Словарь Брокгауза и Ефрона

    I(Ibsen) — знаменитый норвежский драматург, род. в 1828 г. в маленьком городке Скиен, на берегу залива Христиании. Он происходит из древней и богатой датской семьи судохозяев, переселившихся в Норвегию около 1720 г. Отец драматурга, Кнуд И., представлял собой деятельную и здоровую натуру; мать, — немка по происхождению, дочь состоятельного скиенского торговца, — была особой строгого, сухого нрава и крайне набожная. В 1836 г. Кнуд И. обанкротился, и жизнь богатой, хорошо поставленной семьи, круто изменилась. Прежние друзья и знакомые мало-помалу стали отдаляться, пошли сплетни, насмешки, всякого рода лишения. Людская жестокость отразилась очень тяжело на будущем драматурге. И так уже от природы необщительный и дикий, он теперь стал еще более искать уединения и ожесточился. Учился И. в элементарной школе, где поражал учителей превосходными сочинениями. На 16-м г. пришлось И. поступить в ученики в аптеку близлежащего городка Гримштадта, с населением всего в 800 жит. И. покинул безо всякого сожаления Скиен; он больше никогда не возвращался в родной город, где ему в таком раннем возрасте пришлось узнать все значение и власть денег. В аптеке, где он пробыл 5 лет, юноша втихомолку мечтал о дальнейшем образовании и получении докторского диплома. Революционные идеи 1848 г. нашли в нем горячего приверженца. В первом стихотворении своем, восторженной оде, он воспел венгерских патриотов-мучеников. Жизнь И. в Гримштадте становилась для него все более и более невыносимой. Он возбудил против себя общественное мнение городка своими революционными теориями, вольнодумством и резкостью. Наконец И. решил бросить аптеку и отправился в Христианию, где ему пришлось вести первое время жизнь, полную всяких лишений. В Христианин Ибсен познакомился и тесно сблизился с Бьёрнсоном, который впоследствии стал его ожесточенным противником. Вместе с Бьёрнсоном, Виньи и Боттеа-Хансеном, И. основал в 1851 г. еженедельную газету "Audhrimner", просуществовавшую несколько месяцев. Здесь И. поместил несколько поэм и 3-актное драматическое сатирическое произведение "Norma". После прекращения журнала, И. познакомился с основателем народного театра в Бергене, Ола-Булем, который предоставил ему должность режиссера и директора этого театра. В Бергене И. пробыл 5 лет и в 1857 г. переехал в Христианию, тоже на должность директора театра. Здесь он оставался до 1863 г. Женился И. в 1858 г. и был очень счастлив в брачной жизни. В 1864 г., после долгих хлопот И. получил писательскую пенсию от стортинга и воспользовался ею, чтобы поехать на юг. Сначала он поселился в Риме, где жил в полном уединении, потом переехал в Триест, затем в Дрезден и Мюнхен, откуда ездил в Берлин, а также присутствовал при открытии Суэцкого канала. В настоящее время живет обыкновенно в Мюнхене. Первая пьеса Ибсена, более психологическая, чем историческая драма "Catilina", относится к 1850 г. В этом же году Ибсен добился того, что была поставлена на сцене его трагедия: "Kamphojen". С тех пор он начал писать пьесу за пьесой, сюжеты для которых брал из истории Средних веков. "Gildet pa Solhoug", шедшая в Христиании в 1856 г. — первая из драм И., имевшая значительный успех. Затем появились "Fru Inger til Osterraat" (1857), "Härmändene paa Helgeland" (1858), "Kongs Emnerne" (1864). Все эти пьесы имели большой успех и были много раз играны в Бергене, Христиании, Копенгагене, Стокгольме и в Германии. Но написанные им в 1864 г. пьесы "En Broder Nöd" и в особенности "Kjoerlighedens Komedie", так восстановили против него его соотечественников, что И. был вынужден в 1864 г. покинуть Норвегию. Дальнейшие его драмы "Brand" (1866), "Peer Gynt" (1867), "Kejser og Galiltoer" (1871), "De Unges Forbund" (1872), "Samfundets-Stotter" (1874), "Nora" (1880), после которой он совершенно поссорился с Бьёрнсоном. Затем еще И. написал: "Hedda Gabler", "Rosmersholm" и "Строитель Сольнес". Стихотворения И. собраны в книжку "Digte" (1871).

