Большая Советская энциклопедия

    1) одно из направлений буржуазного государствоведения и правоведения 20 в. Основой рассмотрения проблем общества, государства и права И. считает «институцию», под которой понимается любое устойчивое объединение людей для достижения определённой цели (семья, партия, трест, церковь, профсоюз, государство и т. д.). И. противопоставлял такой подход к этим проблемам как буржуазному индивидуализму, так и марксистской теории классов и их роли в развитии общества.

    С точки зрения И., государство, — хотя и важная, но лишь одна из многих институций, осуществляющих политическую власть (т. е. полное отрицание понятия государственного суверенитета), а право, создаваемое государством, — лишь одно из многих прав, так как каждая институция имеет своё право. Такой подход затушёвывает подлинную сущность капиталистического государства как главного орудия политической власти буржуазии, роль которого всё более возрастает в условиях государственно-монополистического капитализма. И. отразил усложнение политической структуры буржуазного общества в 20 в. (возрастание роли партий, ассоциаций капитала, профсоюзов, активизацию церкви и т. д.), но выводы институционалистов о том, что политическая власть в буржуазном обществе 20 в. является выражением скоординированной деятельности различных слоев и групп общества, научно несостоятельны.

    После 2-й мировой войны 1939—45 на основе идей И. в дальнейшее их развитие были выдвинуты буржуазно-реформистские теории «диффузии власти» (см. «Диффузии власти» теория (См. Диффузии власти теория)) и «плюралистической демократии». Наиболее видные теоретики И. — М. Ориу, Ж. Ренар, Г. Гурвич (все Франция), С. Романо (Италия), после 2-й мировой войны Ж. Бюрдо (Франция), Д. Стрейчии С. Файнер (Великобритания).

    В. А. Туманов.

    2) Вульгарные течения в американской буржуазной политической экономии 20 в. Появление И. в буржуазной политической экономии было вызвано изменением идеологических и практических потребностей буржуазии как класса в связи с переходом от капитализма свободной конкуренции к его монополистической стадии. В целях оправдания и защиты капиталистических порядков институционалисты подменяют анализ объективных законов капиталистического способа производства апологетическим описанием взаимоотношений между институциями. Вместе с тем в работах представителей И. (Т. Веблен, У. Гамильтон, Дж. Коммонс, У. Митчелл) содержится значительный фактический материал по истории капиталистического хозяйства, особенно по истории экономических циклов и кризисов, а также критика некоторых проявлений капиталистических противоречий (прежде всего в работах Веблена), осуществляемая, однако, как правило, с мелкобуржуазных позиций.

    И. не имеет единой экономической теории и распадается на три направления: а) психо-биологическое (Веблен и др.). Биологические закономерности, связанные с борьбой биологических видов за существование и естественным отбором, применяются для объяснения социально-экономических процессов капитализма, рассматриваемых как выражение «иррациональной психологии» различных борющихся социальных групп; б) социальное (во главе с Коммонсом). Правовые отношения трактуются как определяющие социально-экономические отношения капитализма. Такой подход позволяет институционалистам выхолащивать действительную эксплуататорскую природу капиталистического способа производства и изображать отношения труда и капитала как отношения юридически равноправных сторон; в) эмпирическое (Митчелл и др.), разрабатывающее проблемы экономических циклов и кризисов. Его представители пытались доказать возможность развития капиталистической экономики в виде бескризисных циклов, игнорируя неизбежность кризисов как специфического проявления основного противоречия капиталистического способа производства.

    И. — одно из первых течений буржуазной политической экономии, выступившее с описанием и оправданием государственно-монополистического капитализма, именуемого его представителями «административным капитализмом».

    В. С. Афанасьев.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ - одно из направлений государствоведения 20 в., рассматривающее политическую организацию общества как комплекс различных объединений граждан - "институций" (напр., семья, партия, профсоюз и т. п.). Квалифицирует государство также как одну из "институций".

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Современная энциклопедия

    ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ, одно из направлений государствоведения 20 века, рассматривающее политическую организацию общества как комплекс различных объединений граждан - "институций" (например, семья, партия, профсоюз и тому подобное). Квалифицирует государство также как одну из "институций".

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Энциклопедический словарь экономики и права

    - одно из направлений западной науки государства и права" Основой рассмотрения проблем общества, государства и права И. считает "институцию", под которой понимается любое устойчивое объединение людей для достижения определенной цели (семья, партия, трест, церковь, профсоюз, государство и т.д.). И. противопоставляет такой подход к этим проблемам как западно-либеральному индивидуализму, так и марксистской теории классов и их роли в развитии общества. С точки зрения И., государство является хотя и важной, но лишь одной из многих институций, осуществляющих политическую власть (что означает, по сути, отрицание единства и исключительности государственного суверенитета), а право, создаваемое государством, является лишь одним из многих прав, т.к. каждая институция имеет свое право.

  7. Источник: Энциклопедический словарь экономики и права



  8. Философская энциклопедия

    ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ

    одно из течений совр. бурж. политич. науки и конституц. права, сложившееся в 20–30-е гг. 20 в. во Франции (М. Ориу, Ж. Ренар). Проблематика И. – политич. власть в обществе, прежде всего в совр. бурж. обществе. И. спекулирует на наличии в этом обществе значит. числа политич., экономич., религ. и др. организаций и объединений (партии, церковь, профсоюзы, предпринимат. союзы, корпорации и т. п.), подводимых им под расплывчатое и абстрактное понятие "институция" (франц. institution, от лат. institutum – устройство, установление). С т. зр. И. гос-во – это хотя и важная, но лишь одна из многих "институций", осуществляющих политич. власть, точно так же как право, создаваемое гос-вом, есть лишь одно из многих прав, существующих в обществе. При таком подходе затушевывается подлинная роль капиталистич. гос-ва как гл. орудия политич. власти буржуазии. В наличии многих "институций" в бурж. обществе И. видит доказательство его "демократизации" и даже "социализации". В этой связи И. выступает как теоретич. основа модного бурж.-реформистского лозунга "плюралистической демократии" (Файнер, Стрейчи и др.), изображающей политич. организацию совр. бурж. общества в виде коллективного властвования различных (бурж., рабочих и иных) орг-ций, якобы уравновешивающих друг друга.

    Идеи И. нашли значит. отклик в клерикальной, особенно католич., лит-ре, в к-рой подчеркивается значение церкви и различного рода религ. орг-ций в жизни бурж. общества.

    Лит.: История политических учений, 2 изд., М., 1960, с. 840–46; Левин И. Д., Современная буржуазная наука государственного права, М., 1960, гл. 4; Гулиев В. Е., Несостоятельность буржуазных идей "плюралистической демократии", "Советское государство и право", 1961, No 8; Ориу М., Основы публичного права, пер. с франц., М., 1929; Renard R. P. G., L'institution, P., 1933; Romano S., Principî di diritto costituzionale generale, Mil., 1946; Burdeau G., Traité de science politique, t. 2, P., 1949; Finer S. Ε., Anonymous empire, L., [1958].

    В. Туманов. Москва.

  9. Источник: Философская энциклопедия



  10. Энциклопедический словарь

    институционали́зм

    одно из направлений государствоведения XX в., рассматривающее политическую организацию общества как комплекс различных объединений граждан — «институций» (например, семья, партия, профсоюз и т. п.). Квалифицирует государство также как одну из «институций».

    * * *

    ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ

    ИНСТИТУЦИОНАЛИ́ЗМ (англ. Institutional Economics), направление современной экономической мысли, возникшее на рубеже 19—20 веков, противопоставляющее себя неоклассической ортодоксии(см. НЕОКЛАССИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ) как с точки зрения предмета анализа, так и его методологии.

    Впервые понятие «институциональная политическая экономия» было введено в 1916 американским экономистом У. Хамильтоном. Широкое хождение этот термин получил в 1920-х — 1930-х годах. Для институционалистов характерен широкий политэкономический охват факторов, влияющих на работу рыночного механизма(см. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА). Их интересует функционирование реальных институтов (институций) и их эволюция под влиянием социологических, политических, социально-психологических и технологических факторов. Понятие «институт» включает при этом не только различного рода организации (корпорации, торгово-промышленные ассоциации, профсоюзы, союзы потребителей, государство и его подразделения), но и правовые нормы, обычаи поведения, стереотипы поведения и мышления и т. п. Целью институционалистов было создание политической экономии, или социально-экономической теории — в противовес экономической теории («экономикс»); разработка эволюционной теории — в противовес теории равновесия.

    Ученые-институционалисты

    В развитие институционализма внесли свой вклад такие крупные теоретики первой половины 20 века, как Дж. Гобсон(см. ГОБСОН Джон Аткинсон), Т. Веблен(см. ВЕБЛЕН Торстейн), Коммонс, У. Митчелл(см. МИТЧЕЛЛ Уэсли Клэр), Р Эли, а во второй половине — Дж. М. Кларк,(см. КЛАРК Джон Морис) Минз, Дж. Гэлбрейт(см. ГЭЛБРЕЙТ Джон Кеннет), Хейлбронер, Г. Мюрдаль(см. МЮРДАЛЬ Гуннар Карл). На формирование философских основ институционализма большое влияние оказали американские философы Ч. Пирс(см. ПИРС Чарлз Сандерс) и Дж. Дьюи.(см. ДЬЮИ Джон) Следует отметить также влияние немецкой социальной и исторической школ с их эмпиризмом(см. ЭМПИРИЗМ), концепцией стадийности развития общества, акцентированием роли юридических норм и политики государства в общественном развитии, а также английского фабианства,(см. ФАБИАНСКОЕ ОБЩЕСТВО) носителя идеи социального компромисса и реформирования общества. Естественно, что кейнсианская теория была полностью ассимилирована этим направлением.

    Институционализм и проблема власти

    В центре внимания институционалистов — проблема власти, связанная с концентрацией производства и капитала, а также контроля и управления. Эта проблема рассматривается как в отношении крупных корпораций, так и применительно к государству. Институционалисты отвергают исходную предпосылку ортодоксальных теоретиков о конкурентном характере современной экономики и посвящают основное внимание проблемам монополизации и частно-монополистическому регулированию цен, объема производства и предложения. Этим проблемам посвящены работы А. Берли(см. БЕРЛИ Адолф Огастес) и Минза, Уилкокса, Гэлбрейта. Уделяя большое внимание корпорации как особому институту современной экономики, они вскрыли такие важные явления, как дезинтеграция собственности и управления, новая роль профессионального менеджмента,(см. МЕНЕДЖМЕНТ) особый характер мотивации поведения и целей крупной корпорации. Работы по монополистической конкуренции (Э. Чемберлин(см. ЧЕМБЕРЛИН Эдвард)) и администрируемым ценам (Минз и Берли) стали объективной основой для развития идей эффективной конкуренции, усиления антитрестовского законодательства и расширения государственной помощи мелкому бизнесу.

    Теория социального контроля над экономикой

    Для институционализма характерна нацеленность на выработку теории социального контроля над экономикой и подчинение ее общественным интересам. Для этого предлагается ограничить приток ресурсов в отрасли, получившие чрезмерное развитие (военно-промышленный комплекс); изменить приоритеты в расходовании государственных средств в пользу социальных; регулировать (с помощью налогов и штрафов) те виды производства и потребления, которые порождают отрицательные внешние эффекты. При этом государственная власть выступает, во-первых, как центр, способный выражать интересы общества в целом; во-вторых, — как сила, активно воздействующая на ход исторического развития.

    Значительное место в работах представителей этого направления занимает проблема трансформации капиталистического общества под влиянием технических и технологических сдвигов в посткапиталистическое — индустриальное, а затем и в постиндустриальное общество. В некоторых их работах (не без влияния Й. Шумпетера(см. ШУМПЕТЕР Йозеф)) говорится о превращении посткапиталистического общества в социализированную систему, где вместо частно-предпринимательского духа новаторства господствует осторожность корпоративизма, а многие общественные функции отданы государственной бюрократии. Выявляя противоречивый характер подобной трансформации, углубление разрыва между возможностями технического прогресса и ухудшением экономических условий существования общества, институционалисты подчеркивают особую важность государственного контроля за этим процессом. Идея спонтанного общественного прогресса, по их мнению, — опасная иллюзия. Поэтому многие институционалисты изначально выступали и выступают с идеями реформирования капитализма и даже с элементами планирования.

    Одним из важных доводов в пользу такой формы (более широкой, нежели кейнсианская политика стабилизации) регулирования его сторонники считают необходимость роста качества жизни — понятие, которое включает многие виды товаров и услуг, производство которых может обеспечить только государство. Более глубокое обоснование этого тезиса можно встретить в работах теоретиков, пишущих о проблемах кризиса индустриальной цивилизации (Хейлбронер). Резкое нарушение равновесия между достигнутой степенью власти над силами природы и механизмами социального контроля обусловливает, по их мнению, необходимость более широкой вовлеченности государства в контроль над экономическими и особенно над экологическими процессами.

    Институционализм никогда на представлял собой однородного направления как в теоретическом, так и в идеологическом плане. В последние два десятилетия в нем проявились новые тенденции, возникли новые течения, благодаря которым можно говорить о становлении неоинституционализма с его особой системой институтов и более строгими формальными методами анализа.

  11. Источник: Энциклопедический словарь



  12. Энциклопедия социологии

    - англ. institutionalism; нем. Institutionalis-mus. 1. Направление в политэкономии (Т. Веб-лен, Дж. Митчел), согласно к-рому экон. жизнь и экон. категории имеют институциональный характер. И. основное внимание уделяет влиянию государства, частной собственности, налоговой системе, религии, монополиям и др. на экономику. 2. Приверженность к существующим институтам, напр., религия, семья и др.

  13. Источник: Энциклопедия социологии



  14. Толковый словарь по социологии

    - англ. institutionalism; нем. Institutionalis-mus. 1. Направление в политэкономии (Т. Веблен, Дж. Митчел), согласно к-рому экон. жизнь и экон. категории имеют институциональный характер. И. основное внимание уделяет влиянию государства, частной собственности, налоговой системе, религии, монополиям и др. на экономику. 2. Приверженность к существующим институтам, напр., религия, семья и др.

  15. Источник: Толковый словарь по социологии



  16. Словарь бизнес-терминов

  17. Источник:



  18. Большой Энциклопедический словарь

  19. Источник: