Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Карл Larsson) — шведский живописец, рисовальщик, скульптор и гравер-аквафортист. Род. в 1855 г. Сначала был ретушером у фотографа, но вскоре сделался известен остроумными иллюстрациями и карикатурами, появлявшимися в журналах, а затем стал работать акварелью, пастелью и масляными красками и заниматься декоративным искусством. Наделенный смелым, находчивым талантом, он умел соединить в своем творчестве кое-что заимствованное от старинных великих мастеров с современным реализмом и живостью собственной фантазии. Из его произведений особенно интересны: три аллегорические стенные картины в галерее Фюрстенберга в Стокгольме, ряд стенных картин в женском училище в Гетаборге, "Рококо и Новое Время" (в стокгольмской гал.), "Профили" (офорты, 1888), "Брита и я" (также офорт), "Лисбета" (гравюра в красках) и "Empire" (1893, офорт).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    I

    Ла́рсон (Larsson)

    Карл (28.5.1853, Стокгольм, — 22.1.1919, Сундборн, близ г. Фалун), шведский живописец. Учился в АХ в Стокгольме (1869). Работал как иллюстратор и карикатурист, выполнял панно и росписи на исторические темы (фрески в Национальном музее, Стокгольм, 1894—1908); популярны созданные Л. сцены домашнего быта (масло, акварель, офорт), издававшиеся в виде альбомов («Моя семья», 1895; «Ларсоны», 1902; «Дом на солнце», 1909). Лирическая теплота, интимность, несколько идиллическая жизнерадостность сочетались в творчестве Л. с декоративной стилизацией в духе стиля «Модерн».

    Лит.: Nordensvan G., Carl Larsson, del. 1—2, Stockh., 1920—21.

    К. Ларсон. «Карин и Керсти». Офорт.

    II

    Ла́рсон (Larsson)

    Ханс (18.2.1862, Эстра-Клагсторп, Сконе, — 16. 2. 1944, Лунд), шведский философ и писатель. В 1901—27 профессор университета в Лунде. В философии исходил из идей немецкого классического идеализма (И. Канта и Г. Фихте). Завершение познания видел в интуиции — конкретном «созерцании» действительности как целого, но при этом интуиция, в отличие от А. Бергсона, не противопоставляется у Л. логической мысли, а сама рассматривается как высшая форма интеллектуального процесса. В дальнейшем (1910—30-е гг.) для Л. характерно обращение к платонизму (труды о Платоне и Спинозе). Много занимался проблемами эстетики, психологии и педагогики, философии культуры, социальной жизни и политики; выступал против войны и фашизма. Л. — автор романов и лирических стихотворений, отразивших своеобразие быта и традиций его родной провинции.

    Соч.: Gränsen mellan sensation och emotion, Lund, 1899; Under världskrisen, Stockh., 1920; Poesiens logik, 4 uppi., Stockh., 1922; Filosofien och politiken, 2 uppi., Stockh., 1922; Platon och var tid, 3 uppi., Stockh., 1924; Intuitions problemet, 2 uppi., Stockh., 1925; Spinoza, Stockh., 1931; Gemenskap, Stockh., 1932; Minimum, Stockh., 1935; Mni tro, Stockh., 1941.

    Лит.: Nyмаn A., H. Larsson, en svensk tänkareprofil, Stockh., 1945; Aspelin G., H. Larsson som tänkare och skriftställare, Stockh., 1946; OIsson О., H. Larsson, den politiske tänkaren, Stockh., 1951.

    Л. А. Мацевич.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Философская энциклопедия

    ЛА́РСОН

    (Larsson), Ханс (18 февр. 1862 – 16 февр. 1944) – швед. философ-идеалист. В 1901–27 – проф. ун-та в Лунде. Находясь под влиянием философии Канта, в частности его положений об априорных формах опыта, Л. в работе "Граница между ощущением и эмоцией" ("Gränsen mellan sensation och emotion", 1899) выступил против теории чувств Джемса – Ланге, согласно к-рой чувство (гнев, радость и т.д.) производно от физиологич. реакций, ощущений. По Л., ощущения всегда выступают вместе с чувствами, к-рые связаны с представлениями, зависимы от них и образуют границу между "я" и "не я". Примыкая к рационалистич. истолкованию интуиции и подвергнув критике иррационализм, в частности ницшеанство и бергсонианство, он не противопоставлял интуицию разуму. Л. утверждал, что она завершает действие обычных законов логики, но оперирует ими в более быстром темпе и "более тонким образом" ("Интуиция..." – "Intuition...", 1892; 4 uppl., 1920). На этом понятии интуиции основана и его работа в области эстетики. Л. выдвинул идею т.н. совпадающей философии: если различные филос. концепции доводить до их крайних выводов, то они будут совпадать. Он объяснял это тем, что противоположные идеи содержат в себе не всю истину, а лишь ее часть, и чем больше их развивать и уточнять, тем больше они будут сближаться.

    Соч.: Kants transcendentala deduktion af kategorierna, Lund, 1893 (Diss.), 3 uppl., Stockh., 1925; Under världskrisen, Stockh., 1920; Poesiens logik, 4 uppl., Stockh., 1922; Filosofien och Politiken, 2 uppl., Stockh., 1922; Platon och vår tid, 3 uppl., Stockh., 1924; Filosofiska uppsatser, Stockh., 1924; Intuitions problemet, 2 uppl., Stockh., 1925; Spinosa, Stockh., 1931; Gemenskap, Stockh., 1932; Minimum., Stockh., 1935.

    Лит.: Nyman Α., Η. L. en svensk tänkareprofil, Stockh., 1945; Aspelin G., H. L. som tänkare och skriftställare, Stockh., 1946; Ryding Ε., Den svenska filosofins historia, Stockh., 1959, s. 105–13.

    А. Мысливченко. Москва.

  5. Источник: Философская энциклопедия