«Лессинг Карл Фридрих»

Лессинг Карл Фридрих в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Лессинг Карл Фридрих»

Источники

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Lessing, 1808-1880) — один из значительнейших немецких живописцев XIX столетия, образовался в Берлине под руководством сперва Резеля, а потом В. ф. Шадова и вместе с последним переселился в Дюссельдорфе. Его деятельность распадается на два периода: в первом он был ревностным последователем тогдашнего романтическо-элегического направления и изображал преимущественно меланхолические кладбища, развалины рыцарских замков и угрюмые скалистые местности, оживляя их небольшими фигурами рыцарей, монахов, разбойников и т. п. К такому роду произведений Л. относятся, между прочим, "Рыцарский замок на морском берегу" (1828; в берл. национ. галерее) и "Двор монастыря под снегом" (в кельнск. муз.). Романтический характер имеют также и первые из неландшафтных картин Л., каковы, напр., "Король и королева в печали", "Леонора" (по Бюргеру) и "Разбойник и его дитя". Второй период его деятельности начинается приблизительно в 1836 г., когда он в своих картинах выступает поборником преобладания государственной власти над церковной и хвалителем героев реформации. В это время из-под его кисти вышли любопытные картины: "Гуситская проповедь" (1836; в берл. нац. галерее), "Эццелин в темнице" (1836; в штеделевск. инстит., во Франкфурте-на-М.), "Гус при Костнице" (1842, там же), "Взятие папы Пасхалиса в плен Генрихом V" (1840), "Генрих V пред прюфенингск. монастырем" (1844), "Гус у костра" (главное произведение Л., 1850; в берл. нац. гал.), "Лютер, сожигающий папскую буллу" (1853), "Выставка тезисов в церкви виттенбергского замка" и "Спор Лютера с Эком" (1867; в музее Карлсруэ). В 1858 г. Л. был приглашен на должность директора картинной галереи в Карлсруэ и с того времени до самой смерти жил в этом городе занимаясь преимущественно ландшафтной живописью. Из его картин, сверх вышеупомянутых, лучшими могут считаться: "Монах, молящийся у гробницы имп. Генриха IV" (1862; в кенигсб. муз.), "Стрелки в ущелье" (1851; в берл. нац. галерее), "Пожар в монастыре" (в дрезд. гал.), "Защита замка" (в дюссельд. гал.) и несколько видов Эйфеля на нижнем Рейне. Как историч. живописец Л. утратил свое значение для настоящего времени, но как ландшафтист занимает еще видное место в ряду первоклассных мастеров.

    А. С-в.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Лессинг (Lessing) Карл Фридрих (15.2.1808, Бреслау, ныне Вроцлав, Польша, — 5.6.1880, Карлсруэ), немецкий живописец. С 1826 жил в Дюссельдорфе (где учился в АХ), с 1858 — в Карлсруэ. Виднейший представитель дюссельдорфской школы, писал романтические пейзажи («Горный пейзаж», 1847, Музей изобразительных искусств, Лейпциг) и большие исторические полотна, отмеченные стремлением к исторической и психологической правдивости образов. Картины на темы движения гуситов («Проповедь гуситов», 1836, Национальная галерея, Берлин) созданы под влиянием подъёма немецкого демократического движения. Ф. Энгельс приветствовал обращение Л. к идеям социализма.

    Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 520; Hütt W., Die Düsseldorfer Malerschule. 1819—1869, Lpz., 1964.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.