«Заньковецкая»

Заньковецкая в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Заньковецкая»

Источники

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Марья Константиновна, псевдоним) — талантливая малорусская артистка (урожденная Адасовская), кончила курс женской гимназии в Чернигове. Выступала сначала как любительница, а с 1882 г. с огромным успехом играла в труппе Кропивницкого и др. в разных южных городах. Гастроли в Москве и Петербург создали ей большую известность. Заньковецкая играет самые разнообразные роли, начиная с веселых, вроде Приськи ("По ревизии"), и кончая глубоко-драматическими в пьесах "Наймычка", "Доки сонце зiйде, роса очы выисть", "Не так склалося, як ждалося" и др. Во всем своем объеме задушевный талант ее выступает в ролях беззаветно любящих и кротких молодых женщин. В Петербурге З. с успехом выступала и в "Татьяне Репиной", рус. пьесе.

    В. Б.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (настоящая фамилия Адасовская)

    Мария Константиновна [22.7(3.8).1860, деревня Заньки, ныне Черниговской области, — 4.10.1934, Киев], украинская советская актриса и театральный деятель, народная артистка УССР (1922). Родилась в семье обедневшего помещика. С юных лет выступала в любительских спектаклях и концертах (обладала красивым меццо-сопрано). В 1882 дебютировала на профессиональной сцене.

    Работала в крупнейших украинских труппах под руководством М. Л. Кропивницкого, М. П. Старицкого, Н. К. Садовского, П. К. Саксаганского, И. К. Карпенко-Карого и др. В 1907 вместе с Садовским организовала первый украинский театр в Киеве. После Октябрьской революции возглавляла Народный театр в Нежине (1918), участвовала (совместно с Саксаганским) в создании Народного театра в Киеве (1918, ныне Украинский драматический театр им. М. Заньковецкой во Львове). Сценическое творчество З. характеризовалось искренностью переживаний, простотой и непосредственностью, огромным мастерством внутреннего и внешнего перевоплощения. Искусство З. оказало большое воздействие на развитие украинской драматургии; лучшие пьесы украинских драматургов 80—90-х гг. 19 в. были написаны под её непосредственным влиянием. Среди глубоко реалистических образов, созданных З., особенное признание получили: Наталка, Терпилиха («Наталка-Полтавка» Котляревского), Галя («Назар Стодоля» Шевченко), Олена, Зинька («Пока солнце взойдёт, роса очи выест», «Мироед, или Паук» Кропивницкого), Харитина, София («Наймичка», «Бесталанная» Карпенко-Карого), Аза («Цыганка Аза» Старицкого).

    З. была первой украинской актрисой, завоевавшей признание широких демократических кругов всей России. В составе украинских трупп гастролировала в Петербурге, Москве и др. городах. Искусство З. высоко ценили Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, П. И. Чайковский, К. С. Стапиславский, Вл. И. Немирович-Данченко, М. Н. Ермолова, И. Е. Репин и др.

    Лит.: М. К. Заньковецька, [Київ — Xapkiв], 1937; Чаговець В., Mapiя Заньковецька на шляхах життя i творчостi, Київ, 1949; Дурилiн С. М., Mapiя Заньковецька, Київ, 1955.

    М. К. Заньковецкая.

    М. К. Заньковецкая в роли Харитины («Наймичка» И. К. Карпенко-Карого).

    М. К. Заньковецкая в роли Азы («Цыганка Аза» М. П. Старицкого).

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.