(итал. scenario, от лат. scaena — сцена)
1) сюжетная схема, по которой создаётся спектакль в театре импровизации (См. Импровизация). Представляет собой краткое изложение содержания пьесы (без диалогов и монологов). В нём определены главные моменты действия, указаны выходы персонажей на сцену, обозначены вставные номера и др. С. характерен для различных видов народного театра (Мим, Ателлана, Фарс, Комедия дель арте, ярмарочный театр), развивавшихся на основе устного народного творчества. С появлением драмы (См. Драма) уступил место писаному тексту. 2) В кинематографии литературное произведение, предназначенное для воплощения на экране с помощью выразительных средств киноискусства. Развиваясь как литературная форма, С. использует принципы художественной прозы, поэзии и драматургии (см. также Кинодраматургия). Помимо литературного С., имеется режиссёрский, или постановочный, С. — детальный творческий план постановки фильма, содержащий точную разбивку на Кадрыс указанием Планов, музыкального и изобразительного решения и др.; режиссёрский С. в значительной степени определяет жанр, ритм, стиль и атмосферу будущего кинопроизведения. 3) В балете подробное изложение сюжета с описанием всех танцевальных номеров и мимических сцен, а также основа для сочинения композитором музыки и создания балетмейстером спектакля. 4) В опере драматургический план Либретто.
СЦЕНА́РИЙ, -я, муж.
1. Драматическое произведение с подробным описанием действия и реплик, предназначенное для создания кино- или телефильма, а также краткая сюжетная схема театрального представления, спектакля. Игровой, документальный с. С. кинокомедии. Оперный, балетный, пантомимический с. (либретто). Отступление от сценария во время съёмок.
2. Список действующих лиц пьесы с указанием порядка и времени выхода на сцену (спец.).
3. Заранее подготовленный детальный план проведения какого-н. зрелища, вообще (перен.) осуществления чего-н. С. спортивного праздника. Не по сценарию (перен.: не так, как было задумано, не так, как должно было быть; ирон.).
• Режиссёрский сценарий режиссёрское описание, содержащее интонационно-жестовую и пространственную детализацию текста пьесы.
| прил. сценарный, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.). С. факультет.
-я, м.
1.
Литературно-драматическое произведение (содержащее подробное описание действия и текст речей персонажей), на основе которого создается фильм.
2. театр.
Сюжетная схема, план театральной пьесы.
3. театр.
Список действующих лиц пьесы с указанием порядка и времени выхода на сцену.
[итал. scenario]
СЦЕНА́РИЙ, сценария, муж.
1. Список действующих лиц пьесы с указанием порядка и времени выхода на сцену (театр.).
2. План драматического произведения, театральной пьесы (театр.).
3. Содержание кинофильма с подробным описанием действия и указаниями по оформлению.
м.
1.
Литературно-драматическое произведение, написанное как основа для постановки кино- или телефильма.
2.
Детальный план, сюжетная схема пьесы, оперы, балета.
3.
Список действующих лиц пьесы с указанием времени и порядка их выхода на сцену.
4.
Заранее подготовленный план проведения какого-либо мероприятия.
СЦЕНАРИЙ (от итал. scenario) -1) краткое изложение содержания пьесы, сюжетная схема, по которой создаются представления (спектакли) в театре импровизации, балетные спектакли, массовые зрелища и др.2) Литературное произведение, предназначенное для воплощения с помощью средств киноискусства и телевидения.3) В прогнозировании - система предположений о течении изучаемого процесса, на основе которой разрабатывается один из возможных вариантов прогноза; используется также в истории, теории биологической эволюции, космогонии и т. п.
муж. scenario, scriptм. scenario ( pl. -os), script;
scenarist.
continuity, script
m.scenario; метод сценариев, scenario method
м
1)кино Drehbuch n (умл.)
2)перен. Szenario n, pl -s
сценарий м 1. кино Drehbuch n 1b* 2. перен. Szenario n 1, pl -s
сценарийDrehbuch
м.
scénario m (pl scénarios)
м.
argumento m, guión m(de cine); adaptación f(по литературному произведению)
м.
scenario; sceneggiatura f; copione (тж. фильма)
СЦЕНАРИЙ (scenario) — первоначально краткое изложение событий, свершающихся по ходу действия в спектакле.
Понятием С. драматургия обязана Commedia dell′arte. Устанавливая основные сюжетные узлы комедии и указывая состав действующих масок и те темы, к-рые должны были быть этими масками разыграны, С. предоставлял полную свободу действия актерам, обязанным заполнить сюжетную схему речью и действиями изображаемых персонажей. Помимо изложения содержания действий (в сценарии обычно было 3 действия), С. содержал в себе указания на вставные номера — так наз. lazzi. В С. же указывались места, в к-рых «любовники» произносили свои стихотворные монологи (concetti); в С. более позднего времени иногда приводились тексты этих монологов и песен; тут же отмечались сцены потасовок, обычно завершающие действие. К С. прилагался список необходимых по ходу спектакля вещей — такой перечень встречается уже в сборнике сценариев Фламинио Скала.
К началу XVII в., к тому времени, когда наиболее искусные труппы Commedia dell′arte все чаще и чаще начали приглашаться во дворцы королей и вельмож, С. начинают издаваться в виде сборников, первый из к-рых (сборник Flaminio Scala) появился в 1611. Он состоял из 50 сценариев, 40 из них были комедиями, а остальные феериями, среди к-рых упоминалась и одна трагедия. Вслед за этим начали появляться чуть ли не каждый год все новые и новые сборники. Их полный список, содержащий несколько сотен сценариев, можно найти в книге английского ученого K. M. Lea «Italian popular comedy, a study in the Commedia dell′arte 1560—1620, Oxford, 1934».
Важнейшими сборниками сценариев были сборники Locotelli (179 сценариев) (1618—1622), Corsini (10 сценариев), Bartoli (22 сценария, изд. 1880). Имеется сборник итальянских сценариев и на русском языке: «Итальянские комедии и интермедии, представленные при дворе императрицы Анны Иоанновны в 1733—1735», изданы в 1917.
В подражание итальянским С. появляются сценарии и французские (особенно большое количество), испанские, английские и русские: «Шутовская комедия» (в названном сборнике).
Дальнейшее развитие С. определяется историей Commedia dell′arte в целом, ее сдачей позиций лит-ой драме. С. принужден был уступить место писанному тексту.
Роль реформатора С. «Comedie Italienne» выпала на долю французского драматурга Мариво, написавшего в 1720 комедию «Арлекин, облагороженный любовью». Еще «более радикальным реформатором С. Commedia dell′arte был Гольдони. В своих комедиях он, не порывая полностью с импровизационным театром, превращал традиционные С. в писанные пьесы. Социально-дидактическая задача, к-рую ставил перед собою театр Гольдони, не могла быть осуществленной при системе С. Тут необходим был твердый текст, утверждающий определенную систему социальных и этических идей. С. должен был исчезнуть совершенно. И, несмотря на попытки К. Гоцци возродить некоторые вольности импровизационного театра, С. погиб под напором лит-ой комедии.
На очень короткий срок С. снова возрождается в период увлечения эстетического театра жанром Commedia dell′arte. Но это искусственное воскрешение С. никакого серьезного значения, даже для буржуазного театра начала XX в., не получило.
Термин С. из области театра перешел в кино. Строение С. для кино характеризуется двумя моментами, отличающими его от старого театрального С., — включением технических указаний для съемки и монтажа («крупным планом», «наплыв» и т. п.) и включением пояснительных текстов для зрителя. В целом кино-С. представляет своеобразное повествовательное целое, где технические указания позволяют подчеркнуть значение той или иной сцены, а соотношения пояснительного текста и следующей за ним сцены дают широкий простор воображению. Отсюда — попытки некоторых авторов перенести кино-С. в литературу как особую форму повествования (напр. «Доногоо-Тонка, или чудеса науки», русск. пер., Гиз, П., 1922 — Ж. Ромена); к этому же роду литературы относятся и кино-С., написанные беллетристами и предназначенные также и для чтения (напр. «Строгий юноша» Ю. Олеши).
剧本
СЦЕНА́РИЙ -я; ср. [итал. scenario]
1. Литературно-драматическое произведение (содержащее подробное описание действия и текст речей персонажей), на основе которого создаётся фильм. Писать с. Играть по сценарию. Плохой, хороший с. Игровой, документальный с. С. фильма, к фильму.
2. Театр. Сюжетная схема, план театральной пьесы, оперы, балета. С. оперы "Князь Игорь".
3. Театр. Список действующих лиц пьесы с указанием порядка и времени выхода на сцену. По сценарию в этом месте появляется Христос.
4. Заранее подготовленный детальный план, программа проведения какого-л. зрелища, мероприятия. С. спортивного праздника. Разыграть с. Действовать не по сценарию (не так, как задумано). Жить по чужому сценарию (не так, как хочется).
◁ Сцена́рный, -ая, -ое. С. материал. С. факультет. С. план. С-ая форма. С. отдел киностудии. С. договор (вид авторского договора о передаче на киностудию неопубликованного произведения).
* * *
сцена́рий(от итал. scenario), 1) краткое изложение содержания пьесы, сюжетная схема, по которой создаются представления (спектакли) в театре импровизации, балетные спектакли, массовые зрелища и др.2) Литературное произведение, предназначенное для воплощения с помощью средств киноискусства и телевидения.3) В прогнозировании — система предположений о течении изучаемого процесса, на основе которой разрабатывается один из возможных вариантов прогноза; используется также в истории, теории биологической эволюции, космогонии и т. п.
* * *
СЦЕНАРИЙСЦЕНА́РИЙ (от итал. scenario),
1) краткое изложение содержания пьесы, сюжетная схема, по которой создаются представления (спектакли) в театре импровизации, балетные спектакли, массовые зрелища и др.
2) Литературное произведение, предназначенное для воплощения с помощью средств киноискусства и телевидения.
3) В прогнозировании — система предположений о течении изучаемого процесса, на основе которой разрабатывается один из возможных вариантов прогноза; используется также в истории, теории биологической эволюции, космогонии и т. п.
(итал. scenario, от лат. scaena - сцена) - термин, применяемый в области драм. и муз. театра, а также в кино. С. в балете - подробное изложение сюжета с описанием всех танц. номеров и мимич. сцен. В соответствии со С. композитор создаёт музыку балета и вслед за этим балетмейстер - его хореографию, т. е. сам балетный спектакль. С. в опере - драматургич. план либретто, а также его диалогич. часть, с к-рой связано драм. действие произведения. Пишется как стихами, так и прозой.
continuity, script
вчт
сцена́рій
- сценарий скучивания
- сценарий фрагментациивчт
сцена́рій
- сценарий скучивания
- сценарий фрагментацииБольшой Энциклопедический словарь. 2000.