Большая Советская энциклопедия

    Хейфиц Иосиф Ефимович [р. 4(17).12.1905, Минск], советский кинорежиссёр, кинодраматург, народный артист СССР (1964), Герой Социалистического Труда (1975). Член КПСС с 1945. Окончил Ленинградский техникум экранного искусства (1927) и кинофакультет института истории искусств (1928). В кино с 1928, до 1950 работал совместно с А. Г. Зархи, с которым в 1929 организовал 1-ю комсомольскую постановочную бригаду, выпустившую фильмы, близкие спектаклям Театра рабочей молодёжи, ‒ «Ветер в лицо» (1930), «Полдень» (1931); затем они создали лирическую комедию «Горячие денёчки» (1935), были режиссёрами фильмов «Депутат Балтики» (1937) и «Член правительства» (1940). В годы Великой Отечественной войны 1941‒45 поставили фильмы: «Его зовут Сухэ-Батор» (1942), «Малахов курган» (1944), документальный фильм «Разгром Японии» (1946). Х. создал фильмы: «Большая семья» (1954), «Дело Румянцева» (1956), «Дорогой мой человек» (1958), «Дама с собачкой» (1960), «Салют, Мария!» (1970), «Единственная» (1976). Государственная премия СССР (1941, 1946). Награжден 2 орденами Ленина, 2 орденами Трудового Красного Знамени и медалями.

    О. В. Якубович.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ХЕЙФИЦ Иосиф Ефимович (1905-95) - российский режиссер и сценарист, народный артист СССР (1964), Герой Социалистического Труда (1975). Постановки фильмов: "Депутат Балтики" (1937), "Член правительства" (1940) - оба совместно с А. Г. Зархи, "Большая семья" (1954), "Дело Румянцева" (1956), "Дорогой мой человек" (1958), "Дама с собачкой" (1960), "Ася" (1978), "Шурочка" (1983) и др. Государственная премия СССР (1941, 1946).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Хе́йфиц Иосиф Ефимович

    (1905—1995), режиссёр и сценарист, народный артист СССР (1964), Герой Социалистического Труда (1975). Поставил фильмы: «Депутат Балтики» (1937), «Член правительства» (1940; оба совместно с режиссёром А. Г. Зархи), «Большая семья» (1954), «Дело Румянцева» (1956), «Дорогой мой человек» (1958), «Дама с собачкой» (1960), «Ася» (1978), «Шурочка» (1983) и др. Государственная премия СССР (1941, 1946).

    * * *

    ХЕЙФИЦ Иосиф Ефимович

    ХЕ́ЙФИЦ Иосиф Ефимович (17 декабря 1905, Минск — 1995, Москва), российский кинорежиссер, сценарист. Народный артист СССР (1964), Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премий СССР (1941, 1946).

    Учился в Ленинградском техникуме экранных искусств, на кинофакультете Института истории искусств.

    В 1928—1950 работал совместно с А. Г. Зархи(см. ЗАРХИ Александр Григорьевич), с ним были поставлены все фильмы Хейфица. Среди них наиболее известны «Горячие денечки» (1935), «Депутат Балтики» (1936), «Член правительства» (1939).

    В 1950-е годы появились «Большая семья»(1954) и «Дело Румянцева» (1955), при всей их насыщенности советскими мифологемами Хейфиц попытался рельефнее очертить индивидуальность своих героев, что не слишком стыковалось с общепринятыми установками на коллективное в них начало.

    В 1960—70-е годы, а затем в 1980-е концепция киногероя у Хейфица заметно усложнилась, может быть, поэтому его привлекла чеховская и тургеневская проза, произведения современников П. Ф. Нилина(см. НИЛИН Павел Филиппович)и Б. Л. Васильева(см. ВАСИЛЬЕВ Борис Львович). Удивительно удачной оказалась экранизация чеховской «Дамы с собачкой» (1960). Грустный фильм, пронизанный очищающим чувством, оставлял впечатление необыкновенной глубины проникновения в материал. Стихийная преднамеренность жизненного потока, непредсказуемость самой человеческой индивидуальности, а вследствие этого противоречивость ее жизненной позиции, несовпадение с устоявшимися представлениями о нормах поведения стали главным предметом художественного интереса режиссера. В этом смысле симптоматично название экранизации чеховской «Дуэли», предложенное режиссером, — «Плохой хороший человек». Действительно, такими мы видим Лаевского в исполнении О. Даля(см. ДАЛЬ Олег Иванович)и фон Корена (В. С. Высоцкого(см. ВЫСОЦКИЙ Владимир Семенович)). «Упрощенные мерки, с которыми мы порой пытаемся подойти к человеческой душе, так часто оказываются никуда не годными...» — это высказывание Хейфица по поводу «Единственной» имеет отношение ко всем его картинам последних десятилетий.

    Такая концепция человека на экране делает Хейфица принципиально актерским режиссером. Установка на актера определяет систему выразительных средств: крупный план человеческого лица; средний, где герой сопрягается со средой; психологическая деталь в актерской игре; свободный внутрикадровый монтаж, позволявший актеру проявить себя.

    В последнем фильме, «Бродячий автобус» (1989), режиссер нашел новый творческий поворот. По провинции колесит разбитый автобус с уставшими актерами, выступающими в полупустых холодных клубах, а вокруг протекает жизнь, страшно далекая, кажется, от всего, что имеет отношение к искусству. Но в какой-то момент никому не известные провинциальные актеры начинают играть саму жизнь, за что и платят полной мерой, как это и полагается в высоком искусстве...

    Дважды был лауреатом Каннского кинофестиваля (1955, 1960).

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Энциклопедия кино

    ХЕЙФИЦ Иосиф Ефимович (17.12.1905, Минск — 1995, Санкт-Петербург), режиссер, народный артист СССР (1964), Герой Социалистического Труда (1975), лауреат Сталинских премий (1941, 1946).

    Учился в Ленинградском техникуме экранных искусств, на кинофакультете Института истории искусств. С 1928 по 1950 годы все свои фильмы ставил совместно с А. Зархи. В центре магистрального киносюжета, слагаемого И. Хейфицем, даже когда он насыщен явной общественной значимостью («Депутат Балтики» или «Член правительства»), находится частная жизнь человека. В 1930-е годы это обстоятельство вызывало критические налеты. Профессора Полежаева называли «гимназистом, обложенным ватой», «рождественским дед морозом». Передовую колхозницу Александру Соколову обвиняли в «плаксивости», в том, что она слишком «баба». В 1950-е годы такой герой оказался более внятен и вместе с тем любим зрителем. В картинах «Большая семья» и «Дело Румянцева», при всей их насыщенности советскими мифологемами, сюжет строится на конфликте «индивид — коллектив». И доброкачественность семейного или трудового коллектива проверяется тем, насколько он в своей жизни учитывает самоценность индивидуальности, часто выпадающей из общих правил существования.

    В 1960—1980-е годы, концепция киногероя у Хейфица заметно усложняется, может быть, поэтому его привлекает чеховская и тургеневская проза, произведения современников П. Нилина и Б. Васильева. Стихийная преднамеренность жизненного потока, непредсказуемость самой человеческой индивидуальности, а вследствие этого противоречивость ее жизненной позиции, несовпадение с устоявшимися представлениями о нормах поведения — вот что становится главным предметом художественного интереса. В этом смысле симптоматично название экранизации чеховской «Дуэли», предложенное режиссером, — «Плохой хороший человек». Действительно, каков здесь Лаевский в исполнении О. Даля или фон Корен В. Высоцкого? А Таня Фешева из «Единственной» по рассказу Нилина «Дурь», сыгранная Е. Прокловой, или ее молодой супруг Коля (В. Золотухин)? «Упрощенные мерки, с которыми мы порой пытаемся подойти к человеческой душе, так часто оказываются никуда не годными...» — сказанное Хейфицем по поводу «Единственной» имеет отношение ко всем его картинам последних десятилетий.

    Такая концепция человека на экране делает Хейфица принципиально актерским режиссером. Установка на актера определяет систему выразительных средств: крупный план человеческого лица; средний, где герой сопрягается со средой; психологическая деталь в актерской игре; свободный внутрикадровый монтаж, позволявший актеру проявить себя. Последний фильм мастера — «Бродячий автобус». И здесь режиссер, будучи уже в довольно почтенном возрасте, нашел новый творческий поворот, но, опираясь на привычное внимание к человеку и среде его бытия. Остро кризисных ситуаций, как было в сюжетах прошлых лет, здесь вроде бы и нет. По провинции колесит разбитый автобус с уставшими актерами, выступающими в полупустых холодных клубах, а вокруг проистекает жизнь, страшно далекая, кажется, от всего, что имеет отношение к искусству. Но в какой-то момент никому не известные провинциальные актеры начинают играть саму жизнь, за что и платят полной мерой, как это и полагается в высоком искусстве.

    1928 ЛУНА СЛЕВА автор сценария

    1930 ВЕТЕР В ЛИЦО (см. ВЕТЕР В ЛИЦО) режиссер

    1931 ПОЛДЕНЬ автор сценария, режиссер

    1933 МОЯ РОДИНА (см. МОЯ РОДИНА) режиссер, автор сценария

    1935 ГОРЯЧИЕ ДЕНЕЧКИ режиссер, автор сценария

    1936 ДЕПУТАТ БАЛТИКИ режиссер, автор сценария

    1939 ЧЛЕН ПРАВИТЕЛЬСТВА автор сценария, режиссер

    1944 МАЛАХОВ КУРГАН (см. МАЛАХОВ КУРГАН) режиссер, автор сценария

    1946 ВО ИМЯ ЖИЗНИ режиссер, автор сценария

    1948 ДРАГОЦЕННЫЕ ЗЕРНА режиссер

    1950 ОГНИ БАКУ режиссер

    1953 ВЕСНА В МОСКВЕ режиссер

    1954 БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ режиссер

    1955 ДЕЛО РУМЯНЦЕВА режиссер, автор сценария

    1958 ДОРОГОЙ МОЙ ЧЕЛОВЕК режиссер, автор сценария

    1960 ДАМА С СОБАЧКОЙ автор сценария, режиссер

    1961 ГОРИЗОНТ (см. ГОРИЗОНТ (1961)) режиссер

    1963 ДЕНЬ СЧАСТЬЯ режиссер, автор сценария

    1966 В ГОРОДЕ С. автор сценария, режиссер

    1970 САЛЮТ, МАРИЯ режиссер, автор сценария

    1973 ПЛОХОЙ ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК автор сценария, режиссер

    1975 ЕДИНСТВЕННАЯ (см. ЕДИНСТВЕННАЯ) автор сценария, режиссер

    1977 АСЯ (см. АСЯ (1977)) режиссер, автор сценария

    1979 ВПЕРВЫЕ ЗАМУЖЕМ режиссер, автор сценария

    1982 ШУРОЧКА автор сценария, режиссер

    1985 ПОДСУДИМЫЙ автор сценария, режиссер

    1987 ВСПОМНИМ, ТОВАРИЩ режиссер, автор сценария

    1988 ВЫ ЧЬЕ, СТАРИЧЬЕ (см. ВЫ ЧЬЕ, СТАРИЧЬЕ (1989)) автор сценария, режиссер

    1989 БРОДЯЧИЙ АВТОБУС режиссер

  7. Источник: Энциклопедия кино



  8. Большой Энциклопедический словарь

    ХЕЙФИЦ Иосиф Ефимович
    ХЕЙФИЦ Иосиф Ефимович (1905-95) - российский режиссер и сценарист, народный артист СССР (1964), Герой Социалистического Труда (1975). Постановки фильмов: "Депутат Балтики" (1937), "Член правительства" (1940) - оба совместно с А. Г. Зархи, "Большая семья" (1954), "Дело Румянцева" (1956), "Дорогой мой человек" (1958), "Дама с собачкой" (1960), "Ася" (1978), "Шурочка" (1983) и др. Государственная премия СССР (1941, 1946).

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  9. Источник: