Большая Советская энциклопедия

    Боккерини (Boccherini) Луиджи (19.2.1743, Лукка, — 28.5.1805, Мадрид), итальянский композитор и виолончелист. Сын музыканта. Много концертировал (в Испании, Франции, Германии). С конца 1768 (или начала 1769) придворный музыкант в Мадриде. Утвердил виолончель как сольный инструмент. Автор симфоний (около 30), камерно-инструментальных произведений (около 400), сочинений для виолончели и др. В некоторых камерных произведениях использовал испанский фольклор. Виолончельные концерты, сонаты Б. — классические образцы сольной инструментальной музыки 18 в.

    Лит.: Гинзбург Л., Луиджи Боккерини и роль его в развитии виолончельного искусства, М.— Л., 1938; его же, История виолончельного искусства. Книга первая, М.— Л., 1950, с. 362—414; Rotshild G. de, L. Boccherini, P., 1962.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    (Boccherini, Luigi) (1743-1805), итальянский виолончелист и композитор, родился 19 февраля 1743 в Лукке. Свои первые сочинения - шесть струнных квартетов - опубликовал в 1768 в Париже. Был придворным композитором прусского короля Фридриха Вильгельма II; после его смерти (1797) поселился в Мадриде, где умер в нищете 28 мая 1805. Боккерини написал множество камерных произведений, из которых в наши дни исполняются лишь немногие. Его знаменитый менуэт ля мажор входит в струнный квинтет ми мажор. Сочинения Боккерини отличаются свежестью звучания, мастерством и изяществом оркестрового письма, хотя им и недостает драматической выразительности.

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Боккери́ни Луиджи

    (Boccherini) (1743—1805), итальянский композитор и виолончелист. Способствовал развитию классических камерно-инструментальных жанров и симфонии. С конца 60-х гг. жил в Мадриде. Концерты для виолончели с оркестром, около 30 симфоний, инструментальные сонаты, ансамбли и др.

    * * *

    БОККЕРИНИ Луиджи

    БОККЕРИ́НИ (Boccherini) Луиджи (1743—1805), итальянский композитор и виолончелист. Способствовал развитию камерно-инструментальных жанров и симфонии. Концерты для виолончели с оркестром, ок. 30 симфоний, инструментальные сонаты, ансамбли и др.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Музыкальный словарь

    ( 19 II 1743, Лукка - 28 V 1805, Мадрид)

    В гармонии соперник нежного Саккини,

    Певец чувства, божественный Боккерини!..

    Файоль

    Музыкальное наследие итальянского виолончелиста и композитора Л. Боккерини почти целиком состоит из инструментальных сочинений. В "век оперы", как нередко называют XVIII столетие, он создал лишь несколько музыкально-сценических произведений. Виртуоза-исполнителя влекут к себе музыкальные инструменты и инструментальные ансамбли. Перу композитора принадлежат около 30 симфоний; различные оркестровые произведения; многочисленные скрипичные и виолончельные сонаты; скрипичные, флейтовые и виолончельные концерты; около 400 ансамблевых сочинений (струнные квартеты, квинтеты, секстеты, октеты). Начальное музыкальное образование Боккерини получил под руководством отца, контрабасиста Леопольда Боккерини, и Д. Ваннуччини. Уже в 12 лет юный музыкант вступает на путь профессионального исполнительства: начав с двухлетней службы в капеллах Лукки, он продолжает исполнительскую деятельность солиста-виолончелиста в Риме, а затем вновь в капелле родного города (с 1761). Здесь Боккерини вскоре организует струнный квартет, в который входят известнейшие виртуозы и композиторы того времени (П. Нардини, Ф. Манфреди, Дж. Камбини) и для которого они же на протяжении пяти лет (1762-67) создают немало произведений в жанре квартета. 1768 г. Боккерини встречает в Париже, где с триумфом проходят его выступления и получает европейское признание композиторское дарование музыканта. Но вскоре (с 1769) он перебирается в Мадрид, где до конца своих дней служит придворным композитором, а также получает высокооплачиваемую должность в музыкальной капелле императора Вильгельма Фридриха II - большого ценителя музыки. Постепенно исполнительская деятельность отступает на второй план, освобождая время интенсивной композиторской работе.

    Музыка Боккерини ярко эмоциональна, как и сам ее автор. Французский скрипач П. Роде вспоминал: "когда чье-либо исполнение музыки Боккерини не отвечало ни замыслу, ни вкусу Боккерини, композитор не мог больше себя сдерживать; он приходил в волнение, топал ногами, а как-то, потеряв терпение, убежал со всех ног, с криком, что терзают его детище".

    За истекшие 2 столетия творения итальянского мастера не потеряли своей свежести, непосредственности воздействия. Сольные и ансамблевые пьесы Боккерини ставят перед исполнителем высокие технические задачи, дают возможность раскрыть богатые выразительные и виртуозные возможности инструмента. Именно поэтому современные исполнители охотно обращаются к творчеству итальянского композитора.

    Стиль Боккерини - это не только темперамент, мелодизм, изящество, в которых мы узнаем признаки итальянской музыкальной культуры. Он впитал и черты сентименталистского, чувствительного языка французской комической оперы (П. Монсиньи, А. Гретри), и ярко экспрессивного искусства немецких музыкантов середины столетия: композиторов из Мангейма (Я Стамица, Ф. Рихтера), а также И. Шоберта и знаменитого сына Иоганна Себастьяна Баха - Филиппа Эмануэля Баха. Композитор испытал и влияние крупнейшего оперного композитора XVIII в. - реформатора оперы К. Глюка: не случайно одна из симфоний Боккерини включает широко известную тему танца фурий из 2 акта глюковской оперы "Орфей и Эвридика". Боккерини был одним из зачинателей жанра струнного квинтета и первым, квинтеты которого обрели европейское признание. Их высоко ценили В. А. Моцарт и Л. Бетховен - создатели гениальных произведений в жанре квинтета. И при жизни, и после смерти Боккерини оставался среди наиболее почитаемых музыкантов. А его высочайшее исполнительское искусство оставило неизгладимый след в памяти современников и потомков. Некролог в Лейпцигской газете (1805) сообщал, что он был превосходным виолончелистом, который восхищал своей игрой на этом инструменте благодаря несравненному качеству звука и трогательной выразительности в игре.

  7. Источник: Музыкальный словарь