Большая Советская энциклопедия

    I

    Хетагу́ров

    Георгий Иванович [12(25).4.1903, селение Цми, ныне селение Зарамаг Алагирского района Северо-Осетинской АССР, — 3.9.1975, Москва], генерал армии (1968), Герой Советского Союза (6.4.1945). Член КПСС с 1924. В Красной Армии с 1920. Участник Гражданской войны 1918—20. Окончил Киевскую объединённую военную школу (1926), Высшие академические курсы при Высшей военной академии им. К. Е. Ворошилова (1949). В Великую Отечественную войну 1941—45 командующий артиллерией механизированного корпуса, начальник штаба 30-й (ноябрь 1941 — декабрь 1942), 3-й гвардейской (декабрь 1942 — декабрь 1943), 1-й гвардейской (январь — апрель 1944) армий; командир стрелковой дивизии (май 1944 — апрель 1945) и стрелкового корпуса (с апреля 1945). Участвовал в Московской и Сталинградской битвах, в освобождении Донбасса, Правобережной Украины, Белоруссии и Польши, в Висло-Одерской, Восточно-Померанской, Берлинской и Харбино-Гиринской операциях. Командовал Северной группой войск (1958—63), войсками Прибалтийского военного округа (1963—71). С 1971 военный инспектор-советник Группы генеральных инспекторов министерства обороны СССР. Депутат Верховного Совета СССР 5—8-го созывов. Награжден 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 5 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 1-й степени, Кутузова 1-й и 2-й степеней, Красной Звезды и медалями, а также несколькими орденами и медалями социалистических стран.

    Г. И. Хетагуров.

    II

    Хетагу́ров

    Коста (Константин) Леванович (печатался под именем Коста) [3(15).10.1859, с. Нар, ныне Алагирского района Северо-Осетинская АССР, — 19.3(1.4).1906, с. Георгиевско-Осетинское Кубанской области, ныне село им. Коста Хетагурова Карачаево-Черкесской АО, похоронен во Владикавказе, ныне Орджоникидзе], осетинский поэт, общественный деятель, революционный демократ. Основоположник осетинской литературы. Вырос в горской крестьянской семье. В 1881—85 студент петербургской АХ, которую не закончил из-за тяжёлого материального положения. В 1885—91 жил во Владикавказе, где вёл преимущественно просветительскую деятельность; за публицистические выступления был выслан на 5 лет из Терской области С февраля 1893, будучи сотрудником газеты «Северный Кавказ» (Ставрополь), вёл идеологическую и политическую борьбу против царской администрации на Кавказе. В 1902 — во Владикавказе. В 1903 тяжело заболел, вернуться к общественной и творческой деятельности не мог.

    Х. писал на осетинском и русском языке стихи, рассказы, пьесы, статьи. На Кавказе и в России был известен преимущественно как публицист, в Осетии — как поэт. Из-за отсутствия периодической печати на осетинском языке Х. выступал исключительно в русской прессе. Публицистика принесла ему славу неподкупного заступника горских народов Кавказа, борца против нищеты, политического бесправия горцев, административного насилия, культивирования темноты, невежества и национальной розни. Наиболее значительны его статьи «Владикавказские письма» (1896), «Накануне» (1897), «Насущные вопросы» (1901) и др. Продолжая традиции русских революционных демократов, Х., по существу, был поборником интернационального единения равноправных народов России.

    Поэтическое наследие Х. обширно: лирические стихи, романтические и сатирические поэмы, басни, стихи для детей, народные предания и притчи к оригинальной художественной трактовке. Стихи и поэмы, написанные на русском языке («Стихотворения»), вышли отдельным изданием в 1895 в Ставрополе. Но всю силу и обаяние поэтического таланта Х. можно ощутить по произведениям, написанным на родном языке, вошедшим в сборнике «Осетинская лира» (1839). Центр поэтического мира Х. — вопрос об исторической судьбе родного народа. Этой теме посвящены поэмы «Фатима» (1889), «Перед судом» (1893), «Плачущая скала» (1894) и обширный этнографический очерк «Особа» (1894). Грядущее и Свобода — любимые поэтические категории Х. Он был певцом бедноты. В его поэзии мысль о народной нищете, о бесправии народа присутствует постоянно. Сатирическая поэма «Кому живётся весело» (1893) посвящена публицистическому обличению «грабителей народной нищеты». Творческое наследие Х. в годы Советской власти получило всесоюзное признание, его произведения переведены почти на все языки народов СССР и на многие европейские языки. Х. был также первым осетинским живописцем. Последователь русских художников демократического направления, Х. с большим сочувствием показывал в своих жанровых картинах жизнь простого народа, писал портреты, пейзажи Кавказа.

    В 1939 в Орджоникидзе организован дом-музей Х.; в 1955 там же установлен памятник писателю (скульптор С. Д. Тавасиев, архитектор И. Г. Гайнутдинов).

    Соч.: Собр. соч., т. 1—5, М., 1959—61; Осетинская лира, Орджоникидзе, 1970.

    Лит.: Хадарцева А., Творческая история «Осетинской лиры», Орджоникидзе, 1955; Джусойты Н., Тема Кавказа в русской литературе и в творчестве Коста Хетагурова, Сталинир, 1955; его же, Коста Хетагуров. Очерк творчества, Сталинир, 1958; Гаккаев К., О языке и стиле Коста Хетагурова, Орджоникидзе, 1957; Салагаева З., Коста Хетагуров и осетинское народное творчество, Орджоникидзе, 1959; Баглаев И., Романтическая поэма Коста Хетагурова «Фатима», Орджоникидзе, 1970.

    Н. Джусойты.

    Коста Хетагуров. «Дети-каменщики». 1886—90. Северо-Осетинский республиканский художественный музей им. М. С. Туганова. Орджоникидзе.

    К. Хетагуров.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Современная энциклопедия

    ХЕТАГУРОВ Коста (Константин) Леванович (1859 - 1906), осетинский поэт, художник, общественный деятель.

  3. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  4. Литературная энциклопедия

    Хетагу́ров

    Коста (Константин) Леванович (1859, с. Нар, ныне Алагирского р-на Северной Осетии – 1906, с. Георгиевско-Осетинское, ныне с. им. Коста Хетагурова Карачаево-Черкесии), осетинский поэт и общественный деятель. Сын военнослужащего, вырос в семье горских крестьян. Учился в петербургской Академии художеств (1881—85). Жил во Владикавказе, устраивал выставки картин, музыкально-литературные вечера, содействовал развитию театра и школьного образования в Осетии. Активный публицист, редактор оппозиционной газеты «Северный Кавказ» (1893–1903). Подвергался репрессиям. Писал лирические стихи, романтические и сатирические поэмы, басни, стихи для детей, в оригинальной трактовке излагал народные предания и притчи: сборник стихов «Осетинская лира» (1899), поэмы «Фатима» (1889), «Перед судом», «Кому живётся весело» (обе – 1893), «Плачущая скала» (1894) – на осетинском языке; сборник «Стихотворения» (1895) – на русском. Оставил также рассказы и пьесы, обширный этнографический очерк «Особа» (1894). Основоположник осетинской литературы, чьими любимыми поэтическими категориями были Грядущее и Свобода, неподкупный защитник горцев Кавказа, обличитель социального зла («грабителей народной нищеты») и национальной розни, Хетагуров был также первым осетинским живописцем: жанровые картины, в т. ч. «Дети-каменщики» (1886—90), пейзажи, портреты.

  5. Источник: Литературная энциклопедия



  6. Философская энциклопедия

    ХЕТАГУРОВ

    Коста Леванович [3(15) окт. 1859 – 19 марта (1 апр.) 1906] – осетинский поэт, мыслитель, революционный демократ, основоположник национальной литературы. Окончил Ставропольскую гимназию (1881), учился в Петербургской Академии художеств. Его мировоззрение сформировалось под влиянием идей рус. рев. демократизма. Вернувшись в Осетию, развернул широкую обществ.-революц. и просветительскую деятельность. Подвергался преследованиям и ссылкам.

    В понимании сути обществ. процессов X., подобно рус. рев. демократам, был идеалистом, хотя и высказывался по ряду вопросов в материалистич. духе. Так, напр., обществ. психологию, развитие культуры и т.п. X. считал обусловленными материальными условиями жизни. Подчеркивая историч. важность для Осетии ее присоединения к России, X. выступал против колон. политики царизма. Занимаясь проблемой классового расслоения осет. деревни, X. гл. причину нищеты народа связывал с грабит. политикой царских чиновников и местных феодалов (см. Собр. соч., т. 4, М., 1960, с. 289). В оценке капитализма X. расходился с либеральными народниками, считая важн. задачей кавказских народов развитие производит. сил как условия экономич. и культурного прогресса. X. отмечал антигуманный характер капитализма, в условиях к-рого "...живая человеческая сила... эксплуатируется самым варварским образом" (там же, т. 3, М., 1951, с. 177). Решающей силой, способной уничтожить существующий строй, X. считал крестьянство. Идея необходимости рев. борьбы – осн. пафос его творчества. X. не дает к.-л. рецептов обществ.-политич. строя, к-рый должен быть установлен после победы революции, представляя его себе лишь в самых общих чертах, гл. обр. за счет отрицания пороков совр. ему режима. X. отвергал религ. мораль, рассматривая ее как средство духовного закрепощения народа; в отношении религии выступал как последоват. атеист. Свидетельством резкого антиклерикализма X. может служить след. его высказывание об одном из монастырей: "Этот Афон по своему внутреннему содержанию – такой притон фарисейства, лжи, обмана и самой наглой эксплуатации человеческого простодушия, что его, невзирая на его редкую красоту, я бы с восторгом предал пламени со всеми его монахами..." (там же, т. 5, М., 1961, с. 158).

    Эстетич. взгляды X. продолжали традиции эстетики рус. рев. демократов и оказали, как и все его творчество в целом, плодотворное влияние на развитие осет. культуры.

    Лит.: Корзун В., К. Хетагуров, М., 1957; Τотоев М. С., Очерки истории культуры и обществ. мысли в Сев. Осетии в пореформенный период, Орджоникидзе, 1957; Джусойты Н. Г., К. Хетагуров, Сталинири, 1958; Габараев С. Ш., Мировоззрение К. Хетагурова, М,, 1959; Крейденко В. С., Кочисов К. Л., К. Хетагуров. К 100-летию со дня рождения. 1859–1959, Орджоникидзе, 1959; Уxовретова Л. Э., К. Хетагуров. Библиография, Сталинири, 1959.

    С. Габараев. Орджоникидзе.

  7. Источник: Философская энциклопедия



  8. Советская историческая энциклопедия

    Коста (Константин Леванович) (3(15).X.1859 - 19. III (1. IV).1906) - осетинский поэт, обществ. деятель, революц. демократ. Основоположник осетинской художеств. литературы, создатель осетинского лит. языка, один из первых осетинских живописцев. Род. в с. Нар (Сев.-Осетин. АССР), в семье офицера рус. армии. С 1881 учился в Петерб. академии художеств, не окончил ее. В 1885 вернулся в Осетию. Мировоззрение X. складывалось под воздействием идей рус. революц. демократов. X. был знаком с творчеством писателей России. В основу мн. художеств. произв. положил фольклорные сюжеты ("Всати", "Песня бедняка", "Хетаг" и др.). Написал этнографич. очерк "Быт горных осетин". Отд. книгами вышли "Стихотворения" (Ставрополь, 1895) и "Ирон фандыр" (Владикавказ, 1899). Публицистич. произведения X. направлены против царских чиновников и местных эксплуататоров. В 1891 высылался за пределы Терской обл., в 1899 - за пределы Кавказа.

    Произведения X. переведены на мн. языки народов СССР и мира. В 1955 в г. Орджоникидзе открыт памятник X.

    Соч.: Собр. соч., т. 1-5, М., 1960-61; Собр. соч. в 3-х тт., т. 1, М., 1974.

    Лит.: Малинкин A., Коста Хетагуров, Орджоникидзе, 1939; Коста Хетагуров. Сб. памяти великого осетинского поэта, М., 1941; Гозалишвили ГЛ., Коста Хетагуров, Цхинвали, 1960 (на груз. яз.); Джусойты Н. Г., Коста Хетагуров, (Цхинвали), 1958; Тихонов Н. С., О Коста Хетагурове, Орджоникидзе, 1965.

  9. Источник: Советская историческая энциклопедия



  10. Словарь черезвычайных ситуаций

    Сергей Валентинович (род. в 1942)

    Окончил Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана (1965), Академию общественных наук при ЦК КПСС (1987)

  11. Источник: Словарь черезвычайных ситуаций