Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Mansard, или, что правильнее, Mansart) — фамилия двух франц. архитекторов. 1) Франсуа М. (1598-1666). Из его построек замечательны: дворец Гастона Орлеанского, в Блуа (1635-60), замок "Maisons" на Сене (1642-51), замечательная по своему вкусу реставрация Отеля-Карнавале в Париже, и, наконец, монастырь и собор Валь-де-Грас, там же, начатый в 1645 г.; эту последнюю постройку художнику не удалось окончить, так как своей смелостью и независимостью в преследовании художеств. целей он навлек на себя немилость королевы Анны Австрийской. Впоследствии он осуществил задуманный им проект, в меньшем размере, при сооружении капеллы замка Фрэн (Frênes). Постройки М. отличаются замечательной уравновешенностью и красотой композиции. По своему направлению, он принадлежит к последним представителям национальной франц. школы, в отличие от последующих архитекторов, сильно зараженных итальянским влиянием. Хотя и до него архитекторы любили пользоваться высокими франц. крышами для устройства в них жилых помещений, однако, М. сообщил этому роду построек свое имя (mansarde), так как особенно охотно и часто прибегал к ним для достижения декоративных эффектов. 2) Жюль-Ардуэн М. (1646-1708), племянник предыдущего. Из его многочисленных работ особого внимания заслуживают: обстройка Площади Побед и Вандомской площади в Париже, перестройка незначительного охотничьего замка-павильона Версаль в колоссальный, всемирно известный дворец, сооружение, большого Трианона в Версальском парке и дворца Марли, разрушенного во время великой революции. Лучшим его созданием должны считаться купол и фасад церкви Дома Инвалидов, в Париже, одного из превосходнейших памятников франц. зодчества. Людовик XIV, встретив в М. даровитого выразителя своих грандиозных замыслов, сделал его генерал-суперинтендантом всех строений Франции и возвел в графское достоинство. Стиль его отличается великолепием и строгостью, хотя многие из его произведений и носят на себе отпечаток внутренней пустоты и театральной напыщенности.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Mansart)

    Франсуа (23.1.1598, Париж, — 23.9.1666, там же), французский архитектор. Учился у С. де Броса. Перерабатывая традиции французского и отчасти итальянского Ренессанса, М. закладывал основы Классицизма 17 века. В работах М. (замок в Блуа, перестройка 1635—38; дворец Мезон-Лаффит, 1642—50; в Париже — церковь Валь-де-Грас, 1645—46, строительство продолжил Ж. Лемерсье, отель Карнавале, перестройка 1660—61) пластическое богатство декора фасадов (с элементами Барокко) сочетается с ясностью и простотой общей объёмно-пространственной композиции, со строго регулярным построением плана.

    Лит.: Hautecoeur L., Histoire de l’architecture classique en France, t. 2, pt. 1, P., 1965; Braham A., Smith P., Mansart studies. I, III, V, «The Burlington Magazine», 1963, August, № 725, 1964, May, № 734, 1965, March, № 744.

    Ф. Мансар. Дворец Мезон-Лаффит близ Парижа. 1642—50. Вестибюль.

    Ф. Мансар. Дворец Мезон-Лаффит близ Парижа. 1642—50.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Современная энциклопедия

    МАНСАР (Mansart) Франсуа (1598 - 1666), французский архитектор. Представитель классицизма. Строгие, уравновешенные по композиции дворцы знати (Мезон-Лаффит, 1642 - 51), церкви.

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  7. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  8. Строительный словарь

    (Mansart) Франсуа (1598-1666) - французский архитектор. Представитель классицизма. Строгие, уравновешенные по композиции дворцы (Мезон-Лаффит, 1642-1651) и церквиИсточник:"Архитектурный словарь"

  9. Источник: Строительный словарь