Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Филипп Melanchthon, Melanthon, грецизированное Шварцерд — Schwarzerd) — знаменитый немецкий гуманист и сподвижник Лютера; род. 16 февраля 1497 г. в Бреттене (Пфальц), в семье оружейника, ученик и внучатый племянник Рейхлина. 12 лет от роду поступил в гейдельбергский университет, в 1514 г. получил в Тюбингене звание магистра и читал там лекции о римских классиках и греческой грамматике. Эразмово издание Нового Завета впервые направило его к изучению библейского текста. Стараниями Рейхлина М. получил кафедру греческого языка в Виттенберге; в своей вступительной лекции "De corrigendis adolescentiae studiis" (1518 г.), составившей эпоху в истории немецкой школы, М. изложил свою гуманистическую программу, одобренную Лютером. Дружественные отношения к Лютеру установились у М. во время лейпцигского диспута и с тех пор, несмотря на временные разногласия, не прерывались до самой смерти Лютера, больше благодаря мягкости М., нежели уступчивости Лютера. Описание лейпцигского диспута, посланное М. Эколампадию, вызвало нападки со стороны доктора Экка; в своем возражении Экку М. впервые развил начала трезвой протестантской экзегезы. В 1521 г. М., под псевдонимом Didymus Faventinus, напечатал в защиту Лютера полемическое сочинение и в том же году выпустил свои "Loci communes rerum theologicarum". Это сочинение М., явившееся результатом его лекций о Посланиях к римлянам, читанных на богословском факультете в Виттенберге, и представляющее собой первый опыт протестантской догматики, в короткое время выдержало несколько изданий. Окончательную свою редакцию, смягченную в учении о наследственном грехе и предопределении, оно получило в 1543 г. Затем М. выступил с целым рядом политико-богословских трактатов, имевших большое значение в ходе реформации. Таковы его: "Epitome doctrinae christianae" (1524), побудившее Филиппа, ландграфа гессенского, примкнуть к реформации; заключение, данное им в 1525 г., по приглашению курфюрста пфальцского, о 12 крестьянских статьях (отвергавшее их требования); его "Unterricht der Visitatoren an die Pfarrherren für Kurfürstentum Sachsen" (1527) — инструкция для предпринятой курфюрстом Иоанном визитации саксонских церквей, явившаяся первым церковным и школьным уставом евангелической Германии; знаменитое аугсбургское исповедание (см.), получившее от М. свою окончательную редакцию; апология аугсбургского исповедания (см.) и "Repetitio confessionis augustanae saxonica" (см. Аугсбургское исповедание), всецело принадлежащие перу М.; трактат "De potestate рарае", написанный М. в 1537 г., по поручению шмалькальденского союза князей. В 1545 г. М. составил "виттенбергову реформацию", в которой сделал католикам большие уступки в отношении епископальной организации церкви. Присутствуя на всех главных собраниях евангелистских чинов, М. принимал деятельное участие во введении реформации в Саксонии и Мейсене, в устройстве церковных и школьных дел в Нюрнберге, Лейпциге, Йене, Тюбингене, Франкфурте. Слава его была настолько велика, что короли Франциск I и Генрих VIII приглашали его во Францию и Англию для упорядочения церковных дел; но М. приглашения эти отклонил. Лютер предназначал М. себе в преемники, и после смерти Лютера (1546) М. стал во главе лютеранизма. Всегда и везде М. выступал уступчивым посредником, склонным на значительные уступки, лишь бы сохранить мир и единение; особенно симпатизировал он швейцарским реформаторам и с 1535 г. все решительнее стал склоняться в учении о евхаристии (см.) к воззрениям Кальвина; участвовал также в выработке лейпцигского интерима (см.). Хотя после смерти Лютера к Меланхтону почти всецело перешел весь тот престиж, которым окружен был основатель реформации, но этого было недостаточно, чтобы обуздать ненависть ортодоксальных последователей Лютера, возмущавшихся отступлениями М. от строго-лютерова учения. До самой смерти М. преследовала "ярость богословов" (rabies theologorum); одни считали его криптокальвинистом (см.), другие обвиняли его в склонности к католическим воззрениям. Господствовавшее в лютеранской Германии ортодоксальное направление долго препятствовало признанию заслуг М. как реформатора; но его значение как "учителя Германии" (Praeceptor Germaniae) никогда не оспаривалось. Вообще, это был ум организующий, систематизирующий, но не пролагающий новых путей. Немецкая школа, какой она была от XVI до XVIII в., через него получила свое прочное устройство и послужила образцом также для иезуитов. Это было, однако, вовсе не оригинальное творение, а осуществление мыслей, которые с самого начала господствовали в немецком гуманизме. Изучали латынь, чтобы изящно владеть ей в письме и в речи; учились по-гречески, чтобы иметь возможность читать Новый Завет в подлиннике, — а за этими целями все остальное отступало на второй план. Меланхтон составил для школ и университетов получившие всеобщее распространение и служившие образцами учебники греческой и латинской грамматики, логики, риторики и диалектики, богословия, этики, физики и психологии. Его изложение было скорее ясно, систематично и изящно, нежели глубоко. В основу он клал Аристотеля, этого "единственного мастера метода". В большинстве случаев Аристотель, по мнению Меланхтона, сходится и с откровением; где этого нет, там надо оставить Аристотеля. М. остался приверженцем аристотелево-птолемеевского учения о мироздании даже по появлении системы Коперника; эту последнюю М. считал "злым и безбожным мнением" и полагал, что правительство обязано подавить ее. Вообще М. одобрял казнь еретиков: сожжение Сервета женевскими кальвинистами он называл "благочестивым и достопамятным для всего потомства примером". M. † 19 апреля 1560 г. и погребен рядом с Лютером. В 1865 г. ему поставлен памятник в Виттенберге. Памятник реформации, открытый в 1883 г. в Лейпциге, изображает Лютера и М.; статуя М. входит также в состав памятника реформации в Вормсе, открытого в 1868 г. Биографию М. написал его друг Иоахим Камерарий (см.); "Verzeichniss der Schriften Melanchthons" составил Ротермунд (Бремен, 1814). Новейшее и наиболее полное собрание сочинений М. издали Бретшнейдер и Биндсейль в "Corpus reformatorum" (28 т., Брауншвейг, 1834—60), а последний издал также "Melanchtonis epistolae, judicia, consilia etc." (Галле, 1874); дополнением к "Corpus reformatorum" служит "Melanchthoniana paedagogica", изданная Hartfelder'ом (Лейпциг, 1892).

    Ср. Galle, "Versuch einer Charakteristik M.'s als Theologen" (Галле, 1840); Herrlinger, "Die Theologie M.'s" (Гота, 1879); A. Franck, "M., Praeceptor Germaniae" (Нердлинген, 1860); Hartfelder, "M., als Praeceptor Germaniae" (в "Monumenta Germaniae paedagogica", т. 7, Б., 1889); Bernhardt, "M., als Mathematiker und Physiker" (Виттенберг, 1865); Chr. E. Luthardt, "M.'s Arbeiten im Gebiete der Moral" (Лейпциг, 1885); Matthes, "Philipp M., sein Leben und Wirken aus den Quellen dargestellt" (Альтенбург, 1842; 2 изд., 1846); Meurer, "M.'s Leben" (Лейпциг, 1860; 2 изд., 1869); С. Schmidt, "Philipp M.'s Leben und ausgewählt Schriften" (Эльберфельд, 1861); Nisard, "Renaissance et reforme. Erasme, Th. Morus, M." (3 изд., II., 1877).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Melanchthon, грецизированное от немецкого Schwarzerd)

    Филипп (16.2.1497, Бреттен, Баден, — 19.4.1560, Виттенберг), немецкий гуманист и теолог, деятель лютеровской Реформации (умеренно бюргерское направление). Родился в семье оружейного мастера. С 1518 профессор греческого языка в Виттенбергском университете, где сблизился с М. Лютером, став его ближайшим соратником и другом. Ярый противник Крестьянской войны 1524—26, Т. Мюнцера и анабаптистов. Теоретик лютеранства, обобщивший принципы лютеранской теологии (составил «Общие принципы теологии», 1521, Аугсбургское исповедание, 1530, и др.). После смерти Лютера (1546) — глава лютеранства. М. — автор многих педагогических сочинений и учебников, он способствовал реорганизации школьного и университетского дела в Саксонии и др. районах Германии, распространению классического образования (за что его назвали Praeceptor Germaniae — «учитель Германии»), в котором, однако, гуманистические идеалы были подчинены интересам лютеранской церкви и князей.

    Соч.: Werke in Auswahl, hrsg. von R. Stupperich, Bd 1—7, Gütersloh, 1951—71.

    Лит.: Stupperich R., Melanchthon, B., 1960; Stern L., Ph. Melanchthon, Humanist, Reformator, Praeceptor Germaniae, Halle, 1963.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Философская энциклопедия

    МЕЛАНХТОН

    (Melanchton) (грецизир. от нем. Швер-церд) Филипп (1497—1560) — нем. теолог и философ. М. сыграл одну из ключевых ролей в оформлении и утверждении Реформации. Автор «Аугсбургского исповедания» — основного вероучительного документа лютеранства, а также «Апологии» к нему. «Loci communes rerum theologicasum» («Общие принципы теологии») М. — первое систематическое изложение лютеранской догматики. В теологии М. основное место занимает тематика оправдания. М. стремился установить гармонию между аристотелизмом и откровением, а также дополнить аристотелизм христианским учением. Приметным элементом учения М. было учение о врожденных принципах, особенно моральных принципах, а также о врожденном характере идеи Бога. И врожденные принципы, и идея Бога интуитивно постигаются посредством lumen naturale (естественного света). Это учение противостояло аристотелевскому учению о tabula rasa.

    Филос. система М. охватывает диалектику (логику и теорию познания), физику, психологию, этику. Логика М., отраженная в учебниках по логике, находилась под влиянием Рудольфа Агриколы. Лекции по физике и астрономии основывались на текстах Аристотеля и Птолемея. М. всячески способствовал изучению книги Н. Коперника. Позиция М. сочетает лютеранское неприятие гелиоцентризма с заимствованием и использованием концептуальных и эмпирических компонентов коперниканской теории, таких как уточненные Коперником астрономические данные, расчетные математические таблицы, его решение проблемы прецессии и некоторые его планетарные модели в рамках геостатической системы. В своих «Комментариях «О душе», а также «Philosophiae morales epitome» и «Ethicae doctrinae elementa» M. свободно использовал Аристотеля. Его идеалом было нравственное совершенствование посредством изучения классиков и Евангелия. И в теологическом, и в филос. плане М., опираясь на Эразма Роттердамского и в противоположность М. Лютеру, отстаивал свободу воли.

    М., выработавший принципы организации протестантских ун-тов, благодаря своей педагогической деятельности был прославлен как Praeceptor Germaniae (Наставник Германии).

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Советская историческая энциклопедия

    (Melanchthon), Филипп (наст. фам. - Шварцерд (Schwarzerd)) (16.II.1497 - 19.IV.1560) - нем. филолог и гуманист, деятель лютеровской Реформации в Германии. Род. в семье оружейного мастера. С 1518 - проф. греч. яз. в Виттенбергском ун-те, где сблизился с М. Лютером, став его ближайшим сотрудником и другом; вместе с ним участвовал в полемике с папистами (на Лейпцигском диспуте, 1519, и др.). Ярый противник Крестьянской войны 1524-25, Т. Мюнцера и анабаптистов, М. отрицательно оценивал и радикально-бюргерские течения Реформации (Карлштадта, У. Цвингли). Теоретик лютеранства, обобщивший принципы лютеранской теологии ("Общие принципы теологии" - "Loci communes rerum theologicarum" - первая редакция 1521, "Unterricht der Visitatoren", 1527, Аугсбургское исповедание, 1530, и др.); после смерти Лютера (1546) - вождь лютеранства. Стремясь воспрепятствовать распространению идей нар. Реформации, М. искал компромисса с католицизмом и был согласен принять Аугсбургский религиозный компромисс 1548, что вызвало резкие нападки на него ортодоксальных лютеран.

    М. способствовал распространению в Германии классич. образования (за что его наз. "Praeceptor Germaniae" - "Учитель Германии"), в к-ром гуманистич. идеалы были, однако, подчинены интересам лютеранской церкви и территориальных князей. М. - автор многих педагогич. соч. и учебников, сохранявших значение до 19 в.

    В бурж. историографии М. рассматривается гл. обр. как теолог и помощник Лютера. Историки-марксисты ГДР (Л. Штерн, М. Штейнмец) оценивают М. как одного из выдающихся гуманистов, пытавшегося примирить лютеранство с гуманизмом. Отмечая принадлежность М. к умеренно-бюргерскому направлению Реформации, его антиреволюционность, историки-марксисты ГДР в то же время подчеркивают его заслуги в борьбе со схоластикой и в распространении гуманистич. образованности.

    Соч.: Opera quae supersunt omnia, v. 1-28, Halle - Brunswick, 1834-60, Erg.-Bd 1-2, 5-6, 1910-26, в изд.: Corpus reformatorum, ed. C. G. Bretschneider (u. a.); Werke in Auswahl, hrsg. von R. Stupperich, Bd 1-4, 1951-63 (изд. продолжается).

    Лит.: Hartfelder K., Ph. Melanchthon als Praeceptor Germaniae, В., 1889; Ellinger G., Ph. Melanchthon, В., 1902; Engelland H., Melanchthon. Glauben und Handeln, В., 1931; Stern L., M. Luther und Ph. Melanchthon, В., (1953); его же, Ph. Melanchthon - Humanist, Reformator, Praeceptor Germaniae, Halle, 1960; Manschreck C. L., Melanchthon, the quiet reformer, N. Y. - Nashville, 1958; Ph. Melanchthon. 1497-1560. Gedenkschrift zum 400. Todestag des Reformators, Bretten, 1960; Stupperich, Melanchthon, В., 1960.

    В. А. Ермолаев. Саратов.

  7. Источник: Советская историческая энциклопедия