Большая Советская энциклопедия

    Маяковский Владимир Владимирович [7(19).7.1893, село Багдади, ныне посёлок Маяковский Грузинской ССР, ‒ 14.4.1930, Москва], русский советский поэт. Родился в семье лесничего. После смерти отца семья переехала в Москву (1906). М. учился в московской гимназии. Общался со студентами-большевиками, вступил в партию, кооптировался в состав Московского комитета РСДРП(б) (1908). Трижды подвергался арестам, в 1909 был заключён в одиночную камеру Бутырской тюрьмы. Выйдя из тюрьмы, где он начал писать стихи, М. решает «делать социалистическое искусство»: «Я прервал партийную работу. Я сел учиться» (Полное собрание сочинений, том 1, 1955, стр. 18). В 1911 М. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. К 1912 относятся первые поэтические опыты, связанные с теорией и практикой группы кубофутуристов (см. Футуризм), которые привлекали его протестом против устоев буржуазного общества. Но если антиэстетизм футуристов проявлялся преимущественно в области «чистой» формы, то М. воспринимал его по-своему, как подступ к решению задачи ‒ создать новый демократический поэтический язык. Об этом он скажет в революционной поэме «Облако в штанах» (1915): «...Улица корчится безъязыкая ‒ ей нечем кричать и разговаривать» (там же, страница 181).

    Творчество М. по своему общественному звучанию не укладывалось в рамки футуризма, что особенно проявилось в трагедии «Владимир Маяковский» (поставлена 1913). Пафос трагедии ‒ в протесте против установлений буржуазного общества, против власти «бездушных вещей». Трагедия в конечном счёте восходит к настроениям масс, возмущённых несправедливостью мира, но ещё не осознавших своей силы. Пафос отрицания буржуазной действительности ощутим и в ранних стихах поэта («Адище города», «Нате!», 1913, и другие). За участие в публичных литературных выступлениях футуристов М. был исключен из училища (1914). Начало 1-й мировой войны 1914‒18 отразилось в его творчестве неоднолинейно: в статье «Штатская шрапнель» (ноябрь 1914) он писал, что «сегодня нужны гимны...» (там же, страница 303), но в стихах «Война объявлена» (июль 1914) и «Мама и убитый немцами вечер» (ноябрь 1914) проявилось его отвращение к войне, к её кровавой бессмыслице. В стихах, напечатанных в журнале «Новый сатирикон» («Гимн судье», «Гимн учёному», «Гимн взятке», 1915), М. воздаёт саркастическую «хвалу» мерзостям жизни, в которой предметом хулы становится честный труд, чистая совесть и высокое искусство.

    Новым этапом явилась поэма «Облако в штанах». «└Долой вашу любовь■, └долой ваше искусство■, └долой ваш строй■, └долой вашу религию■ ‒ четыре крика четырёх частей», ‒ так характеризовал сам поэт основную социально-эстетическую направленность «Облака» (Предисловие ко 2-му изданию, 1918, там же, том 12, 1959, стр. 7). Поэма отразила растущую силу миллионов, стихийно поднимающихся против капитализма и осознающих свой путь в борьбе. Основным пафосом дооктябрьских поэм М. ‒ «Флейта-позвоночник» (1916), «Война и мир» (отдельное издание 1917), «Человек»(1916‒17, опубликована в 1918) ‒ был протест против буржуазных отношений, калечивших подлинную натуру Человека. Это сближало поэта с М. Горьким, который, выделяя М. из среды футуристов, привлек его к участию в журнале «Летопись».

    Радостно встретив Октябрьскую революцию 1917, М. определил свою позицию: «Моя революция. Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось» (там же, том 1, стр. 25). Поэт стремился эстетически осмыслить «потрясающие факты» новой социалистической действительности. До Октября у М. не было чёткой социальной перспективы. Некоторые догмы футуристической группы накладывали отпечаток на особенности формы его стихов и на систему социально-эстетических взглядов. После Октября творчество М. приобретает новую социально-эстетическую окраску, обусловленную борьбой за идеалы коммунизма (как в позитивном, так и в сатирическом плане). Это сказалось уже в пьесе «Мистерия-буфф» (1918, 2-й вариант, 1921) ‒ «...героическом, эпическом и сатирическом изображении нашей эпохи» (там же, том 2, 1956, страница 167), первой советской пьесе на современную тему. Утверждая величие и героизм простых людей, М. разоблачал творческое бессилие буржуазии; строить «ковчег» нового мира под силу только «нечистым» с их нравственной чистотой и классовой солидарностью. В «Левом марше» (1918), своеобразном гимне пролетарской мощи и целеустремлённости, поэт призывал к борьбе с врагами революции. Но эстетическая палитра М. была многоцветной: в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям» (1918) он выступал за богатство эмоций нового человека, которому должно быть доступно сочувствие всему живому, всему беззащитному.

    Гуманистическая направленность поэзии М. приобретала новое социальное качество. Поэма «150 000 000» (1919‒20, 1-е издание без имени автора, 1921) утверждала ведущую роль русского народа как провозвестника социалистической революции. В. И. Ленин отрицательно воспринял поэму, видя в ней образец футуризма, к которому относился негативно. В эти годы М. начинал пролагать путь к истинно демократическому искусству, созвучному настроению масс. Переехав в марте 1919 в Москву, он работает в «Окнах РОСТА» ‒ рисует плакаты со стихотворными текстами агитационного характера (за 3 года создано около 1100 «окон»). В этих плакатах, а также в промышленной и книжной графике М. 20-х годов особенно ярко проявились его талант и опыт художника, его броско-лаконичная манера (М. обращался к изобразительному искусству начиная с 10-х годов; сохранились его многочисленные портретные зарисовки, эскизы лубков, театральные работы). Эта деятельность «поэта-рабочего», отдавшего свои перо и кисть на нужды революции, была глубоко органична для М., отвечала его эстетической концепции вторжения искусства в действительность.

    В поэзии М. 20-х годов появляется лирический герой нового типа: он не отделяет свой интимный мир от большого мира социальных бурь, не мыслит интимное вне социального ‒ «Люблю» (1922), «Про это» (1923), «Письмо Татьяне Яковлевой» (1928) и другие. В результате поездок М. в капиталистические страны (США, Германия, Франция, Куба и другие) появляются циклы стихов «Париж» (1924‒25) и «Стихи об Америке» (1925‒26). М. выступал как полпред молодого социалистического государства, бросающий вызов буржуазному строю.

    Пафос безымянности («миллионы пою») в творчестве поэта уступал место более гармоничной концепции личности. Как и М. Горький, М. стоит у истоков советской ленинианы. В поэме «Владимир Ильич Ленин» (1924) деятельность вождя пролетарской революции художественно воссоздана на широком историческом фоне. М. осознавал огромное значение личности Ленина ‒ «самого человечного человека», «организатора победы» пролетариата. Поэма явилась гимном «атакующему классу» ‒ пролетариату и его партии. Ощущая себя «...солдатом в шеренге миллиардной» (там же, том 7, 1958, стр. 166), М. рассматривал устремлённость к коммунистическому будущему как критерий всей созидательной деятельности, в том числе и поэтической. «...Великое чувство по имени класс» (там же, том 6, 1957, стр. 304) было основной движущей силой творчества М. советского времени. Поэму «Хорошо!» (1927) А. В. Луначарский назвал «Октябрьской революцией, отлитой в бронзу»; М. воспевал здесь «весну человечества» ‒ своё социалистическое отечество. Наряду с Горьким М. становится основоположником социалистического реализма в советской литературе.

    В эти годы М. создал такие лирические шедевры, как «Товарищу Нетте, пароходу и человеку», «Сергею Есенину» (оба 1926), «Стихи о советском паспорте» (1929) и другие.

    Лиризм М. всеобъемлющ ‒ в нём выразился небывалый духовный рост человека нового общества. М. ‒ лирик, трибун, сатирик ‒ поэт огромного, «сплошного сердца». Вера в торжество коммунистических идеалов сочетается в его стихах с непримиримостью ко всему, что мешает« рваться в завтра, вперёд». Выступление М. против бюрократизма и заседательской суетни в стихотворении «Прозаседавшиеся» (1922) вызвало большое «удовольствие» Ленина (смотрите Полное собрание сочинений, 5 издание, том 45, стр. 13). Вдохновленный одобрением вождя революции, М. и позднее громил всяческих «помпадуров», примазавшихся к партии и прикрывавших партбилетом своё эгоистическое мещанское нутро («Помпадур», 1928, «Разговор с товарищем Лениным», 1929). В стихах конца 20-х годов, в пьесах «Клоп» (1928, поставлена 1929) и «Баня» (1929, поставлена 1930) предстала целая галерея типов, опасных своей социальной мимикрией и пустопорожней демагогией. Сатирические пьесы М., новаторские и по содержанию, и по форме, сыграли большую роль в развитии советской драматургии.

    М. создал новаторскую поэтическую систему, во многом определившую развитие как советской, так и мировой поэзии; его воздействие испытали Назым Хикмет, Луи Арагон, Пабло Неруда, И. Бехер и другие. Исходя из своей идейно-художественной задачи, М. существенно реформировал русский стих. Новый тип лирического героя с его революционным отношением к действительности способствовал формированию новой поэтики максимальной выразительности: вся система художественных средств поэта направлена на предельно драматизированное речевое выражение мыслей и чувств лирического героя. Это сказывается в системе графических обозначений: повышенная экспрессивность передаётся и при помощи изменений в рамках традиционной орфографии и пунктуации, и введением новых приёмов графической фиксации текста ‒ «столбика», а с 1923 ‒ «лесенки», отражающих паузирование. Стремление к максимальной выразительности стиха проходит по разным линиям: лексики и фразеологии, ритмики, интонации, рифмы.

    М. возглавлял литературную группу ЛЕФ (Левый фронт искусств) и позднее ‒ РЕФ (Революционный фронт искусств); редактировал журнал «ЛЕФ» (1923‒25) и «Новый ЛЕФ» (1927‒28), но пришёл к выводу, что замкнутые группировки препятствуют нормальному творческому общению советских писателей, и в феврале 1930 вступил в РАПП, которую рассматривал как массовую литературную организацию. Сложная обстановка последних лет личной жизни и литературной борьбы привела М. к депрессии и самоубийству. Поэма «Во весь голос» (1930) воспринимается как поэтическое завещание М., полное глубокой внутренней веры в торжество коммунизма. Творчество М. широко изучается и в СССР, где создан целый ряд крупных монографических исследований, и за рубежом. Однако его поэзия явилась объектом субъективистской интерпретации со стороны так называемых советологов, пытающихся исказить поэтический облик М., выхолостить революционное содержание его поэзии. Произведения М. переведены на все основные языки народов Советского Союза и зарубежных стран.

    В 1937 была открыта Библиотека-музей М. в Москве (бывший Гендриков переулок, ныне переулок Маяковского); в январе 1974 в Москве открыт Государственный музей М. (проезд Серова, 3). В 1941 Музей М. открыт в посёлке Маяковский (бывшее село Багдади) Грузинской ССР.

    Соч.: Полное собрание сочинений, т. 1‒12, М., 1934‒38; Полное собрание сочинений, т. 1‒12, М., 1939‒49; Полное собрание сочинений, т. 1‒13, М., 1955‒61; Маяковский ‒ художник. [Альбом. Автор-составитель В. А. Катанян. Вступительная статья Б. Слуцкого], М., 1963.

    Лит.: Винокур Г., Маяковский ‒ новатор языка, М.,1943; Фейгельман Л., Маяковский в странах народной демократии ‒ Чехословакии, Болгарии, Польше, М., 1952; Паперный З., О мастерстве Маяковского, 2 изд., доп., М., 1957; его же, Поэтический образ у Маяковского, М., 1961; Штокмар М., Рифма Маяковского, М., 1958; Катанян В., Маяковский. Литературная хроника, 4 доп. изд., М., 1961; Тимофеева В., Язык поэта и время. Поэтический язык Маяковского, М. ‒ Л., 1962; Наумов Е., В. В. Маяковский, Семинарий, 4 изд., Л., 1963; Дувакин В., Радость, мастером кованная. Очерки творчества В. В. Маяковского, М., 1964; Луначарский А., Вл. Маяковский ‒ новатор, Собрание сочинений, т. 2, М., 1964; Маяковский и советская литература, М., 1964; Метченко А., Маяковский. Очерк творчества, М., 1964; Тимофеев Л., Советская литература. Метод. Стиль. Поэтика, М., 1964; Маяковский и проблемы новаторства, М., 1965; Гончаров Б., Маяковский в кривом зеркале «советологии», «Вопросы литературы», 1970, № 3; Перцов В., Маяковский. Жизнь и творчество (1893‒1917), М., 1969; то же, (1918‒1924), М., 1971; то же, (1925‒1930), М., 1972: Харджиев Н., Тренин В., Поэтическая культура Маяковского, М., 1970; Поэт и социализм. К эстетике В. В. Маяковского, М., 1971; Aragon L., Littératures soviétiques, P., 1955; Stern A., Poezja zbuntowana, Warsz., 1964; Huppert Н., Wladimir Majakowski in Selbstzeugnissen und Bilddocumenten, Hamb., 1965; Duwakin W., Rostafenster. Majakowski als Dichter und bildender Künstler, Dresden, 1967.

    Б. П. Гончаров.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович (1893-1930) - русский поэт. В дореволюционном творчестве форсированная до крика исповедь поэта, воспринимающего действительность как апокалипсис (трагедия "Владимир Маяковский", 1914, поэмы "Облако в штанах", 1915; "Флейта-позвоночник", 1916; "Человек" 1916-17). После 1917 сотворение социалистического мифа о миропорядке (пьеса "Мистерия-буфф", 1918, поэмы "150000000", 1921, "Владимир Ильич Ленин", 1924, "Хорошо!", 1927) и трагически нарастающее ощущение его порочности (от стихотворения "Прозаседавшиеся", 1922, до пьесы "Баня", 1929). В поэме "Во весь голос" (1930) утверждение искренности своего пути и надежда быть понятым в "коммунистическом далеке". Реформатор поэтического языка, оказал большое влияние на поэзию 20 в. Покончил жизнь самоубийством.МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович МАЯТНИК -1) математический маятник - материальная точка, совершающая под действием силы тяжести колебательные движения. Приближенно такой маятник может быть осуществлен в виде тяжелого груза достаточно малых размеров, подвешенного на нити. Период колебания маятника,где L - длина нити, g - ускорение свободного падения.2) Физический маятник - тело, совершающее под действием силы тяжести колебания вокруг неподвижной горизонтальной оси, не проходящей через центр тяжести тела. Период колебаний ,где I - момент инерции тела, m - масса тела, L - расстояние его центра тяжести С от оси вращения О. Приведенные формулы справедливы лишь при малых амплитудах колебаний. Свойствами маятника пользуются в часах и ряде других приборов.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедия Кольера

    (1893-1930), русский поэт и драматург, один из виднейших представителей русской поэзии 20 в. Упрощенный подход к теме и нарочито сниженный тон сочетаются в поэзии Маяковского с высоким техническим мастерством. Первооткрыватель русского тонического стиха (до него в русской метрике преобладал скорее силлабический, нежели акцентный принцип), он оказал глубокое влияние на творчество советских поэтов. Родился 19 июля 1893 в грузинском селе Багдади, в семье лесничего. Учился живописи в Москве, затем решил стать поэтом и присоединился к движению футуристов, которые ниспровергали традиции и культивировали экспериментальное отношение к языку. Большая поэма Облако в штанах (1915) принесла Маяковскому известность. Исполненные страстного напряжения любовные поэмы, такие, как Флейта-позвоночник (1915), Человек (1917) и Про это (1923), чередовались с попытками трактовать объемные социальные, исторические и политические темы, как в поэмах Война и мир (1917), 150.000.000 (1921), Владимир Ильич Ленин (1924) и Хорошо! (1927). Драматические произведения Маяковского - футуристическая трагедия Владимир Маяковский (1913) и сатиры Мистерия-Буфф (1918, 2-я ред. 1921), Клоп (поставлена 1929) и Баня (поставлена 1930). Маяковский восторженно приветствовал революцию и возглавлял литературно-художественное объединение "Левый фронт искуств" (ЛЕФ). Маяковский покончил жизнь самоубийством в Москве 14 апреля 1930.

    ЛИТЕРАТУРА

    Маяковский В.В. Полное собрание сочинений, тт. 1-13. М., 1955-1961 В.Маяковский в воспоминаниях современников. М., 1963 Харджиев Н., Тренин В. Поэтическая культура Маяковского. М., 1970 Перцов В. Маяковский: Жизнь и творчество, 3-е изд., тт. 1-3. М., 1976 Гончаров Б.П. Поэтика Маяковского. М., 1983 Катанян В. Маяковский: Хроника жизни и деятельности. М., 1985

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Энциклопедический словарь

    Маяко́вский Владимир Владимирович

    (1893—1930), русский поэт. В дореволюционном творчестве форсированная до крика исповедь поэта, воспринимающего действительность как апокалипсис (трагедия «Владимир Маяковский», 1914, поэмы «Облако в штанах», 1915, «Флейта-позвоночник», 1916, «Война и мир», 1917). После 1917 — сотворение мифа о социалистическом миропорядке (пьеса «Мистерия-Буфф», 1918, поэмы «150000000», 1921, «Владимир Ильич Ленин», 1924, «Хорошо!», 1927) и трагически нарастающее ощущение его порочности (от стихотворения «Прозаседавшиеся», 1922, до сатирической пьесы «Баня», 1929). В поэме «Во весь голос» (1930) утверждение искренности своего пути и надежда быть понятым в «коммунистическом далеке». Реформатор поэтического языка, оказал большое влияние на поэзию XX в. Покончил жизнь самоубийством.В. В. Маяковский.

    * * *

    МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович

    МАЯКО́ВСКИЙ Владимир Владимирович [7 (19) июля 1893, с. Багдади Кутаисской губернии — 14 апреля 1930, Москва], русский поэт, один из ярчайших представителей авангардного искусства 1910—1920-х годов.

    В дореволюционном творчестве форсированная до крика исповедь поэта, воспринимающего действительность как апокалипсис (трагедия «Владимир Маяковский», 1914; поэмы «Облако в штанах», 1915; «Флейта-позвоночник», 1916; «Человек» 1916—1917). После 1917 сотворение социалистического мифа о миропорядке (пьеса «Мистерия-буфф», 1918; поэмы «150000000», 1921; «Владимир Ильич Ленин», 1924, «Хорошо!», 1927) и трагически нарастающее ощущение его порочности (от стихотворения «Прозаседавшиеся», 1922, до пьесы «Баня», 1929). В поэме «Во весь голос» (1930) утверждение искренности своего пути и надежда быть понятым в «коммунистическом далеке». Реформатор поэтического языка, оказал большое влияние на поэзию 20 века.

    Семья. Учеба. Революционная деятельность

    Родился в дворянской семье. Отец Маяковского служил лесничим на Кавказе; после его смерти (1906) семья жила в Москве. Маяковский учился в классической гимназии в Кутаиси (1901—1906), затем в 5-й московской гимназии (1906—1908), откуда был отчислен за неуплату. Дальнейшее образование — художественное: обучался в подготовительном классе Строгановского училища (1908), в студиях художников С. Ю. Жуковского и П. И. Келина, в фигурном классе Училища живописи, ваяния и зодчества (1911—1914, исключен за участие в скандальных выступлениях футуристов).

    Еще в 1905 в Кутаиси Маяковский принимал участие в гимназических и студенческих манифестациях, в 1908, вступив в РСДРП, вел пропаганду среди московских рабочих. Несколько раз подвергался арестам, в 1909 провел 11 месяцев в Бутырской тюрьме. Время заключения называл началом своей стихотворной деятельности; написанные стихи у него перед освобождением были отобраны.

    Маяковский и футуризм

    В 1911 завязывается дружба Маяковского с художником и поэтом Д. Д. Бурлюком(см. БУРЛЮК Давид Давидович), в 1912 организовавшим литературно-художественную группу футуристов «Гилея» (смотри Футуризм(см. ФУТУРИЗМ)). С 1912 Маяковский постоянно принимает участие в диспутах о новом искусстве, выставках и вечерах, проводившихся радикальными объединениями художников-авангардистов «Бубновый валет»(см. БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ) и «Союз молодежи». Поэзия Маяковского всегда сохраняла связь с изобразительным искусством, прежде всего в самой форме записи стихов (столбиком, позднее «лесенкой»), которая предполагала дополнительное, чисто зрительное, впечатление, производимое стихотворной страницей.

    Стихи Маяковского были впервые опубликованы в 1912 в альманахе группы «Гилея» «Пощечина общественному вкусу», где был помещен и манифест, подписанный Маяковским, В. В. Хлебниковым(см. ХЛЕБНИКОВ Велимир), А. Е. Крученых(см. КРУЧЕНЫХ Алексей Елисеевич)и Бурлюком, в нарочито эпатирующей форме заявлявший о разрыве с традициями русской классики, необходимости создания нового языка литературы, соответствующего эпохе. Воплощением идей Маяковского и его единомышленников-футуристов о назначении и формах нового искусства стала постановка в петербургском театре «Луна-парк» в 1913 его стихотворной трагедии «Владимир Маяковский» (опубликована в 1914). Декорации для нее писали художники из «Союза молодежи» П. Н. Филонов(см. ФИЛОНОВ Павел Николаевич) и И. С. Школьник, а сам автор выступил режиссером и исполнителем главной роли — поэта, страдающего в отвратительном современном городе, изуродовавшем, растлившем своих жителей, которые хоть и избирают поэта своим князем, но не умеют признать и оценить приносимую им жертву.

    «Творец в горящем гимне». Поэзия 1910-х гг.

    В 1913 выходит книга Маяковского из четырех стихотворений под названием «Я», его стихи появляются на страницах футуристских альманахов (1913—1915) «Молоко кобылиц», «Дохлая луна», «Рыкающий Парнас», начинают печататься в периодике, издаются поэмы «Облако в штанах» (1915), «Флейта-позвоночник» (1916), «Война и мир» (1917), сборник «Простое, как мычание» (1916). Поэзия Маяковского наполнена бунтом против всего мироустройства — социальных контрастов современной урбанистической цивилизации, традиционных взглядов на прекрасное и поэзию, представлений о вселенной, рае и Боге. Маяковский использует воинственно изломанный, грубый, стилистически сниженный язык, контрастно оттеняющий традиционные поэтические образы, — «любовь на скрипки ложите», «ноктюрн... на флейте водосточных труб». Лирический герой, эпатирующий обывателя резкостью, ломкой языка и богохульством («Арканом в небе поймали бога»), остается романтиком, одиноким, нежным, страдающим, чувствующим ценность «мельчайшей пылинки живого».

    Стихи Маяковского 1910-х годов были ориентированы на воспроизведение в устной форме — с эстрады, на вечерах, диспутах (сборник «Для голоса», 1923; в журналах, газетах и книжных изданиях стихи часто появлялись в исковерканном цензурой виде). Для восприятия на слух как нельзя лучше подходили их короткие рубленые строки, «рваный» синтаксис, «разговорность» и нарочито фамильярная («панибратская») интонация: «... Вам ли, любящим баб да блюда, жизнь отдавать в угоду?». В сочетании с высоким ростом («здоровенный, с шагом саженьим») и зычным голосом Маяковского все это создавало неповторимый индивидуальный образ поэта-борца, площадного митингового оратора, защитника «безъязыкой улицы» в «адище города», слова которого не могут быть красивы, они — «судороги, слипшиеся комом».

    «Любовь — это сердце всего»

    Уже в ранних бунтарских стихах и поэмах Маяковского значительное место занимает любовная лирическая тема: «Любовь мою, как апостол во время оно, по тысяче тысяч разнесу дорог». Любовь «вымучивает душу» страдающего, одинокого поэта. В 1915 Маяковский познакомился с Лилей Брик(см. БРИК Лиля), которая заняла центральное место в его жизни. Из своих отношений поэт-футурист и его возлюбленная стремились построить модель новой семьи, свободной от ревности, предрассудков, традиционных принципов отношений женщины и мужчины в «буржуазном» обществе. С именем Брик связаны многие произведения поэта, интимная интонация окрашивает обращенные к ней письма Маяковского. Заявляя в 1920-е годы, что «теперь не время любовных ляс», поэт тем не менее сохраняет верность теме (лирические стихотворения, поэма «Про это», 1923), которая достигает трагически надрывного звучания в последних строках Маяковского — в неоконченном вступлении к поэме «Во весь голос» (1930).

    «Я хочу быть понят моей страной»

    Революция была принята Маяковским как осуществление возмездия за всех оскорбленных в прежнем мире, как путь к земному раю. Позицию футуристов в искусстве Маяковский утверждает как прямую аналогию теории и практики большевиков и пролетариата в истории и политике. Маяковский организует в 1918 группу «Комфут» (коммунистический футуризм), деятельно участвует в газете «Искусство коммуны», в 1923 создает «Левый фронт искусств» (ЛЕФ(см. ЛЕФ)), куда вошли его единомышленники — писатели и художники, издает журналы «ЛЕФ» (1923—1925) и «Новый ЛЕФ» (1927—1928). Стремясь использовать все художественные средства для поддержки нового государства, пропаганды новых ценностей, Маяковский пишет злободневную сатиру, стихи и частушки для агитационных плакатов («Окна РОСТА», 1918—1921). Грубость, четкость, прямолинейность его поэтического стиля, умение превращать элементы оформления книжной и журнальной страницы в эффективные выразительные средства поэзии — все это обеспечивало успех «звонкой силе поэта», целиком отданной на службу интересам «атакующего класса». Воплощением позиции Маяковского этих лет стали его поэмы «150 000 000» (1921), «Владимир Ильич Ленин» (1924), «Хорошо!» (1927).

    К концу 1920-х годов у Маяковского нарастает ощущение несоответствия политической и социальной реальности вдохновлявшим его с отроческих лет высоким идеалам революции, в соответствии с которыми он строил всю свою жизнь — от одежды и походки до любви и творчества. Комедии «Клоп» (1928) и «Баня» (1929) представляют собой сатиру (с элементами антиутопии) на обуржуазившееся общество, забывшее о тех революционных ценностях, ради которых создавалось. Внутренний конфликт с окружающей действительностью наступавшего «бронзового» советского века несомненно оказался среди важнейших стимулов, подтолкнувших поэта к последнему бунту против законов мироустройства — самоубийству.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Энциклопедия кино

    МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович (19.07.1893, село Багдади (ныне — город Багдади), Грузия — 14.04.1930, Москва), русский поэт, в кино выступал как сценарист, актер, режиссер.

    Учился в кутаисской и московской гимназиях, но курса не окончил, затем — в подготовительном классе Строгановского художественно-промышленного училища (1908—1909). После учебы в студии художника С.Жуковского и у художника П.Келина (1910) поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества (1911).

    Наряду с поэтической деятельностью (с 1913) работал в кино как актер и сценарист. Из шестнадцати написанных сценариев восемь были экранизированы частными и государственными киностудиями.

    1918 БАРЫШНЯ И ХУЛИГАН («Учительница рабочих») (см. БАРЫШНЯ И ХУЛИГАН (1918)) актер, режиссер, автор сценария

    1918 ЗАКОВАННАЯ ФИЛЬМОЙ актер, автор сценария

    1927 ТРОЕ («Дети») (см. ТРОЕ (1927)) автор сценария

    1928 ОКТЯБРЮХОВ И ДЕКАБРЮХОВ («Декабрюхов и Октябрюхов») автор сценария

    1975 МАЯКОВСКИЙ СМЕЕТСЯ текст песен

  9. Источник: Энциклопедия кино



  10. Лермонтовская энциклопедия

    МАЯЌ́ОВСКИЙ Владимир Владимирович (1893—1930), рус. сов. поэт. Поэзия Л. играла активную роль в формировании поэтич. сознания, эстетич. и этич. взглядов М. В детстве он знал наизусть «Спор», «Воздушный корабль», свободно цитировал Л. Сквозь все дооктябрьское творчество М. проходит восходящий к Л. образ поэта-пророка, осмеянного и не понятого толпой, но готового на самопожертвование ради людей («Владимир Маяковский. Трагедия», 1913; поэмы «Облако в штанах», 1915; «Человек», 1917). Бунтарский дух, грандиозный масштаб переживаний роднят романтич. героя М. с лермонт. героями, богоборч. характер его мятежа напоминает о Демоне, Мцыри. Образ «нового демона» у М. исполнен антибурж. пафоса.В сов. эпоху традиции Л. получают в творчестве М. многогранное новаторское преломление. Поэт открыто декларирует связь между собою и Л.: «Мы общей лирики лента» («Тамара и Демон», 1924). М. избирает в союзники Л., воюя с пережитками старого мира; приспособленцев-обывателей, угрожающих герою, он ассоциирует с убийцей Л. — Мартыновым: «Один уж такой попался — гусар! Понюхай порох, свинец пистолетный» («Про это», 1923). Как и в лирике Л., одна из ведущих этич. тем поэзии М. — любовь-подвиг, любовь-отчаяние, чувство, сочетающее в себе гражданское и глубоко личное начала. В основе поэмы «Про это» лежит идеальное представление о любви как чувстве бескомпромиссном и жертвенном. Преемств. связь М. с творч. позицией Л. проявляется в его отношении к избраннич. миссии поэта, знающего «силу слов», «слов набат», помнящего о долге «реветь медногорлой сиреной» («Разговор с фининспектором о поэзии», 1926). Преемственность в решении проблемы назначения поэта прослеживается между поэмой «Во весь голос» (1929—30) и лермонт. «Поэтом» («Отделкой золотой блистает мой кинжал»). Попытки вульгарно-социологич. критики объявить Л. беспричинно тоскующим «деклассированным интеллигентом» вызвали энергичный протест М. (стих. «Марксизм — оружие, огнестрельный метод...» и ст. «А что вы пишете?», оба произв. — 1926).М.-сатирик широко использует ритмы, интонации, образы, афоризмы, названия из поэтич. арсенала Л. (ср. у М. 2-я гл. поэмы. «Хорошо!», 1927, и стих. «Император», 1928, и «Воздушный корабль» Л.). Пародийное использование строк из стих. Л. «И скучно и грустно», «Спор», «Смерть поэта», поэм «Демон» и «Мцыри» можно найти в стих. «Братья-писатели» (1917), «Юбилейное» (1924), «Дом Герцена» (1928) и др., пьесе «Баня» (1929). Иронич. переосмысление лермонт. Кавказа, «снижение» образа Демона — в стих. «Тамара и Демон». Наблюдения, касающиеся поэтики Л., упоминания о нем встречаются в статьях и заметках М. разных лет («Штатская шрапнель», 1914; «Как делать стихи», 1926; «Поп или мастер», 1926, и др.). Во время своего последнего выступления в Доме комсомола Красной Пресни 25 марта 1930 М., отвечая на вопросы читателей, процитировал заключит. строки лермонт. «Паруса».Соч. Полн. собр. соч., т. 1—13, М., 1955—61 (см. указатель, т. 13, с. 496).Лит.: Плиско Н., Л. и Маяковский, «30 дней», 1938, № 7, с. 73—78; Семенов (5), с. 175—77; Степанов Н., Маяковский и рус. классич. поэзия, «ЛО», 1940, № 7, с. 29—31; Розанов И. Н., Маяковский и Л., «ЛУ», 1940, № 4—5, с. 63—69; Брик Л., Маяковский и чужие стихи, «Знамя», 1940, № 3, с. 164—66; Новиков В., В. В. Маяковский. Критико-биографич. очерк, М., 1952, с. 112—13; Бакинский В., Маяковский в борьбе за социалистич. реализм (1918—1923), Л., 1952, с. 180—86; Тимофеева В. В., О традициях рус. классич. лит-ры в поэзии В. Маяковского, в кн.: Вопросы сов. лит-ры, сб. 3, М. — Л., 1956, с. 117; Семинарий, с. 363—64; Петросов К. Г., О лермонт. традиции и лирич. герое послеоктябрьской поэзии Маяковского, «Уч. зап. Коломенского пед. ин-та», 1961, т. 5, с. 3—29; его же, Маяковский и Л., в кн.: Сб. Орджоникидзе, с. 104—23; Паперный З., Поэтич. образ у Маяковского, М., 1961, с. 47, 160, 171; Масик В., Общей лирики лента. (О лермонт. традициях в сов. поэзии), «Нева», 1964, № 10, с. 136—38; Кожинов В. В., Маяковский и рус. лит-ра, в кн.: Маяковский и проблемы новаторства, М., 1965, с. 38—40; Кулинич А. В., Новаторство и традиции в рус. сов. поэзии 20-х гг., [Киев], 1967, с. 46; Зимина Г., Маяковский и Л., в кн.: Даг. ун-т им. В. И. Ленина, Сб. научных сообщений (филология), Махачкала, 1967, с. 75—93; Фадеев А., Маяковский, Собр. соч., т. 5, М., 1971, с. 327; Цветаева М., Несобр. произв., Мюнхен, 1971, с. 619; Голованова (3), с. 86—107.

  11. Источник: Лермонтовская энциклопедия



  12. Москва (энциклопедия)

  13. Источник:



  14. Большой Энциклопедический словарь

  15. Источник: