Большая Советская энциклопедия

    (Angélico; собств. фра Джованни да Фьезоле, Fra' Giovanni da Fiesole, прозвище Беато А.)

    (около 1400, Виккьо, Тоскана, — 18.2.1455, Рим), итальянский живописец Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы. Монах-доминиканец, был настоятелем монастыря Сан-Марко во Флоренции. Как художник сложился в 1420-е гг. под воздействием позднеготической живописи, в дальнейшем отчасти использовал новаторские реалистические достижения Мазаччо. Искусство А., наивное и глубоко религиозное, лишено, однако, средневековые суровости, проникнуто светлым лиризмом, характерным для эпохи Кватроченто. В живописи А. многое от миниатюры: тонко сгармонированные чистые цветовые тона, широкое применение золота. Помимо Флоренции и других городов Тосканы, А. работал в Риме (1445—48, 1452—55) и Орвието (1447). Главные произведения: «Мадонна делла Стелла» (1430—33), триптих Линайуоли (1433), «Наречение Иоанна Крестителя» (до 1435), «Снятие со креста» (около 1435—36) и «Мадонна Анналена» — все в бывшем монастыре Сан-Марко (ныне Музей Сан-Марко, он же Музей А.) во Флоренции; «Коронование Марии» (около 1434—35, Лувр, Париж); фрески большого монастыря Сан-Марко (1438— 1445), а также капеллы Николая V в Ватикане (1445—48).

    Лит.: Pope-Hennessy J., Fra Angelico, L., 1952; Urbani G., Beato Angelico, Mil., 1957; Orlandi S., Beato Angelico, Firenze, 1963.

    В. Н. Гращенков.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    АНДЖЕЛИКО, ФРА БЕАТО

    (Фра Джованни да Фьезоле)

    (Angelico, fra Beato; fra Giovanni da Fiesole)

    (ок. 1400-1455), итальянский живописец флорентийской школы. В его произведениях сочетались глубокое религиозное содержание и изысканность стиля; готическая живописная традиция и черты нового искусства Ренессанса. Как пишет Вазари, Фра Анджелико оставил о себе память не только как художник, но и как святой. Он молился перед тем как взять в руки кисть, и не мог писать Распятие без слез. После смерти художника его стали называть Беато (Блаженный), несмотря на то, что этот статус не был официально признан за ним церковью.

    Фреска монастыря Сан-Марко во Флоренции. 1438-1445.

    венец церкви Ссвятому Лорену", 1447 - 1450,

    ффреска капеллы Николина, Ватикан.

    1432 - 1435, монастырь Сан-Марко, Флоренция.

    Дерево. Темпера. Ок. 1425 г. Уффици, Флоренция.

    Фра Анджелико, в миру носивший имя Гвидо ди Пьеро (Guido di Piero), родился в местечке Виккьо в Тоскане около 1400. В документе, относящемся к 1417, он уже упоминается как художник; известно также, что до 1423 во Фьезоле он вступил в доминиканский орден, получив имя фра Джованни да Фьезоле, а впоследствии был настоятелем монастыря Сан Марко во Флоренции. Многие произведения, приписывавшиеся раннему периоду творчества Фра Анджелико, теперь считаются работами его учеников, вариациями на темы его композиций. Одна из первых крупных работ художника - триптих Линайуоли из монастыря Сан Марко во Флоренции (1433-1435), в центральной части которого представлена Богоматерь с Младенцем на троне, а на боковых створках двое святых. Фигура Богоматери показана традиционно, а в изображении стоящих святых заметно влияние живописи Мазаччо, с ее тяжелой и жесткой моделировкой лиц. Изображение драпировок еще несколько абстрактно и условно и выполнено в соответствии с канонами готического искусства, однако под ними уже различимы формы тела, что является чертой живописи новой эпохи. Сцены в нижней части алтаря построены без учета законов перспективы с единой точкой схода, но мастер находит свой подход к решению проблемы передачи трехмерного пространства. В 1430-1440-е годы Фра Анджелико одним из первых обратился к использованию нового типа алтарного образа, ставшего очень популярным в эпоху Возрождения, - sacra conversazione (святое собеседование). Ранние алтарные образы обычно состояли из центральной части с изображением Мадонны с Младенцем и боковых створок с образами святых. Все фигуры были отделены друг от друга деталями резного архитектурного обрамления. В композиции sacra conversazione какое-либо разделение отсутствует: все персонажи помещены в единое пространство, словно святые собрались вокруг Мадонны с Младенцем для беседы и молитвы. Один из наиболее интересных алтарей такого типа, выполненный Фра Анджелико, был написан им для монастыря Сан Марко во Флоренции (1438-1440; находится там же). Мадонна с Младенцем восседает на троне, стоящем на богато инкрустированном полу на фоне стены, за которой видна роща. Ряды ангелов и святых веерообразно расположены по обе стороны трона. Ближайшие к нам святые - Косьма и Дамиан, покровители семейства Медичи - своими позами и жестами как будто приглашают зрителя поклониться представшему их очам видению. Если судить по этому произведению, Фра Анджелико ставил перед собой цель передать ощущение физически реального пребывания фигур персонажей внутри иллюзорного пространства. Сочетание новых реалистических живописных методов и традиционного решения композиции религиозного образа нашло отражение в работе Коронование Марии (Флоренция, Уффици), написанной ок. 1434-1435, возможно, вместе с Доменико Венециано. Мастер в полной мере владеет правилами передачи освещения и перспективного построения. Однако сцена трактуется как мистическое видение, а не как физическое явление. С 1438 по 1445 художник расписал фресками флорентийский монастырь Сан Марко. Этот монастырь, переданный доминиканскому ордену папой Евгением IV, был перестроен архитектором Микелоццо по заказу герцога Козимо Медичи. Тематика росписей связана с доминиканским орденом, его историей, уставом, особо почитаемыми святыми. Примером могут служить фрески клуатра (Мертвый Христос; Христос в образе странника, которого принимают два доминиканских монаха; Св. Петр Мученик (главный святой доминиканцев); Св. Доминик, стоящий на коленях у Распятия). В зале капитула Фра Анджелико написал большую композицию Распятие с двумя разбойниками по сторонам от Христа и толпой святых всех эпох христианства, собравшихся у подножия креста. Их скорбные лики обращены к земле, ни один не смотрит вверх на Христа; художник изобразил Распятие не как историческое событие, а как мистический образ, живущий в человеческом сознании. Фрески монастыря Сан Марко наполняет дух Подражания Христу - мистического религиозного трактата, написанного каноником-августинцем Фомой Кемпийским. Каждая келья тоже была украшена фресками, которые предназначались для назидания братии, например композиция Осмеяние Христа. Настроению этих фресок соответствуют простота и спокойная сдержанность живописи. Последние десять лет жизни Фра Анджелико провел в Риме, где он украсил фресками капеллу папы Николая V (1445-1448). Сюжетами росписей стали фрагменты житий св. Лаврентия и св. Стефана. По замыслу это были скорее повествовательные сцены, чем молитвенные образы. В них использованы сложные архитектурные фоны, в построении которых чувствуется знание мастером античного искусства, а в точно выверенных перспективных построениях видно влияние Мазаччо и Брунеллески. Фигуры здесь более массивны, чем во фресках монастыря Сан Марко; благодаря этому появляется особый оттенок торжественности.

    ЛИТЕРАТУРА

    Поуп-Хеннесси Дж. Фра Анджелико. М., 1996

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Андже́лико

    (Angelico), собственно Фра Джованни да Фьезоле (Fra Giovanni da Fiesole), прозвище Беато Анджелико, (около 1400 — 1455), итальянский живописец периода Раннего Возрождения. Религиозно-созерцательное искусство Анджелико проникнуто светлым наивным лиризмом, красочной сказочностью (фрески монастыря Сан-Марко во Флоренции, 1438—1445).

    * * *

    АНДЖЕЛИКО

    АНДЖЕ́ЛИКО (Angelico) (собственно Фра Джованни да Фьезоле, Fra Giovanni da Fiesole) (прозвище Беато Анджелико) (ок. 1400—55), итальянский живописец. Представитель Раннего Возрождения(см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)). Религиозно-созерцательное искусство Анджелико проникнуто светлым наивным лиризмом, красочной сказочностью. Он стремился не к воссозданию целостной картины мира, но к личному религиозному созерцанию, окрашенному в светлые тона. Его фрески в монастыре Сан-Марко во Флоренции (1438—45) отличает строгость и простота композиции.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Энциклопедический словарь псевдонимов

    (наст. имя Фра Джованни да Фьезоле; 1400–1455) – итал. живописец. Предст. флорентийской школы эпохи раннего Возрождения. Как художник сложился под воздействием позднеготич. живописи, в дальнейшем использовал реалистич. достижения Мазаччо. Наивное и глубоко ре-лиг. иск-во А. проникнуто светлым лиризмом и мягкой поэтичностью («Коронование Марии», ок. 1434—35; фрески б. мон. Сан-Марко во Флоренции, 1438—45, а также капеллы Николая V в Ватикане, 1445—48).

  7. Источник: Энциклопедический словарь псевдонимов