«Радхакришнан Сарвепалли»

Радхакришнан Сарвепалли в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Радхакришнан Сарвепалли»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    Радхакришнан Сарвепалли (р. 5.9.1888, Тируттани, Мадрасское президентство, ныне штат Андхра-Прадеш, 17.4.1975, Мадрас), индийский государственный и политический деятель, учёный-философ. Образование получил в Мадрасском университете. В 191821 профессор философии в Майсурском университете, в 192131 возглавлял кафедру философии Калькуттского университета, в 193136 вице-канцлер университета Андхра, в 193948 вице-канцлер Бенаресского университета, в 195362 канцлер Делийского университета. В 193652 читал лекции в Оксфордском университете.

    Участвовал в национально-освободительном движении, после завоевания Индией независимости (1947) играл видную роль в общественной жизни страны. В 1948 председатель правительственной университетской комиссии, доклад которой лег в основу системы университетского образования современной Индии. В 19491952 посол Индии в СССР. В 195262 вице-президент, в 196267 президент Республики Индия. В 1956 и 1964 посещал СССР с визитом доброй воли. Р. сторонник мирного сосуществования государств с различным социальным строем; в выступлениях Р. содержатся осуждение военных блоков, призывы к ликвидации колониализма, к отказу от войны как «устаревшего политического оружия». Автор многочисленных трудов по философии, народному образованию, литературе и политике; доктор наук многих индийских и иностранных университетов, почётный профессор МГУ (1956).

    По своим философским взглядам Р. примыкал к объективному идеализму веданты в истолковании Шанкары. Он разработал систему единой универсальной «вечной религии», основанной на древнеиндийских религиозно-философских традициях и призванной, по мнению Р., заменить все существующие «догматические» религии. По своим социологическим взглядам Р. являлся сторонником учения М. К. Ганди и считал, что решение всех общественных проблем может быть эффективным лишь на основе религиозных принципов.

    Соч.: Radhakrishnan S., Religion and society, L., 1947; Eastern religions and Western thought, 2 ed., L., 1951; East and West. Some reflections L., [1955]; East and West in religion, L., 1954; Recovery of faith, L., 1956; Occasional speeches and writings, ser. 13, [Delhi, 195762]; в рус. пер. Индийская философия, т. 12, М., 1956-57.

    Лит.: Аникеев Н. П., Философские и социологические взгляды С. Радхакришнана, в сборнике: Современная философская и социологическая мысль стран Востока, М., 1965; Литман А. Д., Философская мысль независимой Индии, М., 1966; Sarvepalli Radhakrishnan. A study of the president of India, New Delhi, 1966.

    А. Д. Литман.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Философская энциклопедия

    РАДХАКРИШНАН Сарвепалли

    (1888—1975) — инд. философ, религиовед, общественный и политический деятель, один из самых значительных представителей неоиндуизма 20 в. Род. в образованной брахманской семье в г. Тиррутани (шт. Андхра-Прадеш), получил и традиционно инд. и европейское образование. В 1918—1921 — проф. философии в ун-те Майсура, в 1921—1931 — в ун-те Калькутты, в 1931 —1936 —вице-президент Андхрского ун-та, в 1938—1948 — Бенаресского индуистского ун-та; в 1946—1952 — глава инд. представительства в ЮНЕСКО, в 1949—1952 — посол Индии в СССР, в 1953—1962 — президент Делийского ун-та; в 1952—1962 — вице-президент Индии; в 1962— 1967 — президент Индии.

    Р. — автор многочисленных лекционных курсов (читавшихся как в Индии, так и за ее пределами — преимущественно в Англии и США) и книг, первой значительной из которых стала монография «Философия Р. Тагора» (1918). В двухтомной «Индийской философии» (1923—1927) сочетается эрудиция автора, касающаяся всех основных школ инд. философии, с сознательным компаративистским подходом и постоянным выявлением параллелей между инд. и зап. мыслью (не компенсирующим, правда, отсутствие историко-стадиального подхода). «Индийский образ жизни» (1927) предназначался для апологетической презентации индуизма перед зап. аудиторией: индуистская ментальность предстает здесь как «религиозность субъекта» — в противоположность «религиозности объекта» иудаизма, христианства и ислама; инд. ментальность в целом предстает как интуитивизм, направленный на «реализацию» истины в противоположность рационализму зап. мысли, ориентированной на умозрительное усвоение; здесь же предпринимается сознательное осовременивание ключевых индуистских понятий «карма», «сансара», «дхарма» и т.д., типичное для всего неоиндуизма. Индуизм вполне сочетаем, по Р., с откровениями основателей мировых религий, но при равенстве всех религий оказывается в его интерпретации все же всех «равнее». В кн. «Идеалистический взгляд на жизнь» (1932) и «Восточные религии и западная мысль» (1939) Р. выражает свою убежденность в сущностном единстве общемирового филос. идеализма — от Платона до Дж. Беркли и Г.В.Ф. Гегеля, — которому соответствует идеализм веданты (при этом существенные различия в названных «редакциях» идеализма учитываются явно недостаточно). Идеализм противопоставляется несостоятельной философии материализма и материалистической системе ценностей. Сочетание зап. сциентизма и инд. мистицизма (под эгидой веданты) могли бы создать, по Р., возможности для мирового духовного синтеза. В подробно комментированном переводе сутр веданты «"Брахма-сутра": философия духовной жизни» (1960) Р., переводивший с санскрита на английский также и «Бхагавадгиту», и основные Упанишады, выступает в определенном смысле в амплуа основателей школ средневековой веданты, которые комментировали все «три сокровища» ведантийской традиции. Здесь он, однако, занимает двойственную позицию: с одной стороны, он видит в адвайта-веданте Шанкары высшее достижение мировой мысли, с др. — пытается, подобно всем оппонентам последнего начиная с Бхаскары (8—9 вв.), реабилитировать «полную реальность» мира, которая у Шанкары решительно отрицается. Принятие реальности мира необходимо, в свою очередь, для реабилитации человеческого активизма и научного освоения действительности в свете «правильно понятой» ведантийской философии.

  3. Источник: Философская энциклопедия



  4. Словарь индуизма

    (1908—1975) — выдающийся инд. мыслитель, ученый, видный государствен, и общественный деятель. Получил филос. образование, защитил диссертацию по теме "Этика веданты". В 1949—1952 Р. был послом Индии в СССР. В 1957 избран председателем Раджья сабха (верхняя палата инд. парламента) и вице-президентом страны. В 1962—1967 Р. — президент Индии. Р. — автор большого числа книг по философии, религии и культуре, а также комментированных переводов классической инд. религ. лит-ры. Наибольшей известностью пользуются: "Индийская философия" (т. 1, 1923; т. 2, 1927), "Индуистское мировоззрение" (1932), "Идеалистическое мировоззрение" (1932), "Восточные религии и западная мысль" (1939). Филос. воззрения Р. находятся в русле неоведантизма. Наиболее выдающимся мыслителем он считал Шанкару, а самой совершенной филос. системой — адвайта-веданту, квалифицируемую им как "абсолютный идеализм". Конечной реальностью Р. полагал безличный Брахман, но вместе с тем не отрицал и идеи личного бога как "космического божества", "мирового гения", выражающей человечески-ограниченное представление о трансцендентной реальности. Как и др. неоведантисты, Р. отказался от классич. адвайтистской доктрины об иллюзорности мира, толкуя майю как обусловленность, преходящность эмпирического бытия в отличие от необусловленности и вечности надкосмической духовной реальности. Своеобразным аспектом в интерпретации майи Р. — понимание ее как вечной тайны бытия, побуждающей человека к духовному поиску. Познание конечной истины, по Р., происходит через мистич. озарение, к-рое он называл "интегральным опытом". Вместе с тем, в отличие от классич. веданты, он высоко ценил и рациональное знание, в части, философию, видя в единении последней и религии залог духовного прогресса человечества. По его мнению, историч. религии с помощью философии должны освободиться от догматизма, фанатизма и устаревших положений и трансформироваться в "универсальную веру" мистич. богопостижения. Каждая из религий сможет привнести в "универсальную веру" то ценное, что было ею выработано. Во мн. трудах Р. обращается к одной из осн. проблем неоведантизма — взаимоотношениям и диалогу инд. и европ. духовной культуры. Признавая достижения последней, Р., однако, считал, что инд. мудрость достигла больших высот и должна быть осмыслена и усвоена всем человечеством. Восхваляя индуизм как гибкую и терпимую систему взглядов, способную к ассимиляции лучшего из др. религий, Р. критически относился ко мн. его установлениям (кастовой системе, засилью обрядности), полагая их исторически отжившими и мешающими духовному расцвету нации. В контексте обвинений в отсутствии четких этич. принципов, традиционно выдвигающихся против индуизма зап. критиками, Р. мн. внимания уделял доказательствам обратного, утверждая, в части., что идеи дхармы как единства релит, совершенствования и нравственности имеет в индуизме абсолютный характер, хотя реально-историч. содержание принципов нравственного поведения может меняться и, соответственно, — относительно. Идеи Р., ставшего уже при жизни классиком инд. философии, оказывают большое влияние на мн. совр. религ. и светских мыслителей этой страны. Знакомство с его творчеством, как правило, включается в программы инд. вузов гуманитарного профиля.

    А. Ткачева

  5. Источник: Словарь индуизма