    M. В.

    Пьесы И. стали известны в Европе сравнительно недавно, но слава этого писателя выросла с поразительной быстротой, и в последние годы критики, говоря о вершинах современной литературы, упоминают норвежского драматурга рядом с именами Толстого и Зола. Одновременно, однако, с фанатич. поклонниками, у него есть столь же рьяные противники, считающие его успех явлением болезненным. Славу создали ему не исторические пьесы, написанные по древнескандинавским сагам (лучшая из них "Воители Гельголанда"), а комедии и драмы из современной жизни. Решающим моментом в деятельности И. является 1865 год, когда он, в первый раз покинув Норвегию, прислал туда из Италии драматическую поэму "Бранд". По настроению и основной идее современные пьесы И. делятся на две категории: тенденциозно обличительные комедии и психологические драмы. В своих комедиях И является фанатическим защитником цельной, самодовлеющей личности и яростным врагом тех форм жизни, которые, по мнению художников, обезличивают, нивелируют современных людей — семьи, основанной на романической лжи, общества, государства, и, главн. образом, демократии — тирании большинства. В общих чертах фабула всех этих пьес одна и та же: какая-нибудь дельная личность, герой или героиня, вступает в борьбу с обществом из-за идеала правды. Чем эта личность самобытнее и сильнее, тем ожесточеннее ее борьба с безволием и нравственным ничтожеством людей. В конце концов личность остается одинокой, покинутой, поруганной, но не побежденной. Священник Бранд, герой фантастической драматической поэмы в стихах, ставит целью жизни достижение внутреннего совершенства, полной умственной свободы. Ради этой цели он жертвует личным счастьем, единственным сыном, горячо любимой женой. Но в конце концов его дерзновенный и не знающий компромиссов идеализм ("все или ничего") сталкивается с трусливым лицемерием духовных и светских властей; покинутый всеми, герой в сознании своей правоты погибает один среди вечных льдов норвежских г. — В обстановке более реальной подобная же участь выпадает на долю докт. Штокмана (герой комедии "Враг народа"). Убедившись в том, что демократия его родного города, служа на словах принципам свободы и справедливости, на деле подчиняется мотивам мелким и бесчестным, доктор Штокман собирает народную сходку и объявляет, что сделал следующее открытие: "самый опасный враг истины и свободы, это сплетенное, свободное большинство!.. Большинство никогда не право, — да, никогда! Это — общепринятая ложь, против которой должен восставать каждый свободный разумный человек. Кто составляет большинство в каждой стране? Просвещенные люди или глупцы? Глупцы составляют страшное, подавляющее большинство на всем пространстве мира. Но справедливо ли, черт побери, чтобы глупцы управляли людьми просвещенными?" Получив от сограждан кличку "враг народа", всеми покинутый и преследуемый, Штокман заявляет в кругу своей семьи, что сделал еще одно открытие: "вот видите ли, что я открыл: самый сильный человек в этом мире тот, кто остается одиноким". До такого же конфликта доходит и Нора, родственная по духу Бранду и Штокману. — Убедившись, что семья основана на том, что муж любит в жене только красивую куклу, а не равноправного человека, Нора, в пьесе того же названия, бросает не только мужа, но и любимых детей, обрекает себя на полное одиночество. Во всех этих пьесах И. ставит вопрос: возможна ли жизнь по правде в современном обществе? — и решает его отрицательно. Чтобы жить по правде, цельная личность должна стать вне семьи, вне общества, вне сословных и политических партий. Художник не ограничился таким внешне обличительным отношением к современности. Возможно ли при современных условиях жизни счастье, удовлетворенное чувство жизнерадости? — вот второй вопрос, который ставит себе И. и на который отвечают его психологические драмы, в художественном отношении стоящие несравненно выше комедий.. Ответ и тут получается отрицательный, хотя миросозерцание художника во многом радикально изменилось. Счастие невозможно, потому что счастье неразлучно с ложью, а современный человек заражен микробом правды, лихорадкой правдолюбия, чем губит себя и ближних. Вместо гордого, романтического Бранда, проповедником правды является теперь чудаковатый, но реально изображенный Грегор Верле ("Дикая утка"), который своим злосчастным правдолюбием разбивает на глазах зрителей невозмутимое, хотя и основанное на лжи счастье своего друга Иалмара. Невозможно счастье и потому, что никто не может быть самим собою, никто не в силах отстоять свою индивидуальность, так как над нами тяготеет закон наследственности, и среди нас встают привидения как пороков, так и добродетелей наших отцов ("Привидения"). Путы долга, обязанности, завещанные нам прошлыми веками, мешают нашей жизнерадости, которая, ища тайного выхода, становится развратом. Наконец, счастье невозможно и потому, что с развитием культуры, становясь утонченнее умственно и нравственно, человечество теряет стремление к жизни, разучивается смеяться и плакать ("Росмерсгольм"). К этому же циклу психологических пьес относится "Эллида" (или "Женщина моря") — самое поэтическое из всех произведений И., если не по идее (заключающейся в том, что чувство доверия, уважения имеет больше власти над сердцем, нежели деспотизм любви), то, по крайней мере, по исполнению. Венцом же творчества И. кажется нам "Гедда Габлер", единственная, быть может, его живая пьеса, без общественных или моральных схем, в которой герои действуют и живут для себя, а не правят барщину ради авторской идеи. В Гедде Габлер И. воплотил великий декаданс нравов нашего века, когда впечатлительность к оттенкам внешней красоты заслонила вопросы добра и зла, чувство чести заменено боязнью скандала, а любовь — бесплодными муками ревности. Последняя по времени пьеса И. — "Строитель Сольнес", не лишенная автобиографического значения, рисует в символическом образе ход мирового прогресса, который начался с наивной веры, продолжается наукой, а в будущем приведет человечество к новому разумно-мистическому пониманию жизни, к воздушному замку, построенному на каменном основании. Таковы идеи ибсеновских пьес, смелые, часто дерзновенные, граничащие с парадоксами, но задевающие самые интимные настроения современности. Помимо идейного содержания, эти пьесы замечательны, как безупречные образцы сценической техники. И. вернул современной драме классические формы — единство времени и места, а что касается единства действия, то оно заменено у него единством замысла, внутренним разветвлением основной идеи, наподобие незримой нервной системы, проникающей в каждую фразу, почти в каждое слово пьесы. По силе и цельности замысла И. мало имеет соперников. Он, сверх того, совершенно устранил монолог, а разговорную речь довел до идеальной простоты, правдивости и разнообразия. В чтении произведения И. производят больше впечатления, чем на сцене, потому что за развитием идеи легче следить читая, чем слушая. Особый прием И. представляет его любовь к символам. Почти в каждой пьесе основная идея, развиваясь в действии, воплощается в каком-нибудь случайном образе, но этот прием не всегда удается И., а порой, как, например, в "Бранде" и "Строителе Сольнесе", вносит в пьесу некоторое безвкусие. Значение И. и причину его всемирной славы следует искать в современности проповедуемых им идей. И. такой же представитель безграничного индивидуализма в литературе, как Шопенгауэр и Ницше — в философии, как анархисты — в политике. Никто не сомневается в глубине и оригинальности его идей, только многим кажется, что они не согреты любовью к людям, что сила их — не от Бога.

    Н. Минский.

    Почти все драмы И. изданы на нем. яз., под загл.: "Moderne Dramen" (3 т., Б., 1889-90). Многие появились в "Nordische Bibliothek" (1, 4-6, 9-14 и 16, 1889 и сл.); в рекламовской "Universal Bibliothek", a также в мейеровских изданиях для народа. Многие драмы И. имеются и на франц. языке ("Les Revenants", 1889; "Le Canard sauvage", "Edda Gabler", 1891 и др.). По-русски в "Артисте" напечатаны его драмы: "Доктор Штокман" (1891, № 15. и отд.); "Эллида" ("Женщина моря", 1891, № 14) и "Северные богатыри" (1892, № 20); в "Вестн. Европы" — "Столпы общества" (1892, № 7); в "Сев. Вестнике" — "Гедда Габлер" (перев. с датского П. Ганзена, 1891, № 7); в "Петерб. Жизни" 1894 г. — "Росмерсгольм". В 1891 г. предпринято издание "Полного собрания драматических произведений И.", под редакцией А. Алексеева; вышедшие выпуски содержат драмы: "Гедда Габлер", "Сев. богатыри" и "Устои общества". Отдельно, кроме того, появились: "Привидения" (изд. Суворина, 1891), "Нора" (перев. П. Вейнберга, СПб., 1883; есть издание 1891), "Дикая утка" (1892), "Счастливец" ("Строитель Сольвес", пер. П. Ганзена, 1893), "Враг человечества" ("Доктор Штокман", 1893), "Ингэр из Эстрота" (изд. "Всем. Библиотеки", 1893).

    Ср. Vasenius, "H. I-s. dramatiska diktning" (Гельсингф., 1879); Passarge, "H. I." (Лпц., 1883); G. Brandes, в "Moderne Geister" (пер. в "Русск. Мысли", 1887, № 9); H. Jäger, "H. I." (Б., 1888, на нем. Дрезд., 1890); его же, "Н. I. og hans Voerker" (1892). На русск. яз. статьи Н. Минского ("Сев. Вестник", 1892, 9 и 10), А. Волынского ("Сев. Вестн," 1893); Д. Мережковского: "Две последние драмы И.: Гедда Габлер и Строитель Сольнес" ("Новости", 1894, №№ 21, 26, 39 и 40).

    *

    II (дополнение к статье)знаменитый норвежский драматург. Новые переводы на русск. яз. Полные собрания драм. соч. И. в 6 т., СПб., 1897, в 2 т., Киев, 1900 (перев. М. Лучицкой); с 1903 г. в 6 т. в перев. Г. и А. Ганзена, издание Скирмунта.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Ибсен (Ibsen) Генрик (20.3.1828, Шиен, — 23.5.1906, Кристиания), норвежский драматург. Родился в семье богатого коммерсанта, разорившегося в 1836. Работая с 1844 учеником аптекаря, И. написал первые стихи и драму «Катилина» (1850), тираноборческие мотивы которой навеяны революционными событиями 1848 в Европе. В 1850 в Кристиании поставлена пьеса И. «Богатырский курган». В 1852—57 руководил в Бергене первым национальным норвежским театром; в 1857—62 возглавлял Норвежский театр в Кристиании. В 1864—91 жил в Риме, Дрездене, Мюнхене. В конце 40 — начале 50-х гг. И. обратился к сатире и гротеску; буржуазной современности И. противопоставлял героическое национальное прошлое, мир патриархальной крестьянской жизни и возвышенность человеческих чувств. В «Комедии любви» (1862), в которой наметилась реалистическая линия, нарисована резко сатирическая картина мещанско-чиновничьей Норвегии. В народно-исторической драме «Борьба за престол» (1864) И. показал победу героя, выполняющего прогрессивную историческую миссию. Герой драматической поэмы «Бранд» (1866) — цельный человек, не останавливающийся ни перед какими жертвами для осуществления своего идеала. Несмотря на абстрактность цели (достижение внутреннего совершенства, полной умственной свободы), Бранд героичен и противостоит ничтожности окружающей действительности. Масштабность философско-символической драмы сохраняется в «Пер Гюнте» (1867), однако герой этой пьесы в противоположность Бранду способен на компромисс, приспособленчество.

    В конце 60 — начале 70-х гг. в условиях обострения социально-политических противоречий И. ожидает крушения старого мира, «революции человеческого духа». В драме о Юлиане-отступнике «Кесарь и галилеянин» (1873) он утверждает грядущий синтез духовного и плотского начал в человеке. Основная тема пьес «Столпы общества» (1877), «Кукольный дом» (1879), «Привидения» (1881), «Враг народа» (1882) — несоответствие между показным блеском буржуазного общества и его фальшивой внутренней сутью. Пьесы построены аналитически, драматическое напряжение создаётся не внешними событиями, а постепенным раскрытием сюжетных тайн и подтекстом. Основное в развязке пьес — не развитие сюжета, а решение героя, диктуемое не только его эмоциями, но и его интеллектом.

    С середины 80-х гг. социальная критика у И. ослабевает («Дикая утка», 1884). В его поздних пьесах усложняется подтекст, возрастает тонкость психологического рисунка, одновременно усиливаются элементы символики. Тема «сильного человека» выдвигается на первый план, однако И. беспощаден к своим героям, когда они осуществляют свое призвание за счёт жизни и счастья других людей: «Росмерсхольм» (1886), «Гедда Габлер» (1890), «Строитель Сольнес»(1892), «Йун Габриель Боркман» (1896).

    Начиная с 80-х гг. имя И. служило во всём мире знаменем борьбы за реалистическое искусство, за цельность и внутреннюю свободу человека, за обновление духовной жизни. В России И. в начале 20 в. стал одним из властителей дум интеллигенции; его пьесы шли во многих театрах. На советской сцене чаще всего ставятся «Кукольный дом», «Привидения» и в концертном исполнении «Пер Гюнт» с музыкой Э. Грига.

    Соч.: Samlede vaerker, bd 1—21, Oslo, 1928—57; в рус. пер. — Полн. собр. соч.,[с критико-биографич. очерком А. и П. Ганзен], т. 1—4, СПБ, 1909; Избр. драмы, предисл. А. В. Луначарского, Л., 1935; Собр. соч. Ред. и вступ. ст. В. Г. Адмони, т. 1—4, М., 1956—58.

    Лит.: Энгельс ф., [Письмо] П. Эрнсту от 5 июня 1890 г., Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 37, с. 350—53; Плеханов Г. В., Генрик Ибсен, в его кн.: Литература и эстетика, т. 2, М., 1958; Брандес Г., Генрик Ибсен. Собр. соч. 2 изд., т. 1, СПБ. [1906]; Адмони В. Г., Генрик Ибсен, М., 1956; Gran G., Henrik Ibsen. Liv og vaerker, bd 1—2. Christiania, 1918; Koht H., Henrik Ibsen. Eit diktarliv, bd 1—2, Oslo, 1954; Heiberg H., «... født til kunstner». Et Ibsen-portrett, Oslo, 1967; Dániel A., Ibsen, Bdpst, 1966 (имеется библ.); Meyen F., Ibsen-Bibliographie, Braunschweig — B. — Hamb., 1928; Tedford I., Ibsen bibliography 1928—1957 Oslo — Bergen, 1961.

    В. Г. Адмони.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Энциклопедический словарь

    И́бсен Генрик

    (Ibsen) (1828—1906), норвежский драматург. Романтические драмы на сюжеты скандинавских саг, исторические пьесы. Философско-символические драматические поэмы «Бранд» (1866) и «Пер Гюнт» (1867). Острокритические социальные реалистические драмы «Кукольный дом» («Нора», 1879), «Привидения» (1881), «Враг народа» (1882). В драмах «Дикая утка» (1884), «Гедда Габлер» (1890), «Строитель Сольнес» (1892) усилились черты психологизма и символизма, сблизившие их с неоромантическим искусством конца века. Обнаруживая глубокое несоответствие между благопристойной видимостью и внутренней порочностью изображаемой действительности, Ибсен выразил протест против всей системы современных общественных установлений, требуя максимальной эмансипации человека.

    * * *

    ИБСЕН Генрик

    И́БСЕН (Ibsen) Генрик (1828—1906), норвежский драматург. Один из создателей национального норвежского театра. Романтические драмы на сюжеты скандинавских саг,(см. САГИ) исторические пьесы. Философско-символические драматические поэмы «Бранд» (1866) и «Пер Гюнт» (1867). Острокритические социальные реалистические драмы «Кукольный дом» («Нора», 1879), «Привидения» (1881), «Враг народа» (1882). В драмах «Дикая утка» (1884), «Гедда Габлер» (1890), «Строитель Сольнес» (1892) усилились черты психологизма и символизма, сближающие их с неоромантическим искусством конца века. Обнаруживая глубокое несоответствие между благопристойной видимостью и внутренней порочностью изображаемой действительности, Ибсен выразил протест против всей системы современных общественных установлений, требуя максимальной эмансипации человека.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Сводная энциклопедия афоризмов

    Ибсен Генрик

    (Ibsen)Ибсен Генрик (Ibsen, Henrik) (1828 - 1906)

    Норвежский драматург. Автор исторических пьес, романтических драм на сюжеты скандинавских саг, поэм "Бранд" (1866) и "Пер Гюнт" (1867).Афоризмы, цитаты
    • Большинство имеет за собой власть, но не право; меньшинство всегда имеет за собой право.
    • Не может быть свободы или красоты в домашней жизни, которая опирается на займы и долги.
    • Чистая совесть - самая лучшая подушка.
    • Женщина - самое могущественное в мире существо, и от нее зависит направлять мужчину туда, куда его хочет повести Господь Бог.

  7. Источник: Сводная энциклопедия афоризмов