Большая Советская энциклопедия

    (Congreve)

    Уильям (10.2.1670, Бардеи, Йоркшир, — 19.1.1729, Лондон), английский драматург. Происходил из аристократической семьи. Изучал в Дублине право. В комедиях «Старый холостяк» (1693), «Двоедушный» (1693), «Любовь за любовь» (1695, рус. пер. 1965), «Пути светской жизни» (1700) с большим драматургическим мастерством изобразил развращённые нравы аристократии, не пытаясь, однако, ни морализировать, ни обличать порочность светского общества.

    Соч.: The complete works, v. 1—4, [L.], 1923; в рус. пер. — Пути светской жизни. [Отрывок], в кн.: Хрестоматия по западноевропейской литературе XVII в. Сост. Б. И. Пуришев, М., 1949.

    Лит.: История западно-европейского театра, т. 1, М., 1956; William Congreve, ed. by В. Morris, L. — Totowa (N. J.), [1972].

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Литературная энциклопедия

    Конгрив

    КОНГРИВ Виллиам (William Congreve, 1670—1729) — английский драматург. Творчество К. падает на годы царствования Вильгельма III (Оранского), когда театр, живший традицией галантной комедии и классической трагедии, находился в руках аристократов. Однако тори, создавшие при последних Стюартах, бытовую комедию (Уичерли), к 90-м гг. стали терять почву под ногами.

    К. дебютирует в 1693 комедией «Старый холостяк»; в том же году появляется его «Двойной интриган»; в 1695 — «Любовь за любовь», в 1698 — «Тоскующая невеста» (трагедия); в 1700 — «Как водится в свете». За исключением трагедии, достаточно бледной и не подымающейся над средним уровнем обычной декламационной условности, пьесы К. являют весьма симптоматический путь поисков сценической лит-ой формы: «Старый холостяк» — механическое соединение многих равноправных интриг, без объединяющей их фабулы; «Двойной интриган» — натянутая попытка построить пьесу по «Аристотелевым правилам» (на трех единствах); «Любовь за любовь» — искусственное скрепление двух различных фабул единым центральным персонажем; «Как водится в свете» — довольно типичная «драма для чтения», построенная настолько запутанно, что лишь к середине третьего акта удается разобраться во взаимоотношениях персонажей.

    Творчество К. замыкает цикл, известный под названием «комедия Реставрации». Мнение о французском влиянии на К. и его школу значительно преувеличено. Основная традиция здесь — елизаветинская. Грубый и натуралистический юмор английских драматургов XVI в. завершается у К. (через Уичерли) сплошным фейерверком каламбуров и острословия (особенно — «Как водится в свете»), своеобразной галантной прециозностью. Строение всей пьесы и парно рифмованный стих пролога у К. также характерны для позднеелизаветинской традиции.Библиография:

    I. Полное собр. сочин. (последнее), 4 vv., ed. Montague Summers, 1923.

    II. Bennewitz A., Congreve und Moliere, 1890; Schmidt D., Congreve’s Leben und seine Lustspiele, 1897; Gosse E., Life of William Congreve, 2 ed., 1924; Protopopesco D., Un classique moderne, W. Congreve, P., 1924; Henry Ten Eyck Perry, The comic spirit in Restoration drama, изд. Иэльского университета, 1925.

    III. Dobree B., Restoration comedy, Oxford, 1925.

  3. Источник: Литературная энциклопедия