Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Хосе de Ribera, 1588—1656), прозванный в Италии Спаньолетто — испанский живописец и гравер; род. в Хативе (ныне Сан-Фелипе), в Валенсийском королевстве, сперва учился у Фр. де Рибальты, а потом переехал в Рим, где развился под влиянием Микеланджело да Караваджо. Несмотря на то что Р. имел случай познакомиться с произведениями Рафаэля, Карраччи и Корреджо и даже изучать их, манера письма и натуралистические тенденции Караваджо пришлись настолько ему по вкусу, что после нескольких работ, исполненных в духе вышеназванных живописцев, он окончательно примкнул к Караваджиевской школе. Переселившись в Неаполь, Р. очень быстро достиг здесь большой известности своими полными силы и мрачными по настроению сценами мучений святых. Здесь им была написана только одна картина в более спокойном стиле — известное "Снятие с креста" (в церкви С. Мартино, в Неаполе). Картины Р. отличаются мастерским письмом, оригинальностью композиции и превосходной светотенью; несмотря на эти достоинства, они, однако, не удовлетворяют эстетического вкуса нашего времени вследствие ярко проявляющейся в них натуралистической тенденции мастера, нередко впадающего в утрировку возможного в действительности. Особенно покровительствовали Р. неаполитанский вице-король, герцог Осуна, возведший художника в звание своего придворного живописца, а также монахи, по заказу которых им было написано немалое количество картин. В 1630 г. Р. был избран в члены римской академии св. Луки. По преданию, он отличался в высшей степени мрачным, завистливым и мстительным характером; например, говорят, что когда в Неаполь прибыли живописцы Гвидо Рени, Гесси и Доменикино, он, вместе с Караччоло и Коренцио, своими преследованиями принудил их оставить этот город. Под влиянием Р. развились Лука Джордано, Фальконе и Сальватор Роза. Из произведений Р. наибольшей известностью пользуются: "Сон Иакова", "Мучение Св. Варфоломея", "Пресвятая Троица" (в мадридском музее), "Поклонение Пастырей" (в Луврском музее, в Париже), "Мучение св. Лаврентия", "Св. Мария Египетская" (в дрезденской галерее), "Снятие с Креста" и "Смерть Сенеки" (в мюнхенской пинакотеке). В Императорском Эрмитаже находятся 5 несомненных картин Р.: "Св. Севастиан" (№ 330), тот же святой (№ 331), "Св. Иероним, внимающий звуку небесной трубы" (№ 333), "Св. Иероним в сирийской пустыне" (№ 332) и "Св. Прокопий богемский" (№ 334). Р. известен также как гравер, исполнивший 26 листов, из которых лучшими считаются: "Бахус с двумя сатирами" и портрет Дона-Хуана Австрийского.

    А. А. С—в.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Ribera)

    (прозвище — Спаньолетто; Spagnoletto) Хусепе де [17.2(?).1591, Хатива, Валенсия, — 2.9.1652, Неаполь], испанский живописец и гравёр. Учился, вероятно, у Ф. Рибальты в Валенсии. В 1613 уехал в Италию, в 1616—18 работал в Неаполе, где стал придворным живописцем испанских вице-королей. Примкнул к Караваджизму. В ранних произведениях Р. (в том числе в офортах, 1620-е гг.) преобладают резкие контрасты света и тени; для творчества Р. 1620—30-х гг. характерны драматические сцены мученичества, в которых подчёркивается победа воли над физическим страданием, полуфигурные изображения философов древности и святых, трактованных как народные типы («Демокрит», 1630, Прадо, Мадрид). С середины 1630-х гг. Р., сохраняя суровый реализм образного строя, всё чаще переходит к более уравновешенным решениям; светотень в его произведениях становится мягче, цветовая гамма насыщается золотистыми или серебристыми оттенками [полные возвышенной человечности евангельские и библейские композиции («Поклонение пастухов», 1638, Музей изящных искусств, Гренобль), проникновенно-лирические женские образы («Святая Инесса», 1641, Картинная галерея, Дрезден), мифологические и жанровые картины («Хромоножка», см. илл.)].

    Лит.: Знамеровская Т. П., Творчество Хусепе Риберы и проблема народности испанского реалистического искусства, Л., 1955; Du Gué Trapier E., Ribera, N. Y., 1952: Brown J., Jusepe de Ribera: prints and drawings, Princeton, 1973.

    Х. Рибера. «Хромоножка». 1642. Лувр. Париж.

    Х. Рибера.

    Х. де Рибера. «Святая Инесса». 1641. Картинная галерея. Дрезден.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  5. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона