Большая Советская энциклопедия

    противники церковного землевладения в России в конце 15 — начале 16 вв. Широкое недовольство церковью, в частности «стяжанием» ею земель и др. богатств, вынудили некоторых представителей духовенства искать пути восстановления пошатнувшегося авторитета церкви. Во главе их стал Нил Сорский, выступивший с проповедью аскетизма. В 1503, когда Иван III Васильевич на церковном соборе поставил вопрос о секуляризации церковных земель, Нил Сорский и его сподвижники поддержали это предложение. Однако воинствующие церковники — Иосифляне— отстояли право церкви на земельную и др. собственность. Великокняжеская власть пошла на компромисс с церковью, сохранив её земли и получив за это поддержку в борьбе с крупными светскими феодалами. После смерти Нила Сорского идея секуляризации монастырских земель была подробно обоснована Вассианом Патрикеевым. Полемика с иосифлянами завершилась осуждением Н. на церковном соборе 1531. Идеи Н. иногда использовались феодальной оппозицией. К середине 16 в. религиозно-политическая борьба иосифлян и Н. ослабла. В произведениях ряда публицистов, обосновывавших идею союза светской и духовной власти (Сильвестр и др.), появилось сочетание элементов нестяжательства и иосифлянства. Идеи Н. оказали влияние на формирование воззрений Феодосия Косого, Артемия и др. еретиков середины 16 в.

    Лит.: Зимин А. А., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958; Лурье Я. С., Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV — начала XVI вв., М. — Л., 1960; Казакова Н. А., Очерки по истории русской общественной мысли. Первая треть XVI в., Л., 1970.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    НЕСТЯЖАТЕЛИ (заволжские старцы) - религиозно-политическое течение в русском государстве в кон. 15 - нач. 16 вв. Проповедовали аскетизм, уход от мира; требовали отказа церкви от земельной собственности. Идеологи: Нил Сорский, Вассиан Косой и др. Против нестяжателей выступали иосифляне. Осуждены на церковном соборах 1503, 1531.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Современная энциклопедия

    НЕСТЯЖАТЕЛИ, религиозно-политическое течение в Русском государстве в конце 15 - начале 16 вв. Нил Сорский, Вассиан Косой и др. Нестяжатели проповедовали аскетизм, уход от мира, призывали к отказу церкви от земельной собственности. Противники иосифлян. Осуждены на церковных соборах 1503, 1531.

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Философская энциклопедия

    НЕСТЯЖА́ТЕЛИ

    представители религ.-филос. и обществ. течения в Рус. гос-ве конца 15 – сер. 16 вв., возглавлявшегося Нилом Сорским, Вассианом Косым (Патрикеевым) и Артемием Троицким. К Н. примыкал также Максим Грек. В противоположность иосифлянам, стремившимся к созданию экономически сильной и политически независимой церкви ("священство выше царства"), Н. пытались укрепить авторитет церкви путем поднятия нравственности духовенства и устранения вотчинных прав монастырей. Выйдя за рамки внутрицерк. течения, Н. включились в борьбу вокруг вопроса о земле и власти. Великокняжеская власть использовала их учение для идейного обоснования своих секуляризац. планов: на соборе 1503 по инициативе Ивана III с проектом секуляризации монастырских земель выступил Нил Сорский. В дальнейшем иосифляне перешли к поддержке великокняжеской власти, выдвинув теорию теократич. абсолютизма и добились осуждения Н. (в т.ч. Вассиана Косого, Максима Грека и Артемия Троицкого) как еретиков.

    В мировоззрении и публицистич. деятельности Н. имелись существ. различия. Гл. содержание творчества Нила Сорского и продолжателя его идей Артемия Троицкого составляли проблемы внутр. духовной жизни и нравств. самосовершенствования иноков. В противоположность им, Вассиана Косого и Максима Грека интересовали преим. вопросы практич. устройства монастырской жизни. Их соч. пронизаны резкой критикой вотчинного быта монастырей, страстными обличениями стяжательства монахов.

    Для Н. в сравнении с иосифлянами было характерно более свободное понимание религии, противопоставление евангельской морали ветхозаветным концепциям нетерпимости (отсюда присущее почти всем Н. терпимое отношение к еретикам). В их высказываниях встречались и отд. элементы вольномыслия. Таковы зачатки сенсуализма в психологич. рассуждениях Нила Сорского (положение о "прилоге" – возникновении мыслей и чувств из полученных извне ощущений); отрицание Вассианом Патрикеевым с рационалистич. позиций учения о двух природах Христа; высказывание Артемия Троицкого о зависимости "духовного" от "телесного". Элементы вольномыслия, критика Н. вотчинных прав церкви содействовали развитию свободной критич. мысли, оказали влияние на формирование взглядов еретиков сер. 16 в., в частности Феодосия Косого.

    Лит.: Будовниц И. У., Рус. публицистика XVI в., М.–Л., 1947; Зимин Α. Α., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958; Клибанов А. И., Реформационные движения в России в XIV – первой пол. XVI вв., М., 1960; Лурье Я. С., Идеологич. борьба в рус. публицистике конца XV – нач. XVI в., М.–Л., 1960, с. 285–345, 426–49.

    Н. Казакова. Ленинград.

  7. Источник: Философская энциклопедия



  8. Энциклопедический словарь

    нестяжа́тели

    (заволжские старцы), последователи религиозно-политического течения в Русском государстве в конце XV — начале XVI вв. Проповедовали аскетизм, уход от мира; требовали отказа церкви от «стяжания» земельной собственности. Идеологи: Нил Сорский, Вассиан Косой и др. Против нестяжателей выступали иосифляне. Осуждены на церковных соборах 1503, 1531.

    * * *

    НЕСТЯЖАТЕЛИ

    НЕСТЯЖА́ТЕЛИ (заволжские старцы), религиозно-политическое течение в России конца 15 — начала 16 века. Недовольство официальной церковью, в частности «стяжанием» ею земель и других богатств, побудили некоторых представителей духовенства искать пути восстановления авторитета православной церкви. Во главе противников церковного землевладения стал Нил Сорский(см. НИЛ Сорский), выступивший с проповедью аскетизма и ухода от мирских забот. В 1503 году, когда великий московский князь Иван III Васильевич на церковном соборе поставил вопрос о секуляризации церковных земель, Нил Сорский и его сподвижники поддержали это предложение. Однако воинствующие церковники — иосифляне — отстояли право церкви на земельную собственность. Великокняжеская власть пошла на компромисс с церковью, сохранив за ней земли и получив за это безусловную поддержку принципа самодержавия. После смерти Нила Сорского идея секуляризации монастырских земель была подробно обоснована Вассианом Косым (Патрикеевым). Полемика с иосифлянами завершилась осуждением нестяжателей на церковном соборе 1531 года. К середине 16 века религиозно-политическая борьба иосифлян и нестяжателей ослабла. В произведениях ряда публицистов, обосновывавших идею союза светской и духовной власти (Сильвестр), появилось сочетание элементов нестяжательства и иосифлянства. Идеи нестяжателей оказали влияние на формирование воззрений Феодосия Косого, Артемия и других еретиков середины 16 века.

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Советская историческая энциклопедия

    противники церк. землевладения в России кон. 15 - нач. 16 вв. Широкое недовольство церковью, в частности стяжанием ею земель и др. богатств, выступления еретиков против церкви вынудили нек-рых представителей духовенства искать пути восстановления пошатнувшегося авторитета церкви. Во главе их стал Нил Сорский, выступивший с проповедью аскетизма. В 1503, когда великокняж. власть на церк. соборе поставила вопрос о секуляризации церк. земель, что могло бы ослабить материальные средства церкви, сопротивлявшейся укреплению власти вел. князя, и создать резерв земель, необходимых для раздачи дворянству, Нил Сорский и его сподвижники поддержали это предложение. Однако воинствующие церковники - иосифляне - отстояли право церкви на земельную и др. собственность. Великокняж. власть пошла на компромисс с церковью, сохранив ее земли и получив ее поддержку в борьбе с крупными светскими феодалами. После смерти Нила Сорского идея секуляризации монастырских земель была подробно обоснована Вассианом Патрикеевым. Полемика с иосифлянами завершилась осуждением Н. на церк. соборе 1531. Идеи Н. иногда использовались феод. оппозицией. К сер. 16 в. религ.-политич. борьба иосифлян и Н. стала уступать место сочетанию элементов нестяжательства и иосифлянства в произведениях ряда публицистов, обосновывавших идею союза светской и духовной власти (Сильвестр и др.). Идеи Н. оказали влияние на формирование воззрений Феодосия Косого, Артемия и др. еретиков сер. 16 в.

    Лит.: Будовниц И. У., Русская публицистика XVI в., М.-Л., 1947; Казакова Н. A., Вассиан Патрикеев и его сочинения, М.-Л., 1960; Зимина A., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958; Лурье Я. С., Идеологич. борьба в рус. публицистике кон. XV - нач. XVI в., М.-Л., 1960; Lilienfeld F., Nil Sorski und seine Schriften, В., 1963.

    A. M. Сахаров. Москва.

  11. Источник: Советская историческая энциклопедия



  12. Большой Энциклопедический словарь

  13. Источник: