«Крепостная интеллигенция»

Крепостная интеллигенция в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Крепостная интеллигенция»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    учёные, архитекторы, художники, актёры, композиторы и люди др. творческих профессий из среды крепостных крестьян. Чаще всего они получали образование или возможность заниматься искусством благодаря содействию своих хозяев (как правило, из своекорыстных интересов помещиков-крепостников). К. и. появилась в России во 2-й половине 18 в., главным образом из дворовых. Отдельные выходцы из крепостных известны в русской культуре 17 и 1-й половины 18 вв. (зодчие Я. Г. Бухвостов, П. Потапов, Д. Мякишев, В. И. Белозёров). Во 2-й половине 18 — 1-й половине 19 вв. К. и. внесла значительный вклад в развитие различных областей культуры: в архитектуре — А. Н. Воронихин, академик и профессор архитектуры И. С. Семенов (крепостной А. А. Аракчеева, получивший свободу в 40-х гг. 19 в.), И. И. Свиязев — преподаватель Горного института и старший архитектор на постройке храма Христа Спасителя в Москве (40-е гг. 19 в.); в живописи — Ф. С. Рокотов, М. Шибанов, Е. Д. Камеженков (после освобождения — академик петербургской Академии художеств), И. П. Аргунов (умер крепостным), Н. И. Аргунов, В. А. Тропинин (академик петербургской Академии художеств), О. А. Кипренский, Г. В. Сорока (освобожден по реформе 1861), Т. Г. Шевченко, П. М. Шмельков. Крупными представителями русской музыкальной культуры 18 — начала 19 вв. были крепостные: композитор М. А. Матинский, композитор и скрипач И. Е. Хандошкин, композитор и руководитель хоровой капеллы Шереметевых С. А. Дегтярев, композитор А. Л. Гурилев, хормейстер Г. Я. Ломакин. В области литературы, кроме Т. Г. Шевченко, были известны И. С. Сибиряков, И. И. Варакин, С. Н. Олейничук, Ф. Н. Слепушкин, Е. И. Алипанов. Особенно значительна роль К. и. в развитии русской театральной культуры 18—19 вв. Крупнейшими актёрами крепостной сцены были П. И. Ковалева (по сцене Жемчугова), Т. В. Шлыкова (по сцене Гранатова), С. Ф. Мочалов (отец великого трагического актёра), М. С. Щепкин, получивший свободу после 17 лет сценической деятельности. В конце 18 — начале 19 вв. работало свыше 170 крепостных театров (Шереметевых — в Москве, С. С. Каменского — в Орле, П. И. Есипова — в Казани и др.).

    Лит.: Сакулин П. Н., Крепостная интеллигенция, в кн.: Великая реформа, т. 3, М., 1911; Познанский В. В., Таланты в неволе, М., 1962.

    В. В. Познанский.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Советская историческая энциклопедия

    появилась в России во 2-й пол. 18 в. из среды крепостного крестьянства, гл. обр. дворовых. Использовалась для удовлетворения хоз., адм. и культурных потребностей помещичьих х-в. К. и. вместе с тем внесла большой вклад в развитие демократич. направления рус. нац. культуры. Отд. выходцы из кабальных крестьян, холопов и крепостных известны в рус. культуре 17 и 1-й пол. 18 вв. (зодчие Я. Г. Бухвостов, П. Потапов, Д. Мякишев, В. И. Белозеров). Со 2-й пол. 18 в. крепостные широко использовались как управители имений, канцеляристы ("ходатаи по делам"), врачи, учителя, а также художники различных специальностей: архитекторы, живописцы, мастера прикладного искусства, деятели театра и музыки. Характерными центрами сосредоточения и деятельности К. и. были подмосковные усадьбы Н. П. Шереметева, Н. Б. Юсупова - Кусково, Останкино и Архангельское (ныне музеи).

    Несмотря на то, что получение образования для крепостных было крайне затруднено, нек-рые из них достигали высокого уровня профессион. подготовки в результате частного ученичества или в качестве сверхштатных учеников Академии художеств или ун-тов (в последнем случае крепостной, оканчивающий курс, забирался помещиком из учебного заведения накануне выпускных экзаменов, т. к. диплом давал право на освобождение от крепостной зависимости).

    К. и. внесла значит. вклад в развитие различных областей культуры: в архитектуре - А. Н. Воронихин, его помощник И. Колодин, Т. Простаков, получивший свободу в глубокой старости, академик и проф. архитектуры И. Семенов (крепостной А. А. Аракчеева, получивший свободу в 40-х гг. 19 в.), И. И. Свиязев - преподаватель Горного ин-та и старший архитектор на постройке храма Христа Спасителя в Москве (40-е гг. 19 в.); в живописи - Ф. С. Рокотов, M. Шибанов, E. Камеженков (после освобождения - академик), И. П. Аргунов (умер крепостным), Н. И. Аргунов, В. А. Тропинин, О. А. Кипренский, Г. В. Сорока (освобожден по реформе 1861), Т. Г. Шевченко, П. М. Шмельков. Крупными представителями рус. муз. культуры 18 - нач. 19 вв. были крепостные: композитор М. А. Матинский, композитор и скрипач И. Е. Хандошкин, композитор и руководитель хоровой капеллы Шереметевых С. А. Дегтярев, композитор А. Л. Гурилев, хормейстер Г. Я. Ломакин. В области лит-ры, кроме Шевченко, были известны в 1-й пол. 19 в. И. С. Сибиряков, И. И. Варакин, С. Н. Олейничук, Ф. Н. Слепушкин, Е. И. Алипанов. Выходцами из крепостной среды были прогрессивные писатели 60-70-х гг. А. Кирпшциков и Ф. Д. Нефедов. Особенно значительна роль К. и. в развитии рус. театральной культуры 18-19 вв. Крупнейшими актерами крепостной сцены были П. И. Ковалева (по сцене Жемчугова), Т. В. Шлыкова (по сцене Гранатова), Мочалов-старший (отец великого трагич. актера), М. С. Щепкин, получивший свободу после 17 лет сценич. деятельности. Целые театр. коллективы из крепостных работали в столицах. В 70-80-х гг. 18 в. театр Шереметева в Кусково, а в 90-х гг. в Останкино по своему художеств. уровню не уступал лучшим профессион. театрам Москвы и Петербурга. В провинции были широко известны крепостные театры Каменского в Орле, Есипова в Казани, Шаховского в Н. Новгороде, Хорвата в с. Головчине Курской губ. Всего в кон. 18 - нач. 19 вв. насчитывалось св. 170 крепостных театров, из них 58 в Москве, 27 в Петербурге.

    Из крепостных вышли видные ученые 19 в. А. Никитенко, А. Теплоухов, С. Власов, И. Голышев, изобретатели братья Черепановы. Во 2-й четв. 19 в. начался процесс постепенного исчезновения К. и. Обучение и содержание "собственных" творческих коллективов становится экономически невыгодным, а иногда и просто невозможным. Большие культурные очаги типа Архангельского распадаются. Часть крепостных художников и музыкантов дисквалифицируется при использовании на хоз. должностях, часть, получив свободу, сливается с демократич. разночинной интеллигенцией. Целые крепостные оркестры и труппы приобретаются у владельцев дирекцией императорских театров, нек-рые крепостные театры в провинц. городах реорганизуются на коммерч. началах.

    Лит.: Сакулин П. Н., Крепостная интеллигенция" в кн.: Великая реформа, т. 3, М., 1911; Коц Е. С., Крепостная интеллигенция, Л., 1926; Дынник Т., Крепостной театр, М.-Л., 1933; Безсонов С. В., Крепостные архитекторы, М., 1938; Елизарова Н. A., Театры Шереметевых, М., 1944; Познанский В., Таланты в неволе, М., 1962.

    В. В. Познанский. Москва.

  3. Источник: Советская историческая энциклопедия