«Госсек Франсуа Жозеф»

Госсек Франсуа Жозеф в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Госсек Франсуа Жозеф»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    Госсек (Gossec) Франсуа Жозеф (17. 1.1734 деревня Вернье провинции Эно, Бельгия, — 16.2.1829 Пасси близ Парижа) французский композитор член института Франции (1795). По происхождению бельгиец. Родился в семье крестьянина, С 1751 жил в Париже где работал капельмейстером, руководил основанным им в 1770 обществом «Концерты любителей», реорганизовал в 1773 «Духовные концерты», учредил в 1784 Королевскую школу пения и декламации, на основе которой в 1793 возник Национальный музыкальный институт (с 1795 — консерватория). Профессор и один из инспекторов Парижской консерватории, г. в 1816 при реставрации Бурбонов, как убеждённый республиканец, был отстранён от работы. Родоначальник французкой симфонии (написал 29 симфоний; 1-ю в 1754). Крупнейший музыкальный деятель Великой французской революции, дирижёр оркестра Национальной гвардии, автор массовых музыкальных композиций для народных революционных празднеств и шествий √ гимнов (Дифирамб Федерации), песен (Песня 14 июля), монументальных произведений для духового оркестра (симфонии, Тедеум, Скорбный марш и др.), проникнутых революционно- патриотическим духом. Среди опер Г. (около 20) «Сабин» (1773), «Тесей» (1782), «Триумф Республики, или Лагерь при Гранпре» (1793), ряд комических опер. Г. написал также оратории, мессы, квартеты, методические пособия по теории музыки.

    Лит:. Тьерсо Ж., Песни и празднества французской революции, пер. с франц., М., 1933; Радиге А., Музыканты эпохи Великой французской революции, пер. с франц., М., 1934; Prod'homme J., F. J. Gossec, Р., 1949.

    Б. С. Штейнпресс.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедический словарь

    Госсе́к Франсуа Жозеф

    (Gossec) (1734—1829), французский композитор. Дирижёр оркестра Национальной гвардии в период Французской революции конца XVIII в., автор монументальных вокально-оркестровых композиций, опер («Триумф Республики, или Лагерь при Гранпре», 1793), гимнов, маршей. Основатель Королевской школы пения и декламации (1784; с 1795 — консерватории). Родоначальник французской симфонии.

    * * *

    ГОССЕК Франсуа Жозеф

    ГОССЕ́К (Gossec) Франсуа Жозеф (1734—1829), французский композитор. Дирижер оркестра Национальной гвардии во время Великой французской революции, автор монументальных вокально-оркестровых композиций, опер («Триумф Республики, или Лагерь при Гранпре», 1793), гимнов, маршей. Основатель Королевской школы пения и декламации (1784; с 1795 — консультант). Родоначальник французской симфонии.

  3. Источник: Энциклопедический словарь



  4. Музыкальный словарь

    ( 17 I 1734, Верньи, Эно, Бельгия - 16 II 1829, Пасси, близ Парижа)

    Французская буржуазная революция XVIII в. "видела в музыке великую социальную силу" (Б. Асафьев), способную мощно воздействовать на мышление и поступки как отдельных людей, так и целых масс. Одним из музыкантов, владевших вниманием и чувствами этих масс, был Ф. Госсек. К нему обращается поэт и драматург Революции М. Ж. Шенье в стихотворении О власти музыки: "Гармоничный Госсек, когда твоя траурная лира провожала гроб автора Меропы" (Вольтера. - С. Р.), "вдали, в жутком мраке, слышались протяжные аккорды похоронных тромбонов, глухой рокот затянутых барабанов и унылые завывания китайского гонга".

    Один из крупнейших музыкальнообщественных деятелей, Госсек начал свой жизненный путь далеко от культурных центров Европы, в небогатой крестьянской семье. К музыке он приобщился в певческой школе при кафедральном соборе Антверпена. Семнадцати лет молодой музыкант уже в Париже, где находит покровителя - выдающегося французского композитора Ж. Ф. Рамо. Всего лишь через 3 года Госсек возглавил один из лучших оркестров Европы (капеллы генерального откупщика Ла Пуплиньера), которым руководил на протяжении восьми лет (1754-62). В дальнейшем энергия, предприимчивость и авторитет Госсека обеспечили ему службу в капеллах принцев Конти и Конде. В 1770 г. он организовал общество "Концерты любителей", а в 1773 - преобразовал основанное еще в 1725 г. общество "Духовные концерты", исполняя при этом обязанности преподавателя и хормейстера Королевской академии музыки (будущей Grand Opera). Из-за низкого уровня подготовки французских вокалистов требовалась реформа музыкального образования, и Госсек взялся за организацию Королевской школы пения и декламации. Возникнув в 1784 г., она в 1793 г. переросла в Национальный музыкальный институт, а в 1795 - в консерваторию, профессором и ведущим инспектором которой Госсек оставался до 1816г. Вместе с другими профессорами он работал над учебниками по музыкально-теоретическим дисциплинам. В годы Революции и Империи Госсек пользовался большим авторитетом, но с наступлением эпохи Реставрации восьмидесятилетний композитор-республиканец был отстранен от работы в консерватории и от общественной деятельности.

    Диапазон творческих интересов Госсека очень широк. Он писал комические оперы и лирические драмы, балеты и музыку к драматическим спектаклям, оратории и мессы (в т. ч. реквием, 1760). Наиболее ценной частью его наследия стала музыка для церемоний и празднеств Великой французской революции, а также инструментальная музыка (60 симфоний, ок. 50 квартетов, трио, увертюр). Один из крупнейших французских симфонистов XVIII в., Госсек особенно был ценим своими современниками за умение придать оркестровому произведению французские национальные черты: танцевальность, песенность, ариозность. Возможно, поэтому его часто называют основоположником французской симфонии. Но поистине неувядающая слава Госсека - в его монументальной революционно-патриотической песне. Автор "Песни 14 июля", хора "Пробудись, народ!, Гимна Свободе, Те Deum" (для 200 исполнителей), знаменитого Траурного марша (ставшего прообразом траурных маршей в симфонических и инструментальных произведениях композиторов XIX в.), Госсек пользовался простыми и понятными широкому слушателю интонациями, музыкальными образами. Их яркость и новизна были таковы, что память о них сохранилась в творчестве многих композиторов XIX столетия - от Бетховена до Берлиоза и Верди.

  5. Источник: Музыкальный словарь