(греч. έπί — на и γράμμα — писание) — у древних греков не имела того элемента насмешки, который отличает ее у нас; название Э. носили вообще стихотворные или прозаические надписи, какими греки охотно объясняли монументы, трофеи и другие предметы, посвященные богам. Так, например, одна из эпиграмм Мназаика гласит: "Тебе, о Феб, приносит в дар этот изогнутый лук и колчан Промах. Стрелы же, летавшие в бой — его смертельный дар мужам, у которых о, не остались в груди". У римлян Катулл и Марциал придали Э. сатирический характер, но и у них часто встречаются отвлеченные, дидактические Э., греческие гномы (см.). С этим двойственным характером перешла Э. в новую литературу. Немецкие теоретики имеют в виду преимущественно Э. серьезного содержания, проводя тонкие различения между Sinngedicht и Denkspruch. Лессинг, посвятивший теории Э. целую статью, определял ее как "стихотворение, в котором внимание и любопытство наше обращаются на известный предмета и несколько задерживаются, чтобы сразу получить удовлетворение"; таким образом, ожидание и разрешение — две существенные части Э.; ожидание возбуждается объективным изображением, разрешение дается остроумным заключением. Элегическое двустишие (гексаметр-пентаметр) считается наилучшей формой, "Ксении" Гете и Шиллера —совершеннейшим образцом Э., в том смысле, какой придается этому термину у немцев. Однако и в "Ксениях" отчетливо выступает тот элемент, который в русской литературе — вслед за французской — признается характерной чертой Э.: остроумная, чаще всего личная насмешка. Еще Буало определял Э., исходя из этого основного её свойства:
L'épigramme, plus libre en sou cours plus borné,
N'est souvent qu'un bon mot de deux rimes orné.
Франция, классическая страна литературного остроумия, начиная с Клемана Маро выставила ряд превосходных эпиграмматистов, произведения которых цитируются до сих пор. Каждая вспышка литературной или политической борьбы отражалась во множестве легких, ядовитых, остроумных стишков, не щадивших никого и ничего. Наиболее известны Э. Ла-Фонтена, Расина, Вольтера, Жан-Батиста Руссо, Лебрена; некоторых писателей — напр., Пирона — увековечили только их Э. Культ искусственности вел в свое время во Франции к преувеличенной оценке Э.; теперь она стала на свое место. Русский XVIII век, с его подражанием французам, представил длинный ряд искусственных Э. с весьма натянутым остроумием и неудачной игрой слов; их писали все поэты — Фонвизин, Третьяковский, Капнист, Аблесимов, Богданович, Ломоносов, Державин. Живой и сильной явилась бойкая Э. Пушкина; были удачные Э. и у Лермонтова. Позже были известны, как эпиграмматисты, Соболевский, Алмазов, Минаев.
А. Горнфельд.
(греч. epígramma, буквально — надпись)
1) в античной поэзии короткое лирическое стихотворение произвольного содержания, написанное элегическим дистихом (См. Элегический дистих); постепенно осваивалась тематика эпиграмм посвятительных («надписи» на предметах, посвящаемых богам), сентенциозно дидактических, надгробных (см. Эпитафия), описательных, любовных, застольных, сатирических. В греческой литературе расцветом Э. было творчество эллинистических поэтов 3 в. до н. э. — 1 в. н. э. (составившее ядро так называемой «Палатинской антологии» в 16 кн.), в римской — сатирическое творчество Марциала (1 в. н. э.). Традиции античной Э. продолжались в византийской литературе и в латинской литературе средних веков и Ренессанса, позднее возрождались изредка («Венецианские эпиграммы» Гете).
2) В новоевропейской поэзии короткое сатирическое стихотворение, обычно построенное на контрасте постепенной экспозиции и заключительной «остроты» (пуанта). Э. такого рода сложилась во французской поэзии 16—17 вв. на основе мотивов марциаловской традиции; время расцвета — 18 в. (Вольтер, Ж. Б. Руссо, Г. Э. Лессинг, Р. Берне, А. П. Сумароков). Параллельно развивается Э. нетрадиционная, представляющая собой непосредственный отклик на злободневные события, часто политические. У А. С. Пушкина, например, существуют Э. как первого типа («Движение», «Любопытный»), так и второго (Э. на А. А. Аракчеева, Ф. В. Булгарина). К середине 19 в. Э. традиционного типа отмирает, а злободневная остается существовать как бы на периферии литературы; в русской поэзии 19 в. таковы эпиграммы Д. Д. Минаева, в советской поэзии — А. Архангельского, С. Васильева и др.
Тексты и лит.: Греческая эпиграмма, под ред. Ф. А. Петровского, М., 1960; Русская эпиграмма второй половины XVII — нач. XX в., Л., 1975.
М. Л. Гаспаров.
жен., греч. краткое стихотворенье, с основою острой или колкой мысли. У нас эпиграмма приняла вид колкой насмешки. -матический, к ней относящийся -тист, сочинитель эпиграмм. Эпиграф муж. изреченье, которое писатель, как значок или знамя, выставляет в заголовке своего сочиненья: девиз, словцо, оголовок.
ЭПИГРА́ММА, -ы, ж. Короткое сатирическое стихотворение (первонач. дидактическое), высмеивающее какое-н. определённое лицо. Э. на льстеца. Дружеская э. Обрушить на кого-н. град эпиграмм (перен.: колкостей, язвительных насмешек).
-ы, ж.
1.
У древних греков: надпись в прозе или стихах на памятнике, здании, подарке и т. п., объяснявшая значение предмета.
2.
Короткое сатирическое стихотворение.
В одной эпиграмме Баратынский шутил: «И ты — поэт, и он — поэт, но разницу меж вас находят…» Брюсов, Игорь Северянин.
3. устар.
Злое и остроумное замечание о ком-, чем-л.
Княжна меня решительно ненавидит; мне уже пересказывали две-три эпиграммы на мой счет, довольно колкие. Лермонтов, Княжна Мери.
[греч. ’επίγραμμα]
(иноск.) — колкая насмешка (намек на краткие сочинения в виде надписей, называемые эпиграммами)
Ср. Имел он счастливый талант...
Коснуться до всего слегка...
И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданным эпиграмм.
А.С. Пушкин. Евг. Онегин. 1, 5.
Ср. ...Но я привык
И к шутке, с желчью пополам,
И к злости мрачных эпиграмм.
Там же. 1, 46.
Ср. Окогченная летунья
Эпиграмма хохотунья,
Эпиграмма егоза,
Трется, вьется средь народа...
Баратынский. Эпиграмма.
Ср. επίγραμμα (επιγράφω, надписываю) — написанное над чем-нибудь.
См. егоза.
См. с эпиграмматической краткостью.
ЭПИГРА́ММА, эпиграммы, жен. (греч. epigramma - надпись) (книжн.).
1. У древних греков - надпись в прозе или в стихах на надгробном памятнике, на общественном здании и т.п. (ист., лит.).
2. В античной поэзии - небольшое стихотворение, написанное сочетанием гекзаметра и пентаметра, впоследствии - преим. сатирического содержания (лит.). Эпиграммы Катулла.
|| В новой европейской поэзии - короткое стихотворение, заканчивающееся острой, злой шуткой по поводу кого-чего-нибудь (лит.). «И шевелится эпиграмма во глубине моей души, а мадригалы им (дамам) пиши!» Пушкин.
3. перен. Колкое, злое и остроумное замечание, направленное против кого-чего-нибудь (устар.). «Имел он (Онегин) счастливый талант… возбуждать улыбку дам огнем нежданных эпиграмм.» Пушкин.
I
ж.Надпись на памятнике, подарке и т.п., объяснявшая значение предмета (у древних греков).
II
ж.1.
Стихотворение, написанное сочетанием гекзаметра и пентаметра, впоследствии - обычно сатирического содержания (в античной поэзии).
2.
Один из видов сатирической поэзии, представляющий собою короткое сатирическое стихотворение, обычно высмеивающее какое-либо лицо (нередко с дидактической сентенцией).
отт. Отдельное произведение такого вида поэзии.
III
ж. устар.Колкое, остроумное замечание, направленное против какого-либо определённого лица.
ЭПИГРАММА (греч. epigramma - букв. - надпись), короткое сатирическое стихотворение, традиционный жанр поэзии классицизма (Вольтер), повлиявший и на позднейшую сатирическую поэзию (эпиграммы у А.С. Пушкина). В античной поэзии - стихотворение произвольного содержания, написанное элегическим дистихом; от элегии эпиграмма отличалась большей краткостью и узостью тематики (преимущественно дидактические сентенции и собственно надписи - см. Эпиграф).
ЭПИГРАММА (греческое epigramma, буквально - надпись), короткое сатирическое стихотворение, традиционный жанр поэзии классицизма (Вольтер), повлиявший и на позднейшую сатирическую поэзию (эпиграммы А.С. Пушкина на Ф.В. Булгарина). В античной поэзии короткое стихотворение произвольного содержания, написанное элегическим дистихом. От элегии эпиграмма отличалась большей краткостью и узостью тематики; ее преимущественные разновидности - дидактические сентенции и собственно надписи на памятниках (сравни Эпиграф, 1-е значение).
эпигра́мма Через стар. нов.-в.-н. Epigramma (Опиц, 1624 г.; см. Шульц I, 178) из лат. epigramma от греч. ἐπίγραμμα "небольшое стихотворение", буквально "надпись".
жен.;
лит. epigram сочинять эпиграммы на кого-л. ≈ to epigrammatize about smb.ж. epigram.
ж
Epigramm n
эпиграмма ж Epigramm n 1a
ж. лит.
épigramme f
дружеская эпиграмма — épigramme amicale
эпиграмма на поэта — épigramme sur un poète
ж. лит.
epigrama m
ж.
epigramma
сочинять эпиграммы — comporre / scrivere epigrammi; epigrammatizzare vi(a,e)
(греч. epigramma – надпись), 1) жанр античной антологической лирики; короткое стихотворение, написанное элегическим дистихом. Античные образцы разнообразны по стилю, тематике и функциям (любовные послания, эпитафии, и т. д.). Вершина развития жанра – в римской поэзии 1 в. н. э. В эпиграммах этого периода появляется парадоксальная по сути и афористичная финальная сентенция, которую позднее назовут пуантом. Антологическим стихам будут подражать поэты латинского Средневековья, классицисты и ранние романтики. Характерный образец этого жанра в русской литературе – эпиграмма В. Л. Пушкина: «Змея ужалила Маркела. / „Он умер?“ – Нет, змея, напротив, околела».
2) В 19–20 вв., короткое сатирическое стихотворение, откликающееся каламбуром на злободневную тему. Для эпиграмм этого вида пуант становится обязательным. Типичные примеры – эпиграммы А. С. Пушкина, Д. Д. Минаева, С. Я. Маршака.
ЭПИГРА́ММА -ы; ж. [греч. epigramma - надпись]
1. В Древней Греции: надпись на памятнике, здании, подарке, объяснявшая значение предмета.
2. Короткое сатирическое стихотворение, обычно высмеивающее какое-л. определённое лицо. Остроумная, колкая, злая э. Э. на известного актёра. Настрочить эпиграмму.
◁ Эпиграммати́ческий, -ая, -ое. Э. стиль.
* * *
эпигра́мма(греч. epígramma, буквально — надпись), короткое сатирическое стихотворение, традиционный жанр поэзии классицизма (Вольтер), повлиявший и на позднейшую сатирическую поэзию (эпиграмма у А. С. Пушкина). В античной поэзии — стихотворение произвольного содержания, написанное элегическим дистихом; от элегии эпиграмма отличалась большей краткостью и узостью тематики (преимущественно дидактической сентенции и собственно надписи — см. Эпиграф).
* * *
ЭПИГРАММАЭПИГРА́ММА (греч. epigramma, букв. — надпись), короткое сатирическое стихотворение, традиционный жанр поэзии классицизма (Вольтер), повлиявший и на позднейшую сатирическую поэзию (эпиграммы у А.С. Пушкина). В античной поэзии — стихотворение произвольного содержания, написанное элегическим дистихом(см. ЭЛЕГИЧЕСКИЙ ДИСТИХ); от элегии(см. ЭЛЕГИЯ) эпиграмма отличалась большей краткостью и узостью тематики (преимущественно дидактические сентенции и собственно надписи — см. Эпиграф(см. ЭПИГРАФ)).
• Epigramma,
επίγραμμα, в буквальном смысле, и по происхождению своему — поэтическая надпись на подарке, гробнице, художественном произведении, которая поясняла внутренний, духовный смысл данного предмета указанием на того, кто этот предмета посвящает, подносит, или того, кто его приготовил, произвел, а также обозначением цели предмета. Главное достоинство маленького стихотворения этого рода заключалось в возможной его простоте, безыскуствеыности, соединенной с остроумием и законченностью мысли и выражения. Уже древнейшие поэты — Архилох, Сафо и др. занимались сочинением эпиграмм; но действительным родоначальником эпиграмматической поэзии был Симонид Кеосский. Его Э., большая часть которых написана для памятников в честь бойцов Персидских войн, представляют вполне законченные образцы поэтического творчества и отличаются остроумием и высокохудожественной простотой. Но Э. служила не только действительной надписью, но составлялась и фиктивно в форме таковой, напр., для надгробных памятников поэтам, философам и на известные произведения искусства; брали также более или менее характерное происшествие из внешней жизни и силой творческого обобщения возводили внутренний его смысл до общей сентенции или делали из него маленькую художественную картинку. Таким образом, слово Э. получило тот смысл, который мы придаем ему теперь. Более всего этот род Э. развился у александрийских поэтов, т. е., в то время, когда греческая поэзия уже не в силах была создавать более крупные произведения. Но в этих маленьких произведениях греческое творчество обнаруживало все еще большую прелесть и изящество, многосторонность и умелость. Сюжет брался обыкновенно из области литературы и искусства, а также из частной жизни. Эпиграмматическое стихотворство, бывшее в таком ходу у александрийцев, продолжалось потом до времен римской и византийской империи, хотя часто далеко уже не с таким талантом, но все же еще с некоторым мастерством. Об отдельных греческих эпиграмматистах ср. Antkologia Graeca, Греческая антология. У римлян Э. нашла такое же разнообразное приложение, как и у греков. Начиная с Энния, нам известен целый ряд эпиграмматистов, и число их растет в 7 столетии республики и в Августове веке. При Домициане выступает Марциалий, потом Авзоний. О сборниках ср. Anthologia latina, Латинская антология. Наиболее встречающийся стихотворный размер Э. — дистих; но употреблялись иногда и другие размеры. Диалект греческих эпиграмм обыкновенно ионийский, но, смотря по местности, делались и отступления от него.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.