Большая Советская энциклопедия

    I

    Ви́ланд (Wieland)

    Генрих (4.6.1877, Пфорцхейм, Баден, — 5.8.1957, Штарнберг), немецкий химик-органик и биохимик. Учился в Штутгарте, Берлине и Мюнхене. С 1901 доктор философии. С 1909 экстраординарный профессор, с 1913 член Совета по органической химии Мюнхенского университета и с 1917 одновременно ординарный профессор Высшей технической школы в Мюнхене. С 1917 профессор Фрейбургского университета, а с 1925, заменив Р. Вильштеттера, возглавил кафедру органической химии университета в Мюнхене. Основные работы В. по химии гормонов, стероидов, алкалоидов, жёлчных кислот, а также хлорофилла и гемоглобина. Выдвинул (одновременно с В. И. Палладиным) теорию дегидрирования, объясняющую механизм окислительных реакций, в том числе процессов биологического окисления. В 1927 В. присуждена Нобелевская премия за исследования строения жёлчных кислот и аналогичных соединений.

    Соч.: Untersuchungen über die Gallensäuren, «Hoppe-Seyler's Zeitschrift für die physiologische Chemie», 1916—17, Bd 98, S. 59—64 (совм. с H. Sorge); Untersuchungen über die Konstitution der Gallensäuren, там же, 1932, Bd 210, S. 268-81; Bd 211, S. 261-274 (совм. с Е. Dane und E. Sholz); Über den Verlauf der Oxydationsvorgänge, Stuttg., 1933; в рус. пер. — Практические работы по органической химии, 3 изд., Л., 1930 (совм. с Л. Гаттерманом).

    Лит.: Poggendorff I. С., Biographisch-literarisches Handwörterbuch..., Bd 6, Tl 4, В., 1939, S. 2876.

    С. С. Кривобокова.

    II

    Ви́ланд (Wieland)

    Кристоф Мартин (5.9.1733, Оберхольцхейм, близ Бибераха, — 20.1.1813, Веймар), немецкий писатель. Сын пастора. Учился в Тюбингенском университете. Опубликовал религиозно-дидактические поэмы: «Испытание Авраама» (1753) и др. С 1772 был воспитателем будущего герцога Карла Августа в Веймаре, где издавал журнал «Дер дойче меркур» («Der Deutsche Merkur», 1773—1810). Осмеивая сентиментальную мечтательность, как и моральный аскетизм, В. внёс свою лепту в салонно-аристократическую литературу стиля Рококо. Его «Агатон» (1766, рус. пер. 1783—84) — первый в Германии образец просветительского «романа воспитания». В сатирическом романе «Абдеритяне» (1774, рус. пер. 1832—40), как и в поэме «Музарион» (1768), В. переносит действие в Древнюю Грецию. Лучшее произведение В. — фантастическая поэма «Оберон» (1780, рус. пер. 1787). Филистерские упования В. на конечную победу «здравого смысла» и роль придворного поэта служили поводом для насмешек со стороны писателей «Бури и натиска» (См. Буря и натиск), И. В. Гёте, позднее — Г. Гейне. Прогрессивное значение для развития немецкой культуры имели его переводы Лукиана и У. Шекспира.

    Соч.: Sämtliche Werke, Bd 1—53, Lpz., 1818—29.

    Лит.: Рейман П., Основные течения в немецкой литературе, 1750—1848, пер. с нем., М., 1959; Sengle F., Wieland, Stuttg., 1949; Hecker J., Wieland..., Weimar, 1966.

    К. М. Виланд.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Литературная энциклопедия

    Виланд

    ВИЛАНД Христоф Мартин (Christof Martin Wieland, 1733—1813) — крупнейший поэт и идеолог немецкого Рококо (см.), издатель первого в Германии журнала литературы и искусства «Германский Меркурий» (Der Deutsche Merkur), представитель одворянившихся слоев немецкой буржуазии XVIII века. Сын пастора, часть своей жизни провел при дворе веймарского герцога, где находился в дружественных отношениях с Гёте.

    Начальный период творчества В. (1752—1763) — это период исканий собственного стиля. Первые произведения В. («О природе вещей. Стихотворное поучение в 6 книгах», 1752; «Двенадцать моральных писем в стихах», 1752; «Испытание Авраама», 1753; «Письма усопших к оставленным друзьями», 1753 и др.) создаются под знаком «серафического» направления Бодмера и Клопштока. На драму «Клементина» решающее влияние оказывает Ричардсон. С середины шестидесятых годов начинается зрелый период творчества В. (1764—1813), когда он выступает как писатель Рококо. «Серафические» настроения исчезают, давая место рационализму и гедонистическим настроениям («Дон Сильвио де Розальва», 1764, «Идрис», 1766—1767 и др.).

    В центре этого периода стоят три самых значительных произведения В., с разных сторон рисующие фигуру писателя: это философский роман «Агатон» (Agathon, 1766—1794), наряду с «Вильгельмом Мейстером» Гёте — крупнейший немецкий образовательный роман XVIII в. В., писавший его в течение длинного ряда лет, развивает в нем свои взгляды на природу совершенного человека, приходя к утверждению гармонически развитой, в духе Шефтсбери, личности (синтез разума и страсти, добродетели и требований плоти). Наделяя совершенную личность добродетелью, Виланд вступает в противоречие с рядом своих произведений («Идрис», «Смешные рассказы» и др.), в к-рых им прокламировался образ безудержно чувственного человека; эти произведения создали В. даже славу непристойного, эротического писателя. Крайне характерно, что самое продуманное произведение крупнейшего поэта немецкого Рококо преодолевает идеал до конца эмансипировавшей свою плоть личности, что немецкая буржуазия, даже в своих одворянившихся частях, оставалась в большой степени верной классовому чувству, не отказывалась от своей традиционной бюргерской морали, не растворялась полностью в дворянских настроениях гипертрофированного гедонизма.

    Если в «Агатоне» В. говорит об идеальном человеке, то роман «Абдеритяне» (Geschichte der Abderiten, 1774—1780) посвящен реальным людям и их недостаткам. В занимательной истории глупых поступков горожан греческого городка Абдеры В. показывает себя мастером иронической манеры письма, к-рая его сближает с Вольтером и, гл. обр., со Свифтом. Ироническое, и даже скептическое отношение к несовершенной действительности типично для писателя Рококо. Однако, если одни (напр. Вольтер) переводят свой скепсис в русло социальной сатиры, то другие, в данном случае В., за к-рым стоит не созревшая еще для переустройства социальных отношений немецкая буржуазия, ограничиваются легкой насмешкой над людскими пороками.

    Умеренность, боязнь крайностей — вообще черты, свойственные немецкому Рококо. Так Агатон приходит к заключению, что «зло не может быть вырвано с корнем сразу, что самые радикальные проекты обычно бывают самыми худшими», философия же «Музариона» (1768) сводится к апологии «светлой и тихой радости», долженствующей наполнить существование постигших смысл жизни людей. В качестве политического мыслители В. также не отличался радикализмом — высшим идеалом его политического романа «Золотое зеркало» (1772) является просвещенный абсолютизм.

    Самым совершенным произведением Виланда может считаться сказочная эпопея в стихах — «Оберон» (Oberon, 1780). «До тех пор пока поэзия останется поэзией, золото золотом, а кристалл кристаллом, — поэма Оберон будет вызывать общую любовь и удивление, как chef duvre поэтического искусства» (Гёте). Здесь вскрывается сущность Виланда как поэта Рококо и обнаруживается вся его, столь характерная для Рококо, любовь к орнаменту, к игре ярких красок, к пышной фантастике. В «Обероне» мелькают картины «сельской простоты и восточного великолепия, городского шума и отшельнической жизни, диких пустынь и мирных лугов, рыцарских битв и волшебных танцев, веселых пиров и бедственных кораблекрушений», т. е. всего того, чем в свое время увлекались поэты Барокко и чем вновь начали увлекаться их преемники, поэты Рококо. К «Оберону» примыкает ряд произведений: стихотворная обработка сказки из «1001 ночи» — «Шах Лоло» (1784); фантастическая история приключений рыцарей короля Артура — «Зимняя сказка» (1784); «Знатный Герон» (1786) и др.

    В. — крупнейший орнаменталист немецкого Рококо. Но в отличие от Глейма и Гесснера (см.) он склонен к большим полотнам (романы «Агатон», «Абдеритяне», «Перегринус Протеус», сказочная эпопея «Оберон») и к широко развернутой пышности. Как и другие представители названного стиля, он обнаруживает высокую культурность, далеко превосходя в этом многих писателей. Он занимателен, изящен, про него говорили, что он первый сообщил немецкому яз. французскую легкость и гибкость, и современники вполне справедливо считали его отличным стилистом (интересам стиля служил и его журнал «Германский Меркурий», основанный в 1773).

    Значительна также деятельность В. как переводчика: его переводы (прозой) драм Шекспира сыграли заметную роль в истории немецкой культуры; В. переводил также Лукиана, Горация, Цицерона.Библиография:

    I. На русский яз. переведены: «Агатон» — Ф. Сапожниковым, М., 1783—1784; «Аристипп и некоторые из его современников» — Ив. Татищевым, М., 1807—1808; «Новый Дон-Кихот» — Ф. Сапожниковым, М., 1782; «Музарион или философил Греции», М., 1784; «Оберон, царь волшебников», М., 1787; «Абдеритяне» — Баталиным, М., 1832—1840; «Мраморная купель» — П. Петровым, СПБ., 1805, и др. Полн. собр. сочин. В.: Wielands Gesammelte Schriften, изд. Берлинской академии, 1909.

    II. Ofterdinger, Chr. Wielands Leben, Heilbr., 1877; Funk H., Beitrage zu Wielands Biographie, Freiburg, 1882; Thalmeyer, Ueber Wielands Klassicitat, Sprache und Stil, 1894; Bauer F., Ueber den Einfluss L. Sternes auf Wieland, Karlsbad, 1898; Seuffert B., Der Dichter des Oberons, Prag, 1900; Zipper A., Wielands Oberon, Lpz., 1900; Kersten, Wielands Verhaltniss zu Lucian, Hamburg, 1900; Lenz, Wielands Verhaltniss zu Spenser, Pope und Swift, 1903; Klein T., Wieland und Rousseau, Berlin, 1903; Vogt V., Der goldene Spiegel und die Entwickelung der poetischen Aussichten Wielands, Berlin, 1903; Hizzel L., Wielands Beziehungen zu den deutschen Romantikern, Bern, 1904; Walter V., Chronologie der Werke Wielands, Greifswald, 1904; Schroeder F. W., Wielands «Agathon» und die Anfange des modernen Bildungsromans, Konigsberg, 1904; Ischer K., Kleine Studien uber Wieland, Bern, 1905; Calror, Wieland. Der metaphorische Ausdruck des jungen Wieland, Gottingen, 1906; Budde Fr., Wieland und Bodmer, Berlin, 1910; Tribolet H., Wielands Verhaltniss zu Ariosto und Tasso, Bern, 1919; Gundolf F., Shakespeare und der deutsche Geist, 1920.

  3. Источник: Литературная энциклопедия



  4. Научно-технический энциклопедический словарь

    ВИЛАНД (Wieland) Генрих Отто (1877-1957), немецкий химик, удостоенный Нобелевской премии в области химии за исследования ЖЕЛЧНЫХ кислот (1927). В 1912 г. обнаружил, что три известные тогда желчные кислоты родственны по своей структуре. Показал, что они построены по схеме СТЕРОИДА, следовательно, подобны по структуре ХОЛЕСТЕРИНУ. Также исследовал реакции окисления (см. ОКИСЛЕНИЕ-ВОССТАНОВЛЕНИЕ), происходящие в живых тканях, и обнаружил, что такое окисление осуществляется путем дегидрогенизации (устранения атомов водорода), а не присоединением кислорода.

  5. Источник: Научно-технический энциклопедический словарь