Большая Советская энциклопедия

    Галина Сергеевна [р. 26.12.1909(8.1.1910), Петербург], советская артистка балета, народная артистка СССР (1951), Герой Социалистического Труда (1974). Родилась в артистической семье. В 1928 окончила Ленинградское хореографическое училище (училась у своей матери М. Ф. Романовой и у А. Н. Вагановой) и в том же году была принята в балетную труппу Ленинградского театра оперы и балета (позднее театр им. С. М. Кирова). В 1944—60 солистка балетной труппы Большого театра (Москва). Сценические героини У. обладали особой хрупкостью, незащищенностью, женственностью (Жизель — «Жизель» Адана и др.) и в то же время были наделены несгибаемой силой, героическим напряжением духа (Мария — «Бахчисарайский фонтан» Асафьева, Джульетта — «Ромео и Джульетта» Прокофьева и др.). У. была лучшей исполнительницей партий в балетах П. И. Чайковского: Одетты-Одиллии («Лебединое озеро»), Авроры («Спящая красавица»), Маши («Щелкунчик»). Искусство У. совершенно, гармонично. В его основе — идеальное соответствие, безупречность пропорций жизненного и условного. Характерная черта творчества актрисы — редкая гармоничность всех выразительных средств, элементов хореографии. Условная манера балетного искусства не мешала танцовщице выражать на сцене правду человеческих чувств. Танцевальное искусство У. развило принципы и традиции русской хореографической школы. Среди партий: Раймонда («Раймонда» Глазунова), Золушка («Золушка» Прокофьева), Параша («Медный всадник» Глиэра); вальс, ноктюрн и мазурка в «Шопениане» на музыку Шопена; концертный номер «Умирающий лебедь» на музыку Сен-Санса. Актриса, воплотившая на балетной сцене большую трагедию, создательница образов огромного масштаба, передававшая в танце сложнейшие драматические коллизии, У. завоевала мировое признание. Окончив сценическую деятельность, У. занимается с молодыми танцовщицами, её ученицы Н. В. Тимофеева, Е. С. Максимова, С. Д. Адырхаева, Л. И. Семеняка и др. Много гастролировала за рубежом. Ленинская премия (1957), Государственная премия СССР (1941, 1946, 1947, 1950). Награждена двумя орденами Ленина, четырьмя др. орденами, а также медалями.

    Лит.: Голубов В. (Потапов), Танец Галины Улановой, Л., 1948; Львов-Анохин Б., Уланова, М., 1970; Богданов-Березовский В., Галина Уланова М. — Л., 1949; Кан А., Дни с Улановой, пер с англ., М.. 1963.

    Б. А. Львов-Анохин.

    Г. С. Уланова.

    Г. С. Уланова в партии Жизели («Жизель» А. Адана).

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Современная энциклопедия

    УЛАНОВА Галина Сергеевна (родилась в 1909/10), артистка балета. В 1928 - 44 в Ленинградском театре оперы и балета имени С.М. Кирова; в 1944 - 60 в Большом театре. Искусство Улановой отличалось редкой гармонией всех выразительных средств танца, воплотило лучшие традиции отечественной балетной школы. Создала особый стиль исполнения, в котором соединялись чистота линий, трепетность чувств, лиризм и музыкальность: Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро", 1929) и Маша ("Щелкунчик", 1934) П.И. Чайковского, Жизель ("Жизель" А. Адана, 1932), Джульетта ("Ромео и Джульетта", 1940) и Золушка ("Золушка", 1945) С.С. Прокофьева, и др. С 1960 балетмейстер-репетитор Большого театра. В классе Улановой совершенствовались Е.С. Максимова, В.В. Васильев, М.А. Сабирова, А.А. Михальченко, Л.И. Семеняка, Н.Л. Семизорова и др. Отмечена многими отечественными и международными наградами и премиями.

  3. Источник: Современная энциклопедия. 2000.