Большая Советская энциклопедия

    Коонен Алиса Георгиевна [р. 5(17).10.1889, Москва], русская советская актриса, народная артистка РСФСР (1935). Жена А. Я. Таирова. Окончила школу Московского Художественного театра (ученица К. С. Станиславского) и играла в его труппе в 190513. Основные роли: Митиль («Синяя птица» Метерлинка), Маша («Живой труп» Л. Н. Толстого), Анитра («Пер Гюнт» Ибсена). Затем один год К. работала в московском Свободном театре. В 191449 ведущая актриса Камерного театра. Творческое содружество А. Я. Таирова и К. определило идейно-художественную направленность деятельности Камерного театра. Широта диапазона творчества К. сказалась в том, что она играла Федру в трагедии Расина «Федра» и Жирофле-Жирофля в оперетте Лекока «Жирофле-Жирофля» и др. Получила известность прежде всего как трагедийная актриса. Своих героинь К. наделяла нравственной силой, высокой духовной требовательностью, стремлением к возвышенным идеалам. Её мастерству присущи глубокая интеллектуальность, тончайшая мелодическая разработка сценической речи, редкая пластическая выразительность, совершенство культуры сценического движения. Крупнейшая работа К. образ Комиссара в «Оптимистической трагедии» Вишневского (1933). Среди лучших ролей актрисы также: Адриенна Лекуврёр («Адриенна Лекуврёр» Скриба и Легуве), Эбби, Элла («Любовь под вязами», «Негр» О 'Нила), Эллен («Машиналь» Тредуэлл), Катерина («Гроза» Островского), Эмма Бовари («Мадам Бовари», инсценировка К. романа Г. Флобера), Кручинина («Без вины виноватые» Островского). В концертном репертуаре К. стихи А. А. Блока, И. С. Тургенева, отрывки из спектаклей Камерного театра. Награждена орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

    Соч.: Страницы из жизни, «Театр», 1965, № 11, 12; 1966,№ 2,4,7,11; 1967, №1, 3, 6, 9; 1968, № 1, 3, 6, 9; 1969, № 2, 6, 12.

    Лит.: Гроссман Л., Алиса Коонен, М. Л., 1930; Марков П., Алиса Коонен, в сборнике: Театральные портреты, М. Л., 1939; Державин К., Книга о Камерном театре. 19141934, Л., 1934; Головашенко Ю., Режиссерское искусство Таирова, М., 1970 (библ.).

    Ю. А. Головашенко.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    КООНЕН Алиса Георгиевна (1889-1974) - актриса, народная артистка России (1935). Жена А. Я. Таирова. С 1905 в МХТ. В 1914-49 в Камерном театре. Создала трагедийные образы Федры ("Федра" Ж. Расина), Адриенны Лекуврер ("Адриенна Лекуврер" О. Э. Скриба), Комиссара ("Оптимистическая трагедия" В. В. Вишневского), Эммы Бовари ("Мадам Бовари" по Г. Флоберу) и др.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Ко́онен Алиса Георгиевна

    (1889—1974), актриса, народная артистка РСФСР (1935). Жена А. Я. Таирова. С 1905 в МХТ. В 1914—49 в Камерном театре. Создала трагедийные образы Федры («Федра» Ж. Расина), Адриенны Лекуврёр («Адриенна Лекуврёр» О. Э. Скриба), Комиссара («Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского), Эммы Бовари («Мадам Бовари» по Г. Флоберу) и др.

    * * *

    КООНЕН Алиса Георгиевна

    КО́ОНЕН Алиса Георгиевна (1889—1974), русская актриса, народная артистка России (1935). Жена А. Я. Таирова(см. ТАИРОВ Александр Яковлевич). С 1905 в МХТ. В 1914—49 в Камерном театре. Создала трагедийные образы Федры («Федра» Ж. Расина), Адриенны Лекуврер («Адриенна Лекуврер» О. Э. Скриба), Комиссара («Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского), Эммы Бовари («Мадам Бовари» по Г. Флоберу) и др.

    * * *

    КО́ОНЕН Алиса Георгиевна [5 (17) октября 1889, Москва — 20 августа 1974, там же], русская актриса.

    Родилась в небогатой семье бывшего бельгийского подданного, поверенного по судебным делам, который вскоре оставил семью и уехал из России. В детстве она выступала в домашнем театре в тверском имении своей тетки, в прошлом провинциальной актрисы. Там однажды ее увидела родственница К. С. Станиславского(см. СТАНИСЛАВСКИЙ Константин Сергеевич), которая рассказала великому режиссеру о талантливой девочке.

    В созвездии Художественного театра

    Во время учебы в гимназии Коонен увлеклась Художественным театром, его великолепными актерами и прежде всего В. И. Качаловым(см. КАЧАЛОВ Василий Иванович). Но дорога в театр, казалось, ей была заказана — в школу при театре набирали трех человек при конкурсе 100 человек на место. В 1904, несмотря на то что она опоздала на экзамен, комиссия в составе В. И. Немировича-Данченко(см. НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО Владимир Иванович), О. Л. Книппер-Чеховой(см. КНИППЕР-ЧЕХОВА Ольга Леонардовна), Л. М. Леонидова(см. ЛЕОНИДОВ Леонид Миронович) и др. согласилась ее прослушать, и в результате по единодушному мнению талантливая пятнадцатилетняя девочка была принята.

    В Художественном театре Коонен сразу стала одной из самых любимых учениц К. С. Станиславского, другом Качалова. В театре ее называли ласково Аличка. После окончания школы, ее приняли в состав труппы. Помимо выходных ролей, ей сразу поручили роль Митиль в «Синей птице» М. Метерлинка(см. МЕТЕРЛИНК Морис) (премьера 30 сентября 1908).

    Однако дальнейшая актерская карьера в театре складывалась непросто. С 1908 по 1912 она сыграла лишь несколько ролей, в основном во 2-ом составе: Верочку («Месяц в деревне» И. С. Тургенева(см. ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич), 1909), Машеньку («На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского(см. ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич), 1910), Марьим («Miserere» С. С. Юшкевича, осень 1910), Машу («Живой труп» Л. Н. Толстого(см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич), 21 сентября 1911). Удовлетворена она была только последней ролью. Возможно, чисто интуитивно отвергала актриса знаменитую систему Станиславского, чувствуя, что это — не ее. Вот строки из ее дневника тех лет: «Мелкое, кропотливое царапанье ролей... Работа без огня, без вдохновения, без радости, без слез». Актриса получила заманчивое предложение Г. Крэга(см. КРЭГ Генри Эдуард Гордон) отправиться в Италию, где специально для нее был бы создан театр, поскольку прозорливый режиссер считал, что актриса «умрет от одиночества и тоски» во МХТе(см. МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР). Коонен решает уйти из театра. В письме к Немировичу-Данченко она пишет: «мне хочется искать свой собственный путь в искусстве».

    Свой путь

    Она поступает в Свободный театр К. А. Марджанова(см. МАРДЖАНИШВИЛИ Константин Александрович). Театр просуществовал всего один сезон. Успех у публики имели только две постановки молодого режиссера А. Я. Таирова(см. ТАИРОВ Александр Яковлевич) «Покрывало Пьеретты» А. Шницлера(см. ШНИЦЛЕР Артур) — Э. Донани (1913) и «Желтая кофта» Г. Бенримо, Д.-К. Хазлтона (1913). Когда Свободный театр закрылся, Таиров и группа актеров этих спектаклей решает создать свой театр. Основой этого театра будет вначале творческий, а потом и личный союз Таирова и Коонен.(см. КАМЕРНЫЙ ТЕАТР)

    Камерный театр(см. КАМЕРНЫЙ ТЕАТР) Таирова и Коонен открылся пьесой индийского драматурга Калидасы(см. КАЛИДАСА) «Сакунтала» (25 декабря 1914). Образ обманутой чистой девушки из древних индийских мифов, созданный Коонен, произвел впечатление на критику и публику. После спектакля М. Н. Ермолова(см. ЕРМОЛОВА Мария Николаевна) подарила Коонен фотографию с надписью «Милой звездочке Алисе Георгиевне. В добрый путь».

