Большая Советская энциклопедия

    I

    Филаре́т (в миру – Федор Никитич Романов)

    [р. около 1554/55 – умер 12(22).10.1633], русский политический деятель, патриарх (с 1619). Сын Н. Р. Захарьина (см. Захарьины), отец первого царя из династии Романовых – Михаила; двоюродный брат по материнской линии царя Федора Ивановича (См. Фёдор Иванович), при котором занимал высокое положение. В конце 1600 или начале 1601 по приказу Б. Годунова был арестован и сослан в Антониев-Сийский монастырь, где был пострижен в монахи под именем Филарета. При Лжедмитрии I (См. Лжедмитрий I), в 1605, был возвращен из ссылки и получил сан ростовского митрополита. В мае 1606 участвовал в свержении самозванца. 11 (21) октября 1608 захвачен при взятии Ростова тушинскими отрядами и отправлен в Тушинский лагерь, где «наречён» патриархом, но занимал выжидательную позицию. В мае 1610 вернулся в Москву и принял участие в свержении В. Шуйского (июль 1610). Ф. был сторонником избрания на рус. престол представителя иностранной династии. Участвовал в выработке политики «Семибоярщины» (См. Семибоярщина) и в заключении 17 (27) августа 1610 договора с польск. гетманом Жолкевским о признании русским царём сына польского короля Сигизмунда III – Владислава. В сентябре 1610 возглавил «великое посольство» под осажденный Смоленск, которое должно было окончательно закрепить статьи августовского договора. В ходе переговоров Ф. отказался санкционировать условия договора, в результате чего был арестован и отправлен в апреле 1611 в Польщу, где пробыл в плену до середины 1619. Во время пребывания Ф. в плену его шестнадцатилетний сын Михаил Федорович (См. Михаил Фёдорович) Романов занял рус. престол (1613). В июле 1619 Ф. вернулся в Москву и сразу же был поставлен патриархом. Со времени возвращения из плена и до конца жизни Ф. был фактическим правителем страны.

    В. Д. Назаров.

    II

    Филаре́т (в миру – Дроздов Василий Михайлович)

    [26.12.1782 (6.1.1783), Коломна, – 19.11 (1.12).1867, Москва], архиепископ (с 1821), позднее митрополит московский (1825–67). Родился в семье дьякона. Окончил Троицкую семинарию. Постригся в монахи в 1808. В 1809–19 инспектор, затем ректор Петербургской духовной академии, профессор философии, член Библейского общества (См. Библейское общество). В 1819–49 член Синода, имел большое влияние как на церковные, так и на государственные дела, был составителем акта о передаче престола Николаю I, Манифеста 19 февраля 1861 и др. актов.

    Лит.: Сушков Н. В., Записки о жизни и времени святителя Филарета, митрополита Московского, М., 1868; Мельгунов С. П., Митрополит Филарет – деятель крестьянской реформы, в кн.: Великая реформа, т. 5, [М., 1911].

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ФИЛАРЕТ (Романов Федор Никитич) (ок. 1554/55-1633) - патриарх (1608-10 и с 1619), отец царя Михаила Федоровича, боярин (с 1587). Приближенный царя Федора Ивановича, при Борисе Годунове с 1600 - в опале, пострижен в монахи. При Лжедмитрии I с 1605 ростовский митрополит, в 1608-10 в Тушинском лагере. В 1610 возглавлял "великое посольство" к Сигизмунду III, задержан в польском плену. С 1619 фактический правитель страны.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ФИЛАРЕТ - в миру Дмитрий Григорьевич Гумилевский (1805-66), русский православный богослов, историк Церкви, епископ (с 1841), с 1859 архиепископ Черниговский. Профессор и ректор Московской духовной академии, основал журнал "Творения св. отцев в русском переводе". Основные труды - "История Русской церкви" (1847), "Православное догматическое богословие" (1864).

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Большой энциклопедический словарь

    ФИЛАРЕТ (Дроздов Василий Михайлович) (1782-1867) - церковный деятель. С 1826 Московский митрополит. Участник составления Манифеста 1861 об отмене крепостного права.

  7. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  8. Современная энциклопедия

    ФИЛАРЕТ (в миру - Романов Федор Никитич) (около 1554/55 - 1633), русский патриарх (1608 - 10 и с 1619), боярин (с 1587). Отец царя Михаила Федоровича. Приближенный царя Федора Ивановича; при Борисе Годунове с 1600 в опале, пострижен в монахи. При Лжедмитрии I с 1605 ростовский митрополит, в 1608 - 10 в Тушинском лагере. В 1610 возглавлял "великое посольство" к Сигизмунду III, был в польском плену (до 1619). С 1619 фактический правитель страны.

  9. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  10. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  11. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  12. Большая биографическая энциклопедия

    — патриарх российский, в миру Феодор, старший сын боярина Никиты Романовича (см. Романовы). Предполагают, что он родился от второго брака Никиты Романовича, между 1554 и 1660 г. В детстве он получил хорошее образование и научился даже латинскому языку по собранию латинских речений, написанных для него славянскими буквами одним англичанином. Двоюродный дядя царя Феодора, любознательный и начитанный, веселый и приветливый, красивый и ловкий, соединявший любовь к книгам с любовью к развлечениям и нарядам, он играл в молодости видную роль, пользуясь одинаковой популярностью и у соотечественников, и у иностранцев. Он женился на дочери бедного костромского дворянина Ксении Ивановне Шестовой и имел от нее 5 сыновей и одну дочь. Из всех детей его пережил только сын Михаил, избранный на царство. В 1586 г. Феод. Ник. упоминается как боярин и наместник нижегородский, в 1590 г. участвует в качестве дворового воеводы в походе на Швецию, в 1593—94 г. состоит наместником псковским и ведет переговоры с послом имп. Рудольфа, Варкочем. В 1596 г. состоит воеводой в правой руке. От 90-х годов дошло до нас несколько местнических дел, касающихся Феод. Ник. и рисующих влиятельное положение его среди московского боярства. По смерти царя Феодора народная молва называла Феод. Ник. ближайшим законным преемником престола; в Москве ходили слухи, что покойный царь перед смертью прямо назначил его своим преемником. Борис Годунов, сев на царство, оправдывался перед ним ссылкой на народное избрание и давал ему клятву держать его главным советником в государственном управлении. Были ли у самого Феод. Ник. планы на воцарение, неизвестно; в коломенском дворце, однако, был найден его портрет в царском одеянии, с подписью "царь Федор Микитич Романов". Как бы то ни было, он подписался под избирательной грамотой Бориса. В 1601 г., во время разгрома фамилии Романовых Борисом (см. Борис Годунов), Феод. Ник. был пострижен в монахи под именем Ф. и сослан в Антониев Сийский монастырь; жена его, постриженная под именем Марфы, сослана в Заонежские погосты, а малолетний сын Михаил и дочь заточены на Белоозере с теткой Настасьей Никитичной. Жизнь Ф. в монастыре была обставлена очень сурово: пристава пресекали всякие сношения его с окружающим населением и изнуряли его грубым соглядатайством и мелочными применениями, жалуясь в то же время в Москву на его крутой и запальчивый нрав. С появлением в 1605 г. известий о движениях Лжедмитрия в настроении Ф. была замечена резкая перемена: он повеселел и громко стал высказывать надежду на скорый переворот в своей судьбе. 30 июня 1605 г. Лжедмитрий возвел Ф. в сан ростовского митрополита. Кажется, Ф. редко наезжал в свою митрополию, проживая с тех пор большей частью в Москве. По воцарении Василия Шуйского Ф. ездил в Углич открывать мощи Дмитрия Царевича. В 1609 г. Ростов подвергся нападению тушинцев; Ф., запершийся с народом в соборе, был схвачен и после различных поруганий с бесчестием отправлен в Тушино. Однако Тушинский вор по мнимому своему родству с Ф. назначил его патриархом всея Руси. В качестве нареченного патриарха Ф. рассылал грамоты по церковным делам в области, признававшие власть Тушинского вора, а после бегства вора в Калугу участвовал в переговорах тушинцев с польским королем о приглашении последнего или его сына на русский престол. Когда Рожинский в марте 1610 г. сжег Тушино, отряд польских тушинцев, отступивший к Иосифову Волоколамскому монастырю, захватил с собой и Ф. Только по разбитии этого отряда русским войском Ф. получил свободу и отъехал в Москву. По свержении Шуйского Ф. по указанию Жолкевского, желавшего удалить из Москвы наиболее влиятельных лиц, был назначен вместе с кн. Голицыным в посольство к Сигизмунду для заключения договора о вступлении на русский престол королевича Владислава. 7 октября послы приехали под Смоленск. Переговоры, затянувшиеся до 12 апреля, не привели ни к чему, а после получения известия о приближении к Москве ополчения Ляпунова, Трубецкого и Заруцкого послы были арестованы. Ф. пробыл в плену у поляков до 1619 г., проживая в доме Сапеги. По-видимому, уже тотчас по воцарении Михаила Феод. был предрешен вопрос об избрании Ф. в патриархи. Еще до возвращения Ф. из плена он именовался в правительственных актах и на церковных антиминсах митрополитом не ростовским, а всея Руси. После Деулинского перемирия 1 июня 1619 г. на р. Поляновке, за Вязьмой, совершился размен пленных; Ф. был обменен на польского полковника Струся. 14 июня Ф. въехал в Москву, торжественно встреченный сыном. Тогда же сложилась на Москве народная песня, посвященная этому событию. Через несколько дней собор русского духовенства предложил Ф. сан патриарха, и 24 июня Ф. был посвящен. С саном патриарха Ф. совместил сан великого государя, чем поднял до высшей степени государственное значение патриархата. Установилось настоящее двоевластие (см.): царь и патриарх оба писались государями; правительственные дела решались обоими государями, а иногда Ф. решал их единолично, даже без ведома царя. В качестве правителя Ф. показал себя крутым, властолюбивым и "опальчивым". Он быстро обуздал своеволие людей, приблизившихся в его отсутствие к трону его сына, подверг опале Салтыковых, самовольно отдаливших от царя его невесту Хлопову, Грамотина и др. На соборе 1619 г. он выдвинул вопрос о составлении новых писцовых и дозорных книг и о вызове в Москву выборных людей от духовенства, дворянства и посадских людей для подачи заявлений о местных нуждах населения. Он руководил дипломатическими сношениями и, между прочим, составил "тайнопись", т. е. шифр, для дипломатических бумаг. О других правительственных мероприятиях эпохи двоевластия см. Михаил Федорович. Патриаршая деятельность Ф. состояла в энергичной охране чистоты православия, в развитии печатания богослужебных книг и в реформе церковной администрации. Строгое преследование религиозного вольнодумства и нравственной распущенности выразилось в мерах, принятых против кн. Хворостинина (см.), в распоряжениях о прекращении кулачных боев, развратных скопищ, четверобрачия, некоторых языческих обрядов (кликания коляды, овсеня), в грамотах сибирскому архиепископу и Соловецкому монастырю о пороках и непорядочной жизни мирян и монахов. Нередко в своих мерах по охране чистоты православия Ф. за отсутствием богословского образования переходил границы необходимости. Так, он настойчиво требовал перекрещивания обращающихся в православие латинян и в 1620 г. на соборе духовенства осудил мнение крутицкого митроп. Ионы, находившего в этих случаях достаточным совершение одного миропомазания. Тогда же Ф. установил перекрещивание белорусов, выходящих из Польши и Литвы, хотя бы они и считались там православными. В 1627 г. по приказанию Ф. сожжено "Учительное евангелие" Кирилла Транквиллиона Ставровецкого, не содержавшее в себе, в сущности, ничего еретического, и начаты гонения на литовские книги, обращавшиеся в русских церквах. Тогда же был напечатан катехизис Лаврентия Зизания Тустаневского, после весьма мелочных и придирчивых исправлений и нескольких прений, устроенных между Зизанием и игуменом Ильей и справщиком Онисимовым. Печатанию и исправлению книг Ф. уделял много внимания. В самом начале своего правления Ф. по представлению патриарха Иерусалимского Феофана возбудил пересмотр дела о справщиках Дионисии, Арсении и Иване Наседке, незадолго перед тем обвиненных за исключение из Требника слов: и огнем в молитве на Богоявление. Собор в присутствии Ф., Феофана и государя оправдал справщиков, и по получении разъяснительных грамот от других патриархов прибавка: и огнем была окончательно вычеркнута из Требника. В 1620 г. Ф. возобновил типографию на Никольской, на старом печатном дворе, и устроил особое помещение ("правильню") для работ справщиков, а также положил начало знаменитой впоследствии типографской библиотеке, сделав распоряжение о доставлении туда из городов древних харатейных книг. Московская типография при Ф. выпустила много изданий — все 12 миней месячных и ряд богослужебных книг, причем некоторые издания были свидетельствованы самим Ф. При печатании обращалось много внимания на исправление текста, для чего Ф. привлек к работам более образованных справщиков, сличавших тексты с древними славянскими рукописями, а в некоторых (редких) случаях — и с греческими. Книги рассылались по городам в церкви, монастыри и торговые лавки по цене, в которую обошлось их напечатание, без прибыли, а в Сибирь — безвозмездно. В 1622 г. Ф. издал "Сказание действенных чинов св. соборныя церкви Успения св. Богородицы", т. е. устав для отправления праздничных богослужений и церковных торжеств, а также "Поучение великого господина на доставление митрополитам, архиепископам и епископам"; ему же приписывают "Поучение на поставление архимандритам, игуменам и священникам" и "Поучение игуменьям". Ф. заботился и о насаждении школ, призывал архиепископов к учреждению училищ при архиерейских домах и сам завел в Чудовом монастыре греко-латинское училище, порученное Арсению Глухому. В 1632 г. приехавший в Москву протосингел александрийского патриарха Иосиф был оставлен Ф. в Москве для перевода книг и для устройства греческой школы. Важный след оставила деятельность Ф. в области церковного управления. Двор патриарха устроился при нем совершенно по образцу двора государева; организовался класс патриарших дворян и детей боярских, верстаемых поместными окладами. Патриаршие вотчины значительно увеличились покупками и царскими пожалованиями. Власть патриарха над населением этих вотчин была расширена царской грамотой 20 мая 1625 г., которой уничтожались все прежние несудимые грамоты отдельных церквей и монастырей патриаршей области и патриарх получал право судить и ведать духовное и крестьянское население этой области во всяких делах, кроме татьбы и разбоя. Управление патриаршей областью облекается при Ф. в правильные формы, аналогичные светским государственным учреждениям. Возникают патриаршие приказы: 1) судный, или разряд — для судебных дел, 2) приказ церковных дел — до делам церковного благочиния, 3) казенный — ведающий сборы с духовенства и 4) дворцовый — заведовавший хозяйством патриарших вотчин. В каждом приказе сидел патриарший боярин с дьяками и подьячими. Дела решались с доклада патриарху. Энергичная устроительная деятельность Ф. не ограничивалась одной патриаршей областью. Во всем государстве производились подробные описания церковных и монастырских имуществ, пересмотр и подтверждение жалованных грамот, выданных монастырям, новые пожалования их землями. В 1620 г. открыта новая Тобольская епархия. При Ф. состоялась канонизация двух святых — Макария Унженского (1619) и Авраамия, еписк. Чухломского и Галицкого (1621), а также присылка в 1625 г. персидским шахом части Господней ризы, которая была поставлена в ковчеге в Успенском соборе. При Ф. возобновились прерванные в эпоху смуты сношения Москвы с греческой и восточными православными церквами и приезды в Москву за милостыней многочисленных представителей духовенства этих церквей. Ф. скончался 1 окт. 1633 г., имея около 80 лет от роду. См. Смирнов, "Филарет Никитич Романов, святейший патриарх всероссийский" (в "Чтениях Общества любителей духовного просвещения", 1873—74 гг.).

    А. Кизеветтер.

    {Брокгауз}

  13. Источник: Большая биографическая энциклопедия



  14. Философская энциклопедия

    ФИЛАРЕТ

    ФИЛАРЕТ (в миру Василий Михайлович Дроздов) [26 декабря 1782 (6 января 1783), Коломна— 19 ноября (1 декабря) 1867, Москва] — митрополит Московский, первый доктор богословия в России (1814), один из крупнейших представителей русской христианской философии. К. Н. Леонтьев называл его “великаном” православия, определившим целое “филаретовское” направление отечественной мысли. Учился в Коломенской, затем Троицкой лаврской семинарии. С 1809 профессор философских наук в Петербургской Духовной академии. С 1812 по 1819 ее ректор. В эти годы Филарет издает за свой счет сочинения Канта, принимает активное участие в переводе Священного Писания на русский язык, сделав издание русской Библии делом всей жизни; пишет свое основное герменевтическое сочинение “Записки на книгу Бытия” (ч. 1—3. М., 1867), где использует особый, “духовно-анагогический” метод толкования, восходящий к исихастскому метафизическому опыту. С 1821 и до смерга возглавляет московскую кафедру (с 1826 митрополит). В этот период Филарет обеспечивает систематическое издание русских переводов святых отцов и пишет “Пространный христианский катехизис” (1823), а также большую часть своих проповедей и слов. Круг философско-богословских идей Филарета определен святоотеческой традицией и особенно Халкидонским догматом о Богочеловеческой природе Христа, которому можно подражать лишь экзистенциально-заостренным, “таинственно-крестным” образом (Десять слов о кресте и глаголы жизни вечной. М., 1995, с. 36). Филарет делает акцент на аскетической стороне такого подражания, часто используя понятия-метафоры “внутреннего” и “внешнего” креста, “страха смерти” и “страха жизни” и др. Канонизирован Русской Православной Церковью.

    Соч.: Слова и речи, т. 1-5. М., 1873—85; О государстве. Тверь, 1992; Пространный христианский катехизис. Варшава, 1930; Творения. М., 1994.

    Лит.: Флоровскии Г. Пути русского богословия (глава V и прилагаемая к ней подробная библиография о Филарете). Вильнюс, 1991.

    П. В. Калитин

    “ Φ ИЛ E Б ” (Φίληβος ή περί ηδονής, ηθικός, подзаголовок: “Об удовольствии, этический”) — диалог Платона. Как по стилистике, так и по содержанию большинство исследователей относят его ко 2-й пол. 350-х гг. до н. э., ставя в хронологическом ряду после “Софиста”, “Политики”, “Тимея”, “Крития” и 7-го письма. Поскольку работа над “Законами” была начата еще в 360-е гг. до н. э. и продолжалась до смерти Платона, можно утверждать, что “Филеб” — последний его творческий замысел. Диалог традиционно считается одним из труднейших для интерпретации, и только учет общеакадемического контекста позволяет понять его содержание.

    Ок. 367 Евдокс Книдский замещает отправившегося в Сицилию Платона на посту схоларха Академии и в этом качестве оказывается участником ряда школьных дискуссий, в частности о природе блага. Принципиальные положения учения Платона о благе и удовольствии (см. “Протагор” 351Ь—357е, “Горгий” 50 la, “Государство” 580d—588a): l) различие удовольствий; представление об особом “измерительном искусстве”, позволяющем их оценивать; признание только удовольствий разума благами и их первенства над прочими удовольствиями); 2) высшее благо как предмет этики; метод этического исследования — частный случай универсального подхода к рассмотрению сущего: схватить прежде всего сущее само по себе, т. е. его идею (отсюда важность онтологического введения в этику и стремление к математизации ее методов). Тезис Евдокса “благом для всех живых существ является удовольствие” (“Никомахова этика” 1172Ь) радикально отвергал эти основоположения платоновской этики. Спевсипп попытался опровергнуть аргументацию Евдокса чисто логическими средствами (ср. аристотелевское сочинение “О противоположностях”) и выстроил свое учение о благе как о некоем состоянии “безмятежности”, среднем между двумя противоположностями — удовольствием и страданием, которые благом не являются, — и тем самым отчасти развил платоновскую точку зрения (ср. “Государство”). Аристотель критикует подход Спевсиппа как поверхностный (“Никомахова этика” 1153b) и полностью поддерживает Евдокса в том, что касается предмета этики. Платон был вынужден вмешаться в ход дискуссии и прояснить основоположения своего учения: он читает лекцию “О благе”, из разрозненных свидетельств о которой можно сделать вывод о том, что она представляла собой методологическое введение в этику как науку о высшем благе (см. Аристотель. Большая этика 1.1,1; Аристоксен. Начала гармонии 39.4). Эта лекция не достигла ожидаемых целей, и Платон постепенно приходит к мысли о возможности построения этического учения, предметом которого будет не высшее благо, а “благо для нас”, которое и обсуждается в “Филебе”.

    Главной линией рассуждения в “Филебе” является ответ на вопрос, что в большей степени является благом “для живых существ” — удовольствие (ηδονή) или разум (φρόνησις). Однако большую часть диалога занимают несколько второстепенных рассуждений: 1) “диалектический раздел” (19а—23Ь) в контексте основного рассуждения представляет собой очевидный логический круг, однако в более широком контексте академической дискуссии — это демонстрация Платоном важности учета общих онтологических проблем при рассмотрении частных проблем этики: 2) “четырехчастное деление сущего” (23с—31b) на предел, беспредельное, смесь предела и беспредельного и причину смеси оснащает собеседников инструментом, с помощью которого будет разрешен основной вопрос: “жизнь удовольствия” относится к роду беспредельного сущего, “жизнь, смешанная из удовольствия и разумности” — к роду смешанного сущего, а “жизнь разума” — к роду причины. Понятие смешанного рода сущего играет в диалоге и в поздней онтологии Платона важнейшую роль. “Филеб” составляет здесь своеобразную пару к “Тимею”, предметом которого было описание сущего с учетом онтологического преимущества вечно сущего (мира идей, бытия) перед преходящим. Кругозор “Филеба” по отношению к “Тимею” намеренно сужен: мир идей обходится молчанием, но для того, чтобы построить науку о “ныне сущем” (23с), необходимо найти ему замену и в сфере становления выявить вещи с особым онтологическим статусом. Ими оказываются вещи смешанного рода сущего, которые определяются как “достигшее полноценности существование” (27с). Понятие смешанного рода сущего, по-видимому, возникло в ходе внутриакадемической дискуссии о гармонии (“предел” и “беспредельное” в платоновском диалоге имеют явно пифагорейское происхождение, самым показательным примером смешанного класса оказывается гармония, наряду со здоровьем, музыкой, красотой, силой), другим результатом которой следует признать аристотелевское понятие образцовых типов сущего (см. “Евдемова этика” 1241Ь27 слл.); 3) рассуждение о видах и происхождении удовольствия и страдания (31b—55с) занимает значительную часть диалога. Удовольствие и страдание определяются как восстановление и разрушение естественного состояния тела (смешанный род сущего), чтопредопределяет итог дискуссии: удовольствие всегда смешано со страданием, поэтому большинство удовольствий будут ложными. Чистое удовольствие возникает лишь в том редком случае, когда парное к нему страдание оказывается незаметным для души. Чистыми называются удовольствия, получаемые от созерцания, обоняния и от занятий науками (51—52); 4) рассуждение о видах и иерархии наук (55с—59d), в ходе которого выясняется, что прикладное использование наук оказывается менее чистым и истинным, чем занятия философа, направленные на познание бытия. Итогом всего диалога оказывается вывод о том, что первенство нужно отдать смешанной жизни, разум удостаивается третьего места, а удовольствие только пятого.

    Рус. пер.: В. Н. Карпова (1879), Η. В. Самсонова (1929,1971).

    Лит.: Cadamer H.-G. Platos Dialektische Ethik: Phänomenologisehe Interpretation zum “Philebos”. Lpz., 1931; DièsA. Platon. “Philèbe”. P., 1941 (Les Belles Lettres); HackforthR. Plato's Examination of Pleasure. Cambr., 1945; Gosling J. C. B. Plato: “Philebus”. Oxf., 1975; Guthrie W. K. C. A History of Greek Philosophy, vol. 5: The Later Plato and the Academy. Cambr., 1978; ThesleffH. Studies in Platonic chronology. Helsinki, 1982; Frede D. Plato “Philebus”. Indianapolis-Cambr., 1993.

    А. А. Глухое

  15. Источник: Философская энциклопедия



  16. Энциклопедический словарь

    Филарет

    I

    в миру Дмитрий Григорьевич Гумилевский (1805—1866), историк Церкви, богослов. Архиепископ Черниговский с 1859. Основатель ряда церковно-исторических изданий. Автор «Истории русской церкви» (1847; 6 изд., 1894), «Православного догматического богословия» (1864). Составитель фундаментального «Обзора русской духовной литературы» (3 изд., 1884).

    II

    в миру Василий Михайлович Дроздов (1783—1867), митрополит Московский с 1826, проповедник, богослов, почётный член Петербургской АН (1827). Ректор Петербургской духовной академии (1812). Автор «Начертания церковной библейской истории» (1816), «Катехизиса» (1823), переводов библейских текстов. Составитель Манифеста 19 февраля 1861 об отмене крепостного права. Талантливый проповедник («московский Златоуст»), сборник проповедей Филарета при его жизни переведён на французский и немецкий языки.

    III

    Романов Фёдор Никитич (около 1554/1555 — 1633), патриарх (1608—10 и с 1619), отец царя Михаила Фёдоровича, боярин (с 1587). Приближённый царя Фёдора Ивановича, при Борисе Годунове с 1600 в опале, пострижен в монахи. При Лжедмитрии I с 1605 митрополит Ростовский, в 1608—10 в Тушинском лагере. Лжедмитрием II возведён в патриархи. В 1610 возглавлял «великое посольство» к Сигизмунду III под Смоленск для приглашения на русский трон королевича Владислава, задержан в польском плену. С 1619 фактический правитель страны.

  17. Источник: Энциклопедический словарь



  18. Советская историческая энциклопедия

    1

    .

    (до монашества - Дроздов Василий Михайлович) (26.XII.1782 - 19.XI.1867) - архиепископ и митрополит московский (1821-67). Род. в Коломне в семье дьякона. Окончил Троицкую семинарию. Постригся в монахи в 1808. В 1809-21 - инспектор, затем ректор Петерб. духовной академии, проф. философии, член Библейского общества. В 1812-25 был близок к обер-прокурору синода А. Н. Голицыну. В 1819-49 Ф. - член Синода, в 20 - нач. 40-х гг. - наиболее влиятельный. Ни одно из важных церк.-адм. дел, ни один из сложных догматич. и канонич. вопросов не решались без участия Ф. Он имел также большое влияние на обществ.-политич. и гос. дела (составитель акта о передаче престола Николаю I, Манифеста 19 февр. 1861 и др. гос. мат-лов).

    Лит.: Сушков Н. В., Записки о жизни и времени святителя Филарета, митрополита Московского, М., 1868; Мельгунов С. П., Митрополит Филарет - деятель крестьянской реформы, в кн.: Великая реформа, т. 5, (М., 1911).

    С. С. Дмитриев. Москва.

    2

    .

    (до монашества - Романов Федор Никитич) (ок. 1554-55 - 1.X.1633) - рус. политич. деятель, патриарх (с 1619). Сын Никиты Романовича Захарьина (см. Захарьины); отец первого царя из династии Романовых - Михаила; двоюродный брат (по материнской линии) царя Федора Ивановича, при к-ром занимал высокое положение. В разрядах впервые упомянут под 1585, боярин с 1587. Участник выборного Земского собора 1598. В кон. 1600 - нач. 1601 Ф. подвергся опале, арестован и сослан в Антониев-Сийский монастырь, где был пострижен в монахи (под именем Филарета). При Лжедмитрии I, в 1605, возвращен из ссылки и получил сан Ростовского митрополита. В мае 1606 принял участие в свержении самозванца. 11 окт. 1608 захвачен при взятии Ростова Тушинскими отрядами и отправлен в Тушинский лагерь, где "наречен" патриархом, но занимал выжидательную позицию. В мае 1610 вернулся в Москву и принял участие в свержении В. Шуйского (июль 1610). Ф. был сторонником избрания на рус. престол представителя иностр. династии. Участвовал в выработке политики "Семибоярщины" и в заключении 17 авг. 1610 договора с польским гетманом С. Жолкевским о признании рус. царем сына польск. короля Сигизмунда III Владислава. В сент. 1610 возглавил "великое посольство" под осажденный Смоленск, к-рое должно было окончательно закрепить статьи августовского договора. В ходе переговоров Ф. отказался санкционировать условия договора, в результате чего он был арестован и отправлен в апр. 1611 в Польшу, где пробыл в плену до сер. 1619. В июле 1619 Ф. вернулся в Москву и был поставлен патриархом.

    Со времени возвращения в Россию и до смерти Ф. был фактич. правителем страны. В области внутр. политики Ф. провел ряд мероприятий: новое валовое описание и дозор опустевших районов; сыск закладчиков - посадских людей и меры против закладничества; улучшение центр. органов судопроизводства и т. д. Ряд изменений был внесен в податную систему, самым крупным из них было постепенное введение "живущей (или дворовой) четверти" как единицы обложения (с нач. 20-х гг.). Ф. осуществил пересмотр жалованных грамот монастырям и урезал их финанс. привилегии. Вместе с тем в его правление возобновился рост зем. собственности духовенства (особенно патриаршей кафедры и крупнейших монастырей). При Ф. усилилась христианизация и русификация народов Поволжья и Сибири. Правление Ф. сопровождалось резким усилением самодержавного характера царской власти и значит. ослаблением роли Земских соборов. Во внеш. политике осн. целью Ф. была ликвидация Деулинского перемирия 1618. Россия активно помогала странам антигабсбургской коалиции в период Тридцатилетней войны 1618-48. Ф. активно добивался создания антипольской коалиции в составе России, Швеции, Турции и Трансильвании.

    Лит.: Смирнов A., Святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всея России, "ЧОИДР", М., 1874; Платонов С. Ф., Очерки по истории смуты в Московском государстве XVI-XVII вв., М., 1937; Сташевский Б. Д., Очерки по истории царствования Михаила Федоровича, ч. 1, К., 1913; Смирнов П. П., Посадские люди и их классовая борьба до сер. XVII в., т. 1, М.-Л., 1947; Поршнев Б. Ф., Франция, Английская революция и европейская политика в середине XVII в., М., 1970.

    В. Д. Наваров. Москва.

  19. Источник: Советская историческая энциклопедия



  20. Сводная энциклопедия афоризмов

    Филарет

    (Василий Михайлович Дроздов) (1783—1867 гг.) митрополит Московский и КоломенскийЛучше сидя думать о Боге, чем стоя — о больных ногах.

  21. Источник: Сводная энциклопедия афоризмов



  22. Энциклопедический словарь псевдонимов

    I.

    (мирское имя Василий Михайлович Дроздов; 1782–1867) – церк. деятель. Почетный чл. Петерб. АН (1827). С 1826 Моск. митрополит. Участник составления Манифеста 1861 об отмене крепостного права в России.

    II.

    (наст. имя и фам. Федор Никитич Романов; ок. 1554/55—1633) – патриарх (1608—10 и с 1619), отец царя Михаила Федоровича. При Борисе Годунове – в опале, пострижен в монахи. При Лжедмитрии I с 1605 ростовский митрополит, в 1608—10 в Тушинском лагере. В 1610 возглавлял «великое посольство» к Сигизмунду III, задержан в польском плену. С 1619 фактич. правитель страны.

  23. Источник: Энциклопедический словарь псевдонимов



  24. Москва (энциклопедия)

  25. Источник:



  26. Большой Энциклопедический словарь

    ФИЛАРЕТ
    ФИЛАРЕТ - в миру Дмитрий Григорьевич Гумилевский (1805-66), русский православный богослов, историк Церкви, епископ (с 1841), с 1859 архиепископ Черниговский. Профессор и ректор Московской духовной академии, основал журнал "Творения св. отцев в русском переводе". Основные труды - "История Русской церкви" (1847), "Православное догматическое богословие" (1864).

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  27. Источник:



  28. Большой Энциклопедический словарь

    ФИЛАРЕТ
    ФИЛАРЕТ (Дроздов Василий Михайлович) (1782-1867) - церковный деятель. С 1826 Московский митрополит. Участник составления Манифеста 1861 об отмене крепостного права.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  29. Источник:



  30. Большой Энциклопедический словарь

    ФИЛАРЕТ
    ФИЛАРЕТ (Романов Федор Никитич) (ок. 1554/55-1633) - патриарх (1608-10 и с 1619), отец царя Михаила Федоровича, боярин (с 1587). Приближенный царя Федора Ивановича, при Борисе Годунове с 1600 - в опале, пострижен в монахи. При Лжедмитрии I с 1605 ростовский митрополит, в 1608-10 в Тушинском лагере. В 1610 возглавлял "великое посольство" к Сигизмунду III, задержан в польском плену. С 1619 фактический правитель страны.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  31. Источник: