Словарь Брокгауза и Ефрона

    скульптор, один из первых питомцев Императорской академии художеств (1744-1810). Он учился в академии с 1759 по 1767 г., а затем, будучи отправлен за границу в качестве пенсионера Академии, совершенствовался в искусстве в Париже под руководством Лемуана и в Риме — через изучение антиков. По возвращении своем в Петербург вылепил группу "Прометей", за которую в 1769 г. был признан назначенным в академики и определен состоять при академии. В 1776 г. за барельеф "Меркурий отдает Бахуса нимфам" получил звание академика, в следующем году был сделан адъюнкт-профессором, в 1780 г. стал заседать в академическом совете, в 1782 г. возведен в звание профессора, в 1794 г. получил должность адъюнкт-ректора академии по разряду скульптуры и, наконец, с 1802 г. по конец своей жизни был ректором. Из его произведений особенного внимания заслуживают памятник кн. А. М. Голицыну в Александро-Невской лавре и барельефы на фасаде Казанского собора в СПб. "Благовещение", "Бегство во Египет", "Покров Пресв. Богородицы" и "Рождество Христово".

    А. С-в.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Гордеев Федор Гордеевич [1744, Царское Село, ныне г. Пушкин (?), — 23.1(4.2).1810, Петербург], русский скульптор. Сын скотника. Учился в петербургской АХ (1759—67) у Н. Ф. Жилле, в 1767—72 — в Париже у Ж. Б. Лемуана и в Риме. В 1776 получил звание академика, с 1782 профессор, с 1802 ректор АХ. Раннее произведение «Прометей» (гипс, 1769, Третьяковская галерея; бронза — Русский музей, Ленинград) отличается драматичностью композиции в духе барокко и напряжённой экспрессией лепки. Позднее Г. тяготел к простоте, ясности и спокойствию, характерным для классицизма. Тонкой пластической разработкой, образующей мягкие светотеневые переходы, и величавой грацией ритма отмечены рельефы Г. (для фасадов и интерьеров Останкинского дворца в Москве, 1794—98; для фасадов Казанского собора в Ленинграде, 1804—07) и элегичные мраморные надгробия (Н. М. Голицыной, 1780, Д. М. Голицына, 1799, — оба в научно-исследовательском музее архитектуры им. А. В. Щусева. Москва; А. М. Голицына, 1788, Музей городской скульптуры, Ленинград). Г. руководил отливкой бронзовых статуй для фонтанов Петергофа (ныне Петродворец) и установкой памятников Петру I работы Э. М. Фальконе и А. В. Суворову работы М. И. Козловского в Петербурге.

    Лит.: Рогачевский В., Федор Гордеевич Гордеев, Л. — М., 1960.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ГОРДЕЕВ Федор Гордеевич (1744-1810) - российский скульптор. От драматических композиций в духе барокко ("Прометей", 1769) перешел к классицистическим произведениям (рельефы дворца в Останкине, 1794-98, надгробие Н. М. Голицыной).

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    Горде́ев Фёдор Гордеевич

    (1744—1810), российский скульптор. От драматических композиций в духе барокко («Прометей», 1769) перешёл к ясным и спокойным образам, характерным для пластики классицизма, проявляя, однако, определённые колебания в следовании его принципам (надгробие Н. М. Голицыной, 1780; рельефы дворца в Останкине 1794—98).

    * * *

    ГОРДЕЕВ Федор Гордеевич

    ГОРДЕ́ЕВ Федор Гордеевич (1744—1810), русский скульптор. От драматических композиций в духе барокко(см. БАРОККО) («Прометей», 1769) перешел к классицистическим произведениям (рельефы дворца в Останкине, 1794—98, надгробие Н. М. Голицыной).

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: