Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Levy) — фамилия трех франц. художников: 1) Гюстав Л. (1819-94) — гравер на меди и на стали, ученик Галля и Л. Конье. Им исполнено довольно много портретов по оригиналам Ф. де-Шанпаня, Риго, Мадразо, Винтергальтера и др.; но составил он известность себе, главным образом, гравюрами; "Семейство Кончина", с дрезденской картины П. Веронезе, "Прекрасная садовница", "Мадонна с канделябрами" и "Сикстинская Мадонна" с Рафаеля (последняя из этих трех гравюр была начата Бланшаром, а Л. только окончил ее), "La Vierge au silence", с Анн. Карраччи, "Дамокл", с Кутюра, и "Разбитый кувшин", с Грёза. 2) Эмиль Л. (1826-90) — живописец, ученик Аб. де-Пюжоля и Пико. Начал выставлять свои произведения с 1851 г. и, получив в 1854 г. большую римскую премию, провел шесть лет в Италии. По возвращении в Париж жил безвыездно в этом городе, являясь постоянно экспонентом ежегодных салонов и пользуясь репутацией одного из лучших представителей новейшей французской живописи. Писал исторические и аллегорические картины в идиллическом характере, а также портреты, жанры, плафоны и т. п. Произведения его отличаются приятностью кисти и красотой композиции, но вместе с тем выказывают недостаточное вникновение его в натуру и отсутствие внутренней силы и жизненности выражения. Из произведений его молодости достойны внимания: "Праздник кущей у средневековых евреев" (1852); "Ной, проклинающий Хама" (1855) и "Свободная трапеза первохристианских мучеников" (1859), а из позднейших "Руфь и Ноемия" (1864), "Смерть Орфея" (1866, находится в Люксанбурской галерее), "Радуга" (1868), "Переправа вброд" (1866), "Обед в поле" (1870), "Амур и Безумство" (1874), "Ладья" (1876). "Meta sudans, в Риме" (1877) и нек. др. Декоративными работами своими — плафонами и стенными панно — он украсил несколько парижских общественных зданий и богатых частных домов. 3) Анри-Леополь Л. (род. в 1840 г.) — исторический живописец, ученик Пико, Фромантена и Кабанеля. Обладая сильным колоритом и уменьем сообщать композиции жизнь и драматическое движение, берет для своих картин сюжеты преимущественно из древней истории и агиологии и разрабатывает их в духе Э. Делакруа. Главные его произведения — "Пленные иудеи на развалинах Иерусалима" (1869), "Иродиада с головой Иоанна Крестителя", "Сарпедон" по Гомеру (1874, находится в Люксанбургской галерее), "Коронование Карла Вел." (1883) и "Четыре сцены из жития св. Дионисия".

    А. С — в.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Loewi)

    Отто (3.6.1873, Франкфурт-на-Майне, — 25.12.1961, Нью-Йорк), австрийский физиолог и фармаколог, доктор медицины (1896). В 1909—38 профессор университета в Граце, с 1940 профессор медицинского колледжа Нью-Йоркского университета. Один из создателей теории химической передачи нервного возбуждения. Показал, что регуляция деятельности сердца осуществляется посредством выделяемых нервными окончаниями физиологически активных веществ — медиаторов (См. Медиаторы). За работы об участии Ацетилхолина в передаче нервных импульсов Л. удостоен в 1936 Нобелевской премии (совместно с Г. Дейлом).

    Лит.: Henry Dale (1875 — ). Otto Loewi (1873 — ), в кн.: Stewenson L. G., Nobel prize winners in medicine and physiology. 1901—1950, N. Y., 1953.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Научно-технический энциклопедический словарь

    ЛЕВИ (Loewi) Отто (1873-1961), немецкий фармаколог и медик-исследователь. В 1936 г. вместе с Генри ДЕЙЛОМ получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине за открытие того, что некое химическое вещество (как было позднее доказано Дейлом, им оказался ацетилхолин) может служить посредником при передаче НЕРВНЫХ ИМПУЛЬСОВ от одного НЕЙРОНА к другому.

  5. Источник: Научно-технический энциклопедический словарь



  6. Философская энциклопедия

    ЛЕВИ

    (Levy) Бернар Анри (р. 1949) — фр. философ, один из лидеров движения «новых философов» в 1970-х гг.; испытал влияние Ф. Ницше, А. Камю, структурализма (гл. обр. М. Фуко, Ж. Лакана), Р. Барта. Свою задачу видит в создании «новой онтологии власти», где власть и социальная действительность фактически совпадают, а онтология выступает в качестве теории, исследующей политические структуры мира; познание также приобретает черты политической эпистемологии, философия принимает формы и образы политики. Центральный онтологический вопрос: «что есть бытие?» заменяется вопросом: «что есть власть и чем она отличается от всего прочего?». Власть отождествляется с самим обществом, с его организмом, превращаясь в некий нематериальный принцип: власть закладывает основы общества, упорядочивает его, руководит им. При этом власть не может быть локализована, она целиком заполняет весь мир, она «место всех мест», и не может существовать никакой контрвласти, а следовательно, и никакой реальной борьбы с властью. Бытие власти сходно с бытием языка, который в процессе своего развития все больше приближается к властной функции, и тот, кто владеет языком во всех его возможных смыслах и способах существования, является властителем. Структуры власти, запечатлеваемые в языке, требуют полной нивелировки индивидуально-личностного начала и ведут к нескончаемому увеличению отчуждения и зла: люди всегда говорят языком своих властителей. Согласно Леви, только ценности иудейско-христианской традиции способны противостоять всепроникающей «патологии власти».

  7. Источник: Философская энциклопедия



  8. Советская историческая энциклопедия

    (Levi), Пауль (11.III.1883 - 9.II.1930) - деятель нем. рабочего движения. По профессии адвокат. До 1-й мировой войны примыкал к левому крылу С.-д. партии. В годы войны - член "Союза Спартака", участвовал в создании КПГ и вошел в состав ее руководства. В период мартовских боев 1921 занимал право- оппортунистич. позицию, опубликовал брошюру, в к-рой обвинил участников вооруж. борьбы в путчизме. За это был исключен из КПГ. Став ренегатом, вел борьбу против КПГ. В 1922 вернулся в С.-д. партию, был ее депутатом в рейхстаге. Кончил жизнь самоубийством.

    Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 33, с. 181-85; Ленинский сборник, т. XXXVI, М., 1959, с. 220-23, 295-96.

  9. Источник: Советская историческая энциклопедия