Большая Советская энциклопедия

    в музыкальной акустике ряд расположенных в восходящем порядке Обертонов или частичных тонов, т. е. призвуков основного тона. Соотношение частоты колебаний обертонов выражается рядом простых чисел; для того чтобы эти числа соответствовали порядковому номеру обертонов, основной тон Н. з. условно считается первым обертоном.

    Некоторые обертоны несколько отличаются по частоте колебаний и, следовательно, по высоте от тех же звуков темперированного строя (См. Строй) (отмеченные плюсом обертоны выше соответствующих звуков темперированного строя). Шесть нижних обертонов входят в состав мажорного трезвучия, которое, т. о., основывается на акустических закономерностях.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    НАТУРАЛЬНЫЙ ЗВУКОРЯД - в музыкальной акустике - ряд звуков, состоящий из основного тона и гармонических призвуков (обертонов). Отношения частот колебаний звуков натурального звукоряда образуют натуральный ряд чисел - 1 : 2 : 3 : 4 : 5 и т. д. Некоторые обертоны несколько выше тех же звуков темперированного строя (см. Темперация; в примере отмечены плюсом), другие - ниже (отмечены минусом).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    натура́льный звукоря́д

    в музыкальной акустике ряд звуков, состоящий из основного тона и гармонических призвуков (обертонов). Отношения частот колебаний звуков натурального звукоряда образуют натуральный ряд чисел — 1:2:3:4:5 и т. д. Некоторые обертоны несколько выше тех же звуков темперированного строя (см. Темперация; в примере отмечены плюсом), другие — ниже (отмечены минусом).Натуральный звукоряд.

    * * *

    НАТУРАЛЬНЫЙ ЗВУКОРЯД

    НАТУРА́ЛЬНЫЙ ЗВУКОРЯ́Д, в музыкальной акустике(см. МУЗЫКАЛЬНАЯ АКУСТИКА) — ряд звуков, состоящий из основного тона и гармонических призвуков (обертонов(см. ОБЕРТОНЫ)). Отношения частот колебаний звуков натурального звукоряда образуют натуральный ряд чисел — 1: 2: 3: 4: 5 и т. д. Некоторые обертоны несколько выше тех же звуков темперированного строя (см. Темперация(см. ТЕМПЕРАЦИЯ); в примере отмечены плюсом), другие — ниже (отмечены минусом).

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Музыкальная энциклопедия

    натуральный гармонический звукоряд, - ряд расположенных в восходящем порядке частичных тонов, т. е. осн. тона и обертонов, призвуков осн. тона, возникающих в связи с тем, что звучащее тело (струна, столб воздуха и т. п.) колеблется не только как целое, но и по частям (1/3, 1/3, 1/4 и т. д.). Обертоны не воспринимаются как самостоят. звуки; они звучат слитно с осн. тоном, причём зависящее от характера источника звука и пространства инструмента преобладание тех или иных обертонов обусловливает окраску, тембр звука. Соотношение частоты колебаний частичных тонов Н. з. выражается натуральным рядом чисел; для того чтобы эти числа соответствовали порядковому номеру обертонов, осн. тон Н. з. условно считается первым обертоном:

    Частичные тоны, заключённые в примере в скобки, в пределах своей зоны несколько разнятся по частоте колебаний от тех же звуков темперированного строя; звуки, отмеченные минусом, ниже, а плюсом - выше соответствующих звуков темперированного строя. Шесть нижних тонов Н. з. входят в состав мажорного трезвучия, определяя его акустич. консонантность. Это показывает, что закономерности сочетания звуков в гармонии заложены в самой природе образования звука; она служит физич. основой всех муз. систем.

    Духовые инструменты с помощью передувания, достигаемого изменением напряжения губных мышц и силы вдувания воздуха, без применения клапанов и др. приспособлений, меняющих длину воздушного столба, позволяют извлекать реальные звуки, образующие в совокупности подобие полного или неполного (в зависимости от размеров и конструкции инструмента) Н.э. - ряд их натуральных звуков.

    В. А. Вахромеев.

  7. Источник: Музыкальная энциклопедия



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: