Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Salvini) — знаменитый итал. трагик, родился в 1829 г., 14 лет вступил на сцену, играл вместе с Ристори, затем на время оставил театр и посвятил себя изучению классического репертуара. В 1864—67 гг. играл во Флоренции, после чего организовал собственную труппу, во главе которой посетил Париж, Испанию, Америку, Вену, Берлин, Россию, везде имея блестящий успех. Коронные роли С. — Гамлет, Отелло, Ромео, Орест, Паоло (в "Франческе да Римини"), Оросман (в "Заире"). С. — один из величайших артистов новейшего времени; он умеет совершенно сливаться с воплощаемым им лицом. В отличие от Росси, стремившегося прежде всего к естественности изображения, С. дает идеалистическую характеристику действующего лица. С. напеч. "Ricordi, aneddoti ed impressioni" (Милан, 1895). На русск. яз. переведены его "Несколько мыслей о сценическом искусстве" ("Артист" 14) и "Листки из автобиографии" ("Артист", 35, 36 и 37). Теперь С. покинул сцену. Сын его, Густаво, также выдающийся артист, с большим успехом выступающий в шекспировских ролях; во главе своей труппы несколько раз выступал и в России, в последний раз — в 1898 г., в С.-Петербурге.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Сальвини (Salvini) Томмазо (1.1.1829, Милан, ‒ 31.12.1915, Флоренция), итальянский актёр. Родился в актёрской семье. В 1842 дебютировал на профессиональной сцене. В 1843 вступил в труппу под руководством Г. Модены, оказавшего решающее влияние на формирование его творчества и мировоззрения. В 1848 участвовал в национально-освободительной борьбе итальянского народа, дважды арестовывался. С 60-х гг. возглавлял собственные труппы. С 1869 постоянно гастролировал в Европе, Южной и Северной Америке. В 1880, 1882, 1885, 1900‒01 приезжал в Россию. В 1903 оставил сцену.

    Мировая слава С. связана с воплощением им героев шекспировской драматургии: Отелло («Отелло»), Гамлет («Гамлет»), Макбет («Макбет»), Лир («Король Лир») и др. К лучшим ролям актёра принадлежали также: Коррадо («Гражданская смерть» Джакометти), Оросман («Заира» Вольтера). Искусство С. ‒ вершина в развитии итальянского и всего западноевропейского театра 19 в. Романтическая приподнятость, политическая страстность и героический пафос, характерные для школы Г. Модены, он сочетал с глубоким проникновением в психологию действующего лица. С. высоко ценил К. С. Станиславский, уделивший много внимания изучению его творчества. Автор мемуаров и теоретических статей, в которых утверждал необходимость переживания актёром чувств изображаемого персонажа и оспаривал принципы так называемой школы представления, культивировавшиеся французским актёром Б. К. Кокленом.

    Соч.: Ricordi, aneddoti ed impressioni..., Mil., 1895.

    Лит.: Кугель А., Театральные портреты, П., 1923; История западноевропейского театра, т. 3, М., 1963.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Энциклопедический словарь

    Сальви́ни Томмазо

    (Salvini) (1820—1915), итальянский актёр. Герои Сальвини увлекали зрителей духовной силой, страстностью. Творчество Сальвини — вершина сценического искусства XIX в. Прославился в ролях Отелло («Отелло» У. Шекспира), Саула («Саул» В. Альфьери). Неоднократно гастролировал в России.

    * * *

    САЛЬВИНИ Томмазо

    САЛЬВИ́НИ (Salvini) Томмазо (1829—1915), итальянский актер. Работал в труппе Г. Модены. Герои Сальвини увлекали зрителей духовной силой, страстностью. Творчество Сальвини — вершина сценического искусства 19 в. Прославился в ролях Отелло («Отелло» У. Шекспира), Саула («Саул» В. Альфьери).

  5. Источник: Энциклопедический словарь