Большая Советская энциклопедия

    Робсон (Robeson) Поль (р. 9.4.1898, Принстон, США), американский певец (бас), драматический актёр, общественный деятель. Родился в бедной негритянской семье. Окончил юридический факультет Колумбийского университета в Нью-Йорке. Выступал как драматический актёр в американских и английских театрах (лучшая роль ‒ Отелло, 1930, театр «Савой», Лондон). В 1925 дебютировал как певец с исполнением негритянских народных песен. Получил мировую известность после концертного турне по странам Европы (1926‒1928); в 1936‒37 выступал перед бойцами-антифашистами в Испании: во время 2-й мировой войны 1939‒45 концерты Р. сопровождались страстными призывами к борьбе против фашизма. До 1960-х гг. много гастролировал, в том числе в СССР (впервые в 1934). Р. обладает мягким глубоким басом красивого тембра, широкого диапазона. В репертуаре (поёт на 20 языках) ‒ народные негритянские и американские песни, песни испанских и немецких антифашистов (в том числе из репертуара Э. Буша), песни народов СССР и др. Снимался в кино (1933). Р. ‒ член Всемирного Совета Мира; почётный профессор Московской консерватории (с 1958). Международная премия Мира (1950), Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами» (1953).

    Соч. в рус. пер.: На том

    я стою, М., 1958; Мысли артиста, «Советская музыка», 1958, № 11.

    Лит.: Горохов В., Поль Робсон, М., 1952; Афиногенов А., Дневники и записные книжки, М., 1960, с. 203, 528; Кудров К., Певец борьбы, певец свободы, «Советская культура», 1973, 6 апр.; Robeson Е. G., Paul Robeson, Negro, N. Y., 1930; Seton М., Paul Robeson, L., 1958.

    Г. М. Шнеерсон.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    (Robeson, Paul) 1898-1976), США; драматический актер, певец; в 1925 сыграл в пьесе Ю.О'Нила Император Джонс (экранизация, 1933); выступив впервые в 1943 в роли Отелло (США), повторил успех в 1959 в Шекспировском театре в Стратфорде-он-Эйвон; фильмы: Песнь свободы (1936), Копи царя Соломона (1938), Гордая долина (1939) и др.; как певец выступал с 1925, гастролировал, в т.ч. в СССР. Борец за права негритянского народа; лауреат Международной премии мира.

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Ро́бсон Поль

    (Robeson) (1898—1976), американский певец (низкий бас), драматический актёр. Исполнитель американских негритянских народных, антифашистских песен, песен протеста. Выступал в драматическом театре (Отелло — «Отелло» У. Шекспира), снимался в кино.

    * * *

    РОБСОН Поль

    РО́БСОН Поль (Paul Robeson) (9 апреля 1898, Принстон, Нью-Джерси — 23 января 1976, Филадельфия, Пенсильвания), американский певец, актер и общественный деятель негритянского происхождения.

    Отец Поля был священником. Он внушал и прихожанам, и сыновьям, что негр во всех отношениях равен белому. Поль был младшим среди братьев (всего в семье было 4 сына и одна дочь) и с детских лет поражал своими разносторонними способностями. В школе он был лучшим учеником и стал одним из трех первых студентов-негров в Америке, которым удалось добиться государственной стипендии. В университете Ратгерса его избрали председателем студенческого дискуссионного клуба, несмотря на то, что он был единственным черным на всех курсах. Прекрасный атлет, бейсболист, Робсон некоторое время профессионально играл в американский футбол, чтобы заработать деньги на учебу в школе права Колумбийского университета и получить диплом юриста (1923).

    Еще в школе Робсон заинтересовался театром. Сфера искусства в то время была более открыта для негров, они уверенно чувствовали себя легких жанрах, но во многих сферах, в том числе в традиционном театре актер-негр воспринимался как диковинка. Тем не менее, по совету жены Эсланды Робсон решил попробовать себя в качестве драматического актера. В 1924 году он сыграл в пьесе Юджина 0"Нила «Император Джонс». Работа молодого актера очень понравилась и самому драматургу. В 1925 году Робсон дебютировал в кино.

    Вскоре обнаружилось, что Поль Робсон обладает от природы уникальным по силе и красоте басом с благородным бархатным тембром. Не имея вокального образования, Робсон в 1925 году решается начать певческую карьеру. Основу его репертуара составили негритянские народные песни, спиричуэлы. С 1926 года он в течение двух лет с успехом гастролировал по Европе. Несмотря на певческие успехи, Робсон не забывал об артистическом поприще, охотно принимая участие в театральных и кинопроектах. С юности он мечтал сыграть Отелло и упорно шел к намеченной цели. Первую попытку актер сделал еще в школе, в 17 лет, затем сыграл эту роль в лондонском театре «Савой» в 1930 году, а в Нью-Йорке ему удалось осуществить свою мечту лишь в 1943 году. Постановка «Отелло» с его участием пользовалась необыкновенным успехом.

    В 1933 году возник проект экранизации пьесы 0"Нила «Император Джонс». Драматург, как непременное условие, выдвинул участие в фильме Робсона. Так Поль Робсон стал первым артистом-негром, игравшем в Голливуде значительные роли. Сам фильм, правда, оказался шаблонным и стереотипным.

    В 1935 году при отборе актеров в фильм «Сандерс с реки» Робсона предпочли обладателю «Оскара» Чарльзу Лоутону. Герой Робсона — негр-слуга Босамбо — веселый балагур, охотно выполнял приказания своего добродетельного белого хозяина. Фильм снимался в Великобритании и в негритянской среде Америки вызвал бурю возмущения. Робсона обвиняли в создании клеветнического образа черного американца.

    После этого Робсон стал с большой разборчивостью подходить к выбору сценариев. К тому времени он уже приобрел репутацию борца за равноправие негров и весьма дорожил ею. Кино для него было не только средством заработать деньги или удовлетворить творческие потребности, но и трибуной, с которой он мог пропагандировать свои взгляды. Последующие его работы отличает романтизация своих персонажей — обычно мужественных негров с высоким чувством собственного достоинства. Идеализация героя заметна в «Копях царя Соломона» (1937), где негр Амбопа, скрывающийся от преследования безжалостного убийцы своего отца-вождя, тайно возвращается на родную землю и, победив злодея в открытом честном бою, освобождает свой народ.

    Лондонский грузчик Джон Зинг из «Песни свободы» (1938) унаследовал от отца таинственный диск с резными украшениями и любовь к музыке. Став знаменитым певцом, он выясняет, что диск — символ власти, а сам он — наследник династии вождей. И снова герой возвращается к своему народу, чтобы служить ему.

    В фильмах «Джерико» (1937) и «Гордая долина» (1940) актер играл американского солдата и шахтера, пришедшего на помощь горнякам из Уэллса. «Гордая долина» снималась целиком на натуре. Своего персонажа Робсон сделал мужественным, великодушным, готовым прийти всем на помощь. Очень часто Робсон исполнял в фильмах песни. В «Плавучем театре» (1936) прозвучала его самая знаменитая песня «Старина Миссисипи». Актер был одним из авторов и чтецов текста документальной киноленты «Родная земля» (1942).

    Всю свою жизнь Поль Робсон посвятил борьбе за права негров. Его выступления часто превращались в политические митинги. Он не скрывал своих левых убеждений, впервые приехал в СССР в 1934 году и был самым известным в России американским негром. В годы войны в Испании Робсон выступал перед бойцами интернациональных бригад.

    После окончания второй мировой войны в годы маккартизма Робсона обвиняли в антиамериканской деятельности. Его имя ассоциировалось в США с близостью к СССР. В 1946 году он был вызван для дачи показаний в Комитет Палаты представителей по расследованию антиамериканской деятельности. Робсон подвергался угрозам со стороны Ку-клукс-клана. В 1947 году он оставил профессиональную сцену и больше не снимался в кино, а полностью посвятил себя борьбе за гражданские права и справедливость. Ему было запрещено выступать с концертами в США, пластинки с его записями изымались из магазинов. В августе 1950 года его заграничный паспорт был аннулирован решением Государственного департамента США и был восстановлен лишь в 1958 году. Вместе с тем Робсон выступал (исключительно при личных встречах с советскими официальными лицами) в защиту советских деятелей культуры, репрессированных или преследуемых по политическим и идеологическим соображениям, а также по национальному признаку, чем вызывал скрытое недовольство в официальных советских кругах. Поль Робсон — автор автобиографической книги Here I Stand («На том я стою»), вышедшей в русском переводе в 1958 году.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Энциклопедия кино

    РОБСОН Поль (Paul Robeson) (9 апреля 1898, Принстон, Нью-Джерси — 23 января 1976, Филадельфия, Пенсильвания), американский певец, актер и общественный деятель негритянского происхождения.

    Отец Поля был священником. Он внушал и прихожанам, и сыновьям, что негр во всех отношениях равен белому. Поль был младшим среди братьев (всего в семье было 4 сына и одна дочь) и с детских лет поражал своими разносторонними способностями. В школе он был лучшим учеником и стал одним из трех первых студентов-негров в Америке, которым удалось добиться государственной стипендии. В университете Ратгерса его избрали председателем студенческого дискуссионного клуба, несмотря на то, что он был единственным черным на всех курсах. Прекрасный атлет, бейсболист, Робсон некоторое время профессионально играл в американский футбол, чтобы заработать деньги на учебу в школе права Колумбийского университета и получить диплом юриста (1923).

    Еще в школе Робсон заинтересовался театром. Сфера искусства в то время была более открыта для негров, они уверенно чувствовали себя легких жанрах, но во многих сферах, в том числе в традиционном театре актер-негр воспринимался как диковинка. Тем не менее, по совету жены Эсланды Робсон решил попробовать себя в качестве драматического актера. В 1924 году он сыграл в пьесе Юджина 0"Нила «Император Джонс». Работа молодого актера очень понравилась и самому драматургу. В 1925 году Робсон дебютировал в кино.

    Вскоре обнаружилось, что Поль Робсон обладает от природы уникальным по силе и красоте басом с благородным бархатным тембром. Не имея вокального образования, Робсон в 1925 году решается начать певческую карьеру. Основу его репертуара составили негритянские народные песни, спиричуэлы. С 1926 года он в течение двух лет с успехом гастролировал по Европе. Несмотря на певческие успехи, Робсон не забывал об артистическом поприще, охотно принимая участие в театральных и кинопроектах. С юности он мечтал сыграть Отелло и упорно шел к намеченной цели. Первую попытку актер сделал еще в школе, в 17 лет, затем сыграл эту роль в лондонском театре «Савой» в 1930 году, а в Нью-Йорке ему удалось осуществить свою мечту лишь в 1943 году. Постановка «Отелло» с его участием пользовалась необыкновенным успехом.

    В 1933 году возник проект экранизации пьесы 0"Нила «Император Джонс». Драматург, как непременное условие, выдвинул участие в фильме Робсона. Так Поль Робсон стал первым артистом-негром, игравшем в Голливуде значительные роли. Сам фильм, правда, оказался шаблонным и стереотипным.

    В 1935 году при отборе актеров в фильм «Сандерс с реки» Робсона предпочли обладателю «Оскара» Чарльзу Лоутону. Герой Робсона — негр-слуга Босамбо — веселый балагур, охотно выполнял приказания своего добродетельного белого хозяина. Фильм снимался в Великобритании и в негритянской среде Америки вызвал бурю возмущения. Робсона обвиняли в создании клеветнического образа черного американца.

    После этого Робсон стал с большой разборчивостью подходить к выбору сценариев. К тому времени он уже приобрел репутацию борца за равноправие негров и весьма дорожил ею. Кино для него было не только средством заработать деньги или удовлетворить творческие потребности, но и трибуной, с которой он мог пропагандировать свои взгляды. Последующие его работы отличает романтизация своих персонажей — обычно мужественных негров с высоким чувством собственного достоинства. Идеализация героя заметна в «Копях царя Соломона» (1937), где негр Амбопа, скрывающийся от преследования безжалостного убийцы своего отца-вождя, тайно возвращается на родную землю и, победив злодея в открытом честном бою, освобождает свой народ.

    Лондонский грузчик Джон Зинг из «Песни свободы» (1938) унаследовал от отца таинственный диск с резными украшениями и любовь к музыке. Став знаменитым певцом, он выясняет, что диск — символ власти, а сам он — наследник династии вождей. И снова герой возвращается к своему народу, чтобы служить ему.

    В фильмах «Джерико» (1937) и «Гордая долина» (1940) актер играл американского солдата и шахтера, пришедшего на помощь горнякам из Уэллса. «Гордая долина» снималась целиком на натуре. Своего персонажа Робсон сделал мужественным, великодушным, готовым прийти всем на помощь. Очень часто Робсон исполнял в фильмах песни. В «Плавучем театре» (1936) прозвучала его самая знаменитая песня «Старина Миссисипи». Актер был одним из авторов и чтецов текста документальной киноленты «Родная земля» (1942).

    Всю свою жизнь Поль Робсон посвятил борьбе за права негров. Его выступления часто превращались в политические митинги. Он не скрывал своих левых убеждений, впервые приехал в СССР в 1934 году и был самым известным в России американским негром. В годы войны в Испании Робсон выступал перед бойцами интернациональных бригад.

    После окончания второй мировой войны в годы маккартизма Робсона обвиняли в антиамериканской деятельности. Его имя ассоциировалось в США с близостью к СССР. В 1946 году он был вызван для дачи показаний в Комитет Палаты представителей по расследованию антиамериканской деятельности. Робсон подвергался угрозам со стороны Ку-клукс-клана. В 1947 году он оставил профессиональную сцену и больше не снимался в кино, а полностью посвятил себя борьбе за гражданские права и справедливость. Ему было запрещено выступать с концертами в США, пластинки с его записями изымались из магазинов. В августе 1950 года его заграничный паспорт был аннулирован решением Государственного департамента США и был восстановлен лишь в 1958 году. Вместе с тем Робсон выступал (исключительно при личных встречах с советскими официальными лицами) в защиту советских деятелей культуры, репрессированных или преследуемых по политическим и идеологическим соображениям, а также по национальному признаку, чем вызывал скрытое недовольство в официальных советских кругах. Поль Робсон — автор автобиографической книги Here I Stand («На том я стою»), вышедшей в русском переводе в 1958 году.

  7. Источник: Энциклопедия кино