    В предреволюционный период Коонен сыграет Саломею («Саломея» О. Уайльда(см. УАЙЛЬД Оскар), 1917), Куклу («Ящик с игрушками» Дебюсси, 1917), Сюзанну («Женитьба Фигаро» Бомарше(см. БОМАРШЕ Пьер Огюстен), 1915) и др.

    Мельпомена, Талия, Терпсихора...

    Но свои лучшие роли актриса сыграет уже после революции. Роли Адриенны Лекуврер («Адриенна Лекуврер» Э. Скриб(см. СКРИБ Эжен) — Э. Легуве, 1919) и Федры («Федра» Ж. Расина(см. РАСИН Жан), 1922), стали ключевыми в ее актерской карьере. Именно они создали ей славу талантливейшей и разноплановой актрисы и оправдали репертуарную политику Таирова, строившуюся вокруг Коонен.

    В роли Федры ее сравнивали с великими французскими трагическими актрисами Сарой Бернар(см. БЕРНАР Сара) и Рашелью(см. РАШЕЛЬ). Особенно ценным для нее стало признание театрального Парижа, куда театр привез эту постановку в 1923. Искушенных парижан поразил необычный стиль спектакля и совершенная трактовка образа Федры—Коонен.

    Комическую сторону таланта актрисы помогла раскрыть веселая оперетта Ш. Лекока(см. ЛЕКОК Шарль) «Жирофле-Жирофля» (1922), в которой Коонен играла двух сестер-близнецов. В этой веселой, но весьма сложной технически театральной шутке Коонен умудрялась вести две роли, весело пританцовывая и исполняя задорные арии.

    В середине 1920-х гг. важное место в репертуаре актрисы заняли роли из пьес Ю. ОНила: Эбби («Любовь под вязами», 1926), Элла («Негр», 1929). В роли Эбби Коонен удалось достичь настоящего трагедийного пафоса и дать первую, признанную самим автором, трактовку этой роли.

    Роль Комиссара в «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского(см. ВИШНЕВСКИЙ Всеволод Витальевич) (1933), стала важным психологическим рубежом для актрисы, которой впервые довелось сыграть современницу.

    Следующими ее этапными ролями стали Клеопатра («Египетские ночи» по А. Пушкину, У. Шекспиру(см. ШЕКСПИР Уильям), 1935), Мадам Бовари («Мадам Бовари» по Г. Флоберу,(см. ФЛОБЕР Гюстав) 1940), роль, которая была особенно любима актрисой, возможно, еще и потому, что Коонен являлась автором инсценировки. Этот образ своей психологической глубиной соответствовал запросам ученицы Станиславского и Таирова. За эту роль она получила награду французского посольства.

    Закат

    1940-е гг. стали годами заката Камерного театра. Многие пьесы не разрешались к постановке, а художественный уровень «проходных» пьес не удовлетворял ни театр, ни его ведущую актрису. Таирову все-таки удалось поставить и в этот период несколько хороших спектаклей, большинство из которых рассказывали о прошедшей войне. Коонен сыграла всего три роли, конечно, уступавшие по уровню материала ролям предыдущих лет: Эву Мийлас («Жизнь в цитадели» А. Якобсона(см. ЯКОБСОН Аугуст), 1947), Эрлин («Веер леди Уиндермир» О. Уайльда , осень 1948), актрису Привалову («Актеры» А. Васильева, Л. Эльстона, 1949).

    Закрытие Камерного театра и связанная с ним смерть Таирова перевернули жизнь актрисы. Горько звучал на последнем спектакле 30 мая 1949 монолог Адриенны Лекуврер: «Театр, мое сердце не будет больше биться от волнения успеха...». Она больше не работала в профессиональных театрах, но это не означало, что она ушла из искусства. Коонен занималась художественным чтением, выступая с отрывками из своих старых спектаклей и обширными стихотворными программами, работала на радио.

    На подмостках Камерного театра Коонен сыграла репертуар, о котором мечтали многие актрисы. Ее союз с Таировым был одним из самых удачных как в творческом, так и личном плане. Она нашла в нем своего режиссера, он — актрису, способную понять его искусство и воплотить его в совершенной форме.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Москва (энциклопедия)

  7. Источник:



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: