, стекло, железобетон, усовершенствованные металлические каркасные конструкции, позволившие резко увеличить пролёт перекрытий (до 104 м в «Галерее машин» архитектора Ф. Л. Дютера на парижской В. в. 1889), и фасадами дворцового типа в исторических архитектурных стилях, а чаще — покрытых пышным эклектическим декором. Вплоть до начала 20 в. размещение экспонатов в павильоне было лишено общей композиционной идеи, экспозиция распадалась на ряд отдельных, не связанных между собой участков. Среди обилия декоративного убранства трудно было разглядеть сами экспонаты, расположение которых напоминало раскладку товаров в большом магазине. Привлечь внимание к промышленному изделию или сырью первоначально старались за счёт его обильного и вычурного оформления, уникальности и гипертрофированных размеров (например, огромные самовары на парижской В. в. 1900) или необычности использования (например, крепость, сложенная из мешочков муки, во Дворце земледелия на В. в. в Чикаго в 1893). Позже появляются модели, а затем и макеты для показа сложных производственных процессов и машин, используются новейшие достижения оптики, электротехники и др.

    В выставочной архитектуре и искусстве экспозиции в 1920-х — начале 30-х гг. определяющую роль сыграли идеи Функционализма и Конструктивизма. Почти все экспонаты стран — участниц В. в. размещаются в национальных павильонах, архитектура которых становится одним из средств, раскрывающих идейное содержание национальной экспозиции. Участие СССР в В. в. способствовало усилению идеологической роли архитектуры павильонов. Величественный, динамичный по формам павильон СССР на парижской В. в. 1937 (архитектор Б. М. Иофан), увенчанный скульптурной группой «Рабочий и колхозница» (1935—37, нержавеющая сталь, скульптор В. И. Мухина), явился прекрасным образцом синтеза архитектуры и скульптуры и стал символом побед советского народа в строительстве социализма, а его экспозиция — примером активной пропаганды передовых социальных идей. Общие тенденции развития выставочной архитектуры и искусства экспозиции в период после 2-й мировой войны 1939—45 особенно ярко проявились на В. в. 1970 в Осаке (Япония), где все архитектурные средства были подчинены задаче наиболее полного раскрытия девиза выставки «Прогресс и гармония для человечества». Этот девиз был символически (в соответствии с традициями национальной японской культуры) воплощён в компактном, построенном по функциональному принципу генеральном плане в виде разветвлённого дерева (группа японских архитекторов под руководством К. Тангэ). «Стволом» дерева был центр В. в., так называемая Символическая зона (архитектурно организованное пространство для различных международных мероприятий и церемоний, выступлений артистов, встреч и отдыха посетителей, а также для размещения международных тематических и художественных выставок), «ветвями» — главные дороги, ведущие к входам, «листьями» и «плодами» — павильоны, сгруппированные вокруг 8 площадей на «ветвях» дерева. Так как одной из главных тем В. в. становится научно-технический прогресс, в архитектуре многих павильонов реализуются экспериментальные проекты, где воплощаются новые инженерные идеи, применяются новые конструктивные и объёмно-пространственные решения, основанные на использовании современных строительных материалов и архитектонических принципов (например, павильон группы «Фудзи» с надувными конструкциями, архитектор Ютака Мурата). На этой новой технической основе отдельным павильонам придаётся символический архитектурный облик (например, павильон СССР в виде развёрнутого красного знамени, символизирующего торжество идей ленинизма в мире, государственный павильон Японии, пять цилиндрических объёмов которого образуют в плане национальный японский символ — пятилепестковый цветок вишни). Усложняются приёмы экспозиции, которая организуется по плану-сценарию, основанному на театрализованных методах показа (с применением светодинамических эффектов, достижений электроники и кибернетики, а также кино, диапозитивов и т.п.), нередко по сеансовой программе.

    Лит.: [Мельников Н. П.], Чудеса выставки в Чикаго, Одесса, 1893; [Орлов М. А.], Всемирная парижская выставка 1900 в иллюстрациях и описаниях, СПБ, 1900; Матвеева Н. Я., Архитектура всемирных выставок и международных выставок и ярмарок, в сб.: Жилищное и гражданское строительство, в. 5. Выставки. Жилые дома в жарких странах, М., 1962, с. 9—56; Николаев И. С., Мельников Н. П.. Всемирная выставка в Брюсселе. 1958. Архитектура. Конструктивные формы павильонов, М., 1963; Грамолин И. В., Архитектура на выставке в Монреале, М., 1968; Комаров И., Первые всемирные выставки, «Декоративное искусство СССР», 1970, №9, с. 22—26; Посохин М. В., Архитектура «Экспо-70», М., 1970; Osęka A., Piotrowska A., Styl «Expo», Warsz., 1970. См. также лит. при ст. Выставки.

    Р. Р. Кликс.

    Выставка в Париже. 1900. Общий вид с Эйфелевой башни.

    Большой дворец (Гран Пале) на выставке в Париже. 1900. Архитекторы А. Деглан, Ф. Т. Томас, Л. Луве.

    Главный павильон выставки в Париже. 1889. Архитектор Ж. Формиге. Центральная часть фасада.

    Павильон «Галерея машин» на выставке в Париже. 1889. Архитектор Ф. Л. Дютер, инженер Контамен.

    Фрагмент экспозиции в «Хрустальном дворце» на выставке в Лондоне. 1851.

    «Хрустальный дворец» на выставке в Лондоне. 1851. Инженер Дж. Пакстон.

    Павильон фирмы «Филипс» на выставке в Брюсселе. 1958. Архитектор Ле Корбюзье.

    Павильон группы «Фудзи» на выставке в Осаке. 1970. Архитектор Ютака Мурата.

    Павильон СССР на выставке в Монреале. 1967. Архитекторы М. В. Посохин, А. А. Мндоянц, Б. И. Тхор, инженер А. Н. Кондратьев, главный художник Р. Р. Кликс.

    Павильон Австралии на выставке в Осаке. 1970. Архитектор Дж. Мак-Кормик.

    Павильон Народной Республики Болгарии на выставке в Осаке. 1970. Архитекторы Т. Н. Кожухаров, Е. И. Цветков, Л. Т. Христов.

    Павильон США на выставке в Монреале (Канада). 1967. Архитектор Б. Фуллер.

    «Символическая зона» выставки в Осаке. 1970. Общий вид.

    Павильон СССР на выставке в Осаке (Япония). 1970. Архитекторы М. В. Посохин, В. А. Свирский, инженер А. Н. Кондратьев, главный художник К. И. Рождественский.

    Всемирная выставка в Осаке (Япония). 1970. Общий вид.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Советская историческая энциклопедия

    торг.-пром. или (чаще) универсальные выставки, в к-рых участвуют почти все страны мира; отличаются от междунар. выставок (на к-рых представлены обычно неск. стран), от нац. и местных выставок. В. в. помогают укреплению междунар. сотрудничества в области торговли, культурных связей, науки и техники.

    Предшественницами выставок нового времени были практиковавшиеся еще в ср. века показы продукции ремесленников, в частности монастырских, привлекавшие верующих и купцов из разных стран, ср.-век. ярмарки, на к-рых экспонировались, продавались и покупались ремесл. изделия местного и иностр. произ-ва. Организация выставок входит в практику с развитием капиталистич. произ-ва. Первые пром. выставки нового времени были организованы в Лондоне в 1761 (земледельч. машин) и в 1767 (новоизобретенных ткацких и прядильных машин), в Париже в 1763, в Дрездене (1765), Берлине (1786), Мюнхене (1788), в Праге (1791) и др. Эти выставки носили не всемирный, а нац. характер.

    Развитие капиталистич. пром-сти, пром. переворот благоприятствовали ликвидации местной и нац. замкнутости, способствовали расширению междунар. связей и складыванию мирового рынка. С сер. 19 в. начали практиковаться всемирные выставки. Первая В. в., организованная англ. Королев. об-вом искусств, мануфактур и торговли, открылась 1 мая 1851 в Лондоне, разместившись в "Хрустальном дворце" Гайд-парка - первом в истории строит. техники здании из стекла и металла. Выставка привлекла небывалое по тому времени количество посетителей - 6 млн. чел. Это была выставка пром. товаров, в к-рой приняло участие неск. тыс. фирм, в т. ч. 363 рус. фирмы (гл. экспонатом России были бриллианты). С этого времени В. в. стали постоянным явлением. Страны-устроительницы В. в. преследовали обычно цели оживления пром-сти и торговли своих стран (капиталистич. мир уже потрясался периодич. кризисами), привлечения в страну средств, обеспечения хотя бы врем. занятости населения. В то же время всемирно-ист. значение В. в. заключалось в том, что они становились как бы смотром развития мировой науки, достижений технич. прогресса, иск-ва и культуры. Так, напр., В. в. 1878 в Париже впервые в истории была освещена "русским светом" - электрич. свечой Яблочкова. На В. в. 1862 в Лондоне впервые был проведен смотр произв. иск-ва за последние 100 лет. В. в. 1889 в Париже была приурочена к 100-летию франц. бурж. революции. Гл. экспонат выставки - гигантская (300 м) металлич. башня, построенная франц. инж. A. Г. Эйфелем как эмблема достижений техники 19 в. (Эйфелева башня до 1931 была высочайшим сооружением в мире). Самая крупная В. в. 19 в. была открыта в 1893 в Чикаго. Выставка имела пром.-технич. направление. Ее наиболее важными частями были: павильон транспорта, машин и первый в истории Дворец электричества. В павильоне транспорта были поставлены рядом памятники воздухоплавателям братьям Монгольфье и Вандербилту - амер. ж.-д. "королю". На этой выставке, приуроченной к 400-летию открытия Америки, демонстрировались и ист. экспонаты, связанные с открытием Америки, - документы о плавании Колумба, точные макеты его каравелл и пр. Экспонаты Парижской выставки 1900 располагались во Дворце химич. пром-сти, Дворце тяжелой пром-сти, Дворце горной пром-сти, Дворце электричества и т. д. В. в. стали часто сопровождаться науч. конгрессами (напр., одновременно с В. в. 1873 в Вене проходили конгрессы: экономич., мед. и по искусствоведению; одновременно с В. в. 1878 в Париже - междунар. почтовый конгресс, всемирная конференция по монетному обращению, одновременно с В. в. 1889 - междунар. географич. конгресс, и т. д.).

    С нек-рыми В. в. 19 в. были связаны важные события в истории междунар. рабочего движения. Так, В. в. 1862 в Лондоне послужила сближению англ. и континентальных (франц. и нем.) рабочих, прибывших на выставку в Лондон; установленные связи сыграли свою роль в подготовке 1-го Интернационала. Во время В. в. в Париже (май-ноябрь 1889) проходил 1-й учредит. конгресс 2-го Интернационала (14-20 июля 1889).

    На междунар. конференции в нояб. 1928 в Париже была выработана конвенция о междунар. выставках (ее участниками является 31 страна, в т. ч. СССР). Первые выступления СССР на междунар. выставках (в 1922 в Лейпциге) имели гл. обр. политич. значение. Первой В. в. с участием СССР была Парижская В. в. 1937. Эта выставка проходила под девизом "Искусство и техника в совр. жизни". Одним из интересных павильонов выставки был Дворец науки, целью экспозиций к-рого было подведение итога технич. прогресса. Большим вниманием посетителей пользовался павильон респ. Испании. Среди экспонатов сов. павильона были: карта пром-сти СССР из мозаики и самоцветов; электрифицированная карта-макет канала Москва - Волга; макеты и фотопанорамы гигантов социалистич. индустрии и др. В. в. 1939 в Нью-Йорке проходила под девизом: "Мир завтрашнего дня". Открылась 30 апр. в ознаменование 150-летия со дня вступления на должность первого президента США Дж. Вашингтона. Символом В. в. была композиция из шаровидного павильона "Перисфера" и грандиозного трехгранного обелиска "Трилон". Внутри "Перисферы" (имевшей вид гигантского шара) осуществлялся показ "Демокрасии" - "города будущего". Среди экспонатов СССР, дававших представление об успехах 1-й и 2-й пятилеток и о месте СССР в мировом произ-ве, выделялись: большой механизированный макет Магнитогорска, действующий макет Днепрогэса, модель в натуральную величину части станции Моск. метро "Площадь Маяковского", самолет сов. конструкции, на к-ром В. Чкалов совершил первый трансатлантич. перелет из Москвы в США, и др.

    В. в. 1958 в Брюсселе проходила под девизом: "Человек и прогресс". В выставке приняли участие почти все крупные страны мира (за исключением КНР и Индии). В. в. носила универсальный характер. Она ставила своей целью, как это подчеркивалось в заявлениях ее организаторов, показать, как в разных странах прогресс поставлен на службу человеку. Большое значение имело участие в выставке социалистич. стран (СССР, Венгрия, Чехословакия, Югославия) - впервые в истории целая группа стран демонстрировала достижения народов, идущих по пути строительства социализма и коммунизма. Большие социально-политич. сдвиги, происшедшие после 2-й мировой войны, нашли выражение также в факте участия в выставке ряда стран Азии и Африки, лишь недавно сбросивших иго колониальной зависимости. Наиболее выдающимся сооружением выставки был Атомиум, представлявший собой увеличенную в 160 млрд. раз молекулу железа. Автор проекта Атомиума бельг. арх. А. Ватеркейн создал символ выставки сер. 20 в. - века атомной энергии. В междунар. павильоне - Дворце искусств была открыта выставка "50 лет совр. иск-ва". Науч. успехи демонстрировались и в нац. павильонах, и в междунар. павильоне - Дворце науки. В числе наиболее значит. экспонатов сов. павильона были: копии трех сов. искусств. спутников Земли (на стендах около спутников располагались приборы по исследованию верхних слоев атмосферы), новейшие металлообр. станки с программным управлением, автомобили "ЗИЛ-111", "Чайка", "Волга", "Москвич", модели новейших пассажирских самолетов (в т. ч. ТУ-114), модель первого в мире атомного ледокола "Ленин", модель крупнейшего в мире ускорителя заряженных частиц -синхрофазотрона, турбобур и электробур, макеты первой в мире атомной электростанции и мощной атомной станции на 400 тыс. квт и мн. др. Брюссельская В. в., преследовавшая цель подвести нек-рый итог прогресса человечества за 1-ю пол. 20 в., продемонстрировала выдающиеся успехи социалистич. стран. Глубокое впечатление произвели достижения СССР в области науки, техники, пром-сти и особенно культуры и образования. Наиболее убедительно выявились на выставке преимущества социалистич. стран в социальной области. Сопоставление положения в этой области в ка-питалистич. странах с положением в СССР и др. социалистич. странах приводило к неизбежному выводу, что только при социализме прогресс служит человеку. Выставка явилась своеобразной формой подведения итогов мирного соревнования двух систем на определенном этапе.

    Всемирные выставки: 1851 (Лондон, 6 млн. посетителей), 1855 (Париж, 4,5 млн.), 1862 (Лондон, 6,2 млн), 1867 (Париж, 8,7 млн.), 1873 (Вена, 6,7 млн.), 1876 (Филадельфия, 9,9 млн.), 1878 (Париж, 13,1 млн.), 1879 (Сидней 1,1 млн.), 1880 (Мельбурн, 1,9 млн.), 1888 (Мельбурн, 1,9 млн), 1889 (Париж, 28,1 млн.), 1893 (Чикаго, 21,4 млн.), 1897 (Брюссель), 1900 (Париж, 39,0 млн.), 1904 (Сан-Луис, 20,0 млн.), 1905 (Льеж, 6,2 млн.), 1906 (Милан, 9,0 млн.), 1909 (Амстердам), 1910 (Брюссель, 13,0 млн.), 1911 (Турин), 1913 (Гент), 1923 (Гётеборг, 4,0 млн.), 1926 (Филадельфия), 1929 (Барселона), 1930 (Антверпен), 1933-34 (Чикаго), 1935 (Брюссель), 1937 (Париж, 40,0 млн.), 1939 (Нью-Йорк, 60,0 млн.), 1958 (Брюссель, 41,5 млн.).

    Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Третий междунар. сбзор, Соч., 2 изд., т. 7; Извещение организац. комиссии о созыве междунар. социалистич. рабочего конгресса, там же, т. 21, с. 556-558; Участие России на Всемирной Парижской выставке 1900 г., СПБ, 1901; Ежегодник БСЭ 1959, М., 1959 (раздел: Всемирная выставка 1958 г. в Брюсселе); Paquet A., Das Ausstellungsproblem in der Volkswirtschaft (Abhandlungen des staatswissenschaftlichen Seminars zu Jena, hrsg. v. J. Pierstorff, Bd 5, H.2, Jena, 1908); Lessing J., Das halbe Jahrhundert der Weltausstellungen (Volkswirtschaftliche Zeitfragen, В., 1900, No 174); Exner W., Der Aussteller und die Ausstellungen, Weimar, 1873.

  3. Источник: Советская историческая энциклопедия