Большая Советская энциклопедия

    («Опера́ коми́к»)

    Театр комической оперы («Théâtre de l'Opéra-Comique»), французский музыкальный театр. Основан в 1715 в Париже как временный театр на Сен-Жерменской ярмарке; в 1745 был закрыт. Вновь открыт в 1752, а в 1762 слит с театром «Комеди Итальенн». Существовал под различными названиями; в 1801, объединившись с театром «Фейдо», снова стал называться «О. к.». Вначале на сцене театра шли фарсы, комедии, водевили, пьесы с музыкой. В период Великой французской революции ставились «оперы спасения» Л. Керубини, Ж. Ф. Лесюэра, А. Э. Гретри и др. (см. Опера).В 19 в. театр стал крупным центром национального оперного искусства (с 1806 — государственный). Здесь впервые были поставлены оперы — «Кармен» Бизе (1875), «Лакме» Делиба (1883), «Манон» Массне (1884) и др., шли оперы Дж. Пуччини, Р. Штрауса, М. Равеля, Ж. Ибера, Д. Мийо, А. Русселя. После 2-й мировой войны 1939—45 «О. к.» ставила также произв. Ф. Пуленка, И. Стравинского и др. современных композиторов. Балетные постановки в театре осуществляются с начала 20 в. С 1973 «О. к.» функционирует как оперная студия, где работают молодые певцы, дирижёры, режиссёры, Здание «О. к.» построено в 1898, архитектор Л. С. Бернье.

    Лит.: WoIff S., Un démi-siècle d'Opéra Comique (1910—1950), v. 2, P., 1953.

    В. В. Тимохин.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    "ОПЕРА КОМИК" (театр комической оперы; Theatre de l Opera-Comique) - музыкальный театр в Париже. Основан в 1715, с 1801 современное название, с 1806 государственный. В 1972 закрыт. С 1973 Парижская оперная студия.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    ОПЕРА КОМИК

    «ОПЕРА́ КОМИ́К» (Театр комической оперы; Theatre de l"Opera-Comique), музыкальный театр в Париже. Основан в 1715, с 1801 современное название, с 1806 государственный. В 1972 закрыт. С 1973 Парижская оперная студия.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Музыкальная энциклопедия

    Театр комической оперы ("Theatre de l`Opera-Comique"),- франц. муз. т-р. Осн. в 1715 в Париже на Сен-Жерменской ярмарке как временный т-р (здесь впервые давались драматич. представления с муз. номерами), в 1745 был закрыт. Вновь открыт в 1752, а в 1762 слит с т-ром "Комеди Итальенн"; с 1783 назывался т-р "Фавар". В 1801, объединившись с т-ром "Фейдо", получил наименование "О. к.". С 1806 т-р стал государственным. Совр. здание построено в 1898 (арх. Л. С. Бернье). На сцене т-ра шли фарсы, комедии, водевили, пьесы с музыкой, комические оперы. В период Великой франц. революции в репертуаре были "оперы спасения" Л. Керубини, Э. Мегюля, Н. Далейрака, А. Э. М. Гретри, Ф. А. Филидора. В 19 в. т-р стал крупным центром нац. оперного иск-ва. В 1-й трети 19 в. ставились произв. А. Буальдьё ("Жан Парижский", 1812; "Белая дама", 1825), Ф. Обера ("Фра-Дьяволо", 1830), Ф. Герольда ("Цампа, или Мраморная невеста", 1831) и др.; в 1846 состоялось исполнение драматич. легенды Г.Берлиоза "Осуждение Фауста". Событием в истории т-ра явилась первая пост. оперы Ж. Бизе "Кармен" (1875). В "О. к." обрели сце-нич. жизнь оперные произв. мн. франц. композиторов, в т. ч. "Сказки Гофмана" Оффенбаха (1881), "Лакме" (1883); "Манон" Массне (1884), "Король из города Ис" Лало (1888), "Луиза" Шарпантье (1900). С нач. 20 в. осуществляются балетные пост. В 1902 т-р пост. оперу К. Дебюсси "Пеллеас и Мелизанда", означавшую новый этап в истории франц. оперы. В 1-й четв. 20 в. ставятся произв. П. Дюка, М. Равеля, Г. Форе, Р. Штрауса, в 30-40-е гг. репертуар пополняется соч. Дж. Пуч-чини, П. Масканьи, Д. Мийо, Ж. Ибера, А. Русселя и др. В разное время в т-ре выступали: певцы - Ж. Феральди, Ф. Хелди, Ж. Рогачевский, Р. Бурден, Ж. Мишо, Н. Валлен и др.; дирижёры - А. Буссер, Р. Дезормьер и др. После 2-й мировой войны 1939-45 т-р показал оперы: "Похождения повесы" Стравинского (1953), "Человеческий голос" Пуленка (1959), "Замок герцога Синяя Борода" Бартока (1959), "Ночной полёт" Даллапикколы (1960), "Долорес" Жоливе (1961), "Принцесса Полина" Томази (1962), "Последний дикарь" Менотти (1963), "Огненный ангел" Прокофьева (1964), "Катя Кабанова" Яначека (1967), "Поругание Лукреции" Бриттена (1971). Т-р уделяет большое внимание зап.-европ. классике, в 50-70-е гг. ставились: "Сельская честь" Масканьи, "Паяцы"; "Мирейль" Гуно, "Лакме", "Миньон", "Вертер"; "Беатриче и Бенедикт" Берлиоза, "Севильский цирюльник"; "Девушка с Запада" и "Мадам Баттерфляй" Пуччини. В 60-70-е гг. на сцене "О. к." выступали: известные франц. певцы- М. Меспле, Ж. -Барбье, А. Ланс, С. Саррока, Ж. Пи, А. Ванцо, M. Py, P. Сойер, M. Сенешаль, Э. Манше, К. Депра и др.; дирижёры - X. Эчеверри, П. Этуэн, Ж. Себастьян, М. Розенталь, Ж. Периссон, А. Вольф, П. Дерво и др. В связи с острым финансовым дефицитом решением Мин-ва культуры Франции т-р "О. к." был закрыт 1 апр. 1972 и с 1973 функционирует как Парижская оперная студия (Opйra studio de Paris). Здесь работают молодые певцы, дирижёры, режиссёры, ставятся экспериментальные спектакли (соч. совр. композиторов).

    Литература: Soubies A., Malherbe Ch., Prйcis de l'histoire de l'Opйra-Comique, P., 1887; их же, Histoire de l'Opйra-Comique. La seconde salle Favart, v. 1-2, P., 1892-93; Wolff S., Un demi-siиcle d'Opйra-Comique (1900-1950), (P., 1953).В. В. Тимохин.

  7. Источник: Музыкальная энциклопедия



  8. Музыкальная энциклопедия

    (франц. opera comique - комич. опера) - франц. разновидность комической оперы, сложившаяся в сер. 18 в. Господствовавшие на франц. сцене "большие" героико-мифологич. оперы Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо к тому времени перестали соответствовать вкусам и требованиям новой, более демократич. бурж. аудитории. Из "больших" опер был изгнан комедийный элемент, получавший муз. воплощение лишь в рамках драм. спектаклей гл. обр. т-ра "Комеди Итальенн" и особенно ярмарочных т-ров Парижа. Ярмарочные спектакли, остросатирич. по направленности, высмеивающие нравы "высших" слоёв общества, а также зависимое от вкусов аристократии иск-во привилегированных т-ров (в частности, "Корол. академии музыки"), преследовались правящими кругами. Термин "комич. опера" утвердился в ярмарочном т-ре в связи с пародиями на большую оперу (1715). Первоначально осн. авторами комич. опер были драматурги А. Р. Лесаж, Дорневаль, А. Пирон, Ш. С. Фавар, с к-рыми сотрудничали комп. К. Жилье, Ж. Муре, П. Ф. Л'Аббе и др. В 40-х гг. 18 в. в пьесах Фавара смягчился фарсово-сатирич. элемент, появились "благородная чувствительность", "пейзанская" тематика, одноврем. он стал шире и гибче использовать бытующие водевильные напевы. Формированию жанра О. к. способствовала пост. в 1752 в Париже оперы-буффа "Служанка-госпожа" Перголези, встретившей горячую поддержку со стороны крупнейших деятелей франц. Просвещения (см. "Война буффонов"). Важную роль в утверждении нового типа муз. спектакля сыграла радикально-демократизированная (легендарных героев сменили простые люди с их повседневными интересами) пастораль Ж. Ж. Руссо "Деревенский колдун" (1752), написанная в форме итал. буффонной интермедии с речитативами. С этого времени началось развитие франц. комич. оперы как собственно муз.-театр. жанра, авторская гегемония перешла к композитору. С кон. 1750-х гг. в Париже работал итал. комп. Э. Р. Дуни, написавший ряд произв. в жанре О. к. (оперы "Два охотника и молочница", 1763; "Жнецы", 1768, и др.). В отличие от итал. оперы-буффа, в О. к. утвердилось чередование муз. номеров с разговорными диалогами, она приобрела большую социальную заострённость и разнохарактерность тематики (от бытового реализма до сказочной феерии и экзотики). В 60-х гг. 18 в. О. к. сблизилась с бурж. сентиментальной "серьёзной комедией". Это стимулировало муз.-драматургич. усложнение партитур, связанное с общими достижениями классич. симфонизма, особенно у Ф. А. Филидора ("Том Джонс", 1765), П. А. Монсиньи ("Дезертир", 1769), А. Э. М. Гретри ("Люсиль", 1769) и др. Эти композиторы в сотрудничестве с либреттистами Фаваром, Ж. Ф. Мармонтелем и особенно М. Ж. Седеном создали яркие образцы нац. комич. оперы. В 70-80-х гг. Гретри значительно раздвинул образно-художественную сферу О. к., внёс в неё черты лирич. поэтизации и предромантич. колористичности (историко-легендарная опера "Ричард Львиное сердце", 1784, и др.). Отсюда (а также от реформированной К. В. Глюком лирической трагедии) пролегли пути к "опере спасения". На рубеже 18-19 вв. значит. успех имели произв. А. Н. Дезеда, Н. Далейрака, Э. Мегюля. В 1-й пол. 19 в. выделялись комич. оперы А. Буальдьё ("Белая дама", 1825), Ф. Герольда ("Цампа", 1831), Н. Изуара, А. Адана и особенно Ф. Обера (яркий образец жанра О. к.-"Фра-Дьяволо", 1830), к-рым свойственны черты романтизма. В дальнейшем за О. к. сохранились лишь внешние, формальные черты этого жанра (использование разговорных диалогов). В рамках О. к. была создана трагедийная опера "Кармен" Бизе (1875). С О. к. генетически связаны лирическая опера и оперетта, ответвившиеся от неё в сер. 19 в.

    Литература: Ливанова Т., История западноевропейской музыки до 1789 года, М.-Л., 1940; Хохловкина A., Западноевропейская опера. Конец XVIII - первая половина XIX века. Очерки, М., 1962; Pougin A., L'opйra comique pendant la rйvolution de 1788 а 1801, P., 1891; Cucuel G., Les crйateurs de l'opйra comique franзais, P., 1914; La Laurencie L. de, L'opйra comique, в кн.: Encyclopйdie de la musique et dictionnaire du conservatoire..., fondateur A. Lavignac, pt. 1, (v. 3), P., 1913 (рус. пер. - Ла Лоранси Л., Французская комическая опера XVIII века, М., 1937).В. Н. Брянцева.

  9. Источник: Музыкальная энциклопедия



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: