Большая Советская энциклопедия

    Заболоцкий Николай Алексеевич [24.4(7.5).1903, Казань, — 14.10.1958, Москва], русский советский поэт. Окончил Ленинградский педагогический институт им. А. И. Герцена (1925). Начал печататься в 1928. З. — лирик философского склада, размышляющий о месте человека в мироздании. В 1929 опубликовал сборник стихов «Столбцы», в котором фантастично преломился мещанский, нэповский быт, ненавистный поэту. В поэме «Торжество земледелия» (1933) З. впервые пытался выразить мысль, характерную для его позднейшего творчества: человеческий труд и разум вносят гармонию и лад в хаотический мир природы. Творческую силу человека поэт связывает с социалистическим преобразованием страны. В 30—40-х гг. пишет цикл стихов о подвиге исследования и созидания («Венчание плодами», 1932; «Седов», 1937; «Город в степи», 1947) и ряд «натурфилософских» стихов («Метаморфозы», 1937, «Я не ищу гармонии в природе», 1947, и др.), в которых восхищается органической согласованностью и неисчерпаемым разнообразием мира.

    Творчество З. середины 50-х гг. обращено непосредственно к гражданским, общественно-психологическим, моральным проблемам («Неудачник», 1953; «Ходоки», 1954; «Некрасивая девочка», 1955; «Старая актриса», 1956, и др.). Поэт утверждает неизбежную победу прекрасного в мире. В своих стихах З. обращается к традициям классического стиха Ф. И. Тютчева, Е. А. Баратынского, Н. А. Некрасова. З. — один из крупнейших советских переводчиков. Ему принадлежат переводы поэмы Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре» (1957 — последняя редакция перевода), произведения многих грузинских поэтов, немецкой классической поэзии, стихотворное переложение (1938—46) «Слова о полку Игореве». Стихи З. переведены на многие иностранные языки. Награжден орденом Трудового Красного Знамени.

    Соч. и переводы: Избранное. [Вступ. ст. Н. Тихонова, здесь же автобиография З.], М., 1960; Стихотворения и поэмы. [Вступ. ст. А. М. Туркова], М. — Л., 1965; Грузинская классическая поэзия в переводах Н. Заболоцкого, т. 1—2, Тб., 1958.

    Лит.: Роднянская И., Поэзия Н. Заболоцкого, «Вопросы литературы», 1959, №1; Турков А., Николай Заболоцкий (1903—1958), М., 1966; Македонов А., Николай Заболоцкий. Жизнь. Творчество. Метаморфозы, [Л., 1968].

    И. Б. Роднянская.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ЗАБОЛОЦКИЙ Николай Алексеевич (1903-58) - русский поэт. В сборнике "Столбцы" (1929) - гротескное изображение нэповского быта. В поэме "Торжество земледелия" (1933) - философское осмысление темы преобразования природы, в поздней лирике - размышление о месте человека в мироздании, общественно-психологические, нравственные проблемы. Переводчик грузинской поэзии, "Слова о полку Игореве". Опыт жертвы сталинских репрессий в мемуарах "История моего заключения" (опубликованы за рубежом на английском языке в 1981, в России в 1986).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Заболо́цкий Николай Алексеевич

    (1903—1958), русский поэт. В сборнике «Столбцы» (1929) — гротескное изображение нэповского быта. В поэме «Торжество земледелия» (1933) — философское осмысление темы преобразования природы, в поздней лирике — размышления о месте человека в мироздании, общественно-психологические, нравственные проблемы. Переводы «Слова о полку Игореве», из грузинской поэзии. В 1938—44 был необоснованно репрессирован; воспоминания «История моего заключения» (опубликовано за рубежом на английском языке в 1981, в СССР в 1986).

    * * *

    ЗАБОЛОЦКИЙ Николай Алексеевич

    ЗАБОЛО́ЦКИЙ Николай Алексеевич (1903—58), русский поэт. В раннем творчестве (сб. «Столбцы», 1929) близок к обэриутам(см. ОБЭРИУ). Составленный к 1933 и разгромленный критикой второй сборник и «Вторая книга» (1937), сборники «Стихотворения» 1948 и 1957 гг. посвящены смыслу бытия природы и человека, «этике космоса». Репрессирован в 1938, до 1946 был в лагерях и ссылке. Возобновив поэтическую работу, создал стихотворный перевод «Слова о полку Игореве» (1938, 1945). Философско-этические прозрения Заболоцкого выражены в классических формах, образы «телесны» и наполнены символическим смыслом.

    * * *

    ЗАБОЛО́ЦКИЙ Николай Алексеевич [24 апреля (7 мая) 1903, Казань — 14 октября 1958, Москва], русский поэт.

    Годы учения

    Родился в семье земского агронома. Детство и годы учения в Уржумском реальном училище прошли в с. Сернур, где отложились первые впечатления от вятской природы и от деятельности отца. В 1920—25 учился в Московском университете, затем в Петрограде, где окончил отделение языка и литературы Педагогического института им. Герцена. В 1926—27 служил в армии.

    «Столбцы»

    Заболоцкий говорил, что поэзия для него имеет общее с живописью и архитектурой и ничего общего не имеет с прозой. Предположительно, он написал две первые части декларации обэриутов(см. ОБЭРИУ) (1928), где поэтов призывают: «Посмотрите на предмет голыми глазами, и вы увидите его впервые очищенным от ветхой литературной позолоты». Заболоцкий в этой декларации характеризуется как «поэт голых конкретных форм, придвинутых вплотную к глазам зрителя».

    В первом сборнике поэта «Столбцы» (22 стихотворения) город представлен чуждым и зловещим, но по-особому живописным. Обыватель изображен сатирически («Вечерний бар», «Новый быт», «Свадьба»), с элементами черного юмора («Обводный канал»). Мир живого показан как униженный и оскорбленный («Движение»). Широко используются фантастика, гротеск («Офорт», «Красная Бавария»). Отмечен «оккультизм», вероятно, заимствованный у Хармса(см. ХАРМС Даниил Иванович): так, слова «Звезды, розы и квадраты» суть символы тайных учений.

    Заболоцкий использует эмоциональность высоких слов («Лицо коня», «Цирк»), контрастно сочетая их со стилистически сниженными: «Тут девка водит на аркане Свою пречистую собачку» («Народный дом»). Поэт переосмысляет традицию оды и анакреонтической лирики(см. АНАКРЕОНТ) Ломоносова(см. ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич) и Державина(см. ДЕРЖАВИН Гаврила Романович) («Часовой», «Прогулка»). Отмечаются отзвуки Пушкина(см. ПУШКИН Александр Сергеевич), так, вариант «Прогулки» содержал парафраз из «Брожу ли я вдоль улиц шумных...»: «Перед ним сияют воды, льется сумрак голубой, и веселая природа бьет о камень гробовой». Складывается и поэтика индивидуальных контекстов, например, образ коня обретает свое значение в общем контексте «Лица коня», «Движения», «Торжества земледелия».

    «Натурфилософские» поэмы

    Чувство родства с «косноязычной» природой, жаждущей понимания, явленное в «Смешанных столбцах», нашло здесь полное выражение. Три поэмы тесно связаны по содержанию и поэтике. Вселенная в них как бы только возникает из первобытного хаоса, преображается — в этом глубинная связь с «Фаустом» Гете(см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг), отмеченная применительно к «Торжеству земледелия» (1929—30) уже в 1936; о ней говорит и эпиграф из «Фауста» в черновике «Безумного волка» (1931), смыкаясь с цитированными в примечаниях к «Деревьям» (1933) идеями В. Вернадского(см. ВЕРНАДСКИЙ Владимир Иванович) и Г. Сковороды(см. СКОВОРОДА Григорий Саввич).

    В крестьянском мире Заболоцкий видит не патриархальную утопию, но пытливость крестьянского ума, разбуженного от вековой дремоты и мыслящего о строении Вселенной, о бессмертии души. Становление человеческой цивилизации воспроизводится в животном мире, где «Волк ест пирог и пишет интеграл. Волк гвозди бьет...». Дискуссионные собрания в животном или растительном мире происходят с участием человека или без него. Волк-студент («Безумный волк») как идеолог «трезвого мира» продолжает линию Солдата из «Торжества земледелия», а Безумный Волк развивает тему Хлебникова(см. ХЛЕБНИКОВ Велимир), героя «Торжества...», о том, что «мир животный с небесами Тут примирен прекрасно-глупо».

    Если в трех поэмах фантазия изобретательна, а поэтическое чувство «заперто», то «Лодейников» (1932—1934, 1947) — это скорбь духа, потрясенного «вековечной давильней» натуралистически изображенной природы, что косвенно отражает и социальную жизнь страны.

    Выход «Торжества земледелия» (журнал «Звезда», 1933) вызвал критические обвинения как «пасквиль на коллективизацию» и «циничное издевательство над материализмом... под маской юродства и формалистических вывертов», и подготовленный к этому времени сборник стихов не увидел света. Средства к жизни доставляла работа в детской литературе (Заболоцкий сотрудничал в детских журналах «Еж» и «Чиж»), переводы и переложения для детей книг Рабле(см. РАБЛЕ Франсуа) «Гаргантюа и Пантагрюэль», де Костера(см. ДЕ КОСТЕР Шарль) «Тиль Уленшпигель» и «Витязя в тигровой шкуре» Руставели(см. РУСТАВЕЛИ Шота) (в 1950-х гг. был сделан полный перевод).

    1930-е годы

    Еще до 1929 стихотворения «Обед» и «Руки» обозначили новую, «классическую», эстетику Заболоцкого, о которой он писал: «... спокойно должно быть и лицо стихотворения. Умный читатель под покровом внешнего спокойствия отлично видит все игралище ума и сердца».

    В начале 1932 Заболоцкий знакомится с работами Циолковского(см. ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович), близкими его представлению о мироздании как единой системе, где живое и неживое находится в постоянном взаимопревращении. Элегия «Вчера, о смерти размышляя...» (1936), полемически развивая традицию Боратынского(см. БАРАТЫНСКИЙ Евгений Абрамович), начинаясь с темы «нестерпимой тоски разъединенья» человека и природы, восходит к апофеозу разума как высшей ступени эволюции: «И сам я был не детище природы, Но мысль ее! Но зыбкий ум ее!». Заболоцкому дорога идея бессмертия. В «Метаморфозах» (1937), как и в «Завещании» (1947), которое восходит к «Завету» Гете: «Кто жил, в ничто не обратится», — через смерть завершается круг развития, а вечная обновляемость показана как залог жизни духа.

    В 1936 поэт был вынужден принять участие в дискуссии о формализме, где, не отрекаясь от ранних произведений, он называет стихотворение «Север» как опубликованный образец своей «простой, доступной для широкого читателя» поэзии. В 1937 вышла «Вторая книга» (17 стихотворений). В 1938 Заболоцкий был арестован по обвинению в принадлежности к контрреволюционной организации, на следствии проявил редкостное мужество. До 1944 отбывал наказание в лагерях Дальнего Востока и Алтайского края (стихов не писал), с весны до конца 1945 в ссылке в Караганде (работал чертежником), где завершил работу над поэтическим переводом «Слова о полку Игореве» (1938, 1945), оказавшим благотворное влияние и на его судьбу — как произведение, прошедшее в печать, и на творчество — как образец уникальной поэтики.

    Московский период

    В 1946 Заболоцкий был восстановлен в Союзе писателей, сначала жил в Переделкино, затем, наконец-то, получил жилье в Москве, зарабатывал переводами. В оригинальном творчестве подъем 1946—48 сменился спадом в 1949—52 и новым подъемом в 1956—58, когда было создано около половины стихотворений московского периода. Возобновляется «натурфилософская» тема («Читайте, деревья, стихи Гезиода...», «Я не ищу гармонии в природе...»), включающая искусство в картину естественного бытия («Гомборский лес», «Бетховен») по формуле «мысль—образ—музыка».

    Новый этап знаменуется вниманием к человеческой личности и ее этике, что проявилось в ранее несвойственной ему автобиографичности («В этой роще березовой...», цикл «Последняя любовь»), в посвящении памяти обэриутов «Прощание с друзьями», в психологизированных портретах («Портрет», «Некрасивая девочка») с элементами драматического сюжета («Жена», «В кино», «Старая актриса», «Где-то в поле возле Магадана»). Начатая в стихотворениях 1938 года («Север», «Седов») тема человеческого созидания, вписанного в творчество природы, развивается в «Творцах дорог», «Городе в степи» (оба — 1947) и других произведениях, основанных на впечатлениях от восточных строек. Интерес к истории и эпосу соседствует в поэме «Рубрук в Монголии» (1958) — о путешествии монаха(см. РУБРУК Виллем)-миссионера 13 в. — с характерными для лирики поэта мотивами отчуждения и одиночества.

    О разных прочтениях Заболоцкого

    Заболоцкий ушел очень рано (после двух перенесенных инфарктов). Широкое признание в отечестве пришло к нему посмертно и в компромиссных формах, разные читатели приемлют его поэзию на основаниях, порою взаимоисключающих. Для многих Заболоцкий остается в ряду поэтов, ангажированных советским официозом, как автор «Ходоков», «Прощания», «Горийской симфонии», которые читались в дни юбилейных торжеств. «Смерть врача», «Некрасивую девочку» и др. иногда связывают с сентиментальным примитивом городского фольклора. Западные слависты ставили Заболоцкого в ряд таких явлений европейского модернизма, как экспрессионизм(см. ЭКСПРЕССИОНИЗМ), сюрреализм(см. СЮРРЕАЛИЗМ), дадаизм(см. ДАДАИЗМ), на родине писалось о метафизичности, утопизме, связи с постмодернизмом и др.

    В серии «Библиотека поэта» (1965) «Столбцы и поэмы» были «спрятаны» во второй половине книги и объявлены данью «формальному экспериментаторству». Завещанная самим поэтом форма итогового сборника (Заболоцкий Н. Столбцы и поэмы: Стихотворения. М., 1989) определена им в 1958; она «скрывает» этапы творческого пути.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Москва (энциклопедия)

  7. Источник:



